МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
Автор: Самойлова Людмила Александровна Должность: преподаватель электротехники Учебное заведение: ФГБОУ ВО "КНИТУ" Казанский технологический колледж Населённый пункт: г.Казань Татарстан Наименование материала: статья Тема: МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ Раздел: среднее профессиональное
МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
УЧАЩИХСЯ НА
УРОКАХ ФИЗИКИ И ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
Л.А.Самойлова
«Казанский Технологический Колледж»
В связи с переходом к Болонскому образовательному соглашению
российское
образование
претерпевает
множество
изменений
. Меняются
приоритеты,
структура
и
содержание
образования,
вводятся
новые
стандарты, формируется независимая система оценки результатов обучения и
качества образования в целом.
ФГОС СПО четвёртого поколения обозначили основные направления
развития образования. В числе важных акцентов ФГОС - переосмысление
целевых установок системы образования, соответственно - результатов и
технологий оценивания и мониторинга этих новых результатов.
Что же нового предлагает ФГОС четвёртого поколения ? Буквально
несколько цитат:
..."В первую очередь, главным результатом образования должно стать его
соответствие
целям
опережающего
развития.
Это
означает,
что
изучать
необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии,
которые
пригодятся
в
будущем. Учащиеся
должны
быть
вовлечены
в
исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в
ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть
открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать
решения
и
помогать
друг
другу,
формулировать
интересы
и
осознавать
возможности."...
..."Эффективное внедрение новых образовательных стандартов
невозможно
без
адекватной
обратной
связи
–
системы
оценки
качества
образования. Здесь также предстоит развивать оценку качества при переходе
с
одной
ступени
на
другую;
вводить
инновационные
механизмы
оценки
качества." …
Первое, что обращает на себя внимание - акцент на формировании
компетенций, способов и технологий, позволяющих саморазвиваться. Это
говорит о том, что традиционные подходы к оцениванию в образовании,
фиксирующие
знания,
умения
и
навыки,
становятся
не
актуальными.
"Красной нитью" в ФГОС прослеживается идея формирующего оценивания,
оценивания не результата, а процесса.Оценивать необходимо не в сравнении
с кем-то, а в сравнении со своими ранее достигнутыми результатами.
1
Современный учебный процесс в школе немыслим без ново-адекватных
видов и форм образования. Он требует применения новых развивающих
технологий обучения, в частности, к оценке учебной деятельности.
Одна из таких технологий – модульно-рейтинговая система оценки
знаний учащихся.
Внедрение этой системы обусловлено необходимостью интенсификации
учебной деятельности и активизации познавательной активности учащихся,
через возможность получить отметку.
Всякая оценка предполагает диагностику оцениваемого объекта. Согласно
модульно-рейтинговой
системе
оценки
знаний
весь
курс,
или
учебная
дисциплина делится на модули. В течение одного модуля за все виды учебной
работы (самостоятельные работы, тесты, контрольные работы, выполнение
домашних
заданий,
участие
в
олимпиадах,
создание
видеороликов
и
презентаций
и
т.д.)
учащийся
набирает
баллы.
По
завершении
модуля
проводится контроль знаний, который может, проходить в виде тестирования,
контрольной работы или любого другого способа проверки знаний. Каждому
модулю
присваивается
свой
рейтинг.
В
любой
момент
времени
можно
подвести
итоги
рейтинга
и
определить
место
ученика
среди
других
по
усвоению дисциплины. Изучение каждого модуля заканчивается контролем
качества усвоения материала, и выставлением учащемуся оценки (балла).
Итоговая
оценка
определяется
суммой
баллов,
набранной
учеником
по
итогам всех модулей.
Модульно-рейтинговая система оценки предоставляет ученикам
возможность:
работать
самостоятельно,
то
есть
ученики
могут
самостоятельно
выбирать
себе
нагрузку
(стимул
для
сильных
учеников),
получать
помощь
у
учителя
и
однокурсников,
уменьшает
вероятность
случайной
оценки,
так
как
ведется
оценивание
всех
форм
работы
на
протяжении изучения темы.
Поскольку физика и электротехника являются практической наукой и
предполагают не только сообщение некоторого объема знаний учащимся, но
и
отработку
общеучебных
и
специальных
умений
и
навыков.
Возникает
проблема распределения данного объема материала в рамках, отведённых на
изучение предмета часов. Если использовать традиционное планирование,
которое предполагает изложение материала и первичное его закрепление на
одном уроке, то уровень решаемых на уроках задач очень низок. Так как нет
времени на детальную отработку с каждым учащимся определенных навыков
по
решению
тренировочных
и
практических
задач,
на
формирование
алгоритмов их решения. Так же при традиционном планировании достаточно
2
трудно
индивидуально
дозировать
домашнее
задание
и
организовывать
индивидуальную, самостоятельную работу на уроке.
На мой взгляд, одним из способов решения данных проблем является
укрупнение
теоретических
единиц
в
изложении
материала,
что
позволит
выделить
большое
количество
часов
на
практические
и
индивидуальные
занятия с учащимися.
Внедрение данной технологии мы начинаем с составления списка всех
учебных действий, которые будут учтены при оценивании учеников. Затем
полученный
список
ранжируется,
т.
е.
