Автор: Дурашова Наталья Валерьевна Должность: преподаватель отделения изобразительного искусства Учебное заведение: МБУДО "ДШИ им. М. И. Глинки г. Всеволожск" Населённый пункт: г. Всеволожск Ленинградская область Наименование материала: конспект урока по предмету "Основы рисунка" Тема: "Изучение основных законов линейной перспективы" Раздел: дополнительное образование
на тему: «Изучение основных законов линейной перспективы»
Преподаватель: Дурашова Наталья Валерьевна
Наименование творческого объединения:
МБУДО «ДШИ им. М. И. Глинки г. Всеволожск»
Состав группы: 10 – 12 человек
Возраст учащихся: 10 – 11 лет (4-ый (1-ый старший) класс изобразительного
отделения ДШИ)
Тема учебного занятия: «Выведение опытным путём основных законов линейной
перспективы. Практическая работа»
Законы
перспективы
начинают
изучать
еще
в
подготовительных
классах
ДШИ.
Однако
наиболее
подробные
и
углубленные
беседы
на
эту
тему
проводятся
в
старших
классах
перед
перспективным
рисованием.
Детям
10-ти
–
11-ти
лет
довольно трудно
даётся понимание таких понятий как: линия горизонта, точки
схода, точка зрения. Изучение линейной и воздушной перспективы на практике
продолжается на протяжении всего курса рисунка и живописи (из года в год задания
усложняются
и
могут
быть
связаны
с
рисованием
как
с
натуры,
так
и
по
представлению),
поэтому
необходимо
уже
в
4-ом
классе
наглядно
и
ярко
проиллюстрировать основные понятия и дать возможность ребятам самим увидеть
и вывести на основе личного наблюдения и опыта законы линейной перспективы.
Практическая работа, предложенная на этом уроке, довольно легко и с интересом
выполняется ребятами этого возраста и помогает им в усвоении данной темы. После
этих
занятий
проще
осуществляется
переход
к
рисунку
книги
и
кубика
в
перспективе, а так же линейно-конструктивному рисунку прозрачных предметов
цилиндрической формы.
Основная цель этих занятий – это развитие пространственного мышления и
приобретение навыков перспективного рисования.
Тип урока – комбинированное учебное занятие (беседа и практика)
Форма – групповая
Методы
обучения:
словесный,
практический,
наглядный,
проблемно-поисковый,
творческий
На уроках используются как информационно-рецептивный метод (беседа, просмотр
иллюстраций), так и исследовательский метод, когда на основе ряда практических
работ учащиеся сами приходят к определенным заключениям и делают выводы, а
так же эвристический метод, когда педагог ставит задачу, а дети решают ее.
В задачи первого урока данной темы входит:
1.
Ознакомление с понятиями «перспектива», «линия горизонта», «точка схода».
2.
Развитие
внимания,
наблюдательности
и
способности
к
анализу
видимых
человеческому
глазу
пространственных
изменений
размеров
и
форм
предметов.
3.
Тренировка глаза при восприятии силуэтов предметов различных по форме.
4.
Выведение основных законов линейной перспективы опытным путем.
5.
Воспитание усидчивости, аккуратности, привычки к организации труда и
своего рабочего места.
Структура учебного занятия
(урок по рисунку в старших классах длиться 2 академических часа
(академический час 40 минут и 10 минут перерыв)
1.
Вводная беседа – 20 мин.
а) Постановка цели и задач. Организационные моменты – 5 мин.
б) Беседа о перспективе – 15 мин
2. Основная часть. Выдача задания и выполнение практической работы - 60
мин.
а) Задание 1 - 20 мин.
б) перемена – 10 минут
в) Задание 2 – 5 мин.
г) Задание 3 – 15 мин.
д) Задание 4 – 10 мин.
3. Подведение итогов урока – 10 минут
а) Проверка и сравнение выводов законов линейной перспективы в виде
зарисовок и пояснений к ним.
б) Выдача домашнего задания.
в) Уборка своего рабочего места.
Содержательные блоки учебного занятия: особое внимание следует обратить на
практическую
работу
и
фиксирование
учащимися
выводов
по
её
результатам.
