Напоминание

"Использование краеведческого материала на уроках географии "


Автор: Божченко Виктория Анатольевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "СШ№9"
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "Использование краеведческого материала на уроках географии "
Раздел: среднее образование





Назад




Божченко Виктория Анатольевна учитель географии, МБОУ «СШ№9» «Использование краеведческого материала на уроках географии » Работая с архивными материалами по данной теме, ставилась цель, исследуя коллекцию изобразительного искусства в музейном собрании «Музея истории освоения и развития Норильского промышленного района», учитывая ее специфичность и значимость для истории Норильского комбината создать дидактический материал для учащихся Норильского промышленного района, востребованный на уроках по изучению родного края. Как охарактеризовать коллекцию изобразительного искусства в музейном собрании, большую часть которой составляют работы норильских художников 1960-1980-х гг.? Прежде всего, это ее специфичность, полное соответствие тематике комплектования музейных фондов как в локальном аспекте — это территория непосредственно Норильского про- мышленного района на полуострове Таймыр (с ее взаимосвязями); так и в историческом контексте освоения и развития приенисейского Заполярья. Поэтому тематика коллекции изобразительного искусства строго определена: природа Таймыра; этнография; история Норильска; история Норильлага; выдающиеся норильчане. Наиболее полно в коллекции представлено становление Норильского горно-металлургического комбината как градообразующего предприятия. Возможно, о художественной ценности указанной коллекции можно поспорить, но если рассматривать ее составляющие как памятники своей эпохи, созданные, в том числе, и заключенными Норильлага, вопросы о значимости коллекции отпадают сами собой. В количественном исчислении коллекция относительно невелика: 541 единица хранения ос - новного фонда и 92 единицы хранения научно-вспомогательного фонда. Живописные произведения и графические листы, скульптура и изделия декоративно-прикладного искусства преимущественно норильских авторов созданы в более чем полувековой период — с 1940-х по 2000-е гг. Среди пополнивших музейное художественное собрание работ последние поступления датируются 2008 г. Используя живописные произведения можно сделать обзор запечатленного в живописи и графике авторского видения развития Норильского горно-металлургического комбината от первой печи до современного состояния. Небольшая акварель «Печь купца Сотникова», выполненная в 1943 г. Аркадием Михайловичем Сорокиным, заключенным Норильского лагеря, для местной многотиражной газеты «Металл — фронту», и живописное полотно «Сотниковская штольня» (написано Сергеем Морозовым по заказу музея в 1995 г.) отсылают нас на малоосвоенные земли Таймыра второй половины XIX в. Появились сведения из немногочисленных источников о горных богатствах Норильска и первых попытках их эксплуатации дудинскими купцами Сотниковыми. В 1868 г., по информации Енисейского горного управления, Сотниковыми было выплавлено до 200 пудов черновой меди, проданной в казну. Это могло подогреть интерес к поиску месторождений каменного угля и меди в Николае Урванцеве, вы пускнике горного отделения Томского технологического института. Образ Николая Николаевича Урванцева, первооткрывателя норильс ких земель, многократно и по-разному запечатлен в работах художников. Это и совсем молодой, полный надежд геолог «Портрет Н. Н. Урванцева» (1965 г.) Георгия Княжевского, первого профессионального художника Норильска, и Николай Николаевич вместе с женой Елизаветой Ивановной в графической работе Анатолия Шульжинского «Первооткрыватели» (1992 г.). Валерий Костаринов на полотне «Н. Н. Урванцев с группой горняков у первой штольни» (1986 г.) изображает деятельного и энергичного руководителя геологической экспедиции. Урванцев Сергея Морозова — неустрашимый геолог-исследователь сурового Севера. Эмилия Гончарова, Вадим Балдин и Дмитрий Беляев в своих работах — портретах Н.
