Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся во внеурочное время в Поволжском государственном колледже (на основе собственного опыта).
Автор: Карпачева Ирина Анатольевна Должность: преподаватель химии Учебное заведение: ГБПОУ "Поволжский государственный колледж" Населённый пункт: город Самара, Самарская область Наименование материала: Статья Тема: Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся во внеурочное время в Поволжском государственном колледже (на основе собственного опыта). Раздел: среднее профессиональное
Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся во
внеурочное время в Поволжском государственном колледже (на основе
собственного опыта).
Преподаватель географии ГБОУ «ПГК» Осипова Л. П.,
Преподаватель химии ГБОУ «ПГК» Карпачева И. А.
Необходимость внедрения в образовательный процесс самостоятельной
работы обучающихся не вызывает сегодня никаких сомнений. Дисциплин
становится
больше
из-за
возросших
требований
работодателей,
а
часы,
отведенные на изучение отдельных предметов, сокращаются. И, конечно,
первыми «под удар» попали общеобразовательные дисциплины.
В нашем колледже отношение к общеобразовательным дисциплинам
особое. Это не просто школьные предметы, которые необходимо дочитать.
Это,
прежде
всего,
предметы,
на
которых
обучающиеся
в
знакомой
(по
школе)
комфортной
среде
должны
научиться
«учится
по-новому».
Они
должны
овладеть
новыми
формами
и
методами
работы
(общими
компетенциями),
которые,
в
последствие,
позволят
им
овладеть
профессиональными компетенциями.
Учитывая
возложенную
на
нас
ответственность,
при
организации
самостоятельной работы, мы стремимся достичь 2 цели:
Первая
цель (обязательная для реализации) – помочь обучающимся
подготовиться к ТРК, контрольным работам и зачету, чтобы быть успешно
аттестованными по предмету.
Вторая цель (желательная, скрытая) – сформировать у обучающегося
определенный
навык
(общую
компетенцию),
которая
позволит
ему
в
дальнейшем осваивать профессиональные дисциплины и модули.
Для подготовки обучающихся к ТРК (опросам, контрольным работам,
ЛПЗ) и зачёту МЫ формируем у обучающихся следующие навыки:
Умение работать с лекционным материалом и учебной литературой.
Умение работать с глоссарием
Умение работать по инструкции
Умение взаимообучаться
Работать с любыми источниками информации – это сложный и
ответственный
процесс,
так
как
сегодня
нас
окружает
«информационная
свалка». Информация не отслеживается, не фильтруется, не подвергается
цензуре.
Лекции
и
учебники
–
это
корректный,
цензурно
обработанный
вариант источника информации. Надо начинать с них!
Для
того,
чтобы
научить
обучающегося
работать
с
лекционным
материалом,
мы
предлагаем
им
выполнить
следующие
задания
для
внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовка к контрольной работе по разделам.
Постановка проблемы по изученному материалу.
Составление плана конспекта.
Составление опорной схемы конспекта (параграфа).
Умение работать со словарем (глоссарием) – тоже очень важно. Мы
готовим
специалистов
по
правоведению,
экономике,
туризму.
Работа
со
словарем
–
их
«хлеб».
Задания
могут
быть
как
очень
простыми,
так
и
посложнее:
Составление глоссария по теме.
Подготовка к географическому диктанту.
Составление кроссворда по разделу.
Умение работать по инструкции – это катастрофа! Не умеют наши
обучающиеся
работать
по
бумажной
инструкции.
Пока
«руками
не
помашешь» и «картинку не нарисуешь» – СТУПОР! В этой «беде» нас
выручают
рабочие
тетради
по
предметам,
созданные
преподавателями
нашего
колледжа.
Задания
в
них
поэтапно
расписаны
и
постепенно
усложняются. И обучающийся, выполняя их, постепенно учится работать по
инструкции. Например:
Заполнение таблицы по образцу.
Решение
практических
задач
по
расчету
коэффициента
рождаемости, смертности и естественного пророста.
Составление
круговой
диаграммы
«Отрасли
промышленной
специализации России» по инструкции.
Составление картосхемы «Внешняя торговля Австралии».
Умение
взаимообучаться
– это игровая, простая, но эффективная
технология. Обучающиеся между собой «моделируют» ситуацию «учитель-
ученик»
и
готовятся
к
ответам,
диктантам
и
другим
формам
контроля.
