Повышение эффективности уроков иностранного языка с использованием методов критического мышления
Автор: Игнатенко Оксана Владимировна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: г. Абакан, МБОУ "СОШ №12" Населённый пункт: г.Абакан Наименование материала: конспект Тема: Повышение эффективности уроков иностранного языка с использованием методов критического мышления Раздел: среднее образование
Повышение эффективности уроков
английского языка с помощью приемов
технологии критического мышления
Понятие «Критическое мышление»
Каждому современному учителю хочется, чтобы на уроке царила
атмосфера творчества. Важнейшей задачей образования на
современном этапе становится формирование предметных и
универсальных способов действий. А деятельностный подход –
основной способ получения знаний. Вот почему необходимо
постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики
проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и
ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание.
Критическое мышление
— это поиск здравого смысла: как рассудить
и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других
мнений, это умение отказаться от собственных предубеждений.
Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть
новые возможности, весьма существенно при решении проблем.
Критически мыслящий человек задается вопросами:
•
Что я знаю?
•
Что я узнал нового?
•
Как изменились мои знания?
•
Что я буду с этим делать?
С точки зрения целей и задач образования
Старые цели
•
Учащийся
•
приобретает знания и навык;
•
приобретает их как можно в большем объеме;
•
ориентация на объем материала;
•
отсутствие возможности выбора;
•
принятие целей образования и жизни в готовом виде;
•
стремление избежать контроля.
•
Процесс обучения
•
передача опыта и знаний;
•
обучение на основе устоявшихся знаний;
•
использование методов воспроизводства, натаскивания,
репетиторства;
•
жесткость учебных и образовательных программ.
•
Результат
•
подготовка обучающихся к будущей спокойной, размеренной,
планируемой жизни;
•
редкие нововведения сверху.
•
Новые цели
•
саморазвитие и самосовершенствование;
•
знания приобретаются в деятельностной форме с акцентом на будущую
занятость;
•
наличие возможности выбора программ и даже предметов;
•
постановка и формулирование своих собственных целей и способов их
достижения;
•
стремление к своевременному и объективному контролю.
•
индивидуальное развитие учащихся, становление личности,
самосовершенствование;
•
обучение на основе критического, аналитического, логического мышления;
•
обучение способам продуктивной деятельности, способам добычи знаний;
•
гибкость учебных и образовательных программ.
•
создание условий для комфортной "жизни" сейчас в данной школе, в
данном коллективе;
•
формирование инновационных потребностей самосовершенствования и
совершенствования окружающего мира;
•
постоянный инновационный процесс в образовательных программах,
методах, технологиях, формах образовательного процесса.
Задачи технологии
•
Формирование нового
стиля мышления
, для которого
характерны открытость, гибкость, рефлексивность,
осознание внутренней многозначности позиций и точек
зрения, альтернативности принимаемых решений.
•
Развитие таких базовых качеств личности, как
критическое
мышление
,
рефлексивность, коммуникативность,
креативность, мобильность, самостоятельность,
толерантность, ответственность
за собственный
выбор и
результаты
своей деятельности.
Образовательные результаты
•
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся
информационным потоком в разных областях знаний;
•
пользоваться различными способами интегрирования информации;
•
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
•
решать проблемы;
•
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей
и представлений;
•
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по
отношению к окружающим;
•
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
•
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая
мобильность);
•
брать на себя ответственность;
•
участвовать в совместном принятии решения;
•
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
Презентация
с
использованием
приемов
критического мышления
Презентация
с
использованием
приемов
критического мышления
Great Britain
United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland is situated on the British Isles. It consists of four
parts: England, Wales, Scotland and Northern Ireland. England, Wales and Scotland occupy the territory of
Great Britain. Northern Ireland is situated in the northern part of Ireland. The territory of the United
Kingdom is about 244 square kilometres.. The population is over 55 million. About 80% of the population
is urban. The capital of the country is London.
