"Художественно - эстетическое развитие в ДОУ"
Автор: Слипченко Светлана АнатольевнаДолжность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 1
Населённый пункт: село Дмитрова Гора Тверской области Конаковского района
Наименование материала: статья
Тема: "Художественно - эстетическое развитие в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Назад
МБДОУ «Детский сад № 1» с. Дмитрова Гора Тверской области Конаковского
района.
Из опыта работы по теме:
«Художественно эстетическое развитие
детей в ДОУ».
Воспитатель МБДОУ
д/c № 1
Слипченко С.А.
2016 год
1
А.П. Чехов говорил: «В человеке должно быть всё прекрасно: и душа, и
тело, и мечты». Для того, чтобы человек мог создавать красоту в себе и
вокруг
себя,
он
должен
в
первую
очередь
научиться
слышать,
видеть,
понимать,
а
главное
чувствовать
красоту.
В
переводе
на
греческий
чувствовать
и
чувственность
будет
слово
эстетика.
Отсюда
и
понятие
эстетическое воспитание, как воспитание чувственности.
Мир вокруг нас прекрасен, разнообразен и изменчив. Он полон запахов,
красок, звуков. Ребёнок познаёт его изо дня в день. Так складывается
его внутренняя жизнь, которая может реализоваться в творчестве.
Вводить детей в мир искусства, творчества следует как можно раньше,
постепенно, систематически, от простого к сложному, от конкретного к
общему.
Современные подходы к образованию детей дошкольного возраста
требуют сочетания традиционных методик обучения, воспитания и
развития в соответствии с последними тенденциями.
Задачи художественного воспитания — развитие художественного
восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи:
приобщение к элементарным знаниям в области искусства;
формирование интереса к произведениям искусства; развитие
творческих способностей детей в разных видах художественного,
творчества; формирование основ художественно-эстетической культуры
личности.
Основные средства введения ребенка в мир искусства:
Занятия по музыке, рисованию, лепке, аппликации, художественному
конструированию;
Кружковая работа по разным направлениям художественной
деятельности;
Развивающая предметная среда в группах;
-музыкальные развлечения,
-праздники,
2
- выставки;
-участие детских работ в оформлении детского сада.
В
детском
саду
уделяется
достаточно
много
внимания
работе
по
художественному
развитию
детей,
которая
строится
по
нескольким
направлениям:
в
процессе
эстетического
восприятия
природы,
красивых
предметов и произведений изобразительного искусства;
на
занятиях
по
рисованию
и
лепке
и
свободной
самостоятельной деятельности детей.
Я считаю, что изучение определённых жанров прививает детям любовь к
природе, развивает внимание, глазомер, цветовидение, умение сравнивать,
анализировать и давать оценку своей работе.
Занимаясь с детьми, придерживаюсь следующих правил:
-ребенок должен иметь максимум свободы для проявления инициативы;
-ребенок не может быть ограничен в выборе нужных для рисования
материалов (акварель, гуашь, кисти разных размеров, цветные карандаши,
фломастеры и т. д.).
-сюжет рисунка не критикуется;
-рисунку (пусть даже не очень удачному) должно быть уделено внимание
педагога.
Для того чтобы с младшего возраста ребенок научился легко
ориентироваться в многообразии изобразительных материалов и средств,
на своих занятиях стараюсь использовать гуашь всех цветов, акварель,
карандаши, мелки, кисти разных размеров, кусочки поролона,
напоминающие по форме облака. Использую нетрадиционные техники
рисования: кляксография, оттиски (Оттиск печатками из клубней
картофеля), смятой бумагой, восковые мелки + акварель, набрызг,
отпечатки листьев, рисование пальчиками, ладошками, тканевые
изображения, тычкование, составление различных коллажей ( посезонных,
для украшения групп, где использую фрагменты рисования и аппликации))
и т.д.
3
Также использую приёмы работы с бумагой, где дети учатся складывать,
наклеивать готовые детали. Они запоминают приёмы и способы
складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти
знания и умения. Эти занятия дисциплинируют, воспитывают усидчивость,
ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и бумаге,
влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе,
самооценки.
В своей работе использую метод проектной деятельности, который
основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и
воспитанию, развивает познавательный интерес к различным областям
знаний, формирует навыки сотрудничества.
Были разработаны и успешно реализованы творческие проекты:
Проект «Дары осени» продуктом, которого стала выставка «Чудо с
грядки», на которой были выставлены совместные работы детей и
родителей.
Проект «Зимняя мозаика», направленный на формирование
элементарных представлений о времени года, его периодичности,
создан альбом «Зима», выставка «Мастерская Деда мороза», был
представлен вниманию стенд «Зимняя мозаика» выполненных работ
детей (где использовались рисование , аппликация)
4
Проект «Мамино тепло…» направленный на воспитание уважения и
заботы, бережного отношения, желания помочь и делать приятное
маме, самому дорогому человеку на земле, укрепления и развития
детско-родительских отношений. Оформлена выставка поделок на
тему: «Моя мама рукодельница» и рисунков на тему: «Портрет моей
мамы».
Работая над проектами, дети приобрели не только конкретные знания о
предметах и явлениях, но и у них формировалась целостная картина мира.
5
Я веду кружок в своей группе, который называется «Волшебный мир» в
котором занимаются дети 2 младшей группы. Во время кружковых занятий
происходит реализация творческих проектов, которые предполагают
обучение детьми современных техник. С помощью которых дети получают
знания и навыки, применяют их на практике. Они получают творческие
задания, экспериментируют и развиваются через выбранное любимое
занятие.
Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому
развитию детей строится по нескольким направлениям, а именно:
просвещение родителей;
организация
продуктивного
общения
всех
участников
педпроцесса (педагоги, дети, родители).
Художественно-эстетическое развитие дошкольника имеет широкий
смысл,
так
как
оно
предполагает
не
только
введение
ребенка
в
мир
искусства, как считают многие, а главное - всесторонне развивает его как
личность. К сожалению, не все родители понимают это. Некоторые из них
считают,
что
основной
задачей
в
дошкольный
период
должна
быть
подготовка ребенка к обучению в школе, поэтому вопросам эстетического
воспитания,
по
их
мнению,
не
обязательно
отводить
много
времени.
Вместе
с
тем,
исследования
современных
ученых
доказывают,
что
эстетическое развитие положительно влияет на уровень общей подготовки
к школе.
6
В раздел образования