Н. Урванцева — выражают почтение убеленному сединами ученому мужу. А. С. Шульжинский графической работой «Мемориал Урванцевых» (1985 г.) отдает дань памяти семье первых норильчан. Этап геологических исследований, первой оценки запасов месторождений угля и медно-никелевых руд района Норильска сменяется периодом закладки основ будущего Но- рильского комбината. В условиях начавшейся Великой Отечественной войны немыслимые усилия руководства и работников Норильского комбината НКВД СССР, заключенных Норильлага были брошены на получение к маю 1942 г. электролитного никеля, так необходимого для укрепления брони нашего вооружения. ...А прежде необходимо было спроектировать и построить заводские корпуса, отладить производство в заполярной тундре, в условиях, когда проще перечислить то, что имеется в наличии, чем то, чего не хватает, а цена малейшей ошибки — жизнь. Вот это напряжение на лицах руководителей Норильского комбината, обступивших макет будущего металлурги- ческого завода, и вера в то, что задача обязательно будет решена, потому что иначе нельзя, отразились в живописной работе Г. А. Княжевского «У макета будущего гиганта» (1969 г.). Мощный всплеск творчества норильских художников был вызван открытием в I960 г. богатейшего Талнахского месторождения медно-никелевых руд в 25 км к северу от Но- рильска, когда очень подробно, буквально пошагово, тушью и пером, кистью и акварелью фиксировался каждый этап развития Талнаха. А. С. Шульжинский своими графическими работами проводит полный и подробный экскурс в историю вопроса. Вот среди лесотундры появляется «Первый балок геологов на Талнахе» (1961 г.), строители первого рудника Талнаха «Маяк» разбили свои палатки («Первые палатки «Маяка», 1962 г.). Чужеродными и случайными выглядят разбросанные под горой деревянные строения и опоры линий электропередачи, люди увязают в снегах, но продолжают движение («Так начинался рудник «Октябрьский», 1960-е гг.). Но вот проходит совсем немного времени, и мы видим совсем иную картину: по широкой дороге в обоих направлениях снуют БелАЗы, под горой возвышаются копры рудника, дымят трубы («Рудник «Октябрьский», 1975 г.). Та же история и на «Маяке»: рабочий процесс изображен на фоне рудничных копров («Рудник «Маяк», 1960-1970-е гг.). На офорте, созданном в 1979 г., Анатолий Шульжинский вновь возвращается к «Маяку». Это уже совсем другой рудник — на переднем плане динамично изогнутые трубы газо- и пуль- попроводов, вентили, извилистые линии дорог, натянутые провода и монолит копров на заднем плане — все это создает впечатление напряженного ритма, который ничто не сможет прервать. Силуэты рудничных копров не оставили равнодушными Зеновия Кецало («Рудник на Талнахе», 1983 г.), Галиуллу Файзуллина («Талнах. Рудник «Комсомольский», 1970-е гг.) и Николая Дорогова («Талнах. Строительство рудника «Маяк», 1963 г.). Другие графические работы Н. Ф. Дорогова также посвящены Тал-наху. Почти лирично белеют снега на горах, своей формой их повторяют палатки первостроителей Талнаха, неторопливо движется вездеход по зимнику на акварели «Талнах. Здесь будет ТЭЦ-2» (1964 г.). Не только тепло необходимо будущей рудной столице, нужно еще переправлять добытые богатства через реку Норильскую — «Норильск-Талнах. Строительство железнодорожного моста через р. Норилку», 1964 г. К этой же теме в своей работе «Строительство моста через реку Норильскую» (1964 г.) обратился Николай Павлович Лой, заслуженный художник РСФСР. В 1963 г. Н. П. Лой организовал в Норильске студию изобразительного искусства Дворца культуры комбината. Много талантливых художников Норильска, чьи работы украшают художественную коллекцию музея, вышло из стен этой студии. «Работы Н.П. Лоя носят исторический для норильчан характер. Вот первые буровые вышки на Талнахе, их сменяют палатки строителей, за тем копры будущего рудника и, нако- нец, рудник «Маяк». Нам дороги эти полотна — живые свидетели развития комбината», —
