ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОГО СТИЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ МАЛОГО СЕВЕРНОГО ГОРОДА
Автор: Кудрявцева Марина Геннадьевна Должность: концертмейстер Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств города Югорска" Населённый пункт: города Югорск, ХМАО-Югра Наименование материала: статья Тема: ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОГО СТИЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ МАЛОГО СЕВЕРНОГО ГОРОДА Раздел: дополнительное образование
ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ МАЛОГО СЕВЕРНОГО ГОРОДА
М.Г. Кудрявцева,
МБУ ДО «Детская школа искусств города Югорска»
Путь школы «от социальных приказов к социальным заказам», от
«культуры
полезности»
к
«культуре
достоинства»
неизменно
ведет
к
формированию нового образовательного пространства, определяемого как
пространство отношений и связей между культурными мирами, уникально
существующими в каждом их конкретном носителе – социальной группе,
ребенке, взрослом.
1
Локальная
(школьная)
образовательная
среда,
в
отличие
от
образовательной
среды
в
широком
смысле,
представляет
собой
функциональное и пространственное объединение субъектов образования,
между
которыми
устанавливаются
тесные,
разноплановые
групповые
взаимосвязи.
2
Такого
же
понимания
среды
–
как
системы
отношений
между
субъектами – придерживается В.И. Слободчиков, который считает, что
«образовательная среда не есть нечто однозначное и наперед заданное;
среда начинается там, где происходит встреча (сретенье) образующего и
образующегося; где они совместно начинают ее проектировать и строить
как предмет и как ресурс своей совместной деятельности; и где между
институтами,
программами,
субъектами
образования,
образовательными
деятельностями
начинают
выстраиваться
определенные
связи
и
отношения»
3
.
Исследованию
типов
взаимодействия
учащегося
и
педагога
в
различных видах деятельности посвящены труды Н.В. Балабановой, Р.Э.
Майоровой, В.В. Серикова, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской и др.
Так,
Р.Э.
Майорова
выделяет
свойства
социально-контактного
компонента
образовательной
среды,
которые
позволяют
повысить
эффективно сть
межлично стного
взаимодействия
с у бъ е к т о в
педагогического процесса:
1)
разнообразие – это качественная характеристика свойства
социально-контактного компонента образовательной среды, предлагающая
субъектам,
присутствующим
в
ней,
более
или
менее
широкий
спектр
образовательных возможностей, которые могут заключаться как в живых
субъектах среды – людях, так и в ее физических параметрах;
2)
динамичность
–
х а р а к т е р и с т и к а ,
о т р а ж а ю щ а я
изменчивость, гибкость данной среды по отношению к индивиду; чем
подвижнее,
гибче
по
отношению
к
индивиду
проявляет
себя
образовательная среда, тем восприимчивее к вступлению к участию в
образовательном взаимодействии будет данный индивид, тем эффективнее
данное взаимодействие;
3)
восприимчивость
индивида к
образовательной
среде
характеризуется достаточно высоким уровнем динамичности такой среды
и выражается в качестве связей, возникающих в процессе образовательного
взаимодействия;
высокая
степень
восприимчивости
индивидом
образовательной
среды
создает
условия
для
возникновения
прочных
разносторонних связей между всеми участниками взаимодействия;
4)
напряженность
–
свойство
социально-контактного
компонента образовательной среды, характеризующееся наличием в ней
положительного
эмоционального
уровня,
который
способствует
возникновению
положительной
эмоциональной
напряженности
между
всеми участниками образовательного взаимодействия;
5)
достаточность
образовательной
среды
–
свойство,
раскрывающее особенности управления в данной среде, подразумевающее
ее относительную самостоятельность и индивидуальность по сравнению с
другими образовательными средами.
4
В научной литературе употребляется целый ряд терминов, имеющих
непосредственное
отношение
к
содержанию
социально-контактного
компонента образовательной среды: «социально-психологический климат»,
«морально-психологический климат», «психологический настрой группы»,
«эмоционально-психологический настрой коллектива», «психологическая
атмосфера», «социально-психологическая обстановка» и др.
Социально-контактный
компонент
образовательной
среды
содержательно соответствует такой характеристике «школьной среды» по
Г.А.
Ковалеву,
как
человеческий
фактор,
к
которому
им
отнесены
пространственная
и
социальная
плотность
субъектов
учебно-
воспитательного процесса, степень скученности (краудинга) и его влияние
на
социальное
поведение,
личностные
особенности
и
успеваемость
учащихся,
изменение
персонального
и
межличностного
партнерства
в
зависимости от условий конкретной школьной организации, распределение
статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности учащихся
и учителей и т.п.
5
Кроме
того,
социально-контактный
компонент
развивающей
образовательной среды в целом соответствует психолого-педагогическому
феномену,
определяемому
В.С.
Мухиной
и
В.А.
Горяниной
как
«продуктивный стиль взаимодействия», который «можно определить как
плодотворный способ контакта партнеров, способствующий установлению
и
продлению
отношений
взаимного
доверия,
раскрытию
личностных
потенциалов
и
достижению
эффективных
результатов
совместной
деятельности».
6
Именно
такая
характеристика
и
свойства
социально-контактного
компонента
образовательной
среды
позволят
достичь
продуктивного,
качественного
трехканального
акта
взаимодействия
между
субъектами
среды.
Взаимодействие
подобного
уровня
отличается
особыми
направлениями во взаимоотношениях ребенка и взрослого:
1.
Информационный
канал.
