"Развитие духовно – нравственных и творческих компетенций средствами музыки, живописи, поэии на уроках русского языка".
Автор: Семенова Светлана Владимировна Должность: учитель начальныхклассов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №30 с углубленным изучением отдельных предметов" Населённый пункт: г. Энгельс Саратовской области Наименование материала: Статья (опыт работы) Тема: "Развитие духовно – нравственных и творческих компетенций средствами музыки, живописи, поэии на уроках русского языка". Раздел: начальное образование
уроках русского языка».
«Важную роль всей системы воспитания видел
в том, чтобы школа научила человека жить в
мире прекрасного, чтобы он не мог жить
без красоты, чтобы красота мира творила
красоту в нем самом».
В. А. Сухомлинский.
Важная
миссия учителя – нести
в мир детства все
нравственные ценности, помогать ребенку открывать этот мир во всем
богатстве и многообразии. А значит, любой урок, встреча, творческое
дело, беседа, экскурсия подчинены
единственной
цели
-
всесторонне развивать личность ребенка, ведь дети должны жить в
мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Хорошо понимая, что в младших классах закладываются основы
всего, я особое внимание уделяю развитию духовно – нравственных и
творческих компетенций в учебном процессе, это и умение ребенка
сопереживать, сочувствовать, а также оценивать действительность с
точки зрения понятия «прекрасное».
В обучении ставила следующие задачи:
- вырабатывать у детей потребность в приобретении знаний;
- вовлекать учащихся в художественно – творческую деятельность и
приобщать их к эстетической культуре;
- развивать у них вкус, творческие способности;
- формировать духовные качества, высокие эстетические чувства.
Для осуществления этих знаний я использую следующие пути:
1)
упор на задания познавательного и творческого характера.
2)
постоянная связь с жизнью, широкие межпредметные связи.
Я выделила четыре составляющих развития духовно -
нравственных и творческих компетенций
у
детей на уроках
русского
языка:
поэзия,
видение
красоты
природы,
музыка,
живопись.
Мои уроки русского языка тесно переплетаются с уроками
чтения, так как на разных этапах урока русского языка использую
поэзию .
Учащиеся
получают
истинное
наслаждение,
повторяя
запавшие в их души строки из стихов. Например, при изучении темы
«Главные
и
второстепенные
члены
предложения»
использую
стихотворение В.А. Жуковского « Жаворонок».
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Дети выписывают главные члены предложения и прилагательные и
существительные, с которыми он связаны. Усложняю задание, что
способствует
развитию
речи.
К
выписанным
прилагательным
подобрать слова, близкие по смыслу, попутно объясняю значения
имен прилагательных.
темный лес – раннюю песню –
тонкий пар - звонкий жаворонок –
Слова
для
справок:
легкий,
изящный;
сумрачный,
мрачный;
серебристый, голосистый; первый, весенний.
Причем, показываю детям удачность авторского текста.
Начиная с 1 класса, на уроках обучения грамоте и письма,
стремлюсь показать детям красоту русского языка, его мелодичность,
музыкальность,
яркость.
С
этой
целью
использую
на
уроках
пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихотворные тексты.
Проведение поэтических минуток помогает развивать навык
чтения,
отрабатывать
выразительность,
развивать
творческое
воображение. Строки из стихов становятся добрыми помощниками в
закреплении правил на уроках русского языка. Так например, при
усвоении правила правописания безударной гласной, предлагаю детям
привести примеры – строки ( предложения) из стихов о весне, найти
слова на безударную гласную, записать его с проверочным словом.
Вот примеры детей:
Все темней и кудрявей
Березовый лес зеленеет;
На рассвете в долинах
Теплом и черемухой веет!
И. Бунин.
( темнеет – темный; зеленеет – зелень – зеленый; долинах – дол;
теплом – теплый)
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам….
Ф. Тютчев.
с горы- с гор, бежит – бег, в лесу – лес.
Использую тексты для различных грамматических зданий.
Обычно
минутка
поэзии
идет
как
мелодекламация,
когда
одновременно со словом
звучит музыкальное произведение. Дети
любят эти мгновения урока.
