"Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов на уроках русского языка в УМК "Школа 2100"
Автор: Сахарова Ирина Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "ООШ № 9" Населённый пункт: Воронежская область, г.Лиски Наименование материала: Статья Тема: "Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов на уроках русского языка в УМК "Школа 2100" Раздел: начальное образование
Тема: Формирование универсальных учебных действий у учащихся
начальных классов на уроках русского языка в УМК "Школа 2100"
Учебный курс “Русский язык” занимает ведущее место в начальном обучении,
поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших
школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество
подготовки по другим предметам.
Начальный
курс
русского
языка
в
УМК
“Школа
2100
”
представлен
как
совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и
являющихся
основой
для
интеллектуального
и
коммуникативного
развития
детей.
Содержание
программы
по
русскому
языку
в
данном
учебно-
методическом
комплекте
обеспечивает
достижение
л и ч н о с т н ы х ,
метапредметных
и
предметных
результатов,
установленных
Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Метапредметными
результатами
изучения
курса
“Русский
язык”
является
формирование
универсальных
учебных
действий(УУД):
регулятивных,
познавательных, коммуникативных.
Рассмотрим формирование УУД на примере урока русского языка в 4-м классе
по учебнику Издательского центра “БАЛЛАС”, авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.,
Пронина О.В. из УМК “Школа 2100”.
Тема урока: “Правописание не с глаголами”.
Урок начинается с этапа чистописания, цель которого не только работа над
каллиграфией, но и актуализация знаний, необходимых при изучении новой
темы.
Бб Бб бу бл бр об аб Бу Бл Бр
Бьет, бежит, большой, разбудил
Учащиеся
комментируют
встретившиеся
в
данных
словах
орфограммы
и
повторяют
правила,
которые
надо
было
вспомнить,
чтобы
правильно
их
написать.
Учитель
просит
назвать
слово,
которое
можно
считать
лишним
(большой).
Учащиеся
поясняют,
что
это
слово
является
прилагательным,
а
остальные – глаголы. Дети дают определение, какие слова называют глаголами
и вспоминают, что они уже знают об этой части речи.
На данном этапе формировались познавательные УУД: умение проводить
сравнение,
классификацию
по
заданным
критериям.
Осуществлять
подведение под понятие.
На следующем этапе урока – изучении нового материала, проводимого с опорой
на интерактивную доску, учащимся дается группа слов:
Говорил-
Пишет-
Сказали-
Поем-
Детям
предлагается
записать
глаголы
с
такой
же
основой,
но
придать
им
противоположное значение. Одного ученика просим записать полученные слова
за
створкой
доски,
а
остальные
дети
работают
на
местах.
После
самостоятельной работы сравниваем полученные результаты. Выясняется, что
кто-то написал глаголы в таком виде: неговорил, непишет и т.д. А часть детей
так: не говорил, не пишет.Возникает вопрос:” Кто же прав? И что такое не ?”
Проблемная
ситуация,
возникшая
на
уроке,
позволяет
учащимся
сформулировать
тему
урока:
“Правописание
глаголов
со
словом
не ”. А
цели
урока они назвали следующие:
1. Научиться писать глаголы со словом не .
2.Узнать, к какой части речи относится это маленькое слово.
На этом этапе урока формировались коммуникативные УУД: высказывать и
обосновывать свою точку зрения, учитывать разные мнения, быть готовым
корректировать свою точку зрения.
А также регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели
урока; планировать действия с учетом поставленной учителем задачи.
Проблемную ситуацию предлагается разрешить с помощью материала учебника
из рубрики “Давай подумаем”. Учащиеся читают текст учебника и выясняют, кто
же из них выполнил работу правильно, а кому надо будет исправить ошибки.
Вывод после прочтения текстовой информации сделан следующий: “Не – это
частица и пишется она с глаголами отдельно.”
На
данном
этапе
формировались
познавательные
УУД:
умение
осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной
литературы, строить рассуждения.
Регулятивные УУД: вносить коррективы в действие после его завершения;
определять степень успешности своей работы и работы других людей.
Н а
э т а п е закрепления
полученных
знаний ученикам
предлагается
дифференцированная самостоятельная работа.
(Дети в классе разделены на 2 группы. В 1-ю группу входят учащиеся с высоким
уровнем ЗУН по данному предмету, а во 2-ю группу – все остальные дети
класса.)
Учащиеся
1-й
группы
выполняют
упражнение
повышенной
трудности
из
учебника, где им предложено списать текст, раскрыв скобки. Выполняя это
упражнение, учащимся надо будет не только помнить правило, изученное на
данном
уроке,
но
и
вспомнить
ранее
изученный
материал
о
правописании
глаголов с приставками и предлогами.
Остальные дети выполняют упражнение из Рабочей тетради “Пишем грамотно”,
входящей в учебный комплект УМК “Школа 21 века ” по русскому языку. Им надо
будет в практической работе с текстом закрепить правописание частицы не с
глаголами.
Проверка самостоятельной работы также дифференцирована.
1-я
группа
проверяет
работу
по
готовому
результату,
проектируемому
на
интерактивную доску. А 2-я группа комментирует свою работу вслух.
Средства обратной связи (красно– зеленые сигналы) помогают выявить детей,
не усвоивших новый материал и именно с ними поработать при подведении
итогов работы.
На этом этапе урока формировались регулятивные УУД: работать по плану,
сверяя
свои
действия
с
целью;
учитывать
правило
в
планировании
и
способе
решения
поставленной
задачи;
осуществлять
пошаговый
и
итоговый контроль.
Коммуникативные УУД: слушать и слышать других; задавать вопросы, быть
готовым корректировать свою точку зрения.
Подводя итог урока, учитель ставит перед учениками следующие вопросы:
– Какова была тема урока?
– Соответствовала ли наша работа теме урока?
– Чему должны были научиться?
– Достигли ли мы своей цели?
Докажите, что достигли – расскажите, как пишутся глаголы с частицей не ?
Дома
детям
предлагается
повторить
новое
правило,
вспомнить
правило
о
правописании приставок и предлогов с глаголами и выполнить упражнение из
учебника.
На заключительном этапе урока шло формирование коммуникативных УУД:
оформлять свои мысли в устной форме; строить монологическую речь;
договариваться
и
приходить
к
общему
решению
в
совместной
деятельности.
Познавательные
УУД:
осуществлять
синтез
как
составление
целого
из
частей; проводить анализ работы.
Средством формирования универсальных учебных действий на уроках русского
языка в УМК “Школа21 века” являются тексты учебников, его методический
аппарат;
технология
продуктивного
чтения
и
технология
оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Кроме метапредметных результатов (формирования УУД), содержание рабочей
программы
УМК
“Школа
21
века”
по
русскому
языку
позволяет
достичь
и
высокий
уровень
предметных
результатов,
обеспечивающих
учащимся
возможность успешного обучения на следующей ступени общего образования.
Личностными результатами изучения курса “Русский язык” являются следующие
умения и качества:
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.