Задания для формирования такого умения могут быть следующими:
Подготовка к проведению взаимоконтроля в ориентировании по
политической карте мира (на основании номенклатуры стран).
Подготовка
к
географическому
диктанту
по
теме
«География
населения мира»
Формирование
общих
компетенций
–
это
сложный
постепенный
процесс. Умение работать в команде, критическое мышление, проектная,
исследовательская
деятельность
–
эти
навыки
нельзя
сформировать
с
помощью одного метода или формы организации работы. Здесь необходим
целый
комплекс
мероприятий,
заданий,
которые постепенно
позволят
обучающемуся
овладеть
данными
компетенциями.
Например,
одной
из
компетенций, которую мы стремимся сформировать у наших обучающихся,
является исследовательская деятельность . Это, на наш взгляд, одна из
с а м ы х
в а ж н ы х
о б щ и х
к о м п е т е н ц и й . Исследовательские
компетенции помогутобучающимся,
в
дальнейшем,
в
таких
видах
деятельности,
как
написание
курсовых
и
дипломных
работ,
выполнение
творческих заданий и проектов.
Работа по формированию данной компетенции в нашей комиссии идет
поэтапно.
Главный
принцип
–
постепенное
усложнение
самостоятельной
деятельности обучающегося.
Для
того,
чтобы
успешно
сформировать
у
обучающихся
исследовательские компетенции, необходимо сформировать у них следующие
навыки:
1.
Умение работать с источниками информации.
2.
Умение формулировать проблему по описанию ситуации.
3.
Умение ставить цели.
4.
Умение формулировать задачи.
5.
Умение делать выводы.
6.
Умение презентовать информацию.
7.
Умение применять различные методы и формы исследования.
8.
Умение «отстаивать» позицию.
9.
Умение аргументировать актуальность.
Умение, которое
необходимо
сформировать
Примеры заданий для самостоятельной
работы
Умение работать с
источниками информации
ответить на вопросы по тексту,
законспектировать параграф,
выписать основные тезисы статьи,
составить план конспекта.
подобрать источники информации по
теме.
Заполнить таблицу (схему) по теме
Умение
формулировать
проблему
сформулироватьвопрос
к
статье
тексту, реферату, презентации.
сравнить реальное и идеальное,
сформулировать
критерии
оценки
доклада, реферата.
создать
контрольно-оценочный
оценочный лист презентации
Умение ставить цели
сформулировать цель занятия по его
окончанию (опережающее задание),
сформулировать
цель
реферата,
сообщения.
По
анализу
объектов
всемирного
наследия
ЮНЕСКО,
предположить
цель работы организации.
Сформулировать
цель
изучения
отдельных
дисциплин
(географии,
экологии,
биологии,
химии)
для
б у д у щ е г о
с п е ц и а л и с т а
п о
правоведению,
экономике,
туризму,
банковскому делу и т.д
Умение
формулировать
задачи
Сформулируйте
задачу
каждого
этапа урока по его окончании.
Какие необходимо предпринять шаги
для достижения поставленной цели?
(Предполагаемые цели – подготовка
к
ТРК,
тесту,
контрольной
работе,
создание
презентации,
проекта,
реферата, сообщения и т.д.)
Умение делать выводы
с ф о р м у л и р о в а т ь
в ы в о д ы
к
лабораторно-практической работе,
о ц е н и т ь
д о к л а д ,
с о о б щ е н и е ,
презентацию
по
предложенным
критериям,
проанализировать
статистическую
т а б л и ц у
( г р а ф и к ,
с х е м у ,
демографические пирамиды, карты)
и ответить на вопросы.
прочитать
статью
(высказывание,
афоризм) сделать вывод.
Умение
п р е з е н т о в ат ь
информацию
создать
презентацию
по
заданным
критериям на предложенную тему,
создать презентацию по теме,
презентовать отчет по работе,
создать путеводитель по стране,
подготовка
инструкции
«ГИС»
с
демонстрацией её возможностей.
У м е н и е
п р и м е н я т ь
со ст авить
опро сный
лист
п о
р а зл и ч н ы е
ме тод ы
и
формы исследования
проблеме,
провести лабораторное химическое
исследование,
создать картосхему «Место России в
международном
географическом
разделении труда»,
анализ
карт
различной
тематики,
схем, таблиц.