Наглядная иллюстрация этих выводов послужит
«шпаргалкой» при выполнении
дальнейших заданий по рисунку, живописи и композиции. Учащиеся активно и с
удовольствием участвуют в обсуждении и выполняют практическую работу, после
этих уроков ими гораздо легче усваиваются последующие задания на построение
геометрических форм в перспективе.
Ход урока
1. Вводная беседа о художественных методах создания иллюзии пространства на
плоскости, а так же знакомство учащихся с предметом перспектива. Историческая
справка о возникновении перспективы как науки и средневековых приборов для
воспроизведения
реальных
перспективных
изображений.
Показ
плаката
с
изображением одного из таких приборов (рис 1.)
Преподаватель начинает урок с рассказа легенды
Есть такая древнегреческая легенда:
Зевксис вызвал Паррасия на состязание. Художники должны были выставить свои
работы на афинской площади – пусть горожане решат, кому присудить победу.
Зевксис изобразил кисть винограда. Ягоды до такой степени казались настоящими,
что птицы слетались клевать их. Паррасий не спешил выставлять свою картину.
Когда наступил последний день отведенного срока, Зевксис не утерпел и явился в
мастерскую Паррасия.
- Где же твоя картина? – спросил он.
- Вон там, за ширмой, - ответил Паррасий.
Зевксис хотел отдернуть ширму – его рука скользнула по полотну: ширма была
нарисована! Зевксис признал свое поражение, ведь ему удалось ввести в
заблуждение неразумных птиц, а Паррасий обманул своим искусством человека, да
к тому же – художника.”
С древних времён художники старались всеми возможными способами создать на
картинной плоскости (холсте, бумаге, доске) иллюзию пространства,
реалистичности, объёма изображения. Поэтому не случайно во многих
фантастических произведениях картина превращается в окно, что ведёт в другой
мир и герои могут перешагнув через раму оказаться в ином пространстве. А что
же помогает художнику в создании иллюзии? Есть такая целая наука о
перспективе, она помогает изображать мир таким, каким его воспринимают
наши глаза.
Ещё в 15 в (эпоха Возрождения) художники стали обращать внимание на
особенности человеческого зрения, наблюдать и изучать оптические иллюзии. Они
заметили, что в зависимости от положения предмета относительно смотрящего
с ним происходят кажущиеся внешние изменения формы и размера, цвета. Такие
изменения были названы перспективными, буквально «увиденными насквозь».
Так вот, изменения линейных размеров в зависимости от удалённости предмета и
точки зрения смотрящего можно научиться изображать изучая законы линейной
перспективы .
Линейная перспектива – это изменение формы и линейных размеров предмета в
зависимости от его удалённости и точки зрения смотрящего.
Вот этим мы с вами сегодня и займёмся. Тема нашего занятия «Выведение
законов линейной перспективы»
Вопрос к аудитории
А как вы думаете, почему буквально слово «перспектива» означает «видеть
насквозь»?
Представим, что вместо листа бумаги мы рисуем пальцем на запотевшем стекле
всё что видим через него, обводим машины, дороги, дома, людей. То что у нас
получится и будет реальным перспективным изображением.
Художники возрождения то же пользовались таким методом, только вместо
стекла между натурой и рисующим устанавливалась рама с натянутой на ней
калькой или сеткой из нитей. Что бы рисующий имел постоянную точку зрения
нужен был ещё специальный прицел, через который он вёл наблюдение (как на
гравюре немецкого художника Альбрехта Дюрера рис.1) Система работала
безотказно, а ведь это был простой трюк наложения сетки на модель и
скурпулёзного перенесения линий контура по клеткам.
Преподаватель выдаёт раздаточный материал
Давайте представим, что и мы с вами оказались в мастерской Дюрера или
Леонардо, у нас в руках приборы для изучения перспективы (стекло, линейка,
фломастер) и мы должны проделать опыты и вывести основные законы линейной
перспективы!
2. Проведение
практической
работы
для
вывода
законов.
