Автор: Казак Ирина Александровна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №3" Населённый пункт: пос.Лиинахамари Наименование материала: Классный час Тема: К.Симонов - писатель -фронтовик" Раздел: дополнительное образование
фронтовик»
Преподаватель: Казак И.А.
2015-2016 учебный год
Цели урока:
Формирование духовных, нравственных ценностей, осознание понятий честь,
долг, историческая память .
Воспитание патриотизма, уважительного отношения к историческому
прошлому.
Учитель:
Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до
последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не
могла заглушить их мысли. И никогда читатели так чутко не прислушивались
к голосу поэтов. Поэзия была самым популярным жанром военных лет.
Именно поэзия немало сделала для того, чтобы пробудить у людей чувство
ответственности, мужество.
1941-1945 год. Черточка между этими двумя датами заключает
сравнительно небольшой исторический срок: 4 года жизни страны. Но это
были годы страшных испытаний, когда каждый из них по выстраданному,
пережитому, утраченному мог быть приравнен к десятилетию.
С первых дней войны писатели и поэты вместе со всем народом встали
на защиту Родины. Они остро чувствовали свою ответственность. 941 из них
ушел на фронт, 417 - не вернулись.
На фронте они были не только военными корреспондентами, они были
рабочими войны: артиллеристами, пехотинцами, летчиками, танкистами. Их
оружием были и винтовка, и пулемет, и слово...
В стихотворениях о войне поэты писали о подвигах, о героизме, о мужестве,
храбрости солдат, о сражениях, о победе, о горе, страданиях, приводили
воспоминания о прошлом, возлагали надежды на будущее, звучала тема
памяти.
Сегодня мы говорим о Константине Михайловиче Симонове.
Александра Леонидовна Симонова
Александр Григорьевич Иванишев
Константин (Кирилл) Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 в
Петрограде в семье дворянина - полковника Генерального штаба Михаила
Симонова и княжны Александры Оболенской. Отца Симонов не помнил, он
пропал без вести в годы гражданской войны.
В 1919 году мать с сыном переехала в Рязань, где вышла замуж за бывшего
полковника царской армии Александра Иванишева. Он был преподавателем
военного училища.
О своем детстве Константин Симонов вспоминал: «Дисциплина в семье
была строгая, чисто военная. Существовал твердый распорядок дня, все
делалось по часам, в ноль-ноль, опаздывать было нельзя, возражать не
полагалось, данное кому бы то ни было слово требовалось держать, всякая,
даже самая маленькая ложь презиралась.
Так как и отец и мать были люди служащие, в доме существовало разделение
труда. Лет с шести-семи на меня были возложены посильные, постепенно
возраставшие обязанности, Я вытирал пыль, мел пол, помогал мыть посуду,
чистил картошку, ходил за хлебом и молоком. Времени, когда за меня,
стелили постель или помогали мне одеваться — не помню».
Константин Симонов. 1934 г.
Весной 1930 года, окончив в Саратове семилетку, он вместо восьмого класса
пошел учиться на токаря. Семья жила туго, в обрез, и 37 рублей в получку,
которые приносил Кирилл, были существенным вкладом в их семейный
бюджет.
Осенью 1931 г. Константин вместе с родителями переехал в Москву и весной
1932 г. получил специальность токаря 4-го разряда, пошел работать на
авиационный завод. Руки были отнюдь не золотые, и мастерство давалось с
великим трудом; однако постепенно дело пошло на лад, через несколько лет
он уже работал по 7 - му разряду.
В эти же годы Константин Симонов начал писать стихи. В начале сентября
1934 года он поступил в Литературный институт. В 1936 г. первые стихи
молодого поэта были опубликованы в журналах «Молодая гвардия» и
«Октябрь».
В 1939 году Симонов уезжает в Монголию на Халхин-Гол военным
корреспондентом. Незадолго до отъезда Симонов сменил свое настоящее имя
Кирилл на псевдоним Константин. Он картавил, не выговаривал буквы "р" и
"л", произнести собственное имя ему было трудно. Вскоре имя Константина
Симонова приобрело популярность.
Когда началась Великая Отечественная война, Константину Симонову было
25 лет. С первых дней Великой Отечественной войны писатель на Западном
фронте.
Военкор К.Симонов
Первая военная командировка Константина Симонова была в действующую
армию на Западный фронт, которому пришлось принять на себя главный удар
немецких танковых частей.
В июле 1941 он оказался в 6 километрах от города Могилёва. Военный
корреспондент прибыл в стрелковый полк, оборонявший город. Только что
закончился 14-часовой бой на Буйническом поле. Немцы отступили, и на
поле боя осталось 39 сожженных немецких танков.
Солдаты знали, что вскоре снова пойдут в наступление немецкие танки, но
решили не отступать и принять неравный бой. Командир полка сказал
Симонову: «Мы решили, что у Могилёва будем стоять, пока живы».
Буйническое поле. 1941 г.
