Вводной урок в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" (по ФГОС)
Автор: Никифорова Мария Анатольевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МОБУ СОШ №30 им. ВИКузьмина Населённый пункт: г.Якутск Республика Саха (Якутия) Наименование материала: методическая разработка Тема: Вводной урок в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" (по ФГОС) Раздел: среднее образование
Вводной урок в 5 классе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» (по ФГОС)
Приложения: Диагностическая карта ученика, примерное распределение уроков по данной теме
Предмет:
Математика
Класс:
5
Учитель:
Никифорова Мария Анатольевна учитель математики МОБУ СОШ №30 г.Якутска
Базовый учебник:
Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин,
В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд - 30-е изд., исп. – М.: Мнемозина, 2012
Тема урока:
Сложение и вычитание десятичных дробей
Количество часов, отведённое на
изучение темы:
13
№ урока:
1
Тип урока:
Вводный
Цель урока:
Совместное планирование и проектирование деятельности по изучению данной темы. Постановка и
найти способы решения учебных задач. Способствовать воспитанию умению договариваться, также ,
умению строить диалог субьект- субьект. Формировать математическую компетентность учащихся
Задачи урока:
Образовательные
С помощью диагностической карты составить совместно с учениками план
действий
Развивающие
Умение анализировать, делать выводы, развивать устную речь
Воспитательные
Принимать участие в диалоге, высказывать свое мнение, умение слушать
участников диалога
Планируемые результаты:
УУД
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со
сверстниками, умеют ясно, чётко излагать свои мысли в устной и письменной речи
Познавательные: преобразовывают модели с целью выявления общих законов,
определяющих дальнейшую деятельность.
Регулятивные ; обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с
классом и учителем.
Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, слушают и вступатют в
диалог, строят в паре продуктивное взаимодействие
Основные понятия, изучаемые на
уроке:
Вывод правил сложения и вычитания десятичных дробей
Методы:
С помощью диагностической карты намечаем план изучения
Формы работы обучающихся:
Индивидуальная, коллективное обсуждение проблемы и постановка задач по договоренности
Межпредметные связи:
Подготовка к изучению алгебры и физики
Организация
д е я тел ь н ос т и
обучающихся на уроке:
самостоятельно выходят на проблему и решают её;
самостоятельно определяют тему, цели урока;
ведут диалог, отвечают на вопросы;
оценивают себя и друг друга;
рефлексируют.
Н е о б х о д и м о е
у ч е б н о е
оборудование:
Компьютер ,проектор, экран, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с заданием),
диагностическая карта
Организационная структура урока
№
эта
па
Этап урока
Вре
мя
Цель
этапа
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Планируемые результаты
Оценка результата
деятельности
ученика
1.
Организацио
нный
2ми
н
Создание
благоприят
ного
психологи
ческого
настроя на
работу
Приветствует
учащихся, проверяет
готовность к
уроку.
У каждого из вас на
столах лежат
диагностические листы
Подпишите их. Я даю
вам время для изучения
заданий .По окончанию
решения каждой
задачи, вы должны
оценить свою работу:
"+" - справился с
задачей без
затруднений,
"±" - справился с
задачей, но возникали
сложности,
"-" - не справился с
задачей.
Приветствуют
учителя,
проверяют
г о т о в н о с т ь к
уроку,
слушают
учителя
Личностные: мотивация учения
Регулятивные: организация
своей учебной деятельности
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Готовы к
сотрудничеству,
внимательны,
собраны
2.
Актуализаци
я знаний
10
мин
Самостоят
ельное
изучение
проблем с
помощью
диагности
ческой
карты
Мотивирует учащихся
на получение знаний.
Организует устную
работу, подводит к
целям и теме урока.
