Методы и приемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста
Автор: Лимонцева Галина Викторовна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 35" Населённый пункт: Республика Коми г. Воркута Наименование материала: статья Тема: Методы и приемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Методы и приемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей
старшего дошкольного возраста
А н н о т а ц и я : в
статье
рассматривается
актуальность
развития
эмоционально-волевой
сферы
детей
старшего
дошкольного
возраста;
анализируются наиболее эффективные и действенные методы коррекционно-
развивающей работы, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы
дошкольников.
Ключевые
слова: эмоционально-волевая
сфера,
дошкольники,
игровая
деятельность, арт-терапия, коррекция и развитие.
Вопросы сущности эмоций и динамики развития эмоционально-волевой
сферы в детском возрасте раскрыты в работах многих отечественных ученых
(Выготский Л.С, Вилюнас В.К., Леонтьев А.Н., Божович Л.И., Запорожец А.В., и
др.). Эмоции и воля являются психологическими характеристиками личности и
являются
ее
неотъемлемой
частью. Формирование
эмоционально-волевой
сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка,
опыт которого непрерывно обогащается [3].
Таким
образом,
актуальной
проблемой
в
эмоциональном
воспитании
старших дошкольников является обучение их умению эффективно общаться,
снижение
агрессивных
тенденций
в
поведении,
накопление
опыта
положительного взаимодействия;
развитие навыков совместной деятельности,
закрепление конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций. В
эмоционально-волевой
сфере
необходимо обогащать
чувственный
и
эмоциональный
опыт
детей,
обучать
их
умению
регулировать
свои
эмоциональные проявления и чувства, обучать навыкам самоконтроля, перевода
агрессивных
реакций
в
социально
приемлемые
формы; воспитание умения
осознанно подчиняться нормам и требованиям общественной морали.
Поэтому
основными
задачами
коррекционно-развивающей
работы
являются:
- обучение детей правильным проявлениям своих чувств, адекватным
способам реагирования на различные ситуации и явления внешней среды в
процессе взаимодействия с окружающим миром;
- формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции
поведения;
-
преодоление
негативных
качеств
формирующегося
характера,
предупреждение
и
устранение
аффективных,
негативистских
проявлений,
отклонений в поведении [8].
Отметим, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является
сюжетно-ролевая
игра.
В
процессе
игровой
деятельности
у
детей
закладываются основы обучения, происходит развитие эмоционального мира,
раскрывается интеллектуальный и творческий потенциал, формируются навыки
общения и совместной деятельности
Д.
Б.
Эльконин
выделял
четыре
линии
влияния
игры
на
психическое
развитие
ребенка:
1)
развитие
мотивационно-потребностной
сферы;
2)
преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка; 3) развитие идеального
плана; 4) развитие произвольности действий [9].
Таким образом, игровая деятельность предоставляет детям значительные
возможности
для
саморазвития,
самопознания,
творческого
самовыражения,
формирования
саморегуляции,
навыков
планирования,
самоконтроля
и
самооценки,
развивает
важнейшие
социально-коммуникативные
навыки
и
умения, способность к эмпатии [2].
Опыт
практической
работы
показывает,
что
наиболее
эффективными
методами
с
дошкольниками,
в
соответствии
с
ведущей
деятельностью
и
особенностями
возраста,
являются
арттерапия
(в
частности,
изотерапия,
музыкотерапия, пескотерапия), кинезиологические упражнения, логоритмика и
психогимнастика.
Изотерапия является одним из направлений арттерапии, в основу которой
положены
различные
методы
изобразительного
искусства. С
помощью
изобразительной
деятельности
дети
могут выразить свои эмоции и чувства
безопасным
для
себя
и
окружающих
способом. Коррекционно-развивающие
возможности изотерапии предоставляют ребенку неограниченные возможности
для
самовыражения
и
самореализации,
а
также
способствует
развитию
творческих способностей, речевой и познавательной активности. Все это и
определяет мощный психотерапевтический потенциал рисования
1
.
Среди
упражнений изотерапии особо отметим следующие: предметно-
тематическое рисование и выполнение коллажей на заданную тему («Добрый
рисунок»»,
«Хорошее
настроение», «Семья»,
«Дружба» и
т.п.);
техника
каракулей
(развивает
внимательность
и
повышает
самооценку
у
ребенка);
монотипия и кляксография (развивают воображение, фантазию и творческие
способности); ниткография ( способствует развитию творческого воображения,
зрительного восприятия, мелкой моторики).