При изучении имен прилагательных я попросила детей сказать
всего
одну
фразу
о
своей
маме,
но
сказать
так,
чтобы
все
почувствовали, какая она – мама. Звучали ответы: « У меня мама
прекрасная, как солнце»., « Самая добрая на свете», « Лучший в мире
человек», «Любимая, неповторимая, единственная в мире». А один
мальчик привел строки А. С. Пушкина « Как гений чистой красоты».
Дмитрий Голубков в книге «Здравствуй, человек!» пишет:
Человек как звезда рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.
Такой эпиграф использовала на уроке, когда дети изучали тему
«Глагол». Задала учащимся вопрос:
Зачем человек приходит на Землю?
Ответы детей интересные, глубокие, философские
записывали в
тетрадь.
Человек приходит на землю, чтобы приносить планете радость.
( Таня. Б. )
Человек приходит на Землю, чтобы учиться, трудиться, любить. И
все, что он достигнет, передать другим поколениям.»
( Никита Д.)
Второй
вид
работы
развития
духовно-
нравственных
и
творческих
компетенций
у
детей
–
наблюдения
за
красотой
природы.
Не раз мои дети ходили на экскурсию. Ребята были очарованы
красотой осеннего сада или заснеженных деревьев в школьном дворе.
Экскурсия в природу – верная дорога к сердцу ребенка. Это первые
шаги моих малышей к источнику мышления и речи. Учу детей видеть
природу, обращать внимание на, казалось бы, привычные явления,
изменения в природе ( не только на снегопад , листопад, весенние
воды, но и на то, какое сегодня небо и почему, как выглядят деревья,
растущие возле школы в ясную, туманную погоду.
Поэтому даже в 1 классе предлагаю детям задания: утром и
вечером понаблюдать за небом, за повадками птиц, за изменениями в
природе. И за тем на уроке записать 1 -2 предложения о том, что их
поразило,
что
больше
всего
им
запомнилось.
После
полученных
впечатлений учащиеся пишут сочинения дома: все, что увидели и
пережили. Учу их не просто не просто передавать простые мысли, а
стараюсь, чтобы все увиденное шло от сердца.
Даже во 2 классе ребята не просто излагают материал, а
используют различные эпитеты, сравнения, олицетворения. Их язык
становится богаче, краше, правильнее.
Положительный эффект в обучении дает использование на
уроках музыки.
1.
Музыка звучит 1 – 2 минуты, она дает возможность ребятам не
только
отдохнуть,
но
и
приблизиться
к
тайнам
музыкального
мира.
.Передать
настроение,
что
именно
чувствуешь,
слушая
музыку, что представляешь; какое настроение передает музыка?
Например, на уроках русского языка мы очень много работаем над
редактированием
текста.
И
когда
готово
задание
–
включаю
музыку. Музыка доходит до детских сердец, показывает красоту
окружающего мира. Например, текст
о пробуждении природы
весной: и птицы, и подснежники, и первая весенняя капель, и
маленький ручеек, и большая вода – первые посланцы весны.
Включаю
музыку
Свиридова,
Чайковского.
Учащиеся
вслушиваются в звучание музыки, мысленно представляют себе
картину пробуждения природы после долгого сна. На уроках мы
прикоснулись к родной природе, поняли, почувствовали её нежную
красоту в словах и в музыке .
2.
Один из видов словарной работы на уроке – использование
песенок – загадок.
( Люблю я капусту, люблю я морковку; когда я голодный – меня не
встречай; кт онам поле поливает).
Музыка усиливает
особенности каждого персонажа:
инструментальное
сопровождение
имитирует
капельки
дождя,
ритмический рисунок напоминает барабанный бой лапок зайца.
3.
Музыкальные элементы под названием «Вспомни и пропой!»
Жи да ши,, жи да ши,
С буквой и всегда пиши!
Такую попевку можно использовать при изучении
и
закреплении
правила Жи- Ши.
4.
При изучении темы «ЧК – ЧН « вспомнили полечку, которую пели
на уроках и на классных часах.
Светит в небе солнышко,
Золотое донышко.
В синем небе облачко,
Ну-ка спляшем полечку!.
Дети
подбирают
однокоренные
слова:
солнышко
–
солнечный;
облачко – облачный.
Таким образом, это лишь некоторые варианты работы на
уроках
русского
языка, при
изучении
которых
возможно
применение музыкального искусства - как исполнение детьми песен
и попевок , так и в в виде слушания музыкальных произведений.
Важное
место
в
развитии
нравственных и творческих
компетенций на уроках русского я зыка играет использование
картин (живописи).
Большую работу провожу в написании сочинений по картине. Дети
учатся грамотно передавать свои
мысли и чувства от пережитых
впечатлений правильной стилистической форме.
В классе висит картина «Осень». Звучит песня об осени и рассказ
Л.Федорова «Живое слово» из книги «Как просыпается солнце».
Осень
плакала
редким
холодным
дождем.
Берёзы
и
осины
бесшумно
роняли
листья
на
поникшие
травы.
Речные
струи
подхватывали осиротевшие листочки и бережно влекли туда , где
путь воде преграждал упавший стволик осины. Здесь из листвы
образовался плавающий ковёр тускло-золотистого цвета, в которой
ручей вплетал всё новый узор. Орнамент ковра все время менялся, и
от того мертвые листья уже казались не отжившим прахом, а
живым золотом , чуть потемневшим от сырости.
Прелесть русской природы, ощущение счастья от общения с ней
дети особенно остро чувствуют, когда читают произведения мастеров
слова. Человек любит природу потому , что она прекрасна , и потому,
что он не может жить без красоты , ибо и это – неотъемлемая часть
человеческой души.
Звучит музыка, дети рассматривают картину и передают в
сочинении свое настроение, придумывают свои названия .
Я говорю детям, что все люди видят краски природы, но только
одни проходят равнодушно, не замечая ничего, другие же видят и
слышат голос природы: и шелест листьев, и звон капели, и крики
улетающих птиц, и песенку дождя. И рождается огромное ответное
чувство: это - стихи, это - проза, это - художественное полотно, это –
музыка.
Сочинений дети пишут много, часто это мини-сочинения по
картине – этюду. . Приведу пример. Этюд «Серебристый миг».
« Если ты не видел серебристый миг, значит, несчастливый
человек. А если ты видел этот миг, то ощутил счастье.» (Юля М.)
«Если ты увидел ёлочки в белых шалях, то знай, что это
серебристый миг. Но это еще не всё : этот миг может увидеть
только наблюдательный, чуткий человек.» ( Маша С.)
Приведу
еще
пример.
На
картине
солнце,
лошади
в
степи.
Спрашиваю детей:
- О чем эта картина?
- Как ее можно назвать?
- Какие чувства вызывает эта картина?
- Какие краски использует художник?
Вот что пишут дети:
Кормятся лошади на лугу и не видят какой у них всадник. А всадник
у них – солнышко и хочется вскочить в седло и помчаться ему
навстречу. А солнышко уже золотую дорожку расстелило.
Знакомство детей с творчеством одноклассников делает их добрее,
отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру
При составления текста-описания по пейзажной картине главное -
создать эмоциональное воздействие живописного полотна на детей,
научить их «читать» картину , осмысливать ее содержание , выбирать
точные слова для описания .
Дети пишут сочинений много. Я храню их тетради. И вижу, как
расширяется их кругозор, накапливается опыт в подборе точных слов,
словосочетаний,
предложений,
четкого
оформления
собственных
мыслей.
Сочинение по картине в начальной школе - одно из эффективных
средств развития речи младших школьников, раскрытия творческих
возможностей каждого ученика. Знакомство с полотнами известных
худ ож н и ко в
о б о г а щ а е т
з н а н и я
д е т е й
о б
о к р у ж а ю щ е й
действительности, помогает развитию у них мышления, воображения,
эстетического вкуса.
Таким образом, обучение русскому языку связала со сверхзадачей:
развитие духовно-нравственных и творческих компетенций учащихся
средствами живописи, музыки, поэзии, видения красоты природы.
Такое
обучение
дало
повышение
качества
знаний
не
только
по
русскому языку, но и по всем предметам. Атмосфера творчества на
уроках способствует положительной мотивации процесса обучения,
эмоциональной близости учеников и учителя. Благодарен будет труд
учителя, избравшего себе в союзники ученика. Ведь личность ребёнка
формируется в реальных отношениях и поступках, в той атмосфере,
которая царит вокруг него. И развитию творческих начал личности
будет
способствовать
сотрудничество
учителя
и
ученика.
Ведь
особенностью
ребёнка
младшего
школьного
возраста
является
чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская
фантазия,
воображение,
потребность
выдумывать
и
сочинять.
На
уроке
может
царить
радость
сотворчества,
если
дать
каждому
почувствовать, что он способен, что у него есть своя "искорка божья".
Современное общество предъявляет человеку всё более высокие требования. В
условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь
творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь
преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более
эффективной. Для того чтобы быть востребованным в современном обществе,
необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть
"незаменимым". А для этого, что очевидно, деятельность должна носить
творческий характер.
Цель представленной работы - систематизировать ряд приёмов и методов,
эффективно влияющих на развитие творческих способностей учащихся 1-4
классов на уроках русского языка и литературного чтения для апробации их на
практике.
У детей способность к творчеству складывается постепенно, проходя несколько
стадий развития.
Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три
стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и
эвристическое.
К 8-9 годам наблюдается всплеск исследовательской активности. Она на этапе
причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом
самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности
мышления. Чтобы стимулировать творческую активность и устранить
отрицательное воздействие критичности, используют различные методы и
приёмы:
приём образного сравнения (аналогии), когда какой - то сложный процесс
или явление сравнивается с более простым и понятным. Этот приём
используется при составлении загадок, поговорок, пословиц;
метод мозгового штурма. Этот метод коллективного решения проблемы.
Автор "мозгового штурма" А. Осборн предложил разделить процесс
выдвижения гипотез и процесс их оценки, анализа. Поиск идей ведётся в
обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная и
нелепая, поощряется. Благодаря мозговому штурму, иногда возникают
новые и оригинальные решения проблемных ситуаций;
метод комбинационного анализа. В основе комбинационного анализа
лежит матрица сочетаний двух рядов факторов (признаков, объектов или
самих объектов). Например, при изучении речи, ребёнок может сочетать
понятия, относящиеся к частям речи и членам предложения. При этом он
отвечает на вопрос: "Какой частью речи может выражаться тот или иной
член предложения?" Каждая ячейка матрицы представляет сочетание
какого-то члена предложения и какой-то части речи. Ребёнок может
придумать предложение с таким сочетанием либо сказать, что такое
сочетание невозможно [11].
Поскольку у учащихся начальной школы происходит развитие причинного
мышления, то цель предлагаемых упражнений и заданий - развитие детской
фантазии, языкового чутья, умения сочинять рассказы, сказки, стихи.
Использовать эти задания можно на уроках русского языка и литературного
чтения в начальных классах общеобразовательной школы.
Задания располагаются соответственно логике развития способности
планирования: сначала по планированию действий с реальными предметами,
затем со словами, фразами и, наконец, с текстовым материалом: рассказами,
баснями, сказками.
Установление ситуативных связей между предметами.
Составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например:
газета - верблюд.
Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?
Что написано в газете про верблюдов?
Почему читая газету, ты сутулишься, как верблюд?
Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными или смешными.
Можно использовать следующие пары слов: банка - река, ножницы - дорога,
линейка - книга, огонь - раковина, карандаш - замок, шляпа - мост.
Установление причинных связей между событиями.
Сможете ли вы отыскать связь между двумя, на первый взгляд, не связанными
друг с другом событиями? Объясните, как всё происходило.
Например: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула
зайца, сидящего под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Шофёр самосвала
увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофёр заблудился в лесу, и
самосвал с грузом не пришёл по назначению вовремя.