располагаем
все
действия
по
значимости
для
обучения,
и
определяем
стоимость
каждого
действия
в
баллах, в результате мы получаем «таблицу стоимости». Более подробно
теория составления таких таблиц описана профессором В.В.Гузеевым.
Создаём электронный журнал, в котором отмечаются выполненные
действия
учеников
и
баллы
за
их
выполнения.
А
в
классный
журнал
выставляем не все оценки, а только итоговую оценку на уроке. Оценку
рассчитываем по формуле (1):
Отметка
¿
Р
Р
max
∙ Q
max
,
(1)
где Р – набранные за работу баллы; Рmax – наибольшее число баллов,
которые можно было набрать за данную работу; Qmax – наибольшая оценка
за данную работу.
Все действия учеников на уроке разделяются на основные (оценочные) и
дополнительные. При подведении итогов учитывается:
оценочные баллы и дополнительные, вводится коэффициент соответствия.
Например, при выставлении итоговой оценки добавлять к оценочным 10%
дополнительных баллов, т. е. коэффициент соответствия равен 10%.
Тогда, с учетом приведенных примеров (максимум дополнительных
баллов не может превышать максимум основных баллов и коэффициент
соответствия равен 10%), ученик за счет дополнительных баллов сможет
увеличить свою отметку не более чем на единицу. Оценка в этом случае будет
рассчитываться по формуле (2):
Отметка
¿
P
+
0,1
∗
P
Доп
P
max
∙ Q
max
,
(2)
где Рдоп – дополнительные баллы; Рmax – наибольшее число оценочных
баллов, которые можно было набрать за данную работу. При таком подходе
отметка может оказаться больше наибольшей (Qmax).
3
При подведении итогов общий рейтинг студента рассчитывается как доля
выполненного задания:
(3)
где D – доля выполненного задания;
– сумма всех набранных
оценочных баллов;
– сумма всех набранных дополнительных баллов;
– сумма всех наибольших оценочных баллов, которые можно было
набрать за все работы.
Для перевода доли выполненного задания в 5 балльную систему можно
применять формулу (4):
(4)
Внедрение данной технологии позволило:
1. Снизить субъективизм итоговой отметки, она не зависит от
взаимоотношений учителя и ученика.
2. Стимулировать как обязательную, так и дополнительную
самостоятельную работу обучающегося .
3. Снизить возможность получения случайной итоговой отметки, так
как учитывается работа студента в течение длительного промежутка.
4. Повысить роль текущего и промежуточного контроля
(самостоятельные работы, опросы, тесты). На этих этапах обучаемому
предоставляется возможность набрать до 80% всех баллов, что стимулирует
повседневную систематическую работу студента.
5. Учесть по уровневый подход в обучении.
6. Устранить негативные стороны уравнительной системы обучения.
Уже нет отличников, хорошистов. Вместо них появляются «первый» ученик,
«десятый», «двадцатый». При этом у ученика возникает вполне оправданное
ощущение, что ему нужно совсем не так уж много усилий, чтобы
передвинуться с 16-го места на 15-е, и успех вполне возможен. Усилия же,
необходимые для того, чтобы из «троечника» стать «хорошистом», могут не
без основания показаться ему неоправданно значительными.
7. Студенту выбирать стратегию своей деятельности, так как отметки
предлагаемых видов деятельности определены заранее .
4
Кроме фиксированного учета знаний и справедливого оценочного
результата,
модульно-рейтинговая
система
развивает
демократичность,
объективность,
инициативность,
здоровое
соперничество
в
учебно-
образовательном процессе, стремление активно и содержательно обучаться,
поскольку
быть
лидером
и
занимать
высшую
шкалу
рейтинга
-
всегда
престижно...
Таблица перевода баллов в отметки
(для Рmax = 40 баллов; Qmax = 10)
Набранные баллы
отметка
меньше 2
2
от 2 до 5
от 6 до 9
от 10 до 13
3
от 14 до 17
от 18 до 21
от 22 до 25
4
от 26 до 29
от 30 до 33
от 34 до 37
5
от 38 до 40
Таблица баллов
№
Виды деятельности
Балл
1.
Выполнение домашней работы (за 1 задачу)
основная
0,15
2.
Выполнение теста (за 1 ответ)
основная
1
3.
Ответ устной темы
основная
1
4.
Проверка домашнего задания
основная
1
5.
Выполнение практической работы
основная
5
6.
Сдача зачета
основная
0,5
7.
Выполнение
самостоятельной
работы
(за
1
урок)
основная
2
8.
Выполнение контрольной работы (за 1 урок)
основная
5
9.
Защита проекта
дополнит.
7
10.
Поиск информации в Internet (200 кБ)
дополнит.
1
11.
Дополнительный вопрос отвечающему
дополнит.
1
12.
За дополнение ответа
дополнит.
2
13.
Рецензирование ответа
дополнит.
2
14.
Объяснение темы другим ученикам
дополнит.
3
15.
Объяснение задачи
дополнит.
3
16.
Проверка темы
дополнит.
3
5
№
Виды деятельности
Балл
17.
Проверка задачи
дополнит.
3
18.
Опережающая
сдача
темы,
самостоятельной
работы (за 1 день)
дополнит.
3
19.
Защита
оригинального
решения
(точки
зрения)
дополнит.
3
20.
Решение дополнительных задач
дополнит.
2
21.
Написание реферата
дополнит.
1
22.
Участие в научно практических конференциях
дополнит.
5
6