Для
нее
необходимо
заранее
подготовить
безопасные
стекла
размером
не
менее
формата
А
4
в
количестве равном числу учеников в группе, а так же маркеры (желательно черного
цвета), губки или тряпочки, смоченные одеколоном или влажные салфетки (для
стирания маркеров со стекла), наглядные пособия (пары одинаковых предметов
различных силуэтов, предметы прямоугольной и цилиндрической формы).
ЗАДАНИЕ 1
Рисунок с
натуры двух предметов различных силуэтов и пропорций, частично
перекрывающих друг друга. Показ иллюстраций египетских рельефов, в которых
перспектива
отсутствует,
а
глубина
пространства
передается
только
за
счет
перекрывания одних фигур другими. Формулировка данного приема.
Вывод: для передачи глубины пространства в композиции дальний предмет следует
частично
перекрывать
ближним.
Основание
более
удаленного
от
наблюдателя
предмета будет находиться на листе выше чем ближнего.
Преподаватель объясняет задание и беседует с учащимися
Нарисуйте, обводя через стекло, с натуры два предмета различных силуэтов и
форм (ваза и яблоко).
А теперь скажите, какую ошибку чаще всего допускают малыши, рисуя
натюрморт или пейзаж?
Они изображают предметы в ряд на одной линии, так как не знают перспективы,
древние Египтяне её то же не знали (показ иллюстраций) Но они использовали
маленькую хитрость, в своих рельефах и рисунках дальние предметы и фигуры они
частично перекрывали ближними, и это помогало создавать иллюзию
пространства, но все предметы не зависимо от их удалённости стояли на одной
линии, а что вы видите на стекле?
Сделаем вывод, запишем его в альбоме и сделаем к нему зарисовку (этот закон
пригодиться вам в создании композиций).
На перемене хорошо отдохните, сделайте упражнения для глаз
ЗАДАНИЕ 2
Два ранее выданных одинаковых по размеру и форме предмета, расположить на
разном
расстоянии
от
смотрящего
и
обвести
контуры
маркером
через
стекло.
Сделать выводы об изменении видимых размеров предметов с их удалением от
смотрящего.
Преподаватель
спрашивает,
какой
вывод
из
рисунка
на
стекле
сделали
учащиеся
Мало
того,
что
с
удалением
от
наблюдателя
один
и
тот
же
предмет
изображается
меньше, так ещё и существует классический пример коровы и
бабочки (слона и моськи), когда бабочка изображается больше коровы, если она на
переднем плане. Этим приёмом часто пользуются не только художники, но и
фотографы, да и вы сами (комбинированная съёмка).
ЗАДАНИЕ 3
Рисунок через стекло лежащего на столе предмета прямоугольной формы. Делается
вывод
о
том
сколько
точек
схода
может
иметь
прямоугольник
в
перспективе.
Ребятам предлагается несколько раз поменять точку зрения и изобразить один и тот
же предмет на листе (например, тетрадь) под разными углами к краю стола и на
разных
уровнях.
Показ
плаката
с
изображением
прямоугольника
в
перспективе
(рис 3).
Перед этим заданием проводится небольшая беседа о линии горизонта и точках
схода. Показ плакатов с изображением прямых, уходящих к горизонту (железная
дорога) (рис.2).
Преподаватель объясняет новый материал
Линия горизонта – воображаемая граница между небом и землёй, она не только
делит картинную плоскость, но и определяет точку зрения смотрящего. Она
всегда находится на уровне ваших глаз.
Сегодня мы рассмотрим изменение прямоугольных тел в перспективе. Для чего нам
это может пригодиться?
Рассмотрим классический пример железную дорогу.
Рельсы – это параллельные прямые (а какие прямые называются параллельными?)
Итак, если в геометрии параллельные прямые никогда не пересекаются, то в
перспективе они стремятся в одну точку, точка эта лежит на линии горизонта и
называется – точкой схода.
Как вы думаете, сколько может быть точек схода у прямоугольника?
Зарисуем картинки прямоугольников в перспективе с выданных вам распечаток.
Варианты:
а) одна из сторон прямоугольника параллельна линии горизонта (т.е вашему
взгляду)
б) углом на вас,
в) как меняется прямоугольник по мере приближения к линии горизонта.
