Напоминание

"Биология"


Автор: Бикташева Гузель Хурматовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования ДЭБЦ г. Ишимбай
Населённый пункт: Ишимбай
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа "Биология" для 9 - 11 классов
Тема: "Биология"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИШИМБАЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИ ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГОРОДА ИШИМБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИШИМБАЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Рассмотрено на методическом совете Утверждена приказом директора № от 201----г. МБОУ ДОБ (ВУ) ДЭБЦ № от 201---г. Директор Дополнительная общеобразовательная программа
« Биология »
Детского объединения «Юный биолог» Естественно-научной направленности Срок реализации: 1 год Возраст: 15 – 17 лет Составитель: Педагог дополнительного образования Бикташева Гузель Хурматовна Ишимбай 2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Биология» естественно-научной направленности предназначена для детей 9 – 11 классов, составлена на основе общеобразовательной программы «Биология» В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова Учебно-воспитательный план разработан на основании плана работы МБОУ ДОД (ВУ) ДЭБЦ и МКУ ОО города Ишимбай, Республиканского ДЭБЦ и Федерального ДЭБЦ. На уроках биологии в 9 - 11 классе недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений профильного уровня. С этой целью, при проведении занятий особое внимание целесообразно уделить закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а так же вопросов экологии, онтогенеза, селекции, клеточной, эволюционной, хромосомной теорий, вопросов антропогенеза, кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у обучающихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы. Это определяет
актуальность
общеобразовательный программы. Учитывая результаты анализа обучающихся на протяжении нескольких лет при подготовке к экзаменам следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека; способы видообразования; определение движущих сил и результатов эволюции, путей и направлений эволюционного процесса, ароморфозы у конкретных групп организмов;особенности
митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоценоза и агроценоза, характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных.
Новизна
В ходе занятий уделяется большое внимание формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровье сберегающей, исследовательской), формируется у обучающихся умение работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Формирует умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
Цель программы


Углубленное изучение некоторых аспектов биологии, освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке.
Задачи программы

Обучающие:
Формировать у обучающихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Научить кратко и по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развернутым ответом.
Развивающие
: Развить наблюдательности и внимания. Развитие коммуникативных навыков, способствующих командной работе. Сформировать исследовательские
навыки. Сформировать практические навыки.
Воспитательные:
Воспитать бережное отношение к природе. Воспитание трудовых навыков, трудолюбия, дисциплины, ответственности за результаты работы. Особое внимание следует уделить формированию у обучающихся умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать единство и эволюцию органического мира, взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.
Педагогическая целесообразность
: Программа объединения «Юный биолог» • представляет широкие возможности для научно-исследовательского и творческого развития учащихся по направлению углубленного изучения биологии. • удовлетворяет потребности обучающихся в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности; • позволяет организовать досуг обучающихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих;
Условия реализации образовательной программы
Программа предназначена для обучающихся, 9 – 11 классов, возраста – 14 – 17 лет. Рассчитана на 1 год обучения. Условия приема обучающихся - по желанию посещать занятия объединения. Режим занятия: проводятся два раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия 45 минут, перерыв между занятиями 10 мину7

Описание форм и методов проведения занятий
Словесный метод обучения: устное изложение материала, беседа, анализ биологического текста. Наглядные методы обучения: показ видеоматериала, иллюстраций органов человека, строения клетки и т. д. Практические методы обучения: лабораторные и практические работы, решение задач по биологии. Частично-поисковые методы обучения: участие обучающихся в самостоятельном поиске информации по теме (написании сообщений и рефератов)
Формы организации деятельности обучающихся на занятии
Групповая - занятия в кабинете биологии, экскурсии. Индивидуальная работа – при написании исследовательских работ, подготовке к конкурсу или олимпиаде.
Формы проведения занятий
Занятия-игры, экскурсии, викторины, однодневные походы, встречи со специалистами- биологами, семинары по темам, занятия в профильном лагере.
Формы и виды контроля
В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов за текущий и прошедший год. В течении года – промежуточная аттестация обучающихся в виде тестирования, итоговая – в конце года в виде контрольной работы.