проведение
с о ц и ол о г и ч е с ко го
опроса по теме.
Умение
« о т с т а и в ат ь »
позицию
с формулировать
3
вопро с а
к
дискуссии
на
тему
«Имеем
ли
мы
право
вмешивать
в
жизнь
других
народов, стран»
Прочитайте цитату и выскажите свое
мнение.
Чем за общее счастье без толку страдать -
Лучше счастье кому-нибудь близкому дать.
Лучше друга к себе привязать добротою,
Чем от пут человечество освобождать.
(Омар Хайям)
Строительство АЭС в Самаре: ЗА и
ПРОТИВ (выскажите свое мнение)
Влияет
ли
размер
государства
на
у р о в е н ь
е г о
с о ц и а л ь н о -
экономического
развития?
Мнение
обоснуйте.
Выскажи свое мнение по проблеме
мусора
(образования,
поведения
граждан, экологии) в Самаре.
Умение
выбирать
цель
и с с л е д о в а н и я
и
а р г у м е н т и р о в а т ь
е ё
актуальность
какая
из
глобальных
проблем
человечества на сегодняшний день,
на ваш взгляд, наиболее актуальна?
Мнение аргументируйте.
проанализировать
5
социальных
блогов Самары и выявить 3 наиболее
обсуждаемые проблемы города.
проанализировать 3 географических
(экологических,
биологических,
х и м и ч е с к и х )
с а й т а
и
сформулировать
две
на иб оле е
заинтересовавших
вас
проблемы
исследования.
Когда
все
вышеуказанные
навыки
и
умения
у
обучающихся
сформированы,
мы
приступаем
к
полноценной
научно-исследовательской
работе.
По
предметно
содержательной
области
исследовательские
работы
бывают: монопредметные, межпредметные и надпредметные.
Монопредметные исследовательские работы:
Альтернативная энергетика России: перспективы и проблемы
Государственный флаг – зеркало страны.
Морские города: утопия или реальность?
Необычные памятники нашего города
Мое кругосветное путешествие
Межпредметные исследовательские работы:
Необыкновенный обыкновенный снег
Металлы в организме человека
Этногеографическая мозаика моей семьи.
География
достоверная
и
невероятная.
Научность
и
художественный вымысел.
Гольфстрим жив?
Тайное становится явным, или Яды вокруг нас
Экология квартиры
Надпредметные исследовательские работы:
Aqua incognita (Вода неизведанная)
Влияние цветовой гаммы города Самары на характер и здоровье его
жителей.
Экологический мониторинг рекреационных зон города Самара
Организация надпредметных научно-исследовательских работ – это
самый сложный и ответственный этап работы. Это «вершина», на которой
обучающиеся
(как
правило,
это
группа
исследователей,
что
позволяет
реализовать ещё и коммуникативные компетенции) демонстрирует в полном
объеме весь спектр навыков и компетенций, которыми он сумел овладеть при
изучении естественнонаучных дисциплин. Это серьёзный, обстоятельный,
масштабный
труд,
долгосрочный
по
времени
реализации
(исследование
иногда длиться на протяжении целого года и даже нескольких лет). Именно
такие
проекты
мы,
как
правило,
выводим
на
конкурсы
и
конференции
различных уровней, где многие из них занимают призовые и первые места.
В
заключении
хотелось
бы
сказать,
что
процесс
формирования
самостоятельной личности необходимо обязательно контролировать. Один
мудрый человек сказал, что «чем больше демократии в обществе, тем больше
неучей…». Мы с этим абсолютно согласны! Если мы допустим абсолютную
самостоятельность обучающихся, значительно или полностью устранившись
от процесса познания ими конкретной области знания, это в дальнейшем
приведёт к анархии, хаосу и даже к коррупции (они начнут договариваться,
хитрить, и обманывать). И учебные заведения будут выпускать не знающих
талантливых компетентных профессионалов, а самоуверенных, наглых, очень
САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ДУРАКОВ! А этого допустить никак нельзя. Наша
страна сегодня, как некогда, нуждается в умных, образованных, талантливых
специалистах,
умеющих
принимать
самостоятельные
решения,
дисциплинированных и ответственных. И наша первоочередная задача, как
учебного заведения, в этом ей помочь!