Напоминание

"Подготовка к написанию сжатого изложения."


Автор: Корытникова Наталья Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: г. Канск, Красноярского края
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка в 9 классе.
Тема: "Подготовка к написанию сжатого изложения."
Раздел: среднее образование





Назад





Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к написанию сжатого изложения в ОГЭ.

Разработала Корытникова Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №6,

г.Канск Красноярского края

Пояснительная записка.
Разработка урока представляет собой конспект и презентацию к уроку русского языка в 9 классе "
Учимся

писать сжатое изложение». В разработке уроке применила ИКТ-технологию.
Цель урока: создать условия для овладения навыками написания сжатого изложения. Задачи: подготовка к ОГЭ: обучение видам сжатия текста; развитие навыков определения основной мысли, выделения микротем; развитие навыков использования в работе над текстом способов и приемов компрессии; формирование коммуникативной компетенции у школьников: развитие умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её; формировать у учащихся личное отношение к проблеме нравственного воспитания; показать важность в формировании личности ребенка. В приложении содержится раздаточный материал: ПАМЯТКА ПО НАПИСАНИЮ ИЗЛОЖЕНИЯ. текст для изложения. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов заданий, одно из которых - написание сжатого изложения. Данный вид письменной работы требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания. Как видим, перед выпускником стоит довольно трудная задача. Поэтому
основная цель урока
– НАУЧИТЬ писать сжатое изложение.

Подготовка к сжатому изложению по тексту
Цель урока: научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. Задачи урока: Образовательные:  учиться формулировать основную тему и идею текста;  выделять самостоятельно микротемы ;  пользоваться разными способами сжатия текста. Развивающие:  обогащать свою речь лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими средствами языка.  развивать память, мышление Воспитательные:  обращать внимание на нравственные категории текста;  продолжить воспитание у учащихся человечности, доброжелательности, любви к родному слову. Оборудование: дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося), памятки «Как написать сжатое изложение», «Как проверить написанное». презентация Ход урока. 1
. Повторение понятия о сжатом изложении. СЛАЙД 1. (тема урока)
Учитель. На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения. Вспомните, в чем особенность такого вида изложения? Ученик. При сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное. Учитель. Действительно, задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений. 2.
Постановка целей урока
.
СЛАЙД 2
.
(цель урока)
Повторение лексического значения терминов, которые будут встречаться на протяжении всего урока. Учитель. Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении. Учитель. Что такое микротема? Ученик. Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.
3. Актуализация знаний. СЛАЙД.3

Модель проведения сжатого изложения.