Затем учащиеся выполняют рисунок через стекло лежащего на столе предмета
прямоугольной формы (линейкой проверяем уровень глаз, так что бы совпадал с
верхним краем стекла) Учащиеся сравниваю рисунки на стекле с зарисовками с
распечаток.
ЗАДАНИЕ 4
Предмет
цилиндрической
формы
(желательно
прозрачный)
обвести
маркером
через стекло, прорисовав насквозь его основание и сделать выводы об изменении
окружности
в
перспективе.
Показывается
плакат
с
изображением
круга
в
перспективе на разных уровнях выше и ниже линии горизонта (рис 4).
Посмотрите на основание и горлышко бутылки, что это за форма?А что же
происходит с кругом в перспективе?
Обведите через стекло бутылку или банку, прорисовывая её основание насквозь.
Зарисуйте в альбом схему круга в перспективе и получившиеся на стекле рисунки.
3.
Подведение итогов урока
а) Проверка и сравнение выводов законов линейной перспективы в виде
зарисовок и пояснений к ним.
Преподаватель проверяет качество и степень завершенности
практических заданий, зарисовок в альбоме, выводов. Обобщает,
подводит итоги.
Сегодня мы с вами почувствовали себя настоящими исследователями, как
будто побывали в мастерской художников Возрождения, узнали много
нового и вместе с ними попробовали вывести основные законы линейной
перспективы.
Давайте проверим свои выводы. Что мы узнали из практической работы,
рисуя на стекле реальное перспективное изображение предметов?
1.
Для передачи глубины пространства в композиции дальний предмет следует
частично
перекрывать
ближним.
Основание
более
удаленного
от
наблюдателя предмета будет находиться на листе выше чем ближнего.
2.
С
удалением
от
наблюдателя
предметы
уменьшаются
в
размере.
В
композиции
часто
используется
приём,
когда
предметы
переднего
плана
значительно
крупнее
дальних
(не
зависимо
от
их
реальных
линейных
размеров).
3.
Параллельные
прямые
в
перспективе
стремятся
в
точку
схода,
которая
лежит
на линии горизонта. Прямоугольник в перспективе может иметь
одну или две точки схода. Чем ближе прямоугольник или эллипс к линии
горизонта,
тем
он
уже.
Все
фигуры,
находящиеся
на
уровне
глаз
превращаются в линию.
4.
Круг в перспективе превращается в эллипс, чем он ближе к линии горизонта,
тем уже. Если основание бутылки находится ниже уровня нашего зрения, то
ближний край эллипса будет изображаться снизу, а если выше – то сверху.
б) Выдача домашнего задания.
Запишите домашнее задание.
Д/З На листе А4 придумайте и нарисуйте свою композицию, объединив
первые два закона линейной перспективы (птица на переднем плане на
фоне гор или домов, цветы на переднем плане, а за ними фигуры людей и
животных, цветущая ветка сакуры, на фоне города и т.д.)
в) Уборка своего рабочего места.
Наше занятие на сегодня окончено. Пожалуйста, не забывайте убрать
своё рабочее место, не забывайте свои вещи и принадлежности. До новых
встреч!
Список литературы.
1.
Авсиян О. А. «Натура и рисование по представлению» - М.: «Изобразительное
искусство» ,1985
2.
Беляев Т. Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений
учащихся – М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1983
3.
Костерин Н. П. Учебное рисование. – М.: Просвещение», 1984
4.
Макаров М. Н. «Перспектива»/Учебное пособие для педагогических
институтов/ - М.: «Просвещение», 1989
5.
Ростовцев Н. Н. Учебный рисунок: Учеб. для учащихся педучилищ. - М.:
«Просвещение», 1985
6.
Ростовцев Н. Н. «Очерки по истории методов преподавания рисунка» -
Москва: «Изобразительное искусство», 1983
7.
Школа изобразительного искусства 5 /в десяти выпусках/. – М.:
«Изобразительное искусство» 1994
Приложение (дидактический материал к уроку)
рис.1
рис. 2
рис.3
рис.4