Формулирует задание:
«Рассказать правило
сложения десятичных
Слушают
учеников,
высказывают
свое мнение
Отвечают на
вопросы друг
друга, учителя,
делают выводы,
Личностные: самоопределение
Познавательные:
структурирование собственных
знаний
Регулятивные: ставить учебные
задачи в сотрудничестве с
классом ,учителем, определять
последовательность
Решаем примеры из
диагностич листа и
проверяем. Что
получается? Что
нет? Подводим к
формированию
целей для
дальнейшей
дробей»
«Рассказать правило
вычитания десятичных
дробей»
формулируют
тему и цель
урока
Формулирует
задание:
«Рассказать
правило
сложения
десятичных
дробей»
«Рассказать
правило
вычитания
десятичных
дробей»
промежуточных целей и
соответствующих им действий с
учётом конечного результата
Коммуникативные: проявление
активности во взаимодействии
для решения познавательных
задач, уметь использовать речь
для регуляции своего действия
деятельности
3.
Создание
проблемной
ситуации
Давайте
попробуем с
помощью
того, что мы
уже знаем
вывести
правила
7ми
н
Обсужден
ие
ситуации,
порождаю
щей
проблему
появления
понятия
обсуждение: по какому
же правилу складывать
десятичные дроби?
Вычитать десятичные
дроби?
Отвечают на
вопросы
возникшие в
результате
обсуждения
Познавательные: анализируя
выполнения заданий извлекают
необходимую информацию для
отработки навыков решения
задач
Регулятивные: в ситуации
затруднения регулируют ход
мыслей
Коммуникативные:
выражают свои мысли с
достаточной полнотой и
точностью, аргументируют свое
мнение
Участвуют в
диалоге, выводят
правила сложения и
вычитания
4.
Формулирова
ние
проблемы:
тема и цель
уроков
5
мин
Обсужден
ие
необходим
ости
повторени
я понятия
Выводит на
формулировку темы и
цели уроков. Четко
проговаривает тему и
цель урока
Приводят
примеры и
выходят на
необходимость
формулирования
правила
Познавательные: анализируя и
сравнивая приводимые примеры,
и з в л е к а ю т
н е о б х о д и м у ю
информацию
для
дальнейшей
деятельности,
ф о р м у л и р у ю т
тему, цель
Регулятивные:
в
с и т у а ц и и
затруднения
регулируют
ход
мыслей
Коммуникативные: выражают
Понимают, что
математическое
понятие
необходимо,
участвуют в
диалоге, учатся
приводить примеры,
записывают тему
урока
свои мысли с достаточной
полнотой и точностью,
аргументируют свое мнение
5.
Применение
знаний при
решении
примеров
5ми
н
Формиров
ание
навыка
применени
я правил
сложения
и
вычитания
Проверка ответов и
алгоритма рассуждений
Решают
примеры из
учебников,
работают в паре
Выполняют
задание учителя,
учатся
применять
правила
Личностные:
самоопределяются,
осознают
ответственность за работу пары
Познавательные:
самостоятельно планируют свою
д е я т е л ь н о с т ь ,
п р и м е н я ю т
способы решения, прогнозируют
р е з у л ь т а т ,
в ы с т р а и в а ю т
логическую цепь рассуждений
Регулятивные:
п р о я в л я ю т
познавательную инициативу
Коммуникативные: планируют
сотрудничество с
одноклассниками и учителем,
учитывают мнение в паре,
координируют свои действия
Проговаривают
правила сложения и
вычитания
десятичных дробей;
на конкретных
примерах учатся их
применять
6.
Самостоятел
ьная работа
по
закреплению
изученного
ранее (работа
по
карточкам)
5ми
н
Обеспечен
ие
усвоения
алгоритма
решения
примеров,
выявление
качества и
уровня
усвоения
знаний, а
также
причин
выявленны
х ошибок.
