Напоминание

"Мы - за чистый город!


Автор: Полетавкина Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №3"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мы - за чистый город!
Раздел: начальное образование





Назад





Классный час
«Мы за чистый город»
Девиз классного часа:
Хватит мусорить ребята! Соблюдайте чистоту!
Цели урока
: создать условия для формирования представления об источниках бытового мусора и о способах его утилизации; убедить в необходимости соблюдения чистоты дома, в городе, на природе.
Учебные задачи
 личностные: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемой темы через решение экологической проблемы; осознать значимость своей деятельности в малых группах, обеспечить мотивацию учебной деятельности  предметные: организовать деятельность учащихся по выбору средств и способов деятельности для определения источника возникновения мусора и его утилизацию.  метапредметные: содействовать пониманию учебной задачи урока и стремлению её выполнить и оценить свои достижения; организовать поиск нужной информации через Всемирную сеть Интернета, формировать элементы учебного сотрудничества через обсуждение в группах необходимости раздельного сбора мусора; умение строить речевые высказывания.
Оборудование классного часа:
Презентация, интерактивная доска, индивидуальные ноутбуки. 4 набора "мусорных вещей": стеклянные бутылки, картонная коробка, салфетки, фантики, обрезки цветной бумаги, газеты, фольга, сломанные карандаши, пластмассовые детали игрушек, лоскутки ткани, полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки и упаковки, пищевые отходы (сухарик, огрызок яблока). 4 цветных контейнера для раздельного сбора ТБО с табличками (бумага, стекло, пластик, пищевые отходы).
I. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.
УУД: внутренняя потребность включения в учебную деятельность - « хочу»; волевая саморегуляция в планировании учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. У нас сегодня не совсем обычный классный час. Тема, которую мы затронем, на сегодняшний день является очень важной экологической
проблемой. А вот о чем пойдет разговор, мы узнаем, посмотрев отрывок из сказки. Предлагаю вам отправиться на лесную полянку.
1. Экологическая сказка. «Эко – Теремок».
Мышка. Я мышка – малышка, Я сбилась пути, Апчхи! Вся продрогла, Ой, домик! Удача! Ура! Повезло! Пустите, друзья, Отворите окошко! А вдруг здесь живет Зловредная кошка? Всю жизнь я мечтала О доме таком! Заброшен. В порядок несложно его привести: Окошки вымыть, подмести Да мусор во дворе убрать - И буду жить, да поживать. Но я работать не люблю, По мне - и так сгодится. А лучше лягу и посплю. Лягушка. Какая славная избушка. Мышка. Кто там? Лягушка. Да это я, Лягушка! Мышка. Чего тебе, Лягушка, надо? Лягушка. Пусти меня хоть на денёк. Мышка. Да оставайся хоть на месяц. Проголодалась? Лягушка. Да, немножко. Мышка. Сейчас возьму свой рюкзачок, Здесь есть чудесная полянка – На ней устроим пикничок! (Усаживаются) Мышка (Достаёт из рюкзачка) Вот колбаса, конфеты, булочки печенье,
Зефир, клубничный, мармелад, Желе, орешки, шоколад. Лягушка. Спасибо, Мышь, за угощенье! (Поели, встают, уходят) Лягушка. А, как же мусор? Бутылки из-под лимонада, Фольга, коробки, целлофан, Обертки, фантики, пакеты – Кто убирать все это будет?! Мышка. Мне убирать неинтересно! Сказать по правде – просто лень! Сюда мы больше не вернёмся. В лесу полянок очень много – Какую хочешь, выбирай! Лягушка. (Замирает от страха) Ой, кто сидит там под кустом, Звонко щёлкает хвостом. Мышка. Если кошка, будет худо! Зайка. Зайка я! Зовут Пушок! Мышка. Зайка серый, заходи, Теремок наш погляди! Зайка. Да, вам давно помощник нужен! Вы и недели не прожили, А лес в помойку превратили! Мышка. Послушай, хватит причитать - Давай- ка, лучше танцевать! (Берутся за руки и танцуют) Кот. Привет, друзья! Мур-мур, народ! Меня зовут Помойный кот! Мне в мусорном контейнере Жить стало очень тесно! Покинул я помойку И поспешил сюда! Ах, как же здесь прекрасно! Ну, до чего ж чудесно!
Пожалуй, жить останусь Здесь, звери, навсегда! Заяц. Послушай, Кот Помойный, Одумайся, очнись! Тебе в лесу не место! Кот. Не место? Оглянись, Дружок, по сторонам, Повсюду грязь, отходы И непонятный хлам! Мышь. Ой, что же мы наделали! Лягушка. Но мы ведь не хотели! Мышь. Мы просто пили! Лягушка. Мы просто ели! Кот. А за собой не убирали! Заяц. Каждый уголок Земли прекрасен: Город, лес, река, цветочный луг, Дно морское, поле – всё вокруг – неповторимо! Лягушка. К миру вокруг нас необходимо Относиться бережно, мой друг! Все. Хватит мусорить ребята! Соблюдайте чистоту! (убирают мусор)
II. Самоопределение к учебной деятельности
УУД: умение поставить учебную задачу, спланировать свою деятельность, её результат. У. События, происходящие, совсем не сказочные. Какие моменты встречаются в нашей повседневной жизни? Вывод темы: «Мы за чистый город» «Мы против мусора».
III. Усвоение новых знаний и способов действий
УУД: постановка и решение проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характер; планирование учебного сотрудничества; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; поиски и выделение необходимой информации

