Напоминание

" Вечная проблема - мусор"


Автор: Соколова Марина Вадимовна
Должность: учитель биологии,химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ пос. Тейсин
Населённый пункт: Амурский раойон п. Тейсин
Наименование материала: Разработка внеклассного мероприятия
Тема: " Вечная проблема - мусор"
Раздел: полное образование





Назад





Внеклассное мероприятие

«Вечная проблема – Мусор»

Оборудование:
 Плакаты (В будущее без мусора)  Листовки  Чистые образцы отходов (алюминиевая банка, стеклянная банка, кусок ткани, использованные тетради, пластиковые стаканы, кожура банана)  Карточки с периодами разложения отходов  Проектор, ноутбук, презентация
Цель
: содействие становлению самостоятельной инициативной личности, способной брать на себя ответственность за бережное отношение к окружающему миру, развитие интереса к изучению экологии. 1. Донести суть и серьезность проблемы отходов. 2. Познакомить с различными вариантами обращения с отходами и рассказать о комплексном подходе к управлению отходами, как наиболее оптимальном варианте. 3. Помочь увидеть, как дети лично могут содействовать решению проблемы.
Направленность:
разработка данного внеклассного мероприятия направлена на повышение эффективности экологического образования и воспитания, развитие творческого потенциала.
Актуальность

проблемы
: в настоящее время остро стоит проблема утилизации бытового мусора. Все процессы регулирования потоков веществ и энергии человеку приходиться брать на себя. Специально оборудованные свалки – не лучший способ избавиться от мусора, хотя сегодня без них не обойтись. Не зря поднимается тема экологизации экономики в стране. Американский ученый А. Теллер говорил :« Мы не должны больше рассматривать отходы как нечто, подлежащее уничтожению; мы должны научиться видеть в них, ещё не использованные источники сырья»
Тип занятия
: ролевая игра среди учащихся 5-7 классов.
Методы
: поисковый, проблемный, исследовательский, метод проекта.
Оборудование:
тексты с заданиями, карточки с баллами, ручки. Подготовка: за неделю до мероприятия каждому классу дано задание составить проект « Вторая жизнь вещей», название команды, рассказ об ТБО.
План:

1. Организационный момент. 2. Постановка проблемы, видео ролик « Планета задыхается от мусора». 3. Формулирование темы и цели занятия. 4. Пути решения проблемы с мусором (Выступления учащихся). 5. Д/з. Листовка 6. Подведение итогов.
Ход мероприятия:

1.Организационный момент:
Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Давайте поговорим сегодня о том, что мы называем мусором. Зачем о нем говорить? Ведь мусор, это нечто неприятное, плохо пахнущее, неинтересное, отчего хочется поскорее избавиться, выбросив его в урну, в ведро, в мусоропровод, в кусты и т.п. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим несколько картинок». Ведущий показывает фотографии с грандиозными мировыми свалками, мусорным«супом». 2.
Постановка проблемы
Учитель: "Надя и Таня пошли в лес. После утомительной дороги они сели отдохнуть на травку и пообедать. После обеда Надя собрала остатки пищи и бумагу и бросила их под куст. Таня завернула в пакет яичные скорлупки и хлебные крошки и положила пакет в сумку. - Зачем ты берешь с собой мусор?- спросила Надя. - Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит. Таня тихо ответила подруге: " - Что, по-вашему, ответила Таня? Кто поступил правильно? (ответы детей) Правильность ваших ответов мы просмотрим видеоролик
Просмотр видео ролика « Планета задыхается от мусора»
Что каждый из нас может сделать, чтобы предотвратить кучи мусора? Каждый из нас в ответе за чистоту на нашей планете. Ученик читает стихитворение: В экологии проблемы велики… Чтоб исправить их не хватит нам руки. Нужно нам помочь природе, Убирайте, люди, при любой погоде. Собирайте мусор, посадите зелень. Мир наш будет лучше, главное – мы верим! Солнце будет ярче, белее облака, Помочь очистке может – человека рука. Не жгите костры! Убирайте за собой! Мусор свой – несите домой!
Меньше газов, меньше дыма - Прекраснее всего будет картина! Сочные листья, зеленая трава, А от чистого воздуха кружится голова. Бабочки порхают, птички поют - Люди убирают то место, где живут!!!
3 Сообщение темы и цели мероприятия
. Сформулируйте тему нашего мероприятия «Мусор вечная проблема» (
слайд)
Эта тема очень актуальна в настоящее время и мы попытаемся на нашем мероприятии решить несколько задач
( слайд)