Попробуй установить связи между этими событиями.
Собака погналась за курицей.
Школьники не могли поехать на экскурсию.
Молоко выкипело.
Самолёт совершил вынужденную посадку.
Представляем последствия событий.
Представь, что ты уменьшился до размеров муравья. Придумай историю о
своём чудесном превращении, используя вопросы:
Какое у тебя было любимое занятие?
Чего бы ты опасалась?
Через какое время ты бы захотел снова стать большим? Почему?
Что бы произошло, и что бы ты сделал, если бы:
из крана на кухне полился апельсиновый сок;
из тучи, вместо дождя, стал падать изюм;
люди придумали бы таблетки от сна.
Используя каждую ситуацию, сочини небольшой рассказ до семи предложений.
Обозначаем словами существенные признаки предмета.
Игра "Определение".
В игру играют группами или всем классом. Детям раздаются карточки со
словами: автобус, яблоко, озеро, ромашки, одуванчик и т.д. Предлагается в
течение одной минуты рассказать о своём объекте так, чтобы все поняли, что
имеет в виду говорящий. Нельзя называть своё слово и жестикулировать
руками.
Объяснение образного сравнения.
Придумайте, с чем можно сравнить причёску, одуванчик, снежинку, ласточку,
озеро, чащу леса, степь, ветер.
Например: причёска.
Форма: причёска, как взрыв, как грива льва, как барашек.
Прочность: рассыпалась как карточный домик, как песочный кулич, держалась,
как из железобетона.
Цвет: как из соломы, как воронье крыло, как мореный дуб.
Красота: как произведение искусства.
Постарайтесь придумать и к остальным объектам как можно больше сравнений
[11].
Игра "Вырази мысль другими словами" [4 c.86-92].
Берётся несложная фраза. Например: "Нынешнее лето будет очень жарким".
Надо предложить несколько вариантов передачи той же мысли другими
словами, однако, ни одно слово данного предложения не должно употребляться
в других предложениях. Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл
высказывания. Упражнение можно проводить с группой детей. Побеждает тот, у
кого больше удачных ответов.
Например:
"К августу, вероятно, реки пересохнут".
"В каникулы, вплоть до сентября, дети смогут купаться и загорать".
Эти высказывания передают одну и ту же мысль. Следует обратить внимание на
то, что слова в них не повторяются. Так как количество "использованных" слов
увеличивается с каждой фразой, составлять новые фразы становится всё
сложнее.
Можно использовать для составления высказываний следующие фразы:
Нынешнее лето будет очень жарким.
Зима в этом году была очень снежной.
На капусте появилось много вредителей.
Дождь начал лить, как из ведра.
Составление слов.
Образуйте как можно больше слов из букв слова "электростанция"
("школьники", "приключения" и т.п.). Буквы не должны использоваться дважды.
Подбор синонимов.
М. Горький считал, что у слова "хороший" 30 синонимов (слов с таким же
значением). Попробуй за 1 минуту назвать как можно больше синонимов слова
"хороший".
Составление предложений.
Напиши как можно больше предложений, в которых слова начинались бы с
указанных букв.
Б::.. у::: ж::: б:::.
С::.. о::: н::: с::: __________ __________ __________ __________
Учимся придумывать сказки.
Первый этап - придумать окончание или начало сказки, придумать как можно
больше заглавий к сказкам или рассказам.
Второй этап - сочинение сказок по опорам.
Известный итальянский детский писатель Дж. Родари, обучая детей и взрослых
сочинять сказки, выделил 20 элементов сказочных историй:
Предписание или запрет.
Нарушение.
Вредительство или недостаток.
Отъезд героя.
Задача.
Встреча с дарителем.
Волшебные дары.
Появление героя.
Сверхъестественные свойства противника.
Борьба.
Победа.
Возвращение.
Прибытие домой.
Ложный герой.
Трудные испытания.
Беда ликвидируется.
Узнавание героя.
Ложный герой изобличается.
Наказание противника.
Свадьба.