Р е б е н о к
а к т и в н о
воспринимает
поступающую
от
близкого
окружения
информацию,
фиксирует,
перерабатывает,
интерпретирует
ее,
исходя
из
своего
предшествующего опыта. Его восприятие субъективно и поэтому ребенок
может дать оригинальную интерпретацию полученной информации и тем
самым обогатить модель мира взрослого.
2.
Эмоциональный
канал.
Все
положительные
и
отрицательные эмоциональные импульсы, посланные значимыми другими,
воспринимаются
ребенком
и
вызывают
в
нем
ответные
реакции,
и,
наоборот,
его
собственные
негативные
и
позитивные
чувства
по
отношению к близким, отражаются на их эмоциональном самочувствии.
7
3.
Духовный канал. Непосредственность, искренность,
непредвзятость
ребенка
достаточно
часто
оказывают
влияние
на
моральную жизнь близкого взрослого, в какой-то мере корректируют его
поведение. О воспитании ребенком окружающих его взрослых много писал
Я. Корчак: «ребенок обогащает меня опытом, влияет на мои взгляды, на
мир моих чувств… Ребенок и поучает и воспитывает».
8
В этой связи представим экспериментальный вариант содержания и
организации социально-контактного компонента образовательной среды на
примере
детской
школы
искусств
(ДШИ)
малого
северного
города.
Социальная
сторона
деятельности
педагогов
и
администрации
ДШИ
направлена
на
то,
чтобы
педагог
–
ребенок
–
родители
стали
полноправными партнерами, как в обучении, так и во внешкольной жизни.
Привлечение родителей к школьной жизни организуется в ДШИ при
помощи различных форм работы. Так, например, родители вовлекаются в
выполнение домашних заданий с детьми. Для этого, педагоги (особенно на
отделении раннего эстетического развития) формулируют задания таким
образом, чтобы ребенок обязательно обратился к родителям, но не по
причине,
что
задание
очень
сложное,
а
по
причине
необходимости
выполнения этого задания вместе с папой или мамой. Кроме того, частой
формой
работы
с
родителями
является
организация
семинаров
на
различные
темы
(«Как
обращаться
с
ребенком:
как
он
этого
иногда
заслуживает
или
лучше?»;
«Что
такое
оценка
педагогическая
и
настоящая?»;
«Можно
ли
не
пускать
ребенка
гулять,
если
он
еще
не
позанимался музыкой?» и др.).
Одна
из
развивающих
возможностей
среды,
обеспечивающая
становление социальной активности личности. Сопричастность субъектов
к
управлению
образовательным
процессом
начинается
с
их
информированности о принимаемых органами самоуправления решениях и
разрабатываемых планах. Такая информация может распространяться с
помощью школьного радио, печати, сменных стенгазет или, например,
выступлений
на
школьных
ученических
собраниях.
Важно,
чтобы
эта
информация служила предметом обсуждения субъектов образовательного
процесса. Так, управление в образовательном учреждении в нашей работе
носить форму соуправления, где учащиеся также как учителя и родители
являются активными субъектами в процессе принятия решений, связанных
со школьной жизнью.
Форм учебных встреч детей и взрослых в ДШИ достаточно много.
Это – уроки, студии, интегрированные занятия, концертные дни и т.д. Всех
их объединяет особая форма коммуникации – диалог. Подобная форма
общения позволяет решать общие педагогические задачи и способствовать
активности всех субъектов образовательной среды. Важно, что активность
при этом направлена на предмет общения, а не на личность.
Таким
образом,
особая
организация
взаимодействия
родителей,
педагогов
и
детей,
а
также
совместная
работа
ДШИ
с
различными
учреждениями,
в
том
числе
и
общеобразовательными
школами,
способствует не только комплексному изучению личности ребенка, его
состояния
здоровья,
увлечений,
интересов,
отношений
в
семье,
но
и
формированию
активной
жизненной
позиции
детей,
социальной
мобильности,
совершенствованию
личностных
качеств,
помогающих
адаптироваться в современных социокультурных условиях.
1
Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров [Текст] / А.Г.
Асмолов. – М. : Изд-во «Институт практической психологии». – Воронеж : НПО «МОДЭК»,
1996. – С. 32
2
Ясвин, В.А. Экспертиза школьной образовательной среды [Текст] / В.А. Ясвин. – М. :
Сентябрь, 2000. – С. 12
3
Слободчиков,
В.И.
О
понятии
образовательной
среды
в
концепции
развивающего
образования. Выступление на пленарном заседании первой российской конференции по
экологической психологии (Москва, 3-5 декабря 1996 г.)
4
Майорова,
Р.Э.
Формирование
среды
личностно-ориентированного
образовательного
взаимодействия как необходимое условие его эффективности: автореф. дис. … канд. психол.
наук [Текст] / Р.Э. Майорова. – М., 1998. – С. 12
5
Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А.
Ясвин, С.Д. Дерябо. – М. : Смысл, 2001. – С. 239
6
Мухина, В.С. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе
непрерывного образования: концепция и опыт ИРЛ РАО [Текст] / В.С. Мухина, В.А. Горянина
// Воспитание и развитие личности. – М., 1997. – С. 9
7
Темина, С.Ю. По пути развития школьника [Текст] / С.Ю. Темина. – М. : МПСИ; Воронеж :
НПО «МОДЭК», 1999. – С. 59-60
8
Корчак, Я. Как любить ребенка [Текст] / Я. Корчак // Педагогическое наследие. – М. :
Педагогика, 1990. – С. 171