Люди, полегшие у Могилева, навсегда остались для Симонова образцом
мужества. Он, с трудом выбравшись из окружения, вернулся в Москву, чтобы
рассказать об их подвиге. 20 июля в газете «Известия» появился первый
репортаж Симонова с войны – очерк «Горячий день» о сражении под
Могилёвом и фотографии подбитых танков.
После войны Симонов разыскивал, не остался ли кто-нибудь в живых после
сражения на Буйническом поле. Но командир полка Кутепов и все, кто был с
ним рядом, остаться в живых не могли.
Симонов прошел всю войну, дошел до Берлина, был корреспондентом
московской газеты "Красная звезда". На его долю выпала непростая
фронтовая судьба: он был в осажденной Одессе, участвовал в боевом походе
подводной лодки, ходил в атаку с пехотинцами, с группой разведчиков
высаживался в тыл немцев, в Феодосии попал под бомбежку, которая длилась
целые сутки.
В 1942 году Симонов был награжден орденом боевого Красного знамени, а в
1943 году ему было присвоено звание подполковника.
По воспоминаниям тех, кто знал Симонова в годы войны, он был смелым
человеком и надёжным товарищем.
Что помогло ему преодолеть тяготы войны? В поэме «Отец» К. Симонов
отвечает на этот вопрос, вспоминая детство и своего строгого отчима.
Я раньше слишком зелен был,
Себе недотолковывал,
Как смолоду бы жизнь прожил,
Не будь тебя, такого вот —
Такого вот, сурового,
С «ноль-ноль», с солдатской выправкой,
Всегда идти готового
По жизни с полной выкладкой!
Единственный и неродной...
И с первой стычки — в угол!
Теперь я знаю, что со мной
Тебе бывало туго.
Но взял меня ты в оборот,
В солдатскую закалку,
Как вотчим струсит, не возьмет,
Как лишь отцу не жалко.
Не знаю, может, золотым
То детство не окрестят,
Но лично я доволен им —
В нем было все на месте.
Я знал: презрение— за лень,
Я знал: за ложь — молчание,
Такое, что на третий день
Сознаешься с отчаянья.
Зато я знал в тринадцать лет:
Что сказано — отрезано,
Да — это да, нет — это нет,
И спорить бесполезно.
Знал смолоду: есть слово — долг.
Знал с детства: есть лишения.
Знал, где не струсишь — будет толк,
Где струсишь — нет прощения!
Как вспомню прошлую войну,
Все дни ее и ночи, —
Ее во всю длину
Со мной прошел мой вотчим.
За годы войны Симонов написал три пьесы, повесть «Дни и ночи» и две
книги стихов: «С тобой и без тебя» и «Война». Он признавался, что весь
материал для книг, написанных во время войны, ему дала работа
корреспондентом на фронте.
Валентина Серова
Неожиданно любовная лирика заняла в поэзии большое место. Долгое
время она была отодвинута на задний план. До любовной ли лирики, когда
идёт жестокая война? Не уклоняется ли поэзия от главных задач времени? Но
это были примитивные представления и о поэзии, и о духовных запросах
людей. Поэзия определила суть войны так: «Бой идёт святой и правый... Бой
идёт не ради славы -Ради жизни на Земле» - говорил Твардовский. А что
такое жизнь? Это простые чувства, дружба, любовь...
Самым известным стихотворением Константина Симонова стало «Жди
меня».
Оно посвящено актрисе Валентине Серовой, в которую Симонов был
влюблен. Она стала известной в 1939 году, когда на экраны вышел фильм
«Девушка с характером». В Театре имени Ленинского комсомола Валентина
играла только главные роли. В 1940 году на каждом спектакле в первом ряду
сидел молодой человек с букетом цветов, он не пропускал ни одного ее
спектакля. Это был поэт Константин Симонов.
Симонов написал «Жди меня» в июле 1941-го под Москвой в перерыве
между командировками на фронт.
Это стихотворение было написано не для печати. Поздней осенью 1941-го он
впервые прочитал его защитникам Заполярья. Поэт вспоминал: "Самые
разные люди десятки раз при свете коптилки или ручного фонарика
переписывали стихотворение "Жди меня", которое, как мне раньше казалось,
я написал только для одного человека. Этот факт, что люди переписывали
стихотворение, что оно доходило до их сердца, и заставил меня через полгода
напечатать его в газете..."
Слово "жди", начинающее многие строки, повторится в стихотворении
одиннадцать раз.
В стихотворении есть необычное выражение – «желтые дожди». До
Симонова никто не называл дожди желтыми. Один из критиков так объяснил
смысл этих слов: “Сразу встают в памяти жёлтые осенние листья, жёлтая
размокшая глина бесконечных военных дорог”.
Стихотворение стало всенародно известным. Солдаты вырезали его из газет,
переписывали, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам.
Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых.
Историки Великой Отечественной считают, что для победы в войне
стихотворение "Жди меня" сыграло не меньшую роль, чем разгром немцев
под Москвой.