4. Пути решения проблемы.
Учитель: В современном мире постоянно нарастает противоборство Природы и человека, расширяются озоновые дыры в атмосфере нашей планеты, накапливаются в больших количествах медленно утилизируемые радиоактивные отходы. До сих пор с целью освобождения территорий для пастбищ и пашен выжигаются огромные лесные массивы в Латинской Америке, повышается уровень углекислого газа и вредных выбросов во вдыхаемом нами воздухе... Уже не столько человек влияет на Природу, сколько отравленная П р и р о д а в л и я е т н а с р е д у о б и т а н и я ч е л о в е к а . Сегодня потребительскому обществу трудно остановиться, так как оно набрало слишком быстрый разбег перед прыжком в бездну, на краю которой грезятся те самые желаемые блага цивилизации. Для дальнейшего своего развития необходимо пересмотреть свои взгляды на взаимоотношения с Природой. Если весь накопившийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с вершину Кавказа (Эльбрус). Мусор – это то, что стало ненужным
( слайд)
Упаковочный материал: бумага, полиэтилен, алюминиевая фольга. Стеклянная тара Другие виды упаковки и расфасовки товаров. На 1 жителя планеты приходится 1т. мусора в год. Назовите причины увеличения количества мусора? (говорят учащиеся)
Почему данная проблема актуальна в 21 веке?
Основные причины
(слайд ):
 Рост численности населения Земли. Только за последние 170 лет количество людей на земле увеличилось в 7 раз (с 1 млрд. до 7 млрд.)  Появление новых синтетических, неприродных материалов, которые крайне долго разлагаются, загрязняя природу столетиями  Переход к массовому производству от ручного труда сделал вещи более доступными, мы перестали их беречь и с легкостью отправляем на свалку
 Появление рекламы, которая навязывает нам все новые и новые потребности, заставляя покупать много лишних ненужных вещей, и регулярно отправлять на свалку слегка устаревшие (но при этом еще исправные и хорошие) вещи  Появление большого количества упаковки, которая служит только для привлечения покупателей и сразу после покупки превращается в мусор и отправляется на свалку Ребята, много наук есть на свете, есть и наука, занимающаяся мусороведением – называется гарбология, что в переводе с греческого означает (мусор) Одним из разнообразий мусора являются твердые бытовые отходы ТБО (
слайд)
1 человек в год производит примерно 300кг ТБО в год. Назовите главные составляющие ТБО: бумага, стекло, пластмасс, полиэтилен, пищевые отходы, ткани, металлические предметы. Крупногабаритный мусор: старая мебель, автомобильные шины, стиральные машины, и многое другое. Эта проблема остро стоит не только в России но и во многих странах мира .
Игра «Самый стойкий» (слайд )
Современные отходы никуда не исчезают и постоянно накапливаются. «Но может не все так плохо. В конце концов, наверняка отходы постепенно исчезают, растворяются, перегнивают?» Ведущий проводит игру «Самый стойкий», которая знакомит детей, сколько времени разлагаются различные виды отходов. Он достает различные виды отходов из мусорного ведра:  Пластиковый стаканчик  Алюминиевую банку  Стеклянную бутылку  Тетрадку  Предмет из ткани  Кожура банана
Карточки с временными периодами
Раскладывает перед учениками на столе. Рядом кладет стопку карточек, на каждой из которых написан какой-то временной период. И просит одного из
учеников угадать, сколько какой отход будет жить на свалке, положив напротив отхода карточку с соответствующим периодом. Периоды, которые должны быть указаны на карточках:  2-5 недель  2-10 лет  Более 1000 лет  500 лет  100 лет  1 год
Вывод: отходы прибывают, но никуда не исчезают.
«Подумайте только, например, ни одна пластиковая бутылка не разложилась с момента начала их производства, и они будут лежать на свалках даже во времена ваших внуков и правнуков! Зато ежедневно потребляется от 500 миллиардов до 1 триллиона новых бутылок, которые являются одноразовыми, и мы выбрасываем их, как правило, через несколько часов после того, как купили в магазине напиток».
Что делать с отходами?
«Как же нам избежать грустной участи: жить и отдыхать в скором будущем в окружении свалок? Что же делать со всем этим количеством отходов, которое образуется ежедневно?»
(Слайд )
Существуют 4 основных способа обращения с отходами. Давайте обсудим эти способы. Выступление учащихся по каждому пути
4.1. Захоронение на полигонах

Вред от захоронения отходов
в том виде, которое он существует сегодня в России:  Под свалки отчуждаются огромные территории, которые в будущем уже нельзя будет использовать  На свалки отправляется огромное количество полезных материалов, которые могли быть переработаны в полезные вещи  Токсичные вещества от разлагающихся отходов попадают в почву и грунтовые воды, отравляя их
 Свалки часто самовозгораются, при этом в воздух выделяются вредные токсичные вещества и парниковые газы  Свалки – место скопления грызунов, птиц, которые питаются отходами, становятся разносчиками инфекций  Свалки не украшают наши пейзажи. Захоронение отходов
допустимо, если
:  Захоронение происходит на специально оборудованных полигонах, а не на «диких» свалках. Полигон – это оборудованное, безопасное для природы и человека хранилище отходов. Дно и стены полигона выстилаются специальными материалами, которые предотвращают проникновение вредных веществ в почву и грунтовые воды, установлены специальные системы сбора газа, который образуется при разложении отходов, чтобы избежать его возгорания или попадания в воздух. Этот газ используется в хозяйственных целях, например для отопления инфраструктуры полигона и близлежащих предприятий.  На захоронение отправляется только небольшая часть отходов, которую невозможно переработать в полезную продукцию.
4.2. Сжигание

Чем плохо сжигание?

Плюсы
сжигания:  При сжигании объем отходов уменьшается до 30 процентов  Тепло, образующееся при сжигании отходов, можно использовать в хозяйственных целях.
Минусы
сжигания:  Это самый дорогостоящий способ обращения с отходами.  Большая часть мусоросжигательных заводов в нашей стране не являются современными и безопасными, а это значит - при сжигании отходов в воздух попадает огромное количество вредных веществ (оксиды серы и азота, хлороводород, тяжелые металлы и т.п.), в том числе диоксины. Диоксины – это один из сильнейших ядов!  В результате сжигания мусора, образуется зола, которая во много раз более экологически опасное вещество, чем мусор сам по себе.
 На мусоросжигательные заводы сегодня у нас отправляется огромное количество полезных материалов, которые могли бы быть переработаны в полезные вещи. Сжигание мусора в мусоросжигательных заводах
допустимо
, этот способ применяется во многих европейских странах, но в этих странах:  Уделяется большое внимание и тратятся большие средства на обеспечение безопасности подобных заводов (очистные сооружения, захоронение токсичной золы и т.д.)  На сжигание отправляется та часть отходов, которую невозможно вторично переработать
4.3. Вторичная переработка
Наиболее выгодный, разумный способ обращения с отходами (и с экологической, и с экономической точки зрения) – извлекать из мусора максимум полезных компонентов и перерабатывать их в новые вещи. Такой подход:  Сохраняет первичные ресурсы (древесину, полезные ископаемые) для наших потомков  Сокращает количество отходов, которые вывозятся на свалку  Сохраняет наше здоровье  Меньше загрязняет окрестности. Сегодня мы перерабатываем всего
3-4% отходов
из наших домов, а
могли бы