Придумай главного героя и сочини про него сказку по элементам. Для
укорочения сказки можно выбрать из всех элементов только 6 - 8. Запиши
сочинённую сказку.
Метод контрольных вопросов облегчает процесс творчества. Так же он
позволяет ребёнку удерживать общую логику рассказа или сказки.
Например: (Кто это был?). Жил - был зайчик. (Как выглядел?) Он был
маленький, беленький и очень одинокий. (Куда пошёл?) Решил он найти свою
маму. Поскакал мимо елочек на опушку леса. (Кого встретил?) Вдруг видит,
навстречу ему какой-то зверь идёт на длинных ногах и с большими рогами и
т.п.
Придумай сказку по вопросам: Кто это был? Как выглядел? Куда пошёл? Кого
встретил? Что ему сказали? Что он ответил? Что ему сделали? Какова была его
реакция? Чем вся история закончилась? Вывод или мораль.
В эту игру можно играть вдвоём: поочереди то один, то другой пишут ответы на
вопросы.
Игра "Да - нет".
В игру играют парами или группой.
Ребёнок загадывает какое - либо существительное (предмет), понятие из
русского языка, литературы, математики, естествознания и пр.
Другие дети могут задавать ребёнку не более 15 вопросов, на которые он
отвечает либо "да", либо "нет". Цель игры - назвать то существительное,
которое было загадано. Необходимо стремиться, чтобы задаваемых вопросов
было как можно меньше. Для этого нужно, чтобы вопросы касались
существенных, категориальных признаков того класса объектов, к которому
принадлежит это понятие.
Оценивание события с разных сторон.
Игра "Хорошо - плохо". Каждое событие оценивать с двух позиций: с хорошей
и плохой. Например:
Драка
Хорошо
Плохо
Сумел постоять за себя.
Порвал одежду.
Сумел защитить слабого.
Опять будут ругать родители.
Показал, кто здесь главный и т.д.
Поссорился со своими друзьями.
Постарайтесь найти что-то хорошее в таких, на первый взгляд, неприятных
событиях:
- Вылет самолёта задерживается на два часа.
- Твой костюм облили супом.
- Учитель поставил двойку.
- Дома случайно выбросили твою игрушку [11] .
":Дети, вовлечённые определённым образом организованную творческую
деятельность, сохраняют интерес к поэзии и высокохудожественной прозе и в
подростковом возрасте и позже" [7 с.42].
Процесс стихосложения вызывает у школьников неподдельный интерес.
Начинать эту работу можно с рифмования слов, сочинения чистоговорок.
Сочинение чистоговорок, как правило, проходит на положительном фоне, со
смехом, шутками и большим желанием, так как нет ничего страшного, если
ребёнок ошибётся, ведь это экспромт.
Упражняться в стихосложении можно по заданным рифмам.
Например: ______________ пойду
______________ найду
______________ птичка
______________ синичка
Игра "Я начну, а ты продолжи" предполагает досказывание строчек.
Например: Учитель: Осень золотая в гости к нам пришла :
Ученик: Раскрасила деревья, ненастье принесла.
Такая работа способствует развитию воображения, чувства слова, а также
служит хорошим средством развития чувства юмора. В творческих тетрадях
дети могут записывать стихи, песни, загадки, частушки собственного
сочинения, сопровождая их иллюстрациями. Именно в этой работе дети, шаг за
шагом, открывают себя, развивают свои эмоциональные творческие
способности.
Особое место в системе развития речи школьника занимает сочинение. Именно
сочинение высшая форма проявления творческих способностей ребёнка.
Сочинения могут быть нескольких видов: сочинения по началу (придумать
развитие сюжета и концовку); сочинения, в которых, наоборот, дана концовка,
необходимо придумать начало; сочинение из односложных слов; сочинения,
слова которого начинались бы на одну и ту же букву; сочинения по картине;
сочинения по заданной теме. Особенно увлеченно работают ученики над
следующими темами сочинений: "Если бы я был волшебником", "Приключение
кленового листочка в осеннем лесу", "Представьте, что весна не наступила",
"Монолог мухомора" и др.