В результате изучения курса обучающийся должен

знать/понимать
 признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;  сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;  особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
уметь:
 объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;  распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные
растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные.  выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;  сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;  определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);  анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Темы занятий 1
Введение
Ознакомление с программой, правила по технике безопасности на занятиях 2ч.
Тема 1.
Биология - наука о жизни. (12 часов) 1. Структура биологии. Предмет биологии, методы познания. Этапы развития биологии. Системность в природе. Признаки живых систем. 2 ч 2. Уровни организации живой природы. Структурно-функциональный подход в современном понимании жизни. 2ч Компоненты биосферы: живое и неживое вещество. Функции живого вещества планеты. 3. Клеточная теория. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток. 2 ч 4. Строение вирусов и бактерий. Клеточная и неклеточная формы жизни: их организация, роль и место в биосфере; значение для человека, роль и место в биосфере; значение для человека. 2 ч 5. Деление клеток. Митоз и Мейоз. Сравнение процессов деления клеток, половые клетки и их образование.2 ч 6. Гистология. Ткани растений и животных. Рассмотрение тканей растений и животных под микроскопом, составление таблицы сходства и различия тканей. 2 ч. 2
Тема 2.
Ботаника (26 часов) 1. Низшие растения – водоросли. Сине-зеленые красные бурые диатомовые, рассмотрение представителей, условия обитания, строения, размножения. 2 ч 2. Части Растений. Корень, лист. Строение листовой пластинки, рассмотрение и зарисовка схемы строения корня, обозначение главных зон корня. Видоизменения корней 2 ч. 3. Стебель и цветок. Строение. Стелярная теория образования цветка, ткани которые образуют стебель. 2 ч. 4. Микробиология. Грибы. Наука, изучающая микроорганизмы, этапы развития микробиологии, основные разделы науки. Низшие и высшие грибы. Классификация, строение. 2 ч. 5. Посев микроорганизмов. Правила работы в микробиологической лаборатории. Основные этапы посева микроорганизмов почвы и воздуха. Рост микроорганизмов на питательной среде. Приготовление стерильной
посуды и питательных сред 2 ч . 6. Лишайники. Строение и условия обитания видов лишайников, наука – Лихеноиндикация. 2 ч. 7. Отдел Мохообразные. Строение и рассмотрение основных представителей, цикл развития – гаметофит и спорофит. 2 ч 8. Отдел Плауны. Папоротники. Строение ,основные представители, условия произрастания. Спорофит. 2ч 9. Размножение растений, вегетативное размножение. Коньюгация у представителей низших растений. 2 ч. 10.Отдел Голосеменные. Основные представители, запись латинской терминологии видов. 11.Однодольные растения. Основные представители. Строение семядоли однодольных растений. 2 ч 12.Двудольные растения. Составление таблицы отличия однодольных от двудольных растений. 2 ч. 13.Решение типовых тестов по биологии. Рассмотрение вариантов и вопросов по ботанике.2ч 3
Тема 3.
Зоология. (38 часов) 1. Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика двуслойных и трехслойных беспозвоночных животных. Одноклеточные. Амёба, инфузория, эвглена. 2 ч. 2. Строение и эволюция многоклеточных организмов. Кишечнополостные. Особенности строения, представители. 2 ч 3. Тип Плоские черви. Строение и циклы развития сосальщиков и ленточных червей, систематика представителей. Цикл развития печеночного сосальщика (по Догелю) 2 ч 4. Тип Круглые черви. Внутреннее строение аскариды рассмотрение видов. Зарисовка и изучение поперечного разреза тела самки аскариды. 2 ч 5. Тип Кольчатые черви. Строение и развитие малощетинковых червей, Систематика типа кольчатых червей, образ жизни и размножение основного представителя. 6. Моллюски. Основная систематика класса, представители, условия обитания. Внутреннее строение малого прудовика. 2 ч 7. Тип Членистоногие. Основные представители. 2 ч. 8. Паукообразные. Особенности пищеварения паукообразных. Строение. Цикл развития иксодового клеща 2 ч.