перерабатывать до 90%
. Американский ученый А. Теллер говорил : « Мы не должны больше рассматривать отходы как нечто, подлежащее уничтожению; мы должны научиться видеть в них, ещё не использованные источники сырья». Посмотрите что, можно сделать из мусора, твердых бытовых отходов. (
Слайд
) А теперь предложите вы, что можно сделать из бросового материала и дать вторую жизнь вещам. Игра « Переработай меня!»
Д о с т а т ь

м у с о р н о е

в е д р о

с

о б р а з ц а м и

ч и с т ы х

о т х о д о в

(пластиковая

бутылка,

пластиковые

стаканчики

из-под

йогурта,

стеклянная

бутылка,

алюминиевая

банка,

тетрадка,

органика

(типа

огрызка от яблока, кожуры). Каждый класс выбирает себе вид отхода и

предлагает какие полезные вещи можно сделать, переработав эти отходы.
Пластиковая бутылка Сделать кормушку, воронку
Фантики от конфет поделка Коробка из под молока Использовать для выращивания рассады Кожура от цитрусовых Использовать как средство от моли Скорлупа яиц Удобрение ,поделки Перегоревшая лампочка Для штопки носков Стекляная бутылка Сдать в пукт сдачи тары Старая одежда Сшить мягкие игрушки, отдать нуждающимся людям
4.4. Компостирование
Органические отходы (траву, листья, пищевые отходы) можно переработать с помощью естественного биоразложения – компостирования. В результате отходы превращаются в
компост
, который прекрасно
удобряет почву
и улучшает ее свойства. Наверняка многие у кого есть дачи или дом в деревне знают и применяют этот способ обращения с отходами.
4.5. Комплексный подход к управлению отходами
Наиболее передовые страны используют комплексный подход обращения с отходами, применяя
все 4 способа
. Оптимальный способ управления отходами:  Переработать все, что можно, в том числе компостировать органические отходы.  Сжечь, то, что нельзя переработать, но можно безопасно сжечь и получить энергию для хозяйственных нужд.  Захоронить на полигоне то немногое, что нельзя переработать или сжечь. Демонстрация листовок , плакатов от каждого класса. После нашего мероприятия мы развешаем наши призывы в поселке. Учитель: Если человечество перестанет властно относиться к Природе, то у неё всегда найдутся собственные силы для восстановления своей первозданности. Однако агрессия общества в отношении Природы порождает ответную агрессивную реакцию. Не всегда этот ответ прямой, но чаще опосредованный. Ведь срубая деревья, человек не сразу ощущает уменьшение количества кислорода во вдыхаемом воздухе. Видимые глазу промышленные выбросы отыгрываются на потомстве людей.
Замечено, что в регионах, где происходит наибольшее загрязнение окружающей среды, пропорционально возрастает число мутированных, умственно и физически отсталых существ. При общем потеплении климата увеличилась и ч а с т о т а в о з н и к н о в е н и я с м е р ч е й и у р а г а н о в . По определению экологов Природа не представляет уже единого целого, а являет собой взаимопереплетающиеся различные системы. Лодка планеты одна на всех. Она мала и стала ненадежной под ударами техники, антропогенным давлением», итого мусора , который мы выбрасываем.  Когда человек чист душой, следит за своим здоровьем , он никогда не выбросит мусор, идущему навстречу человеку.  Уважайте себя!  Уважайте природу, и вам за это она ответит тем же.
Спасибо за заня
тие Пластиковая бутылка Фантики от конфет Коробки из под молока Кожура от цитрусовых Скорлупа яиц
Перегоревшая лампочка Стекляная бутылка Старая одежда


В раздел образования