Автор: Карпухина Татьяна Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДС №5 "Звездочка" Населённый пункт: Мурманская обл. г. Полярный ул. Лунина д.2 Наименование материала: Статья Тема: Физкультминутка - это важно Раздел: дошкольное образование
Физкультминутка – это важно.
Физические упражнения могут иметь большое значение в предупреждении
утомления детей во время занятий, требующих умственного напряжения.
Благотворное влияние активного отдыха в виде физкультминуток между
занятиями отмечали в своих исследованиях многие ученые.
Выбор физических упражнений производится с учетом того, что в каждом
виде деятельности дошкольников представлены компоненты умственного и
физического напряжения. Так, для удержания позы «сидя» на занятиях
необходимо напряжение мышц разгибателей: затылочных, спинных, тазового
пояса, которые у дошкольников еще недостаточно развиты. Время, в течение
которого ребенок удерживает напряженную для него статическую позу,
находится в прямой зависимости от его возраста. Характер физических
упражнений, выполняющих роль активного отдыха, должен обеспечить
отдых тем уставшим мышцам, которые на занятиях подвержены
значительной нагрузке. Очень важно, чтобы движения для обеспечения
отдыха от умственной работы были простыми, интересными, хорошо
знакомыми детям. Введение двигательных упражнений должно
способствовать также переключению внимания ребенка. В комплексы
физкультминуток включаются физические упражнения на крупные группы
мышц, которые снимают статическое напряжение, активизируют дыхание,
способствуют насыщению крови кислородом, снимают застойные явления,
вызываемые сидением за столом.
Физкультминутки могут быть тематическими, т.е. представлять собой набор
физических упражнений, объединенных единым сюжетом, отражающим
движение транспорта, животных, насекомых и т.д., а также могут
представлять собой последовательность 4—5 несложных общеразвивающих
упражнений, выполняемых в течение 3 мин. (каждое движение повторяется 5
—6 раз). Тематические физкультминутки, включающие в себя игровой
компонент, способствуют не только двигательному, но и эмоциональному
отдыху ребенка. Наибольшую эффективность имеют физкультминутки, когда
они связаны с задачами и содержанием занятия.
Так, на занятии по формированию элементарных математичес-
ких представлений с помощью физкультминутки можнорешить такие задачи,
как: закрепление счета, знаний о геометрических фигурах, умести ориентиро
вки в пространстве.
Например, детям предлагается:
· - хлопнуть столько раз, сколько ... (Наташа) ударит мячом об пол;
· - присесть на единицу больше названного или увиденного;
· - для закрепления порядкового или количественного счета разработать счет-
движение:
1 — руки в стороны, 2 — руки вверх, 3 — руки
вперед, 4 — присесть, и так до пяти, шести, семи;
Часто используется и стихотворный текст.
Раз, два, три, четыре — Руки в стороны и с силой к
Буду всех сильнее в мире, плечам.
Буду в цирке выступать. Изобразить движения клоу-
Бегемота поднимать. на, бегемота, обезьянки и др.
* * *
Мы присядем столько раз, Приседания в сочетании с ходьбой,
Сколько бабочек у нас. с изображением бабочек.
* * *
Раз, два, три, четыре, пять.
Можно все пересчитать. Ходьба с выставлением указательного пальца
вперед.
Сколько в комнате углов? Показать на углы с поворотами туловища.
Сколько ног у воробьев? Приподнимать поочередно ноги.
Сколько пальцев на руках? Раскрыть пальцы рук.
Сколько пальцев на ногах? Присесть, коснуться носков ног.
Сколько в садике скамеек? Полуприседания.
Сколько в пятачке копеек? Попрыгать легко или приподнимать пятки.