Система работы по формированию лексико-грамматических средств языка средствами чувашских народных сказок у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор: Письмова Надежда Сергеевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №74 "Березка" Населённый пункт: Чебоксары, Чувашская Республика Наименование материала: Статья Тема: Система работы по формированию лексико-грамматических средств языка средствами чувашских народных сказок у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Раздел: дошкольное образование
Система работы по формированию лексико-грамматических средств языка
средствами чувашских народных сказок
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
При разработке содержания коррекционно-педагогической работы по формированию
лексико-грамматических средств языка у детей изучаемой категории мы учитываем данные
отечественных исследователей о возрастных закономерностях и условиях становления этой
стороны
речи
у
нормально
развивающихся
дошкольников
и
данные
исследования
об
особенностях развития лексико-грамматических средств языка старших дошкольников с ОНР.
Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обладают недостаточным
уровнем развития лексико-грамматических средств языка. Следовательно, они нуждаются в
создании специальных условий, обеспечивающих развитие их речи.
Разрабатывая систему работы по формированию лексико-грамматических средств у
детей с ОНР, мы опираемся на следующие принципы:
-
принцип
дифференцированного
и
индивидуального
подхода
(мы
учитываем
индивидуальные особенности каждого ребенка и при необходимости используем обходные
пути);
- принцип поэтапности;
- принцип учета ведущего вида деятельности (работа по формированию ориентировки
в пространстве проводится в игровой деятельности);
- принцип наглядности (проводимые игры в основном сопровождаются наглядными
пособиями).
В
качестве
основного
средства
развития
речи
детей
мы
решили
использовать
чувашские народные сказки. В ходе работы с детьми берем серию чувашских народных
сказок: « Девушка на луне», «Кукша», «Откуда Волга началась», «Глупый волк», «Старикова
дочь». По каждой сказке проводится по два занятия.
Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР
предусматривает решение следующих задач:
формирование умение выделять названия предметов, признаков и
действий, понимать обобщающее значение слов;
овладение детьми языковыми средствами (грамматическими категориями), необходимыми
для составления высказываний;
практическое усвоение грамматических категорий путём тренировочных упражнений;
использование
в
спонтанном
общении
слова
различных
лексико-грамматических
категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений);
грамматически правильное оформление самостоятельной речи в соответствии с нормами
русского языка (падежные, родовидовые окончания, предлоги и т.д.).
Формирование у детей грамматически правильной речи происходит в следующем
направлении:
систематические упражнения в правильном употреблении словоформ (падежных
окончаний существительных, прилагательных, некоторых глагольных форм);
формирование у детей практических навыков словоизменения;
формирование
у
детей
практических
навыков
словообразования:
продуцировать
названия
существительных
от
глаголов,
прилагательных
от
существительных
и
глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и
т.д;
формирование глубинной и поверхностной структуры предложения;
упражнения в правильном построении фраз;
формирование навыков контроля над грамматической правильностью речи;
активизация и обогащение словарного запаса.
Данные направления работы предполагают тесную взаимосвязь.
В целях формирования лексико-грамматической стороны речи нами проводятся
следующие виды работы: составление рассказов по мотивам чувашских народных сказок,
придумывание продолжения (окончания сказки) к незавершенной сказке, анализ сюжета
чувашской сказки, сочинение сказки по нескольким опорным словам, придумывание сказки
на заданную тему, придумывание сказок, используя набор заданных слов.
Описание комплекса занятий с использованием чувашских народных сказок.
1. Занятия по сказке «
Глупый волк»: чтение и анализ сюжета.
Первое
занятие.
Развивать
умение
осознавать
и
оценивать
нравственные
нормы
поведения, мотивировать свою оценку, формировать понимание, что есть добро, вызывать на
добрые дела (сострадание, сочувствие) (речедвигательная гимнастика по чувашской народной
песне); упражнять детей в подборе слов с противоположным значением; упражнять детей в
нахождении слов с заданным звуком; обучение составлению слов из слогов; рассказывание
сказки по ролям.
Второе
занятие: Развивать
уверенность
в
себе,
активность,
способность
к
сочувствию; совершенствовать навык употребления существительных единственного числа в
косвенных падежах с предлогом и без него; совершенствовать умение разыгрывать знакомую
сказку с помощью игрушек-самоделок; упражнять детей в подборе слов с противоположным
значением;
совершенствовать умение составлять предложения из слов, данных в начальной
форме.
2. Занятия по сказке «Кукша»: чтение и анализ сюжета.
Первое занятие. Развивать активность, уверенность в себе, умение оказывать помощь
и сопереживать, способность прощать (драматизация фрагмента сказки); упражнять детей в
подборе родственных слов; упражнять в придумывании слов, начинающихся на последнюю
часть
предыдущего
слова;
упражнять
в
умении
согласовывать
числительное
с
существительными.