(Звучит стихотворение "Жди меня" )
Симонов писал: “Стихи «Жди меня», наверно, не могли быть не написаны.
Если б не написал я, написал бы кто-то другой”.
Симонов писал стихи о том, что помогает человеку на войне, спасает его и
ценится, порой, дороже, чем в мирной жизни: ожидание любимой и
фронтовая дружба. Одно из стихотворений написано поэтом после смерти
его друга – военного корреспондента Евгения Петрова. Оно передает чувства
многих солдат и офицеров Великой Отечественной.
СМЕРТЬ ДРУГА
Неправда, друг не умирает,
Лишь рядом быть перестает.
Он кров с тобой не разделяет,
Из фляги из твоей не пьет.
Любовь мы завещаем женам,
Воспоминанья – сыновьям,
Но по земле, войной сожженной,
Идти завещано друзьям.
Никто еще не знает средства
От неожиданных смертей.
Все тяжелее груз наследства,
Все уже круг твоих друзей.
1942
В 1943 году во время передышки между боями было написано стихотворение
«Дом в Вязьме». На войне, в экстремальной ситуации, человек начинает
мыслить совсем по-другому, и иногда ему открываются вечные истины, о
которых в мирной жизни люди редко задумываются, хотя и знают о них.
В освобожденной Вязьме. 1943 г.
ДОМ В ВЯЗЬМЕ
Я помню в Вязьме старый дом.
Одну лишь ночь мы жили в нем.
Мы уезжали в бой чуть свет,
Кто был в ту ночь, иных уж нет.
В ту ночь, готовясь умирать,
Навек забыли мы, как лгать,
Как изменять, как быть скупым,
Как над добром дрожать своим.
Хлеб пополам, кров пополам –
Так жизнь в ту ночь открылась нам.
На войне было место всему. Часто трагическое и смешное шли рядом.
Помимо серьезных стихотворений, в военной поэзии Симонова есть и
веселое стихотворение, ставшее известной песней – «Песенка военных
корреспондентов», или «Корреспондентская застольная».
(звучит песня «Песенка военных корреспондентов»)
О необычной истории его создания Константин Симонов рассказал в книге
«Разные дни войны». В январе 1943 года ему пришлось проделать долгий
путь на машине с незнакомым водителем с Северо-Кавказского фронта на
Южный.
В дороге поэт стал сочинять «Корреспондентскую застольную» и просочинял
ее всю дорогу — почти двое суток. Машина была открытой, было холодно и
сыро. Сидя рядом с водителем, Симонов закутался в бурку, а вытаскивать из-
под бурки руку не хотелось, поэтому песню сочинял на память. Написав
строфу, начинал твердить ее вслух, пока не запомнит. Потом начинал
сочинять следующую и, сочинив, повторял вслух обе. И так до конца песни.
И чем дальше сочинял ее, тем длинней был текст, который поэт каждый раз
повторял.
Наконец добрались до штаба фронта. Симонова встретили его друзья. Только
сели за стол, как в хате появился военврач и стал придирчиво расспрашивать
писателя о здоровье, чем очень его удивил.
Как потом выяснилось, хмурый водитель, всю дорогу не проронивший ни
слова, явился в санчасть с сообщением, что с ним ехал ненормальный
подполковник, который всю дорогу громко разговаривал сам с собою.
Песня была очень известна и стала гимном военных корреспондентов.
(звучит песня военных корреспондентов)
Он прошёл до Берлина в качестве писателя и военного корреспондента.
Симонов был одним из лучших журналистов. Он присутствовал на
подписании акта капитуляции Германии.
В послевоенные годы он был редактором литературного журнала "Новый
мир", писал книги и снимал документальные фильмы о войне.
На вопрос, что для него, журналиста, было самым тяжелым в войну, он
отвечал: «Уезжать от людей в критические для них ситуации»...
Константин Симонов ушел из жизни 28 августа 1979 года. В завещании он
попросил развеять свой прах в Белоруссии, под Могилёвом, на Буйническом
поле, где была его первая военная командировка. В 1941-м году военный
корреспондент Симонов должен был уехать с линии обороны чтобы
рассказать о защитниках Могилева, а накануне смерти решил, что должен
навсегда остаться с теми людьми, которые навсегда остались для него
символом мужества.
На Буйническом поле в память о тех, кто погиб здесь в июле 1941-го, уже
много лет стоит обелиск. И чуть в стороне после смерти поэта поставили
большой камень. На одной стороне его высечено имя – Константин Симонов.
С другой стороны камня – слова: «Всю жизнь он помнил это поле боя 1941
года и завещал развеять здесь свой прах».
Поэты отличаются от нас, простых смертных, тем, что живы и после
своей смерти, живы, пока мы читаем их стихи, а музыканты пишут на эти
стихи песни. В заключение - песня "Любовь" на слова Константина Симонова
о том, что спасает человека на войне и в мирной жизни.
не и в мирной жизни.