9. Класс Насекомые. Систематика класса, особенности строение размножения. Рассмотрение основных представителей (майский жук, черный таракан) особенности превращения насекомых, размножение.2 ч. 10.Отряды насекомых. Перепончатокрылые (пчелы, основные представители в РБ, пчеловодство) жесткокрылые, основные вредители садовых культур , двукрылые насекомые, равнокрылые. 2 ч. 11.Позвоночные животные. Эволюция хордовых животных. Первое хордовое животное – ланцетник. Рыбы. Строение костных и хрящевых рыб, основные представители класса рыб, систематика класса. Образ жизни и размножение рыб 2ч 12.Земноводные. Основные представители – зеленая лягушка, размножение и развитие представителей. 2 ч 13.Пресмыкающиеся. Основные представители класса – крокодилы, черепахи, змеи, ящерицы. Строение, Размножение и образ жизни представителей. Эволюция.2 ч. 14.Птицы. Образ жизни, основные представители класса, Методы маршрутного учета птиц. Определение птиц по голосам и портретам. Систематика класса 2 ч. 15.Отряды птиц. Представители птиц РБ, птицы, занесенные в красную книгу республики. 2ч 16.Млекопитающие. Строение и образ жизни высших хордовых животных, отличительные признаки от других представителей класса. 2ч 17.Классы млекопитающих. Основные представители, систематика класса млекопитающие, низшие звери (утконос ехидна, сумчатые , грызуны, зайцеобразные, парнокопытные непарнокопытные и другие) 2 ч. 18.Решение типовых тестов по темам зоологии. 2 ч. 19.Экскурсия в Детский эколого-биологический центр города Ишимбай «братья наши меньшие» 2 ч. 4
Тема 4 .
Анатомия (24 часа) 1. Кровеносная система. Возрастные изменения крови. Строение элементов крови. Строение и работа сердца, давление крови. Большой и малый круги кровообращения 2 ч. 2. Нервная система. Строение вегетативной и ЦНС. Схемы строения рефлекторной дуги, основная клетка нервной системы – нейроны. 2 ч. 3. Опорно-двигательная система. Скелет туловища. Заполнения атласа – кости моего организма, строение кости. Основные клетки костной ткани – остеоциты.2 ч. 4. Скелет Головы. Возрастные изменения скелета. Кости скелета головы,
заболевания опорно - двигательной системы организма. Аномалии развития скелета. 2 ч. 5. Выделительная и половая системы. Строение систем. Образование первичной и вторичной мочи, образование половых клеток. 2 ч. 6. Пищеварительная система. Строение системы, пищеварение в ротовой полости, пищеводе, разложение основных высокомолекулярных соединений. 2 ч. 7. Дыхательная система. Строение. Схема процесса дыхания человека. Болезни и гигиена дыхательной системы человека. 2 ч. 8. Мышечная система. Строение. Основные виды мышечной ткани человека, клетки мышечной ткани. Работа мышц. 2 ч. 9. Покровы тела. Железы внутренней секреции. Механизмы нейрогуморальной регуляции организма. Основные железы и их строение. 2 ч. 10.Анализаторы Зрения. Строение аппарата зрения человека, основные заболевания и гигиена органов зрения. Возрастные изменения. 2 ч. 11.Анализаторы Слуха. Строение аппарата слуха человека. 2 ч 12.Решение типовых тестов по теме « Человек и его здоровье». Рассмотрение вопросов развернутого типа 2 ч. 5
Тема 5 .
Экология (12 часов) 1. Экология как наука. Факторы среды. Основные ученые науки. Абиотические и биотические факторы среды. 2 ч 2. Популяция. Классификация экосистем. Основная единица популяции. Понятие экосистема, естественные и искусственные экосистемы. 2 ч. 3. Типы взаимоотношений. Функциональные группы организмов. Конкуренция, мутуализм, паразитизм и хищничество. Консументы продуценты. Консументы первого и второго порядков, рассмотрение взаимоотношений животных обитающих на одной территории( лес, луг, тундра, домашний аквариум) 2 ч . 4. Круговорот веществ в природе. Практикум. Круговорот воды, азота(азотфиксирующие бактерии), углерода, фосфора и другие. Составление схем круговоротов веществ. 2 ч 5. Экологические пирамиды. Модели. Цепи и сети питания. Составление пищевых цепей питания 2 ч. 6. Решение экологических ситуационных задач по пройденным темам «Экология» 2 ч.
6
Тема 6 .
Генетика ( 24 часа) 1. Генетика как наука. История становления науки, фундаментальная генетика – применение основных законов генетики, прикладная генетика, генетика человека, Структура современной генетики и ее значение для современного мира 2 ч. 2. Методы генетики. Генетический анализ, цитогенетический метод, популяционный метод , мутационный, генеалогический метод. применение данных методов. 2 ч. 3. Строение ДНК и РНК. Синтез цепи. Решение задач на биосинтез белка 2 ч 4. Белки. Строение, белков значение их для организма, составление таблицы структуры белков 2 ч. 5. Цели и методы гибридологического анализа. Виды задач на скрещивание 2 ч 6. Работы Г. Менделя. Моно - ди - и поли – гибридное скрещивание. Законы генетики. Решение задач 2 ч. 7. Неаллельные взаимоотношения генов. Эпистаз, полмирия, плейотропия 2 ч . 8. Хромосомная теория наследственности. Эксперименты Т. Моргана, скрещивание мух-дрозофил 2 ч. 9. Сцепленное наследование генов. Наследование сцепленное с полом. Решение задач с х и у хромосомой. 2 ч. 10.Мутационная и модификационная изменчивость. Условия их возникновения, причины мутации. 2 ч. 11.Генная инженерия. Основы Биотехнологии. Последние достижения науки Генетики, (составление реферата) 2 ч. 12.Селекция организмов. Работы В. И. Вавилова. Сорта яблок, 7 центров возникновения культурных растений. 2 ч.
Тема 7 .
Учение об эволюции (4 часа) 1. Основные направления эволюции. Видообразование. 2 ч. 2. Борьба за существование. Этапы развития человека разумного. 2 ч.
Итоговое занятие.
Тестирование по программе. 2 часа


ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ № п./п. Содержание 1. Решение тестовых заданий по темам Биосфера, Многообразие форм жизни, Низшие организмы, Растения 2. Решение тестовых заданий по темам Беспозвоночные, Позвоночные животные 3. Решение тестовых заданий по темам Химический состав клеток, Клеточный уровень организации клетки 4. Решение тестовых заданий по темам Наследственный аппарат клетки, способы передачи и реализации наследственной информации 5. Решение тестовых заданий по темам
«
Многообразие организмов», «Клетка как биологическая система» 6. Решение тестовых заданий по темам Ткани, органы, системы органов и внутренняя среда человека 7. Решение тестовых заданий по темам Метаболические системы и репродуктивный аппарат человека 8. Решение тестовых заданий по темам Способы регуляции функций организма и ВНД человека 9. Решение генетических задач и тестовых заданий по теме Закономерности наследственности 10. Решение тестовых заданий по темам Закономерности изменчивости, селекция и Развитие эволюционных представлений в биологии 11. Решение демонстрационного варианта теста

Учебно-тематический план
№ п/п Название разделов и тем Количество часов всего теор. практ. 1. Введение 2 1 1 2. Биология наука о жизни. 12 10 2 3. Ботаника. 26 22 4 4. Зоология. 38 30 8 5. Анатомия. 24 20 4 6. Экология. 12 8 4 7. Генетика. 24 20 4 8. Учение об эволюции. 4 2 2 9. Итоговое занятие. 2 1 1 Всего 144 114 30

Учебно-методическое и материально-техническое оснащение
Для проведения занятий имеется кабинет биологии. Оснащение процесса обучения обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием. 1 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция): Нормативные документы: программа Планируемые результаты освоения программы Учебник по биологии для 9 - 11 класса. Научная, научно-популярная, историческая литература. Справочные пособия (словари, сборники основных формул, энциклопедии, справочники по биологии). Методические пособия для учителя. 2 Печатные пособия: · Таблицы Вещества растений. Клеточное строения. Растение живой организм. Растение и окружающая среда. Химия клетки 3 Информационные средства: Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания. 4 Технические средства обучения: Персональный компьютер - рабочее место учителя 5 Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование Доска магнитная. Лупа
Микроскоп учебный Спиртовка лабораторная Термометр лабораторный · Модели Молекулы белка Структуры ДНК» · Модель – аппликации Генетика групп крови Дигибридное скрещивание Перекрест хромосом Биогенный круговорот углерода Биогенный круговорот азота в природе Растительные ткани Симбиотическое теория образования эукариот Генеалогический метод антропогенетики Биосинтез белка Роль ядра в регуляции развития организма Взаимодействие природных сообществах Неполное доминирование Размножение одноклеточных водорослей Деление клетки митоз Моногибридное скрещивание