Можно рассматривать как один из видов сочинения - написание писем. Это
интересный вид работы. Тематика писем может быть разнообразной: "Письмо
президенту", "Письмо другу. Однажды со мной случилось:", "Письмо моей
семье", "Письмо моему учителю" и т.д.
Чувства детей, как правило, раскрепощены. Они откровенно делятся своими
переживаниями. Но добиться отклика в душе ребёнка - это полдела. Вторая и
основная задача научить школьника ярко, красочно рассказывать о
переживаемом.
Сочинение по картине в начальной школе - одно из эффективных средств
развития речи младших школьников, раскрытия творческих возможностей
каждого ученика. Знакомство с полотнами известных художников обогащает
знания детей об окружающей действительности, помогает развитию у них
мышления, воображения, эстетического вкуса.
В зависимости от речевой подготовки класса можно предложить написать
сочинение от имени героя картины.
Развивать воображение помогают творческие виды работ на уроках
литературного чтения.
Драматизация прочитанного произведения (сказки, рассказы, басни, пьесы)
предполагает воссоздание реплик главных героев, их диалога в виде сценки.
Знакомство с приемом драматизации можно начинать с чтения текстов по ролям
и с заданной интонацией. Например: прочти грустно, весело, равнодушно,
строго, с мольбой, с презрением, досадой, с возмущением, с насмешкой,
удивленно, с интонацией страха, сожаления, торжества, таинственности,
растерянности, неуверенности, раздражения, осуждения, сочувствия и т.д..
Следующим этапом может быть задание разыграть пословицу: "У семи нянек
дитя без глазу", "Семеро одного не ждут", "Один ум хорошо, а два лучше" и др.
Приём драматизации (инсценирования) формирует воссоздающее воображение,
делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети
изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов,
текста.
Составление диафильмов - сложная творческая работа. Поэтому приступать к
составлению диафильма лучше после того, как дети овладеют более простыми
видами деятельности, представляющими собой упражнения подготовительного
характера: подбор титров к картинному готовому плану, рисование ряда
словесных иллюстраций к уже имеющимся титрам.
Постоянные упражнения, тренирующие память, внимание, воображение,
чистоту речи, управление голосом рождают творческую смелость, веру в свои
силы.
Знакомство детей с творчеством одноклассников делает их добрее, отзывчивее,
внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
Л.С. Выготский писал: "Конечно, высшие выражения творчества до сих пор
доступны только немногим избранным гениям человечества, но в
каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие
существования, и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена йота
нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека" [3 c.6].
Атмосфера творчества на уроках способствует положительной мотивации
процесса обучения, эмоциональной близости учеников и учителя.
Предложенные задания носят не оценочный, а обучающий, развивающий
характер. Поэтому основное внимание должно быть обращено на такие
качества ребенка, развитие и совершенствование которых очень важно для
формирования полноценной, самостоятельно мыслящей творческой личности.
Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и
мышление.
Развивать сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие "творческие
способности", очень сложно. Это длительная, целенаправленная работа, а
эпизодическое использование творческих задач не принесёт желательного
результата. Поэтому задания, направленные на развитие творческих
способностей, должны составлять систему, позволяющую формировать
потребности в творческой деятельности и развивать все многообразие
интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка.
Наиболее подходящей формой для занятий по развитию творческих
способностей является проведение специально выделяемых в сетке школьного
расписания уроков или факультативных занятий. Достоинствами таких форм
занятий являются, прежде всего, достаточный объём, регулярность, а также
систематичность и целенаправленность.
Благодарен будет труд учителя, избравшего себе в союзники ученика. Ведь
личность ребёнка формируется в реальных отношениях и поступках, в той
атмосфере, которая царит вокруг него. И развитию творческих начал личности
будет способствовать сотрудничество учителя и ученика. Ведь особенностью
ребёнка младшего школьного возраста является чистота и непосредственность
восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность
выдумывать и сочинять. На уроке может царить радость сотворчества, если
дать каждому почувствовать, что он способен, что у него есть своя "искорка
божья".
Список используемых источников: