Напоминание

Опыт использования здоровьесберегающих технологий, методов и приемов в педагогической деятельности воспитателя дошкольного учреждения


Автор: Соловьева Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад села Птичник"
Населённый пункт: Еврейская автономная область, Биробиджанский район, село Птичник
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: Опыт использования здоровьесберегающих технологий, методов и приемов в педагогической деятельности воспитателя дошкольного учреждения
Раздел: дошкольное образование





Назад





Опыт использования здоровьесберегающих технологий, методов и

приемов в педагогической деятельности воспитателя

дошкольного учреждения
Здоровье – это первоэлемент и ключ к любому дальнейшему развитию личности. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Анализ современного состояния практики, исследования специалистов показывают, что 75% болезней взрослых закладывается в детстве, каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет простудными заболеваниями в течение года более четырех раз. В последние годы наметилась устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития. На сегодняшний день в нашем дошкольном учреждении 45% здоровых и 55% детей с отклонениями здоровья. Нужно учесть тот факт, что дети поступают в детский сад уже со второй, третьей группой здоровья (слайд 2). Из 157 детей 1 группу здоровья имеют 14 детей, 2 группу – 139 детей, а третью и четвертую по два ребенка. Время диктует необходимо сть в пере строении и обновлении оздоровительной работы, создании комплексной системы развития и воспитания здорового ребенка, использовании здоровьесберегающих технологий. Понятие «здоровьесберегающих технологий» появилось в педагогическом обиходе лишь в последние годы. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века, как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников без ущерба для их здоровья. 1
(слайд 3) Здоровьесберегающая педагогическая технология – это: - условия нахождения ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, методик обучения и воспитания); - рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными о собенно стями и гигиеническими требованиями); - соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; - необходимый, достаточный и рационально организованно двигательный режим. (слайд 4) Цель здоровьесберегающей технологии - обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Целью нашего дошкольного учреждения является - сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем создания здоровьесберегающей среды в детском саду. Коллектив детского сада осуществляет эту работу по следующим направлениям (слайд 5): (слайд 6)
1.

Формирование

привычки

к

здоровому

образу

жизни
– проходит через организованную и неорганизованную деятельность: это поведение уроков здоровья, подвижных, сюжетных, ролевых игр, а также самостоятельная деятельность воспитанников. (слайд 7)
2. Физическое развитие и оздоровление
. Осуществляется на практике при помощи таких методов и приемов, как: - (слайд 7.1)
физ. минутки, динамические паузы
, которые проводятся во время занятий в течение 2-5 минут, по мере утомляемости детей. Сюда мы включаем элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других, в зависимости от вида занятия. 2
- (слайд 7.2)
подвижные

и

спортивные

игры
проводим как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры. - (слайд 7.3
)

гимнастика

пальчиковая
. Проводим, начиная с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Этот вид деятельности рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами и проводится в любое удобное время, а так же во время занятий. - (слайд 7.4)
гимнастика бодрящая

- утренняя гимнастика
- (слайд 7.5 )
физкультурные

занятия
, где используем индивидуально- дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитываем уровень физической подготовленности и здоровья, половые особенности детей.(слайд 7.6)С целью реализации задач по физическому развитию базовой программы М. Н. Васильевой широко используем разнообразное нетрадиционное оборудование, изготовленное руками педагогов и родителей: - (слайд 8) «кочки» для индивидуальных упражнений в прыжках; - (слайд 9) «волшебные мячики для метания; - (слайд 10) кольцеброс для развития меткости, силы замаха и другие. В каждой группе оборудованы уголки здоровья. (слайд 11)
3.

Лечебно



профилактическая

работа
– это обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания, самостоятельная деятельность, которая возникает по инициативе самих детей. Для оздоровления воспитанников используем следующие
методы

закаливания:
- (слайд 12)рижский метод солевого закаливания стопы ног; - дорожка здоровья; - (слайд 12.1) обтирание рукавичкой; 3
- (слайд 12.2)полоскание горла и полости рта растворами трав (эвкалипта, шалфея, ромашки, календулы и т. д.), обладающих антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных путей; - (слайд 12.3) умывание холодной водой после дневного сна; - босохождение. В период летней оздоровительной кампании проведение закаливающих процедур переносится на открытый воздух (босохождение по песку, по утренней траве с росой, камешкам). Для проведения данных процедур на каждом участке оборудована тропа здоровья. (слайд 13)Для привития устойчивого интереса к занятиям коррегирующей гимнастики воспитателями из бросового материала изготовлены: змейки из пробок, дорожки из пуговиц разной величины, косички, ленточки и канаты. (слайд 14)
4. Обеспечение психологического здоровья и эмоционального

благополучия ребенка.
- (слайд 14.1) сказкотерапия. Одна из важных целей этих занятий - преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен. Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье. - (слайд 14.2)
технологии

музыкального

воздействия
. Уместны в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. - релаксация для всех возрастых групп с использованием спокойной классической музыки. (слайд 15)
5. Работа с родителями.
С целью укрепления здоровья детей, воспитания привычек здорового образа жизни, интереса к спорту и физкультурным занятиям в детском саду проводятся дни здоровья, спортивные праздники и развлечения. К этой работе активно привлекаются родители (слайд 15.1)(«Мама, папа, я – спортивная семья»; «Зимние забавы»). Проводим консультации с родителями по профилактике болезней (слайд 15.2)(«Режим дня для часто болеющих 4
детей», «Закаливание ребенка дома», «Питание ребенка дома и в детском саду» и др.), беседы о соблюдении личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, освещаем эти вопросы так же и на родительских собраниях. Таким образом, совершенствование и использование здоровьесберегающих технологий по укреплению здоровья воспитанников помогает нам решить главные задачи дошкольного образования: охрана жизни и укрепление здоровья детей, приобщение их к общечеловеческим ценностям, взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка. (слайд 16) Хочется отметить, что при увеличении количества детей в дошкольном учреждении за последние три года (с 65 человек до 157) снижается процентная заболеваемость и количество дней, пропущенных детьми по болезни. (слайд 17)Улучшается состояние физического развития ребят. Так в 2014-2015 учебном году у детей старшего возраста показатель высокого уровня развития составлял на начало года 58%, на конец года 67%, показатель среднего уровня развития – 42%, на конец года – 33%. Коллектив детского сада не останавливается на достигнутом, и в дальнейшем продолжит работу по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья детей. 5


В раздел образования