Работа организатора

Действия экзаменуемых
.
Примерное время
Орг.: Поставить аудиозапись первый раз Экз.: Прослушивают исходный текст. Во время чтения текста делают записи. Орг.: Дать время на осмысление текста 2,5 – 3 мин. Экз.: Работают с черновиками. 3 -4 мин. Орг.: Поставить аудиозапись второй раз Экз.: Прослушивают исходный текст. 2,5 – 3 мин. Орг.: Сообщить о начале написания изложения и о возможности пользоваться словарем 4.
Знакомство с текстом. СЛАЙД 4 (текст)
Учитель. Текст слушаете, воспринимаете текст как целое, выделяете главное и второстепенное в содержании, усваиваете сюжетную линию и в конечном счёте получаете эмоциональный настрой, который
и поможет написать сжатое изложение. Перед каждым учеником текст с изложением из открытого банка ФИПИ. Слушаете запись, знакомитесь с текстом. Неуверенность в себе - проблема древняя , однако она привлекла внимание медиков , педагогов и психологов сравнительно недавно - в середине XX века . Именно тогда стало понятно : всё усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей - вплоть до серьёзных заболеваний , не говоря уже о житейских проблемах . А проблемы психологические ? Ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения . Представим себе , как неудобно чувствует себя зависимый : чужие оценки кажутся ему гораздо более важными и значимыми , чем собственные ; каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих . А главное , ему хочется одобрения ото всех , начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае . Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненные ситуации . Как же преодолеть неуверенность в себе ? Одни учёные ищут ответ на этот вопрос , основываясь на физиологических процессах , другие опираются на психологию . Ясно одно : преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае , если человек способен правильно ставить цели , соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты . Учитель. По данному тексту вы должны написать сжатое изложение, а для этого мы поработаем над содержанием текста. 4.
Анализ текста.
Учитель: Назовите признаки текста. Ученик: 1. Предложения объединены одной темой. Употреблены слова одной тематики (неуверенность, неуверенность в себе, зависимость от чужого мнения, нерешительный) 2. Текст имеет идею. Ученик. Идея текста в том, чтобы человек преодолел неуверенность. 3.Текст можно озаглавить. Что такое неуверенность в себе и как ее преодолеть. Ученик: 4.Текст разделен на три абзаца. - С какой целью это сделано? Каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему. - Определим микротему каждого абзаца и запишем в форме плана. Учитель: Составьте план текста.
СЛАЙД 5 (микротемы)
Ученик: План текста. 1. Неуверенность в себе – причина неприятностей. 2. Не уверенный в себе человек зависит от чужого мнения. 3. Как преодолеть неуверенность в себе? Учитель. Определите тип данного текста. Докажите. Ученик. Тип данного текста - рассуждение, потому что автор текста рассуждает и доказывает, что неуверенность в себе можно преодолеть, если правильно ставить цели и позитивно оценивать свои результаты. Обычно текст рассуждения состоит из трех частей – тезис, доказательства и вывод. В данном тексте мы ярко видим: Тезис: Неуверенность в себе - проблема древняя. Далее по тексту идут доказательства: 1.неуверенность в себе- зависимость от чужого мнения. 2 Хочется такому человеку одобрения ото всех.. вывод – правильно ставить цели, позитивно оценивать свои результаты- вот преодоление неуверенности в себе. Учитель. Очень важно правильно определить тип, так как функционально-смысловые типы речи строятся по-разному, рассуждение строится так: 1) основное положение (тезис);
2) доказательства с привлечением аргументов; 3) вывод. При написании изложения надо следить за тем, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений, сохранены важные эпизоды, не обобщались разнородные факты. Определите стиль данного текста. Ученик. Стиль текста публицистический. Он воздействует на читателя и знакомит с определенной информацией. Затрагивает актуальные вопросы современности, которые представляют интерес для общества. Автор текста показывает людям как преодолеть неуверенность в себе. Учитель. Обратите внимание на лексику публицистического стиля. Слова громоздкие, тяжеловесные. 5.
Работа над сжатием текста.
Учитель. По данному тексту мы должны написать сжатое изложение. Какими способами мы можем сжимать текст? Ученик.
СЛАЙДЫ 6-9 (способы сжатия текста)
Первый способ называется исключение. При исключении мы опускаем с точки зрения основной мысли текста детали и излишние подробности. Второй способ – обобщение. При обобщении сначала вычленяются единичные факты, затем объединяются специальными языковыми средствами. Ученик. Можно заменить группу однородных членов одним словом или словосочетанием. Учитель. Мы будем сжимать текст способом исключения. Вспомните, какими приемами мы можем при этом воспользоваться? Ученик. К основным языковым приемам сжатия текста относятся следующие. 1. Замены: • замена однородных членов обобщающим наименованием; • замена фрагмента предложения синонимичным выражением; • замена предложения или его части указательным местоимением; • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; • замена сложноподчиненного предложения предложением простым; • замена прямой речи косвенной. 2. Исключения: • исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов; • исключение повторов; • исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение; • исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно. 3. Слияния: • образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи. Учитель. Познакомьтесь с памяткой и постарайтесь воспользоваться ее советами. Памятка «Как писать сжатое изложение» 1. Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы). 2. Найдите среди них главную мысль. 3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. 4. Составьте план, озаглавив каждую микротему. 5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. 6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста? 7. Обдумайте средства связи между частями. 8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык. Учитель. Перечитаем текст по абзацам, подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
Ученик. ПЕРВОЕ СЖАТИЕ ТЕКСТА Учитель. Какими приемами сжатия текста вы воспользовались? Ученик. Неуверенность в себе - проблема древняя , однако она привлекла внимание ученых в середине XX века . Именно тогда стало понятно , что усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной и житейских проблем , и серьёзных заболеваний . А проблемы психологические ? Ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения . Представим себе , как неудобно чувствует себя зависимый : чужие оценки кажутся ему гораздо более важными и значимыми ; каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих . Ему хочется одобрения ото всех . Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненные ситуации . Как же преодолеть неуверенность в себе ? Одни учёные ищут ответ в физиологических процессах , другие опираются на психологию . Ясно одно : преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае , если человек способен правильно ставить цели , соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты . 1.замена однородных членов обобщающим наименованием; 2.замена фрагмента предложения синонимичным выражением 3. исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение; 4. исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно. Второе сжатие текста. Неуверенность в себе - проблема древняя , которая могла стать причиной массы неприятностей . Неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения . Чужие оценки кажутся ему важными и значимыми ; каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих , ему хочется одобрения ото всех . Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненные ситуации . Существует несколько мнений на вопрос : как преодолеть неуверенность в себе . Но все сходятся в одном : только человек , способный позитивно оценивать свои результаты , способен преодолеть неуверенность в себе Учитель. Какими приемами сжатия текста вы воспользовались? Ученик. 1. образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи. 2. исключение повторов; 3. исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение; Учитель. Третье сжатие сделайте самостоятельно, хочу предупредить вас и напомнить о логических ошибках. Логические ошибки 1. Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении. 2. Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений. 3. Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности. 4. Неудачная концовка (дублирование вывода). 6.
Самостоятельная работа.
7.
Подведение итогов.
Учитель. Проверьте написанное , используя памятку и критерии оценивания.
СЛАЙД 11 (
ПАМЯТКА) ПАМЯТКА Как проверить написанное
1.После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза. 2.Первый раз читай с целью проверки содержания. Ответь на вопросы: • Передано ли основное содержание исходного текста? • Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации? • Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного? • Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении? 3.Второй раз читай с целью корректировки текста. Ответь на вопросы: *Можно ли текст назвать связным? *Правильно ли выделены абзацы? *Нет ли грамматических ошибок? *Нет ли речевых ошибок? *Выразительна ли речь? 4.Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Используй словарь! 5.После переписывания текста на чистовик так же проверь чистовой вариант.


В раздел образования