The surface of Great Britain varies greatly. The northern
and western part of the country is mountains and is called the Highlands. All the rest (south, east and
centre) is a vast plain which is called the Lowlands. The mountains are not very high. The rivers are not
long. The most important of them are the Severn and the Thames. There are many beautiful lakes in the
mountainous parts of the country. The mountains, the Atlantic Ocean and the warm waters of the Gulf
Stream influence the climate of Great Britain.The weather in GB is very changeable. A fine morning can
change into a wet afternoon and evening and the wrong side out. The English people say: "Other countries
have a climate; in England we have weather." The English also say that they have three variants of
weather: when it rains in the morning, when it rains in the afternoon or when it rains all day long.The best
time of the year in GB is spring(of course, it rains in spring too). The two worst months in Britain are
January and February. They are cold, damp and unpleasant. Summer months are rather cold and there can
be a lot of rainy days. So most people who look forward to summer holidays, plan to go abroad for the
summer.reat Britain is a highly developed industrial country. It is known as one of the world's largest
producers and exporters of iron and steel products, machinery and electronics, chemicals and textile,
aircraft and navigation equipment. One of the chief industries of the country is shipbuilding.Great Britain is
a country with old cultural traditions and customs. The most famous educational centres are Oxford and
Cambridge universities. They are considered to be the intellectual centres of Europe. The education is not
free, it is very expensive.The United Kingdom is a monarchy and the Queen is the head of state. But in
practice it is ruled by the elected government with a Prime Minister at the head. The British Parliament
consists of two chambers: the House of Lords and the House of Commons. There are three main political
parties in Great Britain: the London, the Conservative and the Liberal parties, The Conservative party is the
ruling party nowadays.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ
ЭТАПЫ
ВЫЗОВ
National economy
Geographical position
the
Gulf
Stream
capital
Cluster-method
(гроздь)
the
Queen
Great Britain
Politic
system
territory
Climate
shipbuilding.
small
a black
nose
fair h
a cat
General
in t
popula
tion
mountains
the
Atlanti
c
Ocean
rivers
machinery
What is
your
favourite
foreign
country?
T
h
e
U
n
i
t
e
d
K
i
n
g
d
o
m
o
f
G
r
e
a
t
B
r
i
t
a
i
n
a
n
d
N
o
r
t
h
e
r
n
I
r
e
l
a
n
d
T
h
e
o
f
c
i
a
l
l
a
n
g
u
a
g
e
T
h
e
s
u
r
f
a
c
e
ed
u
c
a
ti
o
n
a
l
c
e
n
t
r
es
A
m
o
n
a
r
c
h
y
T
h
e
B
r
i
ti
s
h
P
a
r
l
i
a
m
e
n
t
E
n
g
l
a
n
d
,
W
a
l
e
s
,
S
c
o
t
l
a
n
d
a
n
d
N
o
r
t
h
e
r
n
I
r
e
l
a
n
d
H
i
g
h
l
a
n
d
s
,
L
o
wl
a
n
d
s
,
r
i
v
e
r
s
O
x
f
o
r
d
a
n
d
C
a
m
b
r
i
d
g
e
u
n
i
v
e
r
s
i
ti
e
s
T
h
e
Q
u
e
e
n
T
h
e
B
r
i
ti
s
h
P
a
r
l
i
a
m
e
n
t
My favourite
foreign
Country is GB
because I like
English.
(
Рыбий скелет )
Fishbone
English
Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов
•
“Thin” questions
What … ?
When … ?
Where … ?
Was it … ?
What was the name …?
Are you agree that … ?
etc.
•
“Thick” questions
Explain why … ?
Why do you think that … ?
Was his/her choice right or
wrong to your mind?
What is the most important
idea of the text?
What is the difference between
… ?
If you were … would you … ?
etc.
Синквейн
The synquane is a special form of the poem, which
consists of 5 lines.
one word title, a noun that tells what your poem is about
two adjectives that describe what you're writing about
three- ing participles that describe what your poem is
about
a phrase that tells more about what you're writing about
a synonym for your title, another noun that tells what
your poem is about.
Industrial , rainy
Consist , occupy , rain
It rains all day long
Great Britain
GB
Cinquain
«Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
KNOW
WANT
LEARNT
Прием «перекрестная дискуссия»
Я готов применить технологию развития
критического мышления на своих уроках
ДА
НЕТ
Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4
аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в
заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими
коллегами, используя их аргументы, которые покажутся
вам убедительными, продолжите заполнение таблицы,
когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.