Музыкальное воспитание в семье. "Приобщение ребёнка к миру гармоничных звуков"
Автор: Ковалева Людмила Ивановна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ "Ручеёк" Населённый пункт: г.Ноябрьск., ЯНАО., Тюменской обл. Наименование материала: статья Тема: Музыкальное воспитание в семье. "Приобщение ребёнка к миру гармоничных звуков" Раздел: дошкольное образование
«Приобщение ребёнка к миру гармоничных звуков»
Музыкальный руководитель
Ковалева Л.И.,
МБДОУ «Ручеёк», г. Ноябрьск
Нужна ли ребёнку музыка и зачем она должна присутствовать в его жизни?.. По сути –
риторический вопрос.
Пожалуй, нет другого такого вида воспитания, который бы вызвал у родителей столько
разногласий, вопросов, заблуждений, как музыкальный. Кого учить музыке – всех, или
только детей с хорошими музыкальными данными?.. Зачем вообще нужна ребёнку
музыка?.. Одно из самых печальных заблуждений родителей является то, что они
считают, только одарённые дети должны обучаться музыкальной науке.
…«Раз он не Моцарт, и не исполняет концерты Чайковского, то учить его музыке не
следует», рассуждают они, тем самым закрывая ребёнку двери в огромный и прекрасный
мир.
Это тот случай, когда «талант зарывается в землю». Ведь сроки проявления
музыкальных способностей индивидуальны. А цель музыкального воспитания не только в
обучении игры на инструменте, и тем более, не в подготовке музыкантов-профессионалов.
Главное, чтобы ребёнок полюбил музыку, ведь не только талантливые дети должны
получать радость от общения с музыкой.
Вот пример. У ребёнка неважные музыкальные способности: слух не развит, мелодию
ребёнок исполняет фальшиво, память плохая. Родители единодушны: ребёнку
противопоказана музыка. Это заблуждение. Ребёнку не обязательно учиться в
музыкальной школе, но музыку ввести в жизнь ребёнка необходимо. Более того, детям с
плохими данными музыка нужна особенно. Так же, как особенно нужно ослабленному
ребёнку плавание или занятия каким-либо видом спорта, просто физические упражнения.
Отношение взрослых к музыке ребёнок видит в семье и, только в семье пополняется
его музыкальный багаж. Начинается с самого простого. Привлечение детей к популярной
музыке, обмен впечатлениями о прослушанной музыке, посещение концертов, беседы о
музыкантах и композиторах. Очень полезно обучение на общедоступных музыкальных
инструментах, пение в хоре.
Ребёнок ощущает ответственность, радость коллективного творчества, благотворное
влияние самой музыки.
Восприятие музыки – важный вид музыкальной деятельности. Избирательное
отношение к музыке свидетельствует, свидетельствует о зарождении вкуса. Да и нет
ребёнка, который бы не любил слушать музыку, хотя бы из мультфильмов. Если ребёнок
не очень хорошо слышит и ему плохо даётся игра на инструменте, то это совсем не
означает, что он не может полюбить музыку.
Музыкальность – это целый комплекс способностей, некоторые из них обязательно
присутствуют у ребёнка. Есть дети, которые хорошо слышат и чувствуют музыку, но плохо
интонируют из-за отсутствия координации между слухом и голосовым аппаратом.
Другие ритмично «произносят» песню, обладают живым и острым ощущением ритма, что
также является признаком музыкальности.
Немузыкальные взрослые – это как раз те дети, способности которых вовремя не
выявили и не развили до определённого уровня. Поэтому желательно как можно раньше
приобщать ребёнка к миру гармоничных звуков. Ответ венгерского композитора Залтана
Кодаи на вопрос «Когда можно начинать музыкальное воспитание?», весьма впечатлил:
«За девять месяцев до рождения. А ещё лучше за девять месяцев до рождения его матери».
Музыка является одним из важнейших средств эмоционального развития ребёнка.
Обращаясь непосредственно к чувствам, музыка развивает у детей, способность к
состраданию чужому горю.
«Человек, взявши в руки скрипку, - гласит народная мудрость, - не способен совершить
ничего плохого». Музыка, воспринятая и понятая ребёнком, становится средством
нравственного воспитания, становится благодатным фоном детей для общения и
родителей, их сближения и взаимопонимания.
Святое дело помочь детям полюбить музыку, чтобы в их дом вошёл верный друг,
который поможет сделать жизнь яркой, интересной, не оставит в трудную минуту. Много
людей очень благодарны родителям за то, что приобщили их к музыке, и никогда не
пожалели об этом.
От нас, взрослых зависит, чтобы искорка, живущая в душе каждого ребёнка,
разгорелась ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека.