"Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство интенсификации учебного процесса в условиях реализации ФГОС НОО"
Автор: Моисеева Людмила Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5" Населённый пункт: г.Колпашево, Томская область Наименование материала: статья Тема: "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство интенсификации учебного процесса в условиях реализации ФГОС НОО" Раздел: начальное образование
Моисеева Людмила Александровна
МБОУ «СОШ №5»
Живем в эпоху Нано Технологий,
И каждый год дает нам новый старт,
То освоение журналов электронных,
То новый наш образовательный
стандарт.
Что такое интенсификация
•
Ю. К. Бабанский понимает
интенсификацию как «повышение
производительности труда учителя и
ученика в каждую единицу
времени».
•
С. И. Архангельский определяет
интенсификацию учебного процесса
как «повышение качества обучения и
одновременное снижение временных
затрат».
•
Интенсификация
значится в
энциклопедическом
словаре как «усиление,
увеличение
напряженности,
производительности,
действенности».
Интенсификация учебного процесса на основе
Интенсификация учебного процесса означает борьбу с
потерями времени и создание резерва времени для
повышения качества обучения
Вот и выходит на первый план Интеграция
Интеграция –
•
это сближение и связи
отдельных предметов,
систем, тем, знаний,
мыслительных
процессов учащихся в
единое целое, т.е. синтез
- возникновение нового
.
Всё, что находится
во взаимной связи,
должно преподаваться
в такой же связи.
Ян Амос Коменский
•
для того, чтобы
сформировать
результаты ФГОС
нужно интегрировать
все ресурсы
Уровни интеграции содержания
учебного материала
Уровни интеграции содержания
учебного материала
•
Внутрипредметная
•
интеграция понятий, ЗУН внутри
отдельных учебных предметов;
•
Внутрипредметная
•
интеграция понятий, ЗУН внутри
отдельных учебных предметов;
•
Межпредметная
•
синтез фактов, понятий, принципов
двух и более дисциплин
;
•
Межпредметная
•
синтез фактов, понятий, принципов
двух и более дисциплин
;
Транспредметная
синтез компонентов основного
и дополнительного
содержания образования.
Транспредметная
синтез компонентов основного
и дополнительного
содержания образования.
Межпредметная
обучение грамоте буква д
(экскурсия)
-дома, дорога, девочка, двор…
Межпредметная
обучение грамоте буква д
(экскурсия)
-дома, дорога, девочка, двор…
•
Окружающий мир
•
(наблюдения за изменениями в
природе)
•
(день, дождь)
•
Окружающий мир
•
(наблюдения за изменениями в
природе)
•
(день, дождь)
•
Математика
•
(пространственные
отношения)-далеко-близко
•
Математика
•
(пространственные
отношения)-далеко-близко
Изобразительное искусство
(осень, зима-художник)
+Технология (осень, зима-
скульптор)
Изобразительное искусство
(осень, зима-художник)
+Технология (осень, зима-
скульптор)
Внутрипредметная
обучение грамоте
день-даль
Внутрипредметная
обучение грамоте
день-даль
•
Лексика
•
значение
•
Лексика
•
значение
Грамматика
•
Часть речи
Грамматика
•
Часть речи
Фонетика
Звуко-букв. разбор
Фонетика
Звуко-букв. разбор
Синтаксис
Словосочетания
предложения
Синтаксис
Словосочетания
предложения
Морфемика
Словообразование
Морфемика
Словообразование
Транспредметная
синтез компонентов
Транспредметная
синтез компонентов
•
основное
•
основное
•
дополнительное
•
дополнительное
При таком подходе я вижу
интеграцию между
чтением и письмом,
устной и письменной речью,
гласными звуками и слогом,
интонацией и ударением,
орфоэпией и орфографией,
буквой и звуком,
предложением и словосочетанием.
«
Внеурочная деятельность — это отнюдь
не механическая добавка к основному
общему образованию, призванная
компенсировать недостатки работы с
отстающими или одарёнными детьми».
«Внеурочная деятельность – это осуществление
взаимосвязи и преемственности общего и
дополнительного образования как механизма
обеспечения полноты и цельности образования».
Урок русского языка.
Тема: Былины – вековая школа
патриотического воспитания,
особый вид фольклора.
•
Межпредметная –
•
литература
•
окружающий мир (история)
•
изобразительное искусство
•
Внутрипредметная –
•
лексика (вороной, мощь, палица, кольчуга)
•
синтаксис (описать доспехи и снаряжение
богатырей)
•
грамматика (составить словосочетания
сущ+прил)
•
морфемика (словообразование)
•
Транспредметная –
•
творческие работы-
•
1) составить синквейн, хокку со словом «богатыри».
•
2) написать сочинение-миниатюру по заданному началу
•
3) составить отрывок былины о современном герое мультфильмов
•
4) написать письмо одному из богатырей
Результат интегрированного обучения
о
б
щ
е
е
р
а
з
в
и
т
и
е
р
е
б
е
н
к
а
и
б
о
л
е
е
г
л
у
б
о
к
о
е
и
з
у
ч
е
н
и
е
т
е
м
,
ф
о
р
м
и
ро
в
ан
и
е
ц
е
л
о
с
т
н
о
й
к
а
р
т
и
н
ы
м
и
ра
,
п
о
н
им
ан
ие
с
в
я
з
е
й
м
еж
д
у
я
в
л
е
н
ия
м
и
в
пр
и
р
од
е
,
об
щ
е
с
т
в
е
и
м
ир
е
в
ц
е
л
о
м
.