Напоминание

Противоположные числа


Автор: Загрядская Елена Павловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СОШ № 16
Населённый пункт: ГОРОД КЛИН МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Противоположные числа
Раздел: среднее образование





Назад




Учитель математики Загрядская Елена Павловна , г . Клин Разработка урока математики на тему "Противоположные числа» Класс: 6 УМК: Н.Я. Виленкин Тип урока: урок открытия новых знаний Технологии: проблемное обучение, личностно-ориентированная технология, ИКТ-технология Цели: - образовательные: закрепить понятие координатной прямой, ввести понятие числа противоположного данному, научить распознавать, записывать противоположные числа и откладывать на координатной прямой точки, соответствующие противоположным числам; - развивающие: развивать навыки самоконтроля, самостоятельной работы, самооценки; развивать коммуникабельность, креативность, умение анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. - воспитательные: воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах, ответственность и аккуратность Решить проблемы: 1. Какие числа называются противоположными? 2. Как находить числа, противоположные данному числу? 3. Сколько противоположных чисел есть у каждого числа? 4. Какое число противоположно самому себе? 5. Как располагаются на координатной прямой точки, соответствующие противоположным числам? Виды деятельности: 1. Фронтальная работа с классом 2. Работа с текстом учебника, у доски, в тетрадях 3. Парная работа 4. Групповая работа 5. Индивидуальная работа
Учитель математики Загрядская Елена Павловна , г . Клин Планируемые результаты: Предметные – ввести понятие противоположных чисел, научиться правильно употреблять термины , расширить понятие о числе; Метапредметные Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая, принимать коллективное решение. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов. Личностные – формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности.
Ход урока

1.

Орг. Момент.
Сегодня у нас необычный урок. Давайте поприветствуем наших гостей ( дети повернулись, приветствие кивком головы). Спасибо, садитесь. Проверьте, готовы ли вы к работе. У вас на партах дневник, учебник, рабочая тетрадь, письменные принадлежности, конверт с заданиями на урок. Запишем в тетрадях: Дата. Классная работа. 2.
Устная работа.
Поработаем устно
СЛАЙД № 2. УСТНАЯ РАБОТА
3.
Актуализация знаний.
Разобьемся на группы по 4 человека. Всего 6 групп. Достаньте из конверта задание № 1. У вас у всех одинаковые задания. Внимательно прочитайте инструкции и приступайте к работе. У вас 1 минута
Задание №1.
1) Числа, используемые при счете предметов, называют… - десятичными дробями; - натуральными числами. 2) Прямая с выбранными на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называется… - координатным лучом;
Учитель математики Загрядская Елена Павловна , г . Клин - координатной прямой. 3) Отрицательные числа находятся на координатной прямой… - справа от нуля; - слева от нуля. 4) Назовите координату точки А. 5) Назовите число, не являющееся ни отрицательным, ни положительным 6) Какую координату имеет точка, расположенная левее от нуля на 200 единичных отрезков Пожалуйста, ваши мнения (команды по очереди отвечают). Какая команда не согласна с ответом. Почему? Занимаем свои места. Работаем в тетрадях. 4.
Подводящий

диалог.(

подведение

учащихся

к

формированию

темы урока и целей урока)

Задание на слайде №3.
Постройте координатную прямую, за ед.отрезок возьмите 1 клетку тетради, Отметьте точки А(5), В(8), Р(-6). Посмотрите на отрезки РА и АВ. Сравните эти отрезки, запишите ваше решение в виде неравенства. Проверим (ответ на слайде)
Посмотрите , пожалуйста, на слайд № 4
( Два человека - тренер и баскетболист). Оживление- , что скажем об этих людях. Послушаем два музыкальных фрагмента. Что скажем? Как называются слова: короткий и длинный, высокий и низкий, быстро и медленно в русском языке? Антонимы. Какие слова называются антонимам?
Из конверта достаньте задание №2.
Выполните это задание вместе в парах с соседом. У вас 1 минута. Задание №2. Данное Противоположное Тепло …
Учитель математики Загрядская Елена Павловна , г . Клин … Свет … Добро … +3 Северный полюс … Отталкивание … Отрицательные числа … Заслушиваем ответы детей. Что интересного вы заметили? Что вас удивило? Как можно назвать числа +3 и -3? Мы знакомы с такими числами? Мы умеем с ними работать? Значит, какая тема урока? ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ЧИСЛА - запишем в тетрадь. Обсудим, что нужно узнать на уроке? 1. Какие числа называются противоположными? 2. Как расположены точки соответствующие противоположным числам на координатной прямой? 3. Сколько противоположных чисел существует? Какое число противоположно самому себе? 4. Где используются противоположные числа?
Откройте учебник на стр.155
. Найдите в объяснительном тексте учебника определение противоположных чисел. Прочтите. Сделайте вывод
Выполним № 926 у доски

( слайд № 6)
, возьмем только первые три числа. Вы можете работать с объемом побольше. Отвечай. Как ты рассуждал? У кого другой результат? Чему вы научились, выполняя такое задание? 1. Кто придумал противоположные числа? 1.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО
Запишем эту интересную для нас пару + 3 и -3. Запишите хотя бы 2 подобные пары Заслушиваю ответы детей, пишу на доске. Чем внешне отличаются числа в каждой паре Верно. Попробуем дать определение противоположных чисел
Учитель математики Загрядская Елена Павловна , г . Клин
5.

Закрепление нового

Давайте выполним сл.задание. Внимание на слайд № 7
Возникла ли проблема при выполнении задания? На какие правила вы опирались при выполнении задания? Итак, Видман. Кто он? Какую краткую информацию выделим - математик. Дальше - что можем предположить? Это часть дом.задания - подготовить краткую информацию о математике Видмане: как его зовут, где и когда жил, какое отношение имеет к теме «Противоположные числа». Мы работаем над долгосрочным проектом «Великие математики»
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Посмотрите на слайд № 9
-(-2)=? Как прочитать это выражение? Найдите в изучаемом нами пункте рубрику ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО. Прочитаем. Еще раз на слайд. Прочитаем Что обозначает это выражение? И что это за число? А почему? Выполним №927(а,б,в) из учебника. Два человека за крыльями доски : Поработаем с координатной прямой Итак, прошу выйти Олю, Диму и Павла Петровых. Представим, что ребята находятся на координатной прямой. Ольга изобразит точку О с координатой 0, а парни точки Р и Д с координатами 2 и -2 ,займите свои места. Вопрос –как расположены Павел и Дима относительно 0, начала отсчета? Верно- на одинаковом расстоянии, но в противоположных направлениях. Назовите число, противоположное числу -2. Только одно число противоположно числу -2? Что можно предположить?- для каждого числа есть только одно противоположное ему число Тогда назовите число, противоположное нулю? Найдите в тексте учебника интересующее нас правило. Эти правила надо запомнить!
Учитель математики Загрядская Елена Павловна , г . Клин Выполним обмен тетрадями.
Посмотрите на слайд № 10
. Проверьте и оцените работу товарища Проверим. На слайде. Оценит работу у доски еще 1 человек. Если верно 3 примера, то «5» верно 2 примера, то «4» верно 1 пример, то «3» все неверно, то «2» Поднимите руки, у кого 5,4,3,2 6.
Диагностика усвоения материала
( сам.работа) Возьмите в конверте задание № 4. Работу выполняем на листочках Ознакомьтесь с текстом сам. Работы. Если нет вопросов, можно приступать. У кого есть вопросы, поднимите руку, я подойду. У вас 5 минут.
Учитель математики Загрядская Елена Павловна , г . Клин 7.
Рефлексия деятельности
. Урок подходит к концу. Давайте вернёмся к целям, которые мы ставили вначале урока и определим всего ли мы достигли.
Задание № 4

Вариант 1

Задание № 4

Вариант 2
1.Какие их чисел являются противоположными? а) 3 и 1 3 ; б) 3 и − 1 3 ; в) 3 и –3; г) 3 и 0,3. 1.Какие их чисел являются противоположными? а) 6 и 1 6 ; б) 6 и − 1 6 ; в) 6 и –6; г) 6 и 0,6. 2. Дано отрицательное число. Каким будет ему противоположное? а) отрицательное б) 0 в) положительное 2. Дано положительное число. Каким будет ему противоположное? а) отрицательное б) 0 в) положительное Отметьте точки А(-3) и В(3) на координатной прямой . Отметьте середину отрезка АВ 3. Отметьте точки К(-4) и М(4) на координатной прямой. Отметьте середину отрезка КМ Решите уравнение. В ответ запишите число, противоположное корню уравнения 7,2 : 2,4 = 0,9 : Х Решите уравнение. В ответ запишите число, противоположное корню уравнения Х : 3,9 = 0,2 : 0,6
Учитель математики Загрядская Елена Павловна , г . Клин – Что нового вы сегодня узнали на уроке? Что-то вас удивило? – Достигли ли мы с вами поставленной нами цели урока? Чему научились: Какие числа называют противоположными? Какое число противоположно самому себе? Сколько у каждого числа существует противоположных чисел? Какие знания использовали для достижения цели? – Всё ли у вас получалось? – В чём были затруднения? – Оцените себя: насколько для вас эффективно прошёл сегодняшний урок? Возьмите круг, изобразите смайлик по принципу
Слайд № 12
Улыбка - я работал хорошо и у меня всё получалось; Нейтрально – материал урока мне понятен, но я допускал небольшие ошибки, Нет улыбки – я допускал много ошибок, мне было непонятно и тяжело на уроке. и подарите его мне при выходе Работа с мотивированными учащимися. На карточке
Задание №5
1. Какое число противоположно сумме чисел 7,2 и 18; разности чисел 6 и 5,2; произведению чисел 0,3 и 0, 8; частному 56 и 0,8? 2. Чему равно число - (-(-(-5)))? Почему? 3. Чему равно число - (-(-(-(-10,32))))? Почему? Сделаем выводы: (слайд №15). а) Если перед числом стоит чётное количество минусов, то получится положительное отрицательное число.
Учитель математики Загрядская Елена Павловна , г . Клин б) Если перед числом стоит нечётное количество минусов, то получится положительное отрицательное число.
9. Д/з:
1)п.27, прочитать и ответить устно на вопросы после пункта, кроме последнего вопроса 2) № 927( г,д,е), № 943, № 864(2) 3) Подготовить информацию о математике Видмане 4) Найти противоположности в науках, которые мы изучаем в школе ( хотя бы 3 примера),


В раздел образования