эту оценку В. К. Говорова, в то время главного геолога рудника «Заполярный», вполне спра- ведливо можно отнести и к другим норильским авторам. Однако при всей важности Талнаха параллельно велись не менее значимые изыскания — в 1966 г. было открыто Нижне-Хетское месторождение природного газа, а 1967 г, ознаменовался красивым словом — «Мессояха», по названию газового месторождения. Именно тогда заканчивается период использования угольных энергоносителей, а пред- приятия Норильского комбината переводятся на «голубое топливо». Г. С. Файзуллин на газификацию откликнулся линогравюрой «Мессояха» (1970 г.), где горящий факел на фоне темного неба напоминает легенду о Прометее, укравшем у богов огонь и принесшим огонь людям. Расцвет Норильского комбината вновь и вновь заставляет графиков и живописцев обращаться к заводской теме. На офорте «Промплощадка» (1975 г.) А. С. Шульжинского все пространство занимают корпуса и трубы Никелевого завода, на перед нем плане как муравьи суетятся самосвалы. Льется из ковшей расплавленный металл на акварели Н. П. Лоя «Горячий цех» (1974 г.). Созданные Алексеем Саваниным в 1998 г. на основе этюдов 1970-х гг. живописные работы «Медеплавильный завод. 70-е годы» и «Никелевый завод» обращают на себя внимание яркой палитрой — красными, оранжевыми красками. При всем диссонансе между природой и «вредным» производством корпуса Никелевого завода вписаны в рельеф местности и задают движение на полотне, клубы дыма из заводских труб повторяют линию гор, а сами трубы визуально дробят монотонность заднего плана. Изображение Медного завода, наоборот, оставляет впечатление легкости. Закатное солнце полярного дня золотит корпуса и трубы завода, теневая сторона остается в легкой сиреневой дымке. Новый горизонт — грандиозная стройка X пятилетки (1976-1980) — Надеждинский металлургический завод. Все взоры обращены к «Надежде». Стремительность разворачиваю- щегося действия на цветном офорте А. С. Шульжинского «Строительство автоклавного цеха» (1977 г.) подчеркивается наличием одновременно двух точек обзора — сверху и снизу; спиралями шлангов и переплетением трубопроводов. В офорте «Рождение металла» (1980 г.) магия круга разливочной карусельной машины напоминает о цикличности процессов жизни; рельефные завитки клубов дыма, поднимающегося от разлитого по изложницам металла в офорте «Норильск. Разливочная машина», создают впечатление нереальности обычного, в общем-то, технологического процесса. Пастельная работа Э. Л. Гончаровой «Белая ночь» («Надежда-80») передает грандиозность и размах стройки. Живописное полотно А. А. Саванина «1978 год. «Надежда» строится» (1998 г., на основе этюдов 1978 г.) представляет панораму стройки. Значимость переднего плана намеренно снижена, и взгляд зрителя сразу скользит вглубь изображения, где на дальнем плане, подобно скелету ископаемого гиганта, раскинулись стальные каркасы будущих корпусов металлургического завода. Однако какими бы грандиозными ни были «стройки века», жизнь и смысл в них вдыхает своим трудом человек. Портретную галерею людей, прославивших город и комбинат, в коллекции изобразительного искусства Музея истории НПР отличает разноплановость авторской подачи материала. В 1985 г. по заказу Норильского комбината в связи с 50-летием НГМК С. Н. Морозов создал серию графических портретов норильчан — Героев Социалистического Труда и Почетных граждан города. Изображены не только директора комбината — В. В. Дроздов, В. И. Долгих, Н. П. Машьянов, Б. И. Колесников, но и геологи, шахтеры и плавильщики, машинисты и конвертерщики, строители и архитекторы, актеры и космонавты. Большей частью это не парадные портреты, герои изображены в рабочей одежде на знаковом для них самих фоне. Особенностью морозовских портретов является необычная и довольно редко встречающаяся техника — работы созданы шариковой ручкой. В том же юбилейном для комбината году по заказу Управления строительства НГМК Г. А. Княжевский создал серию акварельных портретов руководителей комбината и его под- разделений, связанных со строительством объектов НГМК.