Договарив
аемся о
критериях
оценки
работ
Учитель предлагает
выполнить
самостоятельную
работу и
взаимопроверка ( на
экране решения
примеров)
Учатся
применять
знания в
процессе
индивидуальной
работы
Личностные:
с т а р а ю т с я
с л е д о в а т ь
в
п о в е д е н и и
моральным нормам
Познавательные:
самостоятельно
выполняют
действия по алгоритму
Регулятивные:
п р о я в л я ю т
познавательную
инициативу,
контролирую свои действия
Коммуникативные: осознают
применяемый алгоритм с
достаточной полнотой
Алгоритм сложения
и вычитания
десятичных дробей
при решении
уравнений и задачи
7.
Подведение
итогов урока,
рефлексия
4
мин
Обеспечен
ие
осознания
учащимися
своей
учебной
деятельнос
т и
н а
уроке
Организует
обсуждение:
Какова была тема
урока?
Какую задачу ставили?
Каким способом
решали поставленную
задачу?
Предлагает учащимся
оценить свою
успешность на уроке
по схеме:
На уроке
Было трудно …
Было интересно
…
Я научился …
Меня удивило
…
У
меня……………
настроение
Проводят
самооценку
результатов
своей
деятельности
и
деятельности
вс его
к л а с с а ,
с д а ю т
л и с т ы
самооценивания
Личностные:
п р о в о д я т
самооценку,
учатся
адекватно
принимать
причины
успеха
(неуспеха)
Познавательные:
п р о в о д я т
рефлексию
способов
и
условий
своих действий
Коммуникативные:
планируют
сотрудничество,
используют
критерии для обоснования своих
суждений
8.
Домашнее
задание
2
мин
Обсужден
ие
домашнего
задания
Даёт домашнее задание
Записывают
домашнее
задание в
дневники
Диагностическая карта
Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс)
ФИ ученика
Критерии
Задания
Самооценка (номера уроков)
Оценкаучител
я
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
1
2
1
3
Я знаю
-что такое десятичная дробь
-правила сложения десятичных дробей
-правила вычитания десятичных дробей
-как решать задачи на движение по реке
-как решать уравнения
Я умею
-складывать десятичные дроби
-вычитать десятичные дроби
-решать задачи на движение по реке,
учитывая скорость течения реки
-решать уравнения
1. Решите примеры:
а) 5,9 + 1,6 б) 8,3 + 0,8
в) 8,9 + 4 г) 13 + 4,2
д) 5,7 + 3,28 е) 1,27 + 24,3
ж) 10,09 + 0,308 з) 0,596 + 0,83
а) 4,7 – 2,8 б) 5,1 – 4,7
в) 12,1 – 8,7 г) 45,6 – 13
д) 3 – 2,4 е) 17 – 0,87
ж) 6,5 – 4,837 з) 0,12 – 0,0856
2.
В
трёх
головках
сыра
13,7
кг.
В
первой
головке 4,6 кг, а во второй на 0,7 кг меньше, чем в
первой. Сколько килограммов в третьей головке сыра?
3.а) Собственная скорость теплохода 30,5 км/ч.
Скорость
течения
2,8
км/ч.
Найдите
скорость
теплохода против течения и его скорость по течению.
б)
Собственная
скорость
теплохода v
км/ч.
Скорость течения реки m км/ч. Заполните таблицу:
Скорость
теплохода
против
течения
Собственная
скорость
теплохода
Скорость
течения
Скорость
теплохода
по
течению
4. Решите уравнения:
а) 6,7 – х = 2,8
б) у – 2,7 = 3,4
в) (х + 3,5) – 4,8 = 2,4
г) (7,1 – х) + 3,9 = 4,5.
1 урок –Вводный. Работа с диагностической картой.
Составить план изучения темы.
2-4 уроки-уроки решения учебной задачи
5-8 уроки отработки, конкретизации
9 урок –урок контроля (базовый)
10 урок –урок коррекции
11 урок-урок контроля 2 вида (разноуровневые задания)
12 урок –урок коррекции
13 урок- урок рефлексия по теме, самооценка и итог оценки по теме