Напоминание

Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся во внеурочное время в Поволжском государственном колледже (на основе собственного опыта).


Автор: Осипова Любовь Петровна
Должность: преподаватели естественнонаучных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "Поволжский государственный колледж"
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся во внеурочное время в Поволжском государственном колледже (на основе собственного опыта).
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся во

внеурочное время в Поволжском государственном колледже (на основе

собственного опыта).

Преподаватель географии ГБОУ «ПГК» Осипова Л. П.,

Преподаватель химии ГБОУ «ПГК» Карпачева И. А.
Необходимость внедрения в образовательный процесс самостоятельной работы обучающихся не вызывает сегодня никаких сомнений. Дисциплин становится больше из-за возросших требований работодателей, а часы, отведенные на изучение отдельных предметов, сокращаются. И, конечно, первыми «под удар» попали общеобразовательные дисциплины. В нашем колледже отношение к общеобразовательным дисциплинам особое. Это не просто школьные предметы, которые необходимо дочитать. Это, прежде всего, предметы, на которых обучающиеся в знакомой (по школе) комфортной среде должны научиться «учится по-новому». Они должны овладеть новыми формами и методами работы (общими компетенциями), которые, в последствие, позволят им овладеть профессиональными компетенциями. Учитывая возложенную на нас ответственность, при организации самостоятельной работы, мы стремимся достичь 2 цели:
Первая

цель
(обязательная для реализации) – помочь обучающимся подготовиться к ТРК, контрольным работам и зачету, чтобы быть успешно аттестованными по предмету.
Вторая цель
(желательная, скрытая) – сформировать у обучающегося определенный навык (общую компетенцию), которая позволит ему в дальнейшем осваивать профессиональные дисциплины и модули. Для подготовки обучающихся к ТРК (опросам, контрольным работам, ЛПЗ) и зачёту МЫ формируем у обучающихся следующие навыки:  Умение работать с лекционным материалом и учебной литературой.  Умение работать с глоссарием  Умение работать по инструкции  Умение взаимообучаться
Работать с любыми источниками информации
– это сложный и ответственный процесс, так как сегодня нас окружает «информационная свалка». Информация не отслеживается, не фильтруется, не подвергается цензуре. Лекции и учебники – это корректный, цензурно обработанный вариант источника информации. Надо начинать с них!
Для того, чтобы научить обучающегося работать с лекционным материалом, мы предлагаем им выполнить следующие задания для внеаудиторной самостоятельной работы:  Подготовка к контрольной работе по разделам.  Постановка проблемы по изученному материалу.  Составление плана конспекта.  Составление опорной схемы конспекта (параграфа).
Умение работать со словарем (глоссарием) –
тоже очень важно. Мы готовим специалистов по правоведению, экономике, туризму. Работа со словарем – их «хлеб». Задания могут быть как очень простыми, так и посложнее:  Составление глоссария по теме.  Подготовка к географическому диктанту.  Составление кроссворда по разделу.
Умение работать по инструкции –
это катастрофа! Не умеют наши обучающиеся работать по бумажной инструкции. Пока «руками не помашешь» и «картинку не нарисуешь» – СТУПОР! В этой «беде» нас выручают рабочие тетради по предметам, созданные преподавателями нашего колледжа. Задания в них поэтапно расписаны и постепенно усложняются. И обучающийся, выполняя их, постепенно учится работать по инструкции. Например:  Заполнение таблицы по образцу.  Решение практических задач по расчету коэффициента рождаемости, смертности и естественного пророста.  Составление круговой диаграммы «Отрасли промышленной специализации России» по инструкции.  Составление картосхемы «Внешняя торговля Австралии».
Умение

взаимообучаться


это игровая, простая, но эффективная технология. Обучающиеся между собой «моделируют» ситуацию «учитель- ученик» и готовятся к ответам, диктантам и другим формам контроля. Задания для формирования такого умения могут быть следующими:  Подготовка к проведению взаимоконтроля в ориентировании по политической карте мира (на основании номенклатуры стран).  Подготовка к географическому диктанту по теме «География населения мира»
Формирование общих компетенций – это сложный постепенный процесс. Умение работать в команде, критическое мышление, проектная, исследовательская деятельность – эти навыки нельзя сформировать с помощью одного метода или формы организации работы. Здесь необходим целый комплекс мероприятий, заданий, которые
постепенно
позволят обучающемуся овладеть данными компетенциями. Например, одной из компетенций, которую мы стремимся сформировать у наших обучающихся, является
исследовательская деятельность
. Это, на наш взгляд, одна из с а м ы х в а ж н ы х о б щ и х к о м п е т е н ц и й .
Исследовательские

компетенции
помогутобучающимся, в дальнейшем, в таких видах деятельности, как написание курсовых и дипломных работ, выполнение творческих заданий и проектов. Работа по формированию данной компетенции в нашей комиссии идет поэтапно. Главный принцип – постепенное усложнение самостоятельной деятельности обучающегося. Для того, чтобы успешно сформировать у обучающихся исследовательские компетенции, необходимо сформировать у них следующие навыки:
1.

Умение работать с источниками информации.

2.

Умение формулировать проблему по описанию ситуации.

3.

Умение ставить цели.

4.

Умение формулировать задачи.

5.

Умение делать выводы.

6.

Умение презентовать информацию.

7.

Умение применять различные методы и формы исследования.

8.

Умение «отстаивать» позицию.

9.

Умение аргументировать актуальность.

Умение, которое

необходимо

сформировать

Примеры заданий для самостоятельной

работы
Умение работать с источниками информации  ответить на вопросы по тексту,  законспектировать параграф,  выписать основные тезисы статьи,  составить план конспекта.  подобрать источники информации по теме.  Заполнить таблицу (схему) по теме Умение формулировать проблему  сформулироватьвопрос к статье тексту, реферату, презентации.  сравнить реальное и идеальное,
 сформулировать критерии оценки доклада, реферата.  создать контрольно-оценочный оценочный лист презентации Умение ставить цели  сформулировать цель занятия по его окончанию (опережающее задание),  сформулировать цель реферата, сообщения.  По анализу объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, предположить цель работы организации.  Сформулировать цель изучения отдельных дисциплин (географии, экологии, биологии, химии) для б у д у щ е г о с п е ц и а л и с т а п о правоведению, экономике, туризму, банковскому делу и т.д Умение формулировать задачи  Сформулируйте задачу каждого этапа урока по его окончании.  Какие необходимо предпринять шаги для достижения поставленной цели? (Предполагаемые цели – подготовка к ТРК, тесту, контрольной работе, создание презентации, проекта, реферата, сообщения и т.д.) Умение делать выводы  с ф о р м у л и р о в а т ь в ы в о д ы к лабораторно-практической работе,  о ц е н и т ь д о к л а д , с о о б щ е н и е , презентацию по предложенным критериям,  проанализировать статистическую т а б л и ц у ( г р а ф и к , с х е м у , демографические пирамиды, карты) и ответить на вопросы.  прочитать статью (высказывание, афоризм) сделать вывод. Умение п р е з е н т о в ат ь информацию  создать презентацию по заданным критериям на предложенную тему,  создать презентацию по теме,  презентовать отчет по работе,  создать путеводитель по стране,  подготовка инструкции «ГИС» с демонстрацией её возможностей. У м е н и е п р и м е н я т ь  со ст авить опро сный лист п о
р а зл и ч н ы е ме тод ы и формы исследования проблеме,  провести лабораторное химическое исследование,  создать картосхему «Место России в международном географическом разделении труда»,  анализ карт различной тематики, схем, таблиц.  проведение с о ц и ол о г и ч е с ко го опроса по теме. Умение « о т с т а и в ат ь » позицию  с формулировать 3 вопро с а к дискуссии на тему «Имеем ли мы право вмешивать в жизнь других народов, стран»  Прочитайте цитату и выскажите свое мнение. Чем за общее счастье без толку страдать - Лучше счастье кому-нибудь близкому дать. Лучше друга к себе привязать добротою, Чем от пут человечество освобождать. (Омар Хайям)  Строительство АЭС в Самаре: ЗА и ПРОТИВ (выскажите свое мнение)  Влияет ли размер государства на у р о в е н ь е г о с о ц и а л ь н о - экономического развития? Мнение обоснуйте.  Выскажи свое мнение по проблеме мусора (образования, поведения граждан, экологии) в Самаре. Умение выбирать цель и с с л е д о в а н и я и а р г у м е н т и р о в а т ь е ё актуальность  какая из глобальных проблем человечества на сегодняшний день, на ваш взгляд, наиболее актуальна? Мнение аргументируйте.  проанализировать 5 социальных блогов Самары и выявить 3 наиболее обсуждаемые проблемы города.  проанализировать 3 географических (экологических, биологических, х и м и ч е с к и х ) с а й т а и сформулировать две на иб оле е заинтересовавших вас проблемы исследования.
Когда все вышеуказанные навыки и умения у обучающихся сформированы, мы приступаем к полноценной научно-исследовательской работе. По предметно содержательной области исследовательские работы бывают: монопредметные, межпредметные и надпредметные.
Монопредметные исследовательские работы:
 Альтернативная энергетика России: перспективы и проблемы  Государственный флаг – зеркало страны.  Морские города: утопия или реальность?  Необычные памятники нашего города  Мое кругосветное путешествие
Межпредметные исследовательские работы:
 Необыкновенный обыкновенный снег  Металлы в организме человека  Этногеографическая мозаика моей семьи.  География достоверная и невероятная. Научность и художественный вымысел.  Гольфстрим жив?  Тайное становится явным, или Яды вокруг нас  Экология квартиры
Надпредметные исследовательские работы:
 Aqua incognita (Вода неизведанная)  Влияние цветовой гаммы города Самары на характер и здоровье его жителей.  Экологический мониторинг рекреационных зон города Самара Организация
надпредметных
научно-исследовательских работ – это самый сложный и ответственный этап работы. Это «вершина», на которой обучающиеся (как правило, это группа исследователей, что позволяет реализовать ещё и коммуникативные компетенции) демонстрирует в полном объеме весь спектр навыков и компетенций, которыми он сумел овладеть при изучении естественнонаучных дисциплин. Это серьёзный, обстоятельный, масштабный труд, долгосрочный по времени реализации (исследование иногда длиться на протяжении целого года и даже нескольких лет). Именно такие проекты мы, как правило, выводим на конкурсы и конференции различных уровней, где многие из них занимают призовые и первые места. В заключении хотелось бы сказать, что процесс формирования самостоятельной личности необходимо обязательно контролировать. Один
мудрый человек сказал, что «чем больше демократии в обществе, тем больше неучей…». Мы с этим абсолютно согласны! Если мы допустим абсолютную самостоятельность обучающихся, значительно или полностью устранившись от процесса познания ими конкретной области знания, это в дальнейшем приведёт к анархии, хаосу и даже к коррупции (они начнут договариваться, хитрить, и обманывать). И учебные заведения будут выпускать не знающих талантливых компетентных профессионалов, а самоуверенных, наглых, очень САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ДУРАКОВ! А этого допустить никак нельзя. Наша страна сегодня, как некогда, нуждается в умных, образованных, талантливых специалистах, умеющих принимать самостоятельные решения, дисциплинированных и ответственных. И наша первоочередная задача, как учебного заведения, в этом ей помочь!


В раздел образования