Портретная галерея именитых норильчан пополнилась живописными работами С. Морозова в 2000 г. Наступившее затишье на ниве создания индустриальных пейзажей было нарушено в 2006 г. довольно амбициозным и несколько ироничным проектом под названием «Норильс- кий пленэр». Задача проекта, по определению одного из руководителей «Общества любителей живописи и рисования» (г. Санкт-Петербург) Александра Флоренского, — «...возврат к традиционным художественным ценностям в эпоху постмодернизма, в частности пропаганда такой совершенно исчезнувшей из арсенала современного искусства практики, как живопись и рисование с натуры». В «Норильском пленэре» участвовали пять художников из Санкт-Петербурга: Ирина Васильева, Александр Дашевский, Иван Сотников, Ольга Флоренская, Александр Флоренский. Петербургские художники пригласили участвовать в этом проекте всех желающих норильских художников, как маститых, так и молодых. Художники побывали на руднике «Медвежий ручей», на железной дороге; спускались в шахту рудника «Таймырский»; посетили «Надежду», Никелевый завод, рудник «Ангидрит», Дудинский морской порт, заброшенный поселок «Рыбзавод». И везде мастера рисовали с натуры. По вечерам шла «домашняя работа» на основе натурных впечатлений. Результаты трудов питерских художников, представленные на отчетной выставке в Музее истории НПР, получили весьма неоднозначную оценку публики. Не всем пришелся по вкусу примитивистский взгляд на норильскую промышленную действительность. И все же именно он привлекает своей необычностью. При этом работы композиционно выстроены, авторская подача материала позволяет идентифицировать индустриальные пейзажи. Кроме того, промышленная действительность не помешала художникам сделать свои работы довольно лиричными. Весьма натурально парит «Незамерзающая вода в водоеме Медного завода» (2006 г.), изображенная И. Сотниковым, удивителен свет от незаходящего солнца в полярный день на полотне И. Васильевой «Площадь Гвардейская в 12 часов ночи» (2006 г.). Снежной свежестью веет от горы Рудной на картине И. Сотникова «НОФ» (2006 г.). Работы участвовавших в пленэре норильских художников выполнены в более реалистичной манере. Графические листы Юрия Афонова «Июнь в порту», «Цветной дым», «Тру ба», «Солнечный день» (2006 г.) отличаются радужным многоцветием. Монохромная графика Михаила Волгина весьма экспрессивна, будто карандаш не поспевает за мыслями художника («Никелевый выдох», 2006 г.). Любимой натурой у разных поколений живописцев и графиков был и остается рудник «Медвежий ручей». В фондах Музея истории НПР подобралась целая галерея разноплановых изображений этого действующего объекта Норильского комбината. Построенный в 1950-х годах рудник открытых работ, точнее, его извилистые, местами концентрические уступы, контрастирующие с заснеженными склонами зимой, вдохновили А. С. Шульжинского на создание одноименного офорта. Это панорамный вид сверху на котловину в несколько ярусов с идущими по ним машинами. Н. П. Лой акцентирует внимание зрителя на изображении экскаватора и самосвала на фоне уступов карьера. Человек и техника главенствуют на его полотне «В карьере» (1973 г.) не только композиционно, но и по цвету. Участники «Норильского пленэра» также не обошли своим вниманием «Медвежку». Работа И. Сотникова «Рудник «Медвежий ручей» (2006 г.) выполнена в черно-белой гамме, в этом она схожа с полотном Д. Бакланова, который стилизовал петляющие изгибы уступов рудника под отпечаток пальца человеческой руки, другими словами, автор высказал мысль о том, что карьер — дело рук человека-преобразователя. Совсем легкими, по-весеннему воздушными террасы рудника предстают на графическом листе Ю. Афонова. Являясь объектами самого пристального внимания художников в недалеком прошлом, мощные, грандиозные и по-своему привлекательные индустриальные пейзажи Норильского промышленного района вызывают интерес у творческого человека и по сей день. А значит, коллекция художественных произведений, иллюстрирующих историю
развития Норильского комбината, будет пополняться и вызывать неизменный интерес у зрителей. Библиографический список Фонд письменных источников Музея истории НПР (ФПИ МИНПР), ОФ 10297, ф. 54, оп. 1, ед. хр. 129. ФПИ МИНПР, ОФ 10291, ф. 54, оп. 1, ед. хр. 66. ФПИ МИНПР, ОФ 12811/107. Норильский С. Сталинская премия. Тула: Филиппок, 1998. — 254 с. ФПИ МИНПР, ОФ 13210/14, ф. 54, оп. 1, ед. хр. 5 . ФПИ МИНПР, НВФ 1004/108, ф. 54, оп. 1, ед. хр. 114. Важнов М. Я. Норильский промышленный комплекс: этапы и перспективы развития. Норильск, 1987. - 48 с. Очерки по истории открытий минеральных богатств Таймыра / под ред. А. Г. Самойлова. Новосибирск, 2001. — 266 с. Сорочкин Е. Норильскпроект. От Гулага к Надежде. М.: Агентство «Антей Лимитед», 2003. — 576 с.


В раздел образования