Напоминание

"Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов на уроках русского языка в УМК "Школа 2100"


Автор: Сахарова Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "ООШ № 9"
Населённый пункт: Воронежская область, г.Лиски
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов на уроках русского языка в УМК "Школа 2100"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема:
Формирование универсальных учебных действий у учащихся

начальных классов на уроках русского языка в УМК "Школа 2100"
Учебный курс “Русский язык” занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки по другим предметам. Начальный курс русского языка в УМК “Школа 2100 ” представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Содержание программы по русскому языку в данном учебно- методическом комплекте обеспечивает достижение л и ч н о с т н ы х , метапредметных и предметных результатов, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Метапредметными результатами изучения курса “Русский язык” является формирование универсальных учебных действий(УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных. Рассмотрим формирование УУД на примере урока русского языка в 4-м классе по учебнику Издательского центра “БАЛЛАС”, авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. из УМК “Школа 2100”. Тема урока: “Правописание
не
с глаголами”. Урок начинается с этапа чистописания, цель которого не только работа над каллиграфией, но и актуализация знаний, необходимых при изучении новой темы. Бб Бб бу бл бр об аб Бу Бл Бр Бьет, бежит, большой, разбудил Учащиеся комментируют встретившиеся в данных словах орфограммы и повторяют правила, которые надо было вспомнить, чтобы правильно их написать. Учитель просит назвать слово, которое можно считать лишним (большой). Учащиеся поясняют, что это слово является прилагательным, а остальные – глаголы. Дети дают определение, какие слова называют глаголами и вспоминают, что они уже знают об этой части речи.
На данном этапе формировались познавательные УУД: умение проводить

сравнение,

классификацию

по

заданным

критериям.

Осуществлять

подведение под понятие.
На следующем этапе урока – изучении нового материала, проводимого с опорой на интерактивную доску, учащимся дается группа слов: Говорил- Пишет- Сказали- Поем- Детям предлагается записать глаголы с такой же основой, но придать им противоположное значение. Одного ученика просим записать полученные слова за створкой доски, а остальные дети работают на местах. После самостоятельной работы сравниваем полученные результаты. Выясняется, что кто-то написал глаголы в таком виде: неговорил, непишет и т.д. А часть детей так: не говорил, не пишет.Возникает вопрос:” Кто же прав? И что такое
не
?” Проблемная ситуация, возникшая на уроке, позволяет учащимся сформулировать тему урока: “Правописание глаголов со словом
не
”. А цели урока они назвали следующие: 1. Научиться писать глаголы со словом
не
.
2.Узнать, к какой части речи относится это маленькое слово.
На этом этапе урока формировались коммуникативные УУД: высказывать и

обосновывать свою точку зрения, учитывать разные мнения, быть готовым

корректировать свою точку зрения.

А также регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели

урока; планировать действия с учетом поставленной учителем задачи.
Проблемную ситуацию предлагается разрешить с помощью материала учебника из рубрики “Давай подумаем”. Учащиеся читают текст учебника и выясняют, кто же из них выполнил работу правильно, а кому надо будет исправить ошибки. Вывод после прочтения текстовой информации сделан следующий: “Не – это частица и пишется она с глаголами отдельно.”
На

данном

этапе

формировались

познавательные

УУД:

умение

осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной

литературы, строить рассуждения.

Регулятивные УУД: вносить коррективы в действие после его завершения;

определять степень успешности своей работы и работы других людей.
Н а э т а п е закрепления полученных знаний ученикам предлагается дифференцированная самостоятельная работа. (Дети в классе разделены на 2 группы. В 1-ю группу входят учащиеся с высоким уровнем ЗУН по данному предмету, а во 2-ю группу – все остальные дети класса.) Учащиеся 1-й группы выполняют упражнение повышенной трудности из учебника, где им предложено списать текст, раскрыв скобки. Выполняя это упражнение, учащимся надо будет не только помнить правило, изученное на данном уроке, но и вспомнить ранее изученный материал о правописании глаголов с приставками и предлогами. Остальные дети выполняют упражнение из Рабочей тетради “Пишем грамотно”, входящей в учебный комплект УМК “Школа 21 века ” по русскому языку. Им надо будет в практической работе с текстом закрепить правописание частицы не с глаголами. Проверка самостоятельной работы также дифференцирована. 1-я группа проверяет работу по готовому результату, проектируемому на интерактивную доску. А 2-я группа комментирует свою работу вслух. Средства обратной связи (красно– зеленые сигналы) помогают выявить детей, не усвоивших новый материал и именно с ними поработать при подведении итогов работы.
На этом этапе урока формировались регулятивные УУД: работать по плану,

сверяя

свои

действия

с

целью;

учитывать

правило

в

планировании

и

способе

решения

поставленной

задачи;

осуществлять

пошаговый

и

итоговый контроль.

Коммуникативные УУД: слушать и слышать других; задавать вопросы, быть

готовым корректировать свою точку зрения.
Подводя итог урока, учитель ставит перед учениками следующие вопросы: – Какова была тема урока? – Соответствовала ли наша работа теме урока? – Чему должны были научиться? – Достигли ли мы своей цели? Докажите, что достигли – расскажите, как пишутся глаголы с частицей
не
? Дома детям предлагается повторить новое правило, вспомнить правило о правописании приставок и предлогов с глаголами и выполнить упражнение из учебника.

На заключительном этапе урока шло формирование коммуникативных УУД:

оформлять свои мысли в устной форме; строить монологическую речь;

договариваться

и

приходить

к

общему

решению

в

совместной

деятельности.

Познавательные

УУД:

осуществлять

синтез

как

составление

целого

из

частей; проводить анализ работы.
Средством формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в УМК “Школа21 века” являются тексты учебников, его методический аппарат; технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Кроме метапредметных результатов (формирования УУД), содержание рабочей программы УМК “Школа 21 века” по русскому языку позволяет достичь и высокий уровень предметных результатов, обеспечивающих учащимся возможность успешного обучения на следующей ступени общего образования. Личностными результатами изучения курса “Русский язык” являются следующие умения и качества: – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; – интерес к чтению, потребность в чтении; – интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; – интерес к изучению языка; – осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.


В раздел образования