1. Беседа об экологической проблеме.
Действительно, мы живем в современном обществе, в городах очень высок уровень потребления продуктов питания, предметов быта, развлечений. А любое потребление связано с отходами. Значит, чем больше человек потребляет, тем больше он производит отходов, которые называют «Твердые бытовые отходы» ТБО. А в разговорной речи мы просто употребляем слово – мусор.
2. Актуализация знаний по теме: «Откуда берётся мусор?»
У. Откуда берётся мусор? Вспомните: чем пользуется человек каждый день? Какой мусор образуется после использования продуктов? Так, что же выбрасываем мы с вами из наших домов? - отходы продуктов питания - стекло - бумага - пластик В год на каждого жителя крупного города приходится целая тонна мусора! Посчитайте, а сколько тонн мусора образуется в вашей семье? Ученые подсчитали: если весь мусор, который образуется в стране ежегодно, ссыпать в одну гору, то потребуется три миллиона грузовиков, чтобы его вывезти. Давайте попробуем проследить, куда девается мусор из нашего жилища?
3. Просмотр репортажа.
Выход на экологическую проблему: В репортаже мы увидели груду мусора, засоренные улицы и дворы нашего любимого города. Самый хороший вариант - это завод по переработке мусора. Но, к сожалению, они есть не везде, в нашем городе пока такого завода нет. Поэтому чаще всего мусор вывозят на свалки. А почему бы его не сжечь и проблемы утилизации были бы легко решены? Ответы детей. Как уже говорилось, в современных бытовых отходах содержится большая доля полимерных материалов, при сжигании которых в окружающую среду выделяется огромное количество вредных соединений, например, диоксидов – высокотоксичных веществ канцерогенного и мутагенного действия. От сжигания 1 т. мусора образуется 5 тыс. м 3 газов, содержащих диоксиды, которые сохраняют свою стойкость в течение
десятилетий, образуя зоны отравления до 30 км. Следовательно, и этот способ утилизации бытовых отходов таит в себе немалую угрозу для окружающей среды и человека. Количество отходов многократно увеличивается в местах большого скопления людей, т.е. в крупных городах. И как следствие этого встает вопрос о том, что делать с этими отходами.
4. Создание проблемной ситуации.
Результат деятельности. Узнали,что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую надо решать всем сообща. Во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, сортируют его: мусор из разного материала собирают в разные по цвету контейнеры. Для чего они это делают? - Чтобы облегчить его переработку на заводе. Есть ли в нашем городе предприятия по переработке мусорных отходов? Можем ли узнать интересующую нас информацию? Откуда?
5. Организация исследовательской деятельности по формированию

представлений о способах утилизации мусора. Вторая жизнь ненужных

вещей.
Несколько человек получают индивидуальные задания: Работа в сети Интернета В нашей работе мы поставим своей целью изучить, что делается для решения этой немаловажной проблемы в нашем городе.
6. Работа в группах. Сортировка мусора.
Работают 4 группы детей. Каждая группа в свой бак отбирает только определенного вида мусор. Результат деятельности: Научились сортировать мусор из разного материала. Пробуем вынести свои решения проблемы: Что можно изготовить из вторсырья? Но, неужели в нашем городе все так плохо?
IV. Итог урока.


У. Давайте вернёмся к началу урока и вспомним, о чём просили нас жители лесной полянки? Вывод: нам надо начать с себя, расставить цветные баки в начальной школе, вести агитационную работу по сортировке мусора среди обучающихся. Предложение: собрать плакаты «Мы против мусора» и развесить их по школе. У. Молодцы! Вы высказали свои мнения.
Как вы думаете, какое самое главное? Д. Повысить культуру людей, ответственность за свои поступки.
1. Просмотр репортажа (окончание).

V. Рефлексия
УУД :умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности Оцените свои достижения на уроке :
«Я»-
как чувствовал себя, доволен ли работой;
«Мы
»-комфортно ли было работать в группе, какие затруднения были в общении;
«Дело»
-какие учебные задачи были решены , что узнали, чему научились? Я надеюсь, что после сегодняшнего классного часа на нашей ЗЕМЛЕ станет на 32 экологически грамотного человека больше.


В раздел образования