Второе
занятие. Продолжать развивать взаимопонимание, чувство ответственности,
помочь осознать положительные формы отношений родителей и детей; упражнять в умении
согласовывать прилагательное с существительными; упражнять в образовании новых слов;
учить пересказывать связный текст по опорным словам; упражнять в придумывании слов,
обозначающих признаки предметов, действия.
3. Занятия по сказке «Откуда Волга началась»: чтение и анализ сюжета.
Первое
занятие. Развивать жизнерадостность, доброту, формировать умение видеть
красоту природы родного края и желание делать ее еще красивее; закрепление структуры
сложноподчиненного
предложения
с
союзом
«чтобы»;
упражнять
детей
в
образовании
уменьшительно-ласкательных
форм
с
суффиксами;
упражнять
детей
в
подборе
слов
с
близким значением.
Второе
занятие. Развивать
умение
понимать
и
оценивать
ситуацию,
находить
правильный выход из нее; упражнять детей в умении пересказать сказку по картинкам-
эпизодам; упражнять детей образовывать множественное число предметов; упражнять детей в
образовании
притяжательных
прилагательных;
совершенствовать
навык
согласования
прилагательного и существительного; упражнять детей в составлении трех форм глаголов.
4. Занятия по сказке «Старикова дочь»: чтение и анализ сюжета.
Первое занятие. Развивать осознание необходимости заботиться о других и оказывать
взаимопомощь,
формировать
саморегуляцию,
произвольное
поведение,
стимулировать
желание соблюдать законы добра (речедвигательная гимнастика по чувашской народной
песне); упражнять в умении образовывать множественное число предметов;
дальнейшее обучение составлению слов из слогов; упражнять в составлении
предложений из слов, данных в начальной форме.
Второе
занятие.
Развивать
произвольность
поведения,
формировать
потребность
делать близким приятное, доброе, нужное; упражнять детей в подборе ласковых слов к
героям сказки; обучение составлению продолжения сказки; обучение составлению пожеланий
для знакомых и незнакомых людей (игра «Если бы был я волшебником»).
5. Занятия по сказке «Девушка на луне»: чтение и анализ сюжета.
Первое
занятие. Формировать эмпатию, отзывчивость, умение понимать правила и
нормы поведения; упражнять детей в образовании относительных прилагательных; научить
детей согласовывать существительное и глагол прошедшего времени в лице, числе, роде;
упражнять в придумывании слов, сходных по звучанию.
Второе
занятие. Продолжать
развивать
умение
понимать
и
оценивать
ситуацию,
находить правильный выход из нее, продолжать формировать любовь к своей семье; пересказ
сказки от лица девушки; упражнять детей в употреблении предложно-падежных конструкций.
В ходе проведения данных занятий мы применяли специальную группу упражнений и
заданий
на
развитие
лексико-грамматического
строя
речи
детей.
Данные
задания
представлены в таблице.
Игры-драматизации на сюжет пересказываемой сказки
Упражнения в моделировании слов пересказываемого произведения в различные
времена.
Придумывание названия к картине или серии картин, а также различных вари-
антов названия; придумывание названия к каждой последовательной картинке
серии (к каждому фрагменту-эпизоду).
Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания кар-
тины («Кто самый внимательный?», «Кто лучше запомнил?» и др.).
Упражнения в составлении предложений по данному слову (словоформе) с
опорой на картину.
Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использо-
ванием пантомимы и др.).
Составление завязки к изображённому действию (с опорой на речевой образец
логопеда).
Придумывание слов на различные букв.
Придумывание слов на различные слоги.
Игра-упражнение «Угадай-ка!» (по вопросам и указаниям педагога дети вос-
станавливают содержание изображенного на картине, но не показанного фраг-
мента, закрытого экраном).
Восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом
(воспитатель):
а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний);
б) восстановление нужной последовательности предложений.
Придумывание ласкательных имен героям.
Придумывание краткого продолжения к пересказанному тексту (продолжение к
сказке, законченному рассказу).
Игра-упражнение «Узнай, что это!» (узнавание предмета по указанным его де-
талям, отдельным составным элементам).
Составление описания предмета по собственному рисунку (воспитатель).
Использование игровых упражнений: «Назови ласково», «Чего нет», «Много и
мало», «Сколько всего», «Кто спрятался?», «Кто подберет больше слов?»,
«Закончи предложение», «Гости», «Какой формы предмет?» и т.д.
По
мере
проведения
занятий
можно
увидеть,
что
чувашские
народные
сказки
производят большое впечатление на детей. У старших дошкольников просыпается живой
интерес
к
культуре
родного
края,
способности
детей
постепенно
улучшаются,
дети
становятся все более уверенными в выполнении заданий, направленных на формирование
лексико-грамматической стороны речи.
Таким
образом, можно
отметить,
что
проведение
целенаправленных
занятий
с
использованием
чувашских
народных
сказок
дает
положительные
результаты
в
формировании лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР.