Напоминание

проект "Какие неприятности могут произойти дома и на улице"


Автор: Кравченко Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №6" дошкольное отделение №11
Населённый пункт: КБР город Прохладный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проект "Какие неприятности могут произойти дома и на улице"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект по познавательному развитию для детей старшей группы


«Какие неприятности

могут произойти дома и на улице»

Тема проекта: «Безопасность»

Вид проекта:
Открытый, групповой.
Участники проекта:
воспитанники старшей группы, родители, воспитатель.
Срок реализации проекта:
средней продолжительности (3 недели) (30.03.15.- 20.04.15.)
Цель проекта
: научить ребенка в сложившейся ситуации уметь находить и предпринимать действия по сохранению жизни.
Задачи проекта:
1. Формировать представление о правилах поведения дома, во дворе и на улице, во время игр. 2. Закрепить знания о способах безопасного поведения с незнакомыми людьми. 3. Расширять представления о работе служб спасения («скорая помощь», пожарные, полиция). 4. Воспитывать умение бережно относиться к своему организму, оценивать себя и свое состояние. 5. Привлекать родителей к активному участию в жизни детского сада.
Актуальность проекта:
Дети в недостаточной мере владеют информацией, знаниями и умениями, связанными с правилами безопасного поведения дома и на улице. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватной ситуации. Понимая ценность ОБЖ, видя недостаток в знаниях детей и в то же время их заинтересованность, любознательность, мы пришли к выводу о необходимости углубленной работы по этой теме,
используя инновационные технологии.
Преимущество
метода проектной экспериментальной деятельности
перед другими видами деятельности заключается в активной позиции ребенка, самостоятельно и осознанно планирующего свою деятельность. Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии эмоционально-мотивационной, духовно- нравственной, творческой и исследовательской сфер всех участников проекта.
Ожидаемый результат:
1. Дети знают основные правила поведения в детском саду, дома. 2. Соблюдают элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные Правила дорожного движения. 3. Различают и называют специальные виды транспорта («скорая помощь», пожарная машина, полицейская машина). 4. Понимать значение сигналов светофора, различают проезжую часть, тротуар, подземный и наземный пешеходный переход, пешеходный переход «зебра». 5. Знают элементарные правила поведения на улице и дома (способы безопасного взаимодействия с растениями, животными, посторонними людьми; бережное отношение к окружающей среде) и актуализируют полученный опыт в повседневной жизни.

Приоритетная образовательная область:
Познавательное развитие.
Образовательные области в интеграции:
Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно- эстетическое развитие, Физическое развитие.
Интеграция содержания образовательных областей на основе проекта

Познавательное развитие:
Рассматривание иллюстрации «Опасности дома и на улице». Беседа об опасных предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. Экскурсии к пешеходному переходу и наблюдение за поведением пешеходов и водителей автомобилей. Знакомство с работой полиции. Знакомство с работой пожарных. Отгадываем загадки об опасных предметах. Собирание и рассматривание разрезных картинок (пазлов) «Не играй с огнем», «Собери знак». Ситуативный разговор о безопасном умывании и нахождении в ванной комнате.
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры «Пожарные», «Семья», «Полиция» («ГИБДД») Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Будь внимателен», «Найди опасные предметы», «Опасности». Обсуждение опасных ситуаций для жизни и здоровья дома и на улице. Обыгрывание ситуаций: «Опасный предмет на улице – разбитое стекло», «Разговор с посторонним человеком». Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы» (серии «Уроки осторожности: лекарства, бытовые приборы, электричество, незнакомцы, огонь, острые предметы») Просмотр мультфильмов «Смешарики»: «Азбука безопасности» (32 серии о правилах поведения дома и Правилах дорожного движения) Беседа о бережном обращении с игрушками и прогулочным инвентарем. Помощь воспитателю по уборке игрушек в группе. Уборка и раскладка «тропы здоровья» после дневного сна в группе.
Речевое развитие:
Составление описательного рассказа по картинкам, просмотренному видеоматериалу. Беседа об опасностях дома и на улице. Правила поведения дома, во время прогулки, игр.
Художественно-эстетическое развитие:

Чтение художественной литературы
Русские народные сказки «Три медведя», «Петух, кот и лиса». К.Чуковский «Путаница». С.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое». Г.Остер «Вредные советы». С.Михалков «Дядя Степа». Загадки, стихотворения, скороговорки.
Слушание музыки

Музыкотерапия (профилактика утомляемости, снятие раздражения, тревожности, успокаивающая музыка, релаксация и саморегуляция), рекомендуемая программой В.Коваленко «К здоровой семье через детский сад».
Продуктивная деятельность
Лепка «Автомобили» Рисование с элементами аппликации «Мой друг - Светофор» Конструирование «Транспорт»
Физическое развитие:
Прохождение полосы препятствий «Мы – пожарные». Подвижные игры «Светофор», «Цветные автомобили», «Волк и гуси», «У медведя во бору». Игры малой подвижности «Чей голос», «Телефон». Дидактические игры «Опасное – безопасное», «Съедобное – несъедобное». Хождение босиком по «тропе здоровья»
Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный:
сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.
Задачи:

Работа с детьми:
 Изучить и выявить проблемы в представлениях детей о безопасном поведении.  Создать предметно-развивающую среду, для ознакомления с правилами безопасности дома и на улице.  Подобрать материалы для работы над проектом.  Подготовиться к началу проекта.  Ввод в проблемную ситуацию: дети в недостаточной мере владеют информацией по правилам безопасного поведения дома и на улице.  Спланировать деятельность во время проекта.
Работа с родителями:
 Развивать педагогическую инициативу со стороны родителей, их активное участие в организации и реализации проекта.
2. Практический
(основной): реализация проекта.
Задачи:

Работа с детьми:
 Формировать представление о правилах поведения дома, во дворе и на улице, рассказать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья.  Дать знания о ситуациях, опасных для жизни и здоровья, и о том, как избежать этих ситуаций: «Опасно подходить к электроприборам дома», «Газовой и электрической плитой пользуются только взрослые», «Розетки, ножницы, иголки, ножи должны иметь постоянное место», «Как вести себя, если ты один дома», «Можно ли разговаривать с посторонними людьми на улице», «Можно ли во время прогулки подходить к чужим собакам и трогать их».  Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила безопасного поведения дома и на улице.
Работа с родителями:
 Рекомендации родителям по вопросам безопасности в собственном доме.  Организация совместной деятельности родителей и детей: беседы на тему: «Какие опасности подстерегают нас дома и на улице».  Рекомендации по чтению литературы, просмотру мультфильмов дома.
 Рекомендации к посещению выставок, музеев, отражающих работу служб полиции, пожарной безопасности.  Подготовка буклетов и памяток на тему: «Какие опасности подстерегают нас дома и на улице».
3. Итоговый:
подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов, презентация работы над проектом.
Цель:
закрепить образовательный материал, актуализировать знания и умения детей, полученные в ходе реализации проекта. С целью отслеживания результативности и выявления уровня сформированности знаний и представлений детей о правилах безопасности был разработан диагностический инструментарий, состоящий из ряда вопросов и заданий для беседы с детьми.
Показатели:
1. Культура поведения. 2. Знаки: Пешеходный переход – информационно-указательный; запрещающие знаки, знаки сервиса. 3. Виды транспорта. 4. Домашний адрес. 5. Сведения о родителях. 6. Номера телефонов экстренных служб «01», «02», «03». 7. Опасные предметы.
Презентация проекта:
Итоговое мероприятие: игра брейн - ринг «Безопасность на улице и дома!»
Перспективы использования материалов в работе.
Проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС ДО, для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет). Проект будет полезен педагогам ДО и родителям, заинтересованным в подготовке своих детей к безопасной жизни в окружающем мире.
Основные формы реализации проекта:
 Специально организованная деятельность детей - экскурсии, непрерывная непосредственная образовательная деятельность детей, развлечения, просмотр познавательных видеороликов
,
где дети получают новые теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных ситуациях дома и на улице, устанавливают причинно-следственные связи;  Совместная деятельность детей, воспитателя и детей – беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания, полученные на занятиях.  Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты.  Продуктивная деятельность.
Материалы и оборудование:
мультимедийный проектор, иллюстрации и репродукции (соответствующие теме проекта), изобразительные материалы, модели, познавательная и художественная литература, т.д.



Литература к проекту.
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста – СПб.: «Детство – Пресс», 2011. 2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. –М.: Просвещение,1991. 3. Дергунская В.А., Гусарова Т.Г., Новицкая В.А., Римашевская Л.С. Образовательная область «Безопасность». Как работать по программе «Детство»: Учебно- методическое пособие. – СПб.: «Детство – Пресс», 2012. 4. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов мира СССР: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1989. 5. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение.1986. 6. Павлова Г.Я и др. безопасность: знакомим дошкольников с источниками опасности. - М.: ТЦ Сфера, 2012. 7.Шинкарчук С.А. Правила безопасности дома и на улице. – СПб.: Литера, 2008.






Диагностика уровня знаний, умений и навыков детей по освоению

правил безопасности
С целью отслеживания результативности и выявления уровня сформированности знаний и представлений детей о правилах безопасности был разработан диагностический инструментарий, состоящий из ряда вопросов и заданий для беседы с детьми.
Старший дошкольный возраст

Показатели:
8. Культура поведения. 9. Знаки: Пешеходный переход – информационно-указательный; запрещающие знаки, знаки сервиса. 10. Виды транспорта. 11. Домашний адрес. 12. Сведения о родителях. 13. Номера телефонов экстренных служб «01», «02», «03». 14. Опасные предметы.


Критерии

Инструкция к применению

Материал

Вопросы
1 а) Во дворе. «Живая» картинка (с прорезями) Покажи безопасное место для игры. б) При ходьбе по тротуару. Постройка из строительного материала: часть улицы с тротуаром, проезжая часть со знаком «пешеходный переход». Расставь пешеходов по тротуару (справа по направлению движения) в) При переходе проезжей части. Картинки вариантов перехода через проезжую часть. Как ты будешь переходить проезжую часть а) по пешеходному переходу; б) по светофору; в) в отсутствие светофора? г) На автобусной остановке. Картинка: дети на остановке, стоящие у края тротуара. Расскажи, как безопасно ожидать транспорт на остановке. д) В транспорте. Картинка: пассажиры в транспорте (взрослые и дети) Назови примерных пассажиров. е) При езде на велосипеде. Картинка: дети, катающиеся на велосипеде во дворе и на проезжей части улицы. Покажи на картинке ребенка, правильно выбравшего место для катания на велосипеде. Объясни, почему. 2 Выявить знания детей о знаках: «Место остановки автобуса», «Подземный пешеходный переход», «Движение на велосипедах запрещено». Дорожные знаки, целые, разрезанные на части, загадки Собери знак, покажи отгадку.
3 Выявить знания детей о видах транспорта Картинки с транспортными средствами Назови виды транспорта и объясни их назначение. 4 Выявить знания детей о домашнем адресе. Вопросы В каком районе города ТВ живешь? Как я могу найти твой дом? 5 Выявить знания детей о родителях. Вопросы Я хочу познакомиться с твоими родителями, как зовут маму, папу? 6 Выявить знания детей об экстренных службах «01», «02», «03». Вопросы Куда ты обратишься, если увидишь, что: - бабушке стало плохо; - загорание; - в твою квартиру стучит незнакомый человек?
Критерии оценки

Оцениваются:
а) степень самостоятельности; б) полнота ответа; в) точность ответа.
Высокий уровень –
ребенок самостоятельно справляется с заданием, дает полный ответ в соответствии с методикой.
Средний уровень –
ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки, ответ недостаточно полный.
Низкий уровень –
ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого или отказывается его выполнять.

План мероприятий реализации проекта

«Какие неприятности могут произойти дома и на улице»

Содержание работы

Срок

Ответственный

Содержание работы по ознакомлению детей с правилами безопасности дома и на улице
Рассматривание иллюстрации «Опасности дома и на улице». Беседа об опасных предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. Экскурсиия к пешеходному переходу. 30.03.2015 г. воспитатель, Наблюдение за поведением пешеходов и водителей автомобилей. Знакомство с работой полиции. Знакомство с работой пожарных. Отгадываем загадки об опасных предметах. 31.03.2015 г. воспитатель, Собирание и рассматривание разрезных картинок (пазлов) «Не играй с огнем», «Собери знак». Ситуативный разговор о безопасном умывании и нахождении в ванной комнате. 01.04.2015 г. 15.04.2015 г. воспитатель, Сюжетно-ролевые игры «Пожарные», «Семья», «Полиция» («ГИБДД») Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Будь внимателен», «Найди опасные предметы», «Опасности». 01.04.2015 г. воспитатель, Обсуждение опасных ситуаций для жизни и здоровья дома и на улице. Обыгрывание ситуаций: «Опасный предмет на улице – разбитое стекло», «Разговор с посторонним человеком». 02.04.2015 г. воспитатель, родители Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы» (серии «Уроки осторожности: лекарства, бытовые приборы, электричество, незнакомцы, огонь, острые предметы») Просмотр мультфильмов «Смешарики»: «Азбука безопасности» (32 серии о правилах поведения дома и Правилах дорожного движения) 30.03.2015 г. – 20.04.2015 г. воспитатель, родители Беседа о бережном обращении с игрушками и прогулочным инвентарем. Помощь воспитателю по уборке игрушек в группе. Уборка и раскладка «тропы здоровья» после дневного сна в группе. 30.03.2015 г. – 20.04.2015 г. воспитатель, родители Составление описательного рассказа по картинкам, просмотренному видеоматериалу. Беседа об опасностях дома и на улице. Правила поведения дома, во время прогулки, игр. 30.03.2015 г. – 20.04.2015 г. воспитатель, родители
Русские народные сказки «Три медведя», «Петух, кот и лиса». 03.04.2015 г. воспитатель, родители К.Чуковский «Путаница». С.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое». 06.04.2015 г. воспитатель, родители Г.Остер «Вредные советы». 07.04.2015 г. воспитатель, С.Михалков «Дядя Степа». Загадки, стихотворения, скороговорки. 08.04.2015 г. воспитатель, Прохождение полосы препятствий «Мы – пожарные». Подвижные игры «Светофор», «Цветные автомобили», «Волк и гуси», «У медведя во бору». 09.04.2015 г. воспитатель, Игры малой подвижности «Чей голос», «Телефон». 13.04.2015 г. воспитатель, Дидактические игры «Опасное – безопасное», «Съедобное – несъедобное». Хождение босиком по «тропе здоровья» 14.04.2015 г. воспитатель, Брейн - ринг «Безопасность на улице и дома!» 17.04.2015 г. воспитатель
Содержание работы по взаимодействию с родителями
- Рекомендации родителям по вопросам безопасности в собственном доме. - Организация совместной деятельности родителей и детей: беседы на тему: «Какие опасности подстерегают нас дома и на улице». - Рекомендации по чтению литературы, просмотру мультфильмов дома. - Рекомендации к посещению выставок, музеев, отражающих работу служб полиции, пожарной безопасности. - Подготовка буклетов и памяток на тему: «Какие опасности подстерегают нас дома и на улице». 30.03.2015 – 20.04.2015 г. воспитатель


В раздел образования