Опыт использования здоровьесберегающих технологий, методов и приемов в педагогической деятельности воспитателя дошкольного учреждения
Автор: Соловьева Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад села Птичник" Населённый пункт: Еврейская автономная область, Биробиджанский район, село Птичник Наименование материала: статья из опыта работы Тема: Опыт использования здоровьесберегающих технологий, методов и приемов в педагогической деятельности воспитателя дошкольного учреждения Раздел: дошкольное образование
Опыт использования здоровьесберегающих технологий, методов и
приемов в педагогической деятельности воспитателя
дошкольного учреждения
Здоровье – это первоэлемент и ключ к любому дальнейшему развитию
личности.
Охрану
здоровья
детей
можно
назвать
приоритетным
направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в
состоянии должным образом усваивать полученные знания.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании
фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период
идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем
организма.
Анализ
современного
состояния
практики,
исследования
специалистов
показывают,
что
75%
болезней
взрослых
закладывается
в
детстве,
каждый
четвертый
ребенок
дошкольного
возраста
болеет
простудными заболеваниями в течение года более четырех раз.
В последние годы наметилась устойчивая тенденция ухудшения
здоровья
дошкольников,
увеличение
количества
детей
с
нарушениями
психического
и
речевого
развития.
На
сегодняшний
день
в
нашем
дошкольном
учреждении
45%
здоровых
и
55%
детей
с
отклонениями
здоровья. Нужно учесть тот факт, что дети поступают в детский сад уже со
второй, третьей группой здоровья (слайд 2). Из 157 детей 1 группу здоровья
имеют 14 детей, 2 группу – 139 детей, а третью и четвертую по два ребенка.
Время
диктует
необходимо сть
в
пере строении
и
обновлении
оздоровительной
работы,
создании
комплексной
системы
развития
и
воспитания
здорового
ребенка,
использовании
здоровьесберегающих
технологий.
Понятие
«здоровьесберегающих
технологий»
появилось
в
педагогическом
обиходе
лишь
в
последние
годы.
Здоровьесберегающие
технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем
21-го
века,
как
совокупность
методов
и
приемов
организации
обучения
дошкольников без ущерба для их здоровья.
1
(слайд 3) Здоровьесберегающая педагогическая технология – это:
-
условия
нахождения
ребенка
в
детском
саду
(отсутствие
стресса,
адекватность требований, методик обучения и воспитания);
- рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с
возрастными,
половыми,
индивидуальными
о собенно стями
и
гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям
ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованно двигательный
режим.
(слайд 4) Цель здоровьесберегающей технологии
- обеспечить
дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его багажом
знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни,
и
воспитав
у
него
культуру
здоровья,
научить
использовать
полученные
знания в повседневной жизни.
Целью нашего дошкольного учреждения является - сохранение и
укрепление здоровья воспитанников путем создания здоровьесберегающей
среды в детском саду.
Коллектив детского сада осуществляет эту работу по следующим
направлениям (слайд 5):
(слайд
6) 1.
Формирование
привычки
к
здоровому
образу
жизни
–
проходит
через
организованную
и
неорганизованную
деятельность:
это
поведение уроков здоровья, подвижных, сюжетных, ролевых игр, а также
самостоятельная деятельность воспитанников.
(слайд
7) 2. Физическое развитие и оздоровление . Осуществляется на
практике при помощи таких методов и приемов, как:
- (слайд 7.1) физ. минутки, динамические паузы , которые проводятся во
время занятий в течение 2-5 минут, по мере утомляемости детей. Сюда мы
включаем элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других,
в зависимости от вида занятия.
2
-
(слайд
7.2) подвижные
и
спортивные
игры
проводим
как
часть
физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные
игры.
-
(слайд
7.3 )
гимнастика
пальчиковая .
Проводим,
начиная
с
младшего
возраста
индивидуально
либо
с
подгруппой
ежедневно.
Этот
вид
деятельности рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами и
проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.
- (слайд 7.4) гимнастика бодрящая
занятия ,
где
используем
индивидуально-
дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитываем
уровень
физической
подготовленности
и
здоровья,
половые
особенности
детей.(слайд
7.6)С
целью
реализации
задач
по
физическому
развитию
базовой программы М. Н. Васильевой широко используем разнообразное
нетрадиционное оборудование, изготовленное руками педагогов и родителей:
- (слайд 8) «кочки» для индивидуальных упражнений в прыжках;
- (слайд 9) «волшебные мячики для метания;
- (слайд 10) кольцеброс для развития меткости, силы замаха и другие.
В каждой группе оборудованы уголки здоровья.
(слайд
11) 3.
Лечебно
–
профилактическая
работа
–
это
обеспечение
двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания,
самостоятельная
деятельность,
которая
возникает
по
инициативе
самих
детей.
Для
оздоровления
воспитанников
используем
следующие методы
закаливания:
- (слайд 12)рижский метод солевого закаливания стопы ног;
- дорожка здоровья;
- (слайд 12.1) обтирание рукавичкой;
3
- (слайд 12.2)полоскание горла и полости рта растворами трав (эвкалипта,
шалфея,
ромашки,
календулы
и
т.
д.),
обладающих
антисептическим
действием на слизистую оболочку дыхательных путей;
- (слайд 12.3) умывание холодной водой после дневного сна;
- босохождение.
В
период
летней
оздоровительной
кампании
проведение
закаливающих
процедур
переносится
на
открытый
воздух
(босохождение
по
песку,
по
утренней траве с росой, камешкам). Для проведения данных процедур на
каждом участке оборудована тропа здоровья.
(слайд 13)Для привития устойчивого интереса к занятиям коррегирующей
гимнастики воспитателями из бросового материала изготовлены: змейки из
пробок, дорожки из пуговиц разной величины, косички, ленточки и канаты.
(слайд 14) 4. Обеспечение психологического здоровья и эмоционального
благополучия ребенка.
-
(слайд
14.1) сказкотерапия.
Одна
из
важных
целей
этих
занятий
-
преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка
был красив и радостен.
Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье.
-
(слайд
14.2)
технологии
музыкального
воздействия .
Уместны
в
различных
формах
физкультурно-оздоровительной
работы.
Используются
для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
-
релаксация
для
всех
возрастых
групп
с
использованием
спокойной
классической музыки.
(слайд 15) 5. Работа с родителями.
С целью укрепления здоровья детей, воспитания привычек здорового образа
жизни,
интереса
к
спорту
и
физкультурным
занятиям
в
детском
саду
проводятся
дни
здоровья,
спортивные
праздники
и
развлечения.
К
этой
работе
активно
привлекаются
родители
(слайд
15.1)(«Мама,
папа,
я
–
спортивная семья»; «Зимние забавы»). Проводим консультации с родителями
по
профилактике
болезней (слайд 15.2)(«Режим дня для часто болеющих
4
детей», «Закаливание ребенка дома», «Питание ребенка дома и в детском
саду» и др.), беседы о соблюдении личной гигиены, пользе дополнительных
прогулок и занятий в различных спортивных секциях, освещаем эти вопросы
так же и на родительских собраниях.
Таким образом, совершенствование и использование здоровьесберегающих
технологий по укреплению здоровья воспитанников помогает нам решить
главные
задачи
дошкольного
образования:
охрана
жизни
и
укрепление
здоровья
детей,
приобщение
их
к
общечеловеческим
ценностям,
взаимодействие
с
семьей
для
полноценного
развития
ребенка. (слайд 16)
Хочется
отметить,
что
при
увеличении
количества
детей
в
дошкольном
учреждении
за
последние
три
года
(с
65
человек
до
157)
снижается
процентная
заболеваемость
и
количество
дней,
пропущенных
детьми
по
болезни. (слайд 17)Улучшается состояние физического развития ребят. Так в
2014-2015
учебном
году
у
детей
старшего
возраста
показатель
высокого
уровня развития составлял на начало года 58%, на конец года 67%, показатель
среднего уровня развития – 42%, на конец года – 33%.
Коллектив детского сада не останавливается на достигнутом, и в дальнейшем
продолжит работу по формированию здорового образа жизни и укреплению
здоровья детей.
5