Также
эффективны
поролоновые
рисунки,
рисование
мелками,
свечой,
техника
«Овощных
печатей»;
рисование
линий,
соответствующих
определенному настроению (грустные, веселые, печальные, сердитые и т.д.);
рисование своего имени; раскрашивание мандал.
Выделим еще один способ - рисование под музыку, который довольно
широко применяется в современной психотерапевтической практике. Такой вид
самовыражения позволяет экстериорезировать внутреннее напряжение, усилить
внутренние
позитивные
процессы,
а
также
дает
информацию
о
динамике
психоэмоционального состояния детей
4
.
Музыкальная
терапия
– метод
психокоррекции,
основанный
на
гармонизирующем воздействии музыки (звуков) на психическое и физическое
состояние
человека.
Посредством
данного
метода
возможно
решение
ряда
задач: развитие коммуникативных и творческих возможностей, преодоление
психологических
защит,
повышение
социальной
активности,
повышение
уровня самооценки на основе самоактуализации
6
.
Сказкотерапия −
метод,
который
дает
возможность
ребенку
адаптироваться к действительности через: создание связи между сказочными
событиями
и
реальной
действительностью;
веру
в
добро;
ощущение
эмоционального удовольствия, благодаря знакомству с удивительным миром и
положительными
героями.
В
целом, сказки
являются
основой
для
формирования
«нравственного
иммунитета»
и
поддержания
«иммунной
памяти»
5
.
Работа с кинетическим песком - это уникальный материал, творческая
работа
с
которым
способствует
снятию
напряжения,
развивает
тактильную
чувствительность и мелкую моторику рук. Волшебная текстура песка настолько
приятна на ощупь и невероятна по эффектам, что одинаково завораживает как
детей, так и взрослых
Кинезиологические
упражнения
- предназначены
для
улучшения
психоэмоционального
состояния
и
повышения
обучаемости
детей.
Они
основаны на нейрофизиологических закономерностях и на связи мышечного
движения
с
психикой. Применение
данного
метода
позволяет
улучшить
у
ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и
крупную
моторику,
снижает
утомляемость,
повышает
способность
к
произвольному
контролю.
Под
влиянием
кинезиологических
тренировок,
в
организме
происходят
положительные
структурные
изменения.
Сила,
равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на
более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая
роль нервной системы
7
.
Логоритмика и психогимнастика.
Логоритмика
- это
система
двигательных
упражнений,
в
которых
различные
движения
сочетаются
с
произнесением
специального
речевого
материала,
сопровождающиеся
музыкой.
Под
влиянием
регулярных
логоритмических
занятий
у
детей
происходит
положительная
перестройка
сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной,
и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.
В
результате
логоритмических
занятий
развивается
фонематическое
восприятие,
слуховое
внимание
и
двигательная
память,
творческое
воображение
,
вырабатывается
четкость
координированных
движений
во
взаимосвязи с речью, расширяется словарный запас.
Психогимнастика
-
это
курс
специальных
занятий
(этюдов,
игр,
упражнений),
направленных
на
развитие
и
коррекцию
познавательной
и
эмоционально-личностной сферы
8
.
Таким, образом, включение в процесс психокоррекционной работы таких
м е т о д о в
к а к арттерапия
(в
частности,
изотерапия,
музыкотерапия,
пескотерапия),
психогимнастика
и
логоритмика,
кинезиологические
упражнения дают возможность детям более успешно справиться со своими
проблемами,
восстановить
эмоциональное
равновесие
или
устранить
имеющиеся
у
них
нарушения
поведения,
преодолеть
дезадаптацию,
способствуют развитию познавательной сферы
Список литературы
1.
Аверин
В.А.
Психология
детей
и
подростков.-СПб.:Изд-во
Михайлова В.А., 1998.-379 с.
2.
Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и
подростками / М.Р. Битянова. – СПб.: Питер, 2002. – 304 с.
3.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности
в детстве. - М.: Педагогика, 1990
4.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому"
ребенку. Книга для педагогов и родителей. 2-е издание .- СПб.: Институт
специальной педагогики и психологии, 2000. - 96 с.
5.
Киселева
М.
В. Арт-терапия
в
практической
психологии
и
социальной работе. - Речь, 2007. - 336 с,
6.
Киселева М.В. Арт-терапия в психологическом консультировании. -
СПб.: Речь, 2014.-64с.
7.
Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая
гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань,
2000. – 48 с.
8.
Чистякова М.И. Психогимнастика.- М., 1990
9.
Эльконин Д. Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1999. -
360 с.