Напоминание

"Художественно - эстетическое развитие в ДОУ"


Автор: Слипченко Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 1
Населённый пункт: село Дмитрова Гора Тверской области Конаковского района
Наименование материала: статья
Тема: "Художественно - эстетическое развитие в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Детский сад № 1» с. Дмитрова Гора Тверской области Конаковского района.
Из опыта работы по теме:

«Художественно эстетическое развитие

детей в ДОУ».
Воспитатель МБДОУ д/c № 1 Слипченко С.А. 2016 год 1

А.П. Чехов говорил: «В человеке должно быть всё прекрасно: и душа, и

тело, и мечты». Для того, чтобы человек мог создавать красоту в себе и

вокруг

себя,

он

должен

в

первую

очередь

научиться

слышать,

видеть,

понимать,

а

главное

чувствовать

красоту.

В

переводе

на

греческий

чувствовать

и

чувственность

будет

слово

эстетика.

Отсюда

и

понятие

эстетическое воспитание, как воспитание чувственности.

Мир вокруг нас прекрасен, разнообразен и изменчив. Он полон запахов,

красок, звуков. Ребёнок познаёт его изо дня в день. Так складывается

его внутренняя жизнь, которая может реализоваться в творчестве.

Вводить детей в мир искусства, творчества следует как можно раньше,

постепенно, систематически, от простого к сложному, от конкретного к

общему.

Современные подходы к образованию детей дошкольного возраста

требуют сочетания традиционных методик обучения, воспитания и

развития в соответствии с последними тенденциями.

Задачи художественного воспитания — развитие художественного

восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи:

приобщение к элементарным знаниям в области искусства;

формирование интереса к произведениям искусства; развитие

творческих способностей детей в разных видах художественного,

творчества; формирование основ художественно-эстетической культуры

личности.

Основные средства введения ребенка в мир искусства:

Занятия по музыке, рисованию, лепке, аппликации, художественному

конструированию;

Кружковая работа по разным направлениям художественной

деятельности;

Развивающая предметная среда в группах;

-музыкальные развлечения,

-праздники,
2

- выставки;

-участие детских работ в оформлении детского сада.

В

детском

саду

уделяется

достаточно

много

внимания

работе

по

художественному

развитию

детей,

которая

строится

по

нескольким

направлениям:

в

процессе

эстетического

восприятия

природы,

красивых

предметов и произведений изобразительного искусства;

на

занятиях

по

рисованию

и

лепке

и

свободной

самостоятельной деятельности детей.

Я считаю, что изучение определённых жанров прививает детям любовь к

природе, развивает внимание, глазомер, цветовидение, умение сравнивать,

анализировать и давать оценку своей работе.

Занимаясь с детьми, придерживаюсь следующих правил:

-ребенок должен иметь максимум свободы для проявления инициативы;

-ребенок не может быть ограничен в выборе нужных для рисования

материалов (акварель, гуашь, кисти разных размеров, цветные карандаши,

фломастеры и т. д.).

-сюжет рисунка не критикуется;

-рисунку (пусть даже не очень удачному) должно быть уделено внимание

педагога.

Для того чтобы с младшего возраста ребенок научился легко

ориентироваться в многообразии изобразительных материалов и средств,

на своих занятиях стараюсь использовать гуашь всех цветов, акварель,

карандаши, мелки, кисти разных размеров, кусочки поролона,

напоминающие по форме облака. Использую нетрадиционные техники

рисования: кляксография, оттиски (Оттиск печатками из клубней

картофеля), смятой бумагой, восковые мелки + акварель, набрызг,

отпечатки листьев, рисование пальчиками, ладошками, тканевые

изображения, тычкование, составление различных коллажей ( посезонных,

для украшения групп, где использую фрагменты рисования и аппликации))

и т.д.
3

Также использую приёмы работы с бумагой, где дети учатся складывать,

наклеивать готовые детали. Они запоминают приёмы и способы

складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти

знания и умения. Эти занятия дисциплинируют, воспитывают усидчивость,

ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и бумаге,

влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе,

самооценки.

В своей работе использую метод проектной деятельности, который

основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и

воспитанию, развивает познавательный интерес к различным областям

знаний, формирует навыки сотрудничества.

Были разработаны и успешно реализованы творческие проекты:

Проект «Дары осени» продуктом, которого стала выставка «Чудо с

грядки», на которой были выставлены совместные работы детей и

родителей.

Проект «Зимняя мозаика», направленный на формирование

элементарных представлений о времени года, его периодичности,

создан альбом «Зима», выставка «Мастерская Деда мороза», был

представлен вниманию стенд «Зимняя мозаика» выполненных работ

детей (где использовались рисование , аппликация)
4

Проект «Мамино тепло…» направленный на воспитание уважения и

заботы, бережного отношения, желания помочь и делать приятное

маме, самому дорогому человеку на земле, укрепления и развития

детско-родительских отношений. Оформлена выставка поделок на

тему: «Моя мама рукодельница» и рисунков на тему: «Портрет моей

мамы».

Работая над проектами, дети приобрели не только конкретные знания о

предметах и явлениях, но и у них формировалась целостная картина мира.
5

Я веду кружок в своей группе, который называется «Волшебный мир» в

котором занимаются дети 2 младшей группы. Во время кружковых занятий

происходит реализация творческих проектов, которые предполагают

обучение детьми современных техник. С помощью которых дети получают

знания и навыки, применяют их на практике. Они получают творческие

задания, экспериментируют и развиваются через выбранное любимое

занятие.

Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому

развитию детей строится по нескольким направлениям, а именно:

просвещение родителей;

организация

продуктивного

общения

всех

участников

педпроцесса (педагоги, дети, родители).

Художественно-эстетическое развитие дошкольника имеет широкий

смысл,

так

как

оно

предполагает

не

только

введение

ребенка

в

мир

искусства, как считают многие, а главное - всесторонне развивает его как

личность. К сожалению, не все родители понимают это. Некоторые из них

считают,

что

основной

задачей

в

дошкольный

период

должна

быть

подготовка ребенка к обучению в школе, поэтому вопросам эстетического

воспитания,

по

их

мнению,

не

обязательно

отводить

много

времени.

Вместе

с

тем,

исследования

современных

ученых

доказывают,

что

эстетическое развитие положительно влияет на уровень общей подготовки

к школе.
6


В раздел образования