Напоминание

Методы и приемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста


Автор: Лимонцева Галина Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 35"
Населённый пункт: Республика Коми г. Воркута
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Лимонцева Галина Викторовна

педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 35»

г. Воркута, Республика Коми

Методы и приемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей

старшего дошкольного возраста

А н н о т а ц и я :
в статье рассматривается актуальность развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста; анализируются наиболее эффективные и действенные методы коррекционно- развивающей работы, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников.
Ключевые

слова:
эмоционально-волевая сфера, дошкольники, игровая деятельность, арт-терапия, коррекция и развитие. Вопросы сущности эмоций и динамики развития эмоционально-волевой сферы в детском возрасте раскрыты в работах многих отечественных ученых (Выготский Л.С, Вилюнас В.К., Леонтьев А.Н., Божович Л.И., Запорожец А.В., и др.). Эмоции и воля являются психологическими характеристиками личности и являются ее неотъемлемой частью. Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается [3]. Таким образом, актуальной проблемой в эмоциональном воспитании старших дошкольников является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, накопление опыта положительного взаимодействия; развитие навыков совместной деятельности, закрепление конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций. В эмоционально-волевой сфере необходимо обогащать чувственный и эмоциональный опыт детей, обучать их умению регулировать свои
эмоциональные проявления и чувства, обучать навыкам самоконтроля, перевода агрессивных реакций в социально приемлемые формы; воспитание умения осознанно подчиняться нормам и требованиям общественной морали. Поэтому основными задачами коррекционно-развивающей работы являются: - обучение детей правильным проявлениям своих чувств, адекватным способам реагирования на различные ситуации и явления внешней среды в процессе взаимодействия с окружающим миром; - формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения; - преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских проявлений, отклонений в поведении [8]. Отметим, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. В процессе игровой деятельности у детей закладываются основы обучения, происходит развитие эмоционального мира, раскрывается интеллектуальный и творческий потенциал, формируются навыки общения и совместной деятельности Д. Б. Эльконин выделял четыре линии влияния игры на психическое развитие ребенка: 1) развитие мотивационно-потребностной сферы; 2) преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка; 3) развитие идеального плана; 4) развитие произвольности действий [9]. Таким образом, игровая деятельность предоставляет детям значительные возможности для саморазвития, самопознания, творческого самовыражения, формирования саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки, развивает важнейшие социально-коммуникативные навыки и умения, способность к эмпатии [2]. Опыт практической работы показывает, что наиболее эффективными методами с дошкольниками, в соответствии с ведущей деятельностью и особенностями возраста, являются арттерапия (в частности, изотерапия,
музыкотерапия, пескотерапия), кинезиологические упражнения, логоритмика и психогимнастика.
Изотерапия
является одним из направлений арттерапии, в основу которой положены различные методы изобразительного искусства. С помощью изобразительной деятельности дети могут выразить свои эмоции и чувства безопасным для себя и окружающих способом. Коррекционно-развивающие возможности изотерапии предоставляют ребенку неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, а также способствует развитию творческих способностей, речевой и познавательной активности. Все это и определяет мощный психотерапевтический потенциал рисования  1  . Среди упражнений изотерапии особо отметим следующие: предметно- тематическое рисование и выполнение коллажей на заданную тему («Добрый рисунок»», «Хорошее настроение», «Семья», «Дружба» и т.п.); техника каракулей (развивает внимательность и повышает самооценку у ребенка); монотипия и кляксография (развивают воображение, фантазию и творческие способности); ниткография
(
способствует развитию творческого воображения, зрительного восприятия, мелкой моторики). Также эффективны поролоновые рисунки, рисование мелками, свечой, техника «Овощных печатей»; рисование линий, соответствующих определенному настроению (грустные, веселые, печальные, сердитые и т.д.); рисование своего имени; раскрашивание мандал. Выделим еще один способ - рисование под музыку, который довольно широко применяется в современной психотерапевтической практике. Такой вид самовыражения позволяет экстериорезировать внутреннее напряжение, усилить внутренние позитивные процессы, а также дает информацию о динамике психоэмоционального состояния детей  4  .
Музыкальная

терапия


метод психокоррекции, основанный на гармонизирующем воздействии музыки (звуков) на психическое и физическое состояние человека. Посредством данного метода возможно решение ряда задач: развитие коммуникативных и творческих возможностей, преодоление
психологических защит, повышение социальной активности, повышение уровня самооценки на основе самоактуализации  6  .
Сказкотерапия
− метод, который дает возможность ребенку адаптироваться к действительности через: создание связи между сказочными событиями и реальной действительностью; веру в добро; ощущение эмоционального удовольствия, благодаря знакомству с удивительным миром и положительными героями. В целом, сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти»  5  .
Работа с кинетическим песком -
это уникальный материал, творческая работа с которым способствует снятию напряжения, развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Волшебная текстура песка настолько приятна на ощупь и невероятна по эффектам, что одинаково завораживает как детей, так и взрослых
Кинезиологические

упражнения

-
предназначены для улучшения психоэмоционального состояния и повышения обучаемости детей. Они основаны на нейрофизиологических закономерностях и на связи мышечного движения с психикой. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы  7  .
Логоритмика и психогимнастика.
Логоритмика
-
это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала, сопровождающиеся музыкой. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка
сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности. В результате логоритмических занятий развивается фонематическое восприятие, слуховое внимание и двигательная память, творческое воображение , вырабатывается четкость координированных движений во взаимосвязи с речью, расширяется словарный запас. Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы  8  . Таким, образом, включение в процесс психокоррекционной работы таких м е т о д о в к а к арттерапия (в частности, изотерапия, музыкотерапия, пескотерапия), психогимнастика и логоритмика, кинезиологические упражнения дают возможность детям более успешно справиться со своими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у них нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствуют развитию познавательной сферы Список литературы 1. Аверин В.А. Психология детей и подростков.-СПб.:Изд-во Михайлова В.А., 1998.-379 с. 2. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М.Р. Битянова. – СПб.: Питер, 2002. – 304 с. 3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Педагогика, 1990 4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. 2-е издание .- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. - 96 с. 5. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. - Речь, 2007. - 336 с, 6. Киселева М.В. Арт-терапия в психологическом консультировании. - СПб.: Речь, 2014.-64с. 7. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с. 8. Чистякова М.И. Психогимнастика.- М., 1990 9. Эльконин Д. Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 360 с.


В раздел образования