Автор: Проскурякова Юлия Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №28 "Зайчик" Населённый пункт: Ставропольский край, г. Пятигорск Наименование материала: конспект ООД Тема: "Где прячется воздух?" Раздел: дошкольное образование
Организованная образовательная деятельность в средней группе
воспитателя МБДОУ детский сад № 28 «Зайчик» Проскуряковой Ю.С.
по теме: «
Где прячется воздух"?
Возраст детей : 4-5 лет
Интеграция образовательных областей: «социально-
коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие»,
«физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Обучающие задачи:
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе
практического опыта.
• Создать условия для развития образного мышления,
сообразительности, внимания.
• Способствовать формированию мыслительных операций,
развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим
товарищам.
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную
задачу и выполнять её самостоятельно.
Гипотезы:- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в
оболочку;
- воздух легче воды;
- воздух есть внутри предметов;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха не возможна жизнь.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей) ;
фартуки (по количеству детей);
- миски с водой игрушки и другие мелкие предметы плотные и
полые; гуашь; кисточки; фонарики; стаканчики и трубочки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле
ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем
исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу
лабораторию (дети проходят к столам, надевают фартуки).Чтобы
воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить
воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и
фонариком).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой
он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы,
какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон
воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А
если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет
опять станет тоненьким.
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы
смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а
потом выпустили его. Какого цвета воздух?
(ответы детей). На столах у нас фонарики. Волшебники, давайте
посветим на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет. Проходит не искажаясь.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что
воздух не имеет цвета, т.е. прозрачный. Вот вам и первое свойство
воздуха – прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы
думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт 2. «Воздух в человеке».
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку,
опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!
Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы
дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала
вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и
получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть
воздух?(ответы детей).
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет» (Звучит детская песенка
«По морям, по волнам», дети поочередно достают из сундучка
камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в
два тазика).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы,
внутри которых есть воздух, будут плавать.
Физкультминутка:
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного
кулачка в другой)
Рукава засучим смело. (засучиваем рукава) Пролил воду - не беда
(руки на пояс, покачать головой) Тряпка под рукой всегда (показ
ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте).
Воспитатель: Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.
Опыт 3. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).
Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой
краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец
трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в
трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны
Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки».
Ребята, на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать
обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам нравится?
Дети: Здорово!
Воспитатель: Ещё мы можем использовать для завершения наших
композиций листочки деревьев, которые мы собрали с вами на
прогулке!
Воспитатель: Ребята, Вы отличные искатели воздуха! В результате
наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги
экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии) :
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в
оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей.
Подведение итогов, оформление выставки творческих работ.