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-128 с. 2. Биология ЕГЭ – 2009. Вступительные испытания./ А.А.Кириленко, С.И.Колесников. – Ростов-на-Дону. «Легион», 2009. 3. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. – М.: Дрофа, 1999.-432 с. 4. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2003 5. ЕГЭ 2012. Биология: тренировочные задания/ Г.И. Ларнер. – М.: Эксмо, 2011. 6. Единый государственный экзамен: Биология: Методика подготовки. /Г.И.Лернер – М.Просвещение. ЭКСМО, 2005. 7. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы». М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 286 с. 8. Красновидова С.С. Дидактические материалы по общей биологии: 10-11 кл.: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.С Корасновидова, С.А. Павлов, А.Б. Хватов.- М.: Просвещение, 2000.-159 с. 9. Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин,– М.: Дрофа, 2003.– 128 с. 10. Настольная книга учителя биологии/ Авт.-сост. Калинова Г.С., Кучменко В.С.- М: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002.-158 с. Ловкова Т.А. Н.Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс.: 11.Семенцова В.Н. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Технологические карты уроков: Методическое пособие. – СПб.:»Паритет», 2002.-192 с. 12. Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2009. 13. Шалапенок Е.С. , Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии.-М.: Рольф, 2001.-384 с 14. Фросин В.Н. Готовимся е КГЭ: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Учебники
1. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 кл. И.Н. Пономарева, Щ.А. Корнилова, В.С. Кучменко «Вентана-Граф»: 2010 2. «Биология. Животные» 7 кл.В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко «Вентана-Граф»: 2010 3. «Биология. Человек» 8 кл. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, «Вентана-Граф», 2010 4. «Основы общей биологии» 9 кл. И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова, О.А. Корнилова «Вентана-Граф»: 2010 5. «Биология. Базовый уровень». 10 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина «Вентана-Граф»: 2010 6. «Общая биология. Базовый уровень» И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко «Глобус»: 2007г.
Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ
Пособия, разработанные в 2005-06 гг. 1. Единый государственный экзамен: биология: контрольные измерительные материалы: 2005-2006 /под общ. редакцией Г.С.Калиновой; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба в сфере образования и науки, Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Просвещение, 2005 Пособия, разработанные в 2007-2008 гг. 2. Единый государственный экзамен 2007. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова, В.З.Резникова – М.: Интеллект-Центр, 2007. 3. Единый государственный экзамен. Биология. Контрольные измерительные материалы 2007/ ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, В.З. Резникова, А.Н. Мягкова – М.: Вентана-Граф, 2007. 4. ЕГЭ-2007: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2007. 5. Сдаем единый государственный экзамен: Биология / ФИПИ авторы составители: Г.С. Калинова, В.Н. Кузнецова, Л.Г. Прилежаева – М.: Дрофа, 2007.
6. ЕГЭ-2008. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Биология/ ФИПИ автор-составитель: Р.А. Петросова – М.: Эксмо, 2007. 7. ЕГЭ-2008. Биология. Методические материалы/ ФИПИ авторы- составители: Р.А. Петросова, Г.С. Калинова - М.: Эксмо, 2008. 8. Единый государственный экзамен 2008. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова, В.З.Резникова – М.: Интеллект-Центр, 2008. 9. ЕГЭ-2008: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2008. 10. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2008. Биология/ ФИПИ авторы составители: Е.А. Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2008. Пособия, разработанные в 2008- 2009 гг. 11. ЕГЭ-2009. Биология: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ автор-составитель: Р.А. Петросова – М.: Эксмо, 2009. 12. Единый государственный экзамен 2009. Биология. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова– М.: Интеллект-Центр, 2009. 13. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Биология/ ФИПИ авторы-составители: Е.А. Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2009. 14. ЕГЭ-2009: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2008. Пособия, разработанные в 2009- 2010 гг. 15. Единый государственный экзамен 2010. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова – М.: Интеллект-Центр, 2009. 16. ЕГЭ-2010: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2009. 17. ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Биология/ ФИПИ автор-составитель: Р.А. Петросова – М.: Эксмо, 2009.
18. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Биология/ ФИПИ авторы-составители: Е.А. Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2009. 19. Отличник ЕГЭ. Биология. Решение сложных задач / ФИПИ авторы- составители: Г.С. Калинова, Е.А. Никишова, Р.А. Петросова – М.: Интеллект- Центр, 2010. Пособия, разработанные в 2010 г. 20. Единый государственный экзамен 2011. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова – М.: Интеллект-Центр, 2010. 21. ЕГЭ-2011: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2010. 22. ЕГЭ-2011. Биология. 10 типовых вариантов экзаменационных работ/ ФИПИ авторы: Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А. – М.: Национальное образование, 2010. 23. ЕГЭ-2011. Биология. 30 типовых вариантов экзаменационных работ/ ФИПИ авторы: Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А. – М.: Национальное образование, 2010
Дополнительная литература
24.Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-128 с. 25.Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. – М.: Дрофа, 1999.-432 с. 26.Красновидова С.С. Дидактические материалы по общей биологии: 10-11 кл.: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.С Корасновидова, С.А. Павлов, А.Б. Хватов.- М.: Просвещение, 2000.-159 с. 27.Семенцова В.Н. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Технологические карты уроков: Методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2002.-192 с. 28.Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2009. 29. Шалапенок Е.С. , Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии.-М.: Рольф, 2001.-384 с 30. Фросин В.Н. Готовимся к ЕГЭ: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов.-М.:Дрофа, 2003.-224 с.


В раздел образования