Напоминание

Образцовый урок


Автор: Садыкова Лариса Александровна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "КНИТУ"Казанский технологический колледж
Населённый пункт: г.Казань Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: Образцовый урок
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Образцовый урок Л.А. Садыкова Преподаватель английского языка ФГБОУ ВО «КНИТУ» Казанский технологический колледж В наши дни преподавательское искусство четко диктует необходимость новых подходов к обучению, в том числе и английскому языку. Старые методики, бывшие когда-то единственно верными, уходят в прошлое, а их место занимают новые, креативные техники преподавания, основанные на понимании пройденного материала и заинтересованности в его изучении. Современный урок английского языка уже не может обходиться без действенных методик преподавания. Что такое образцовый урок? Проведение урока требует от преподавателей иностранного языка высокого мастерства и профессионализма. Ведь от этого зависит качественная подготовка к ЕГЭ и ОГЭ, к международным экзаменам EFC, TOEFL, IELTS что, в конечном счете, означает успешное овладение иностранным языком, как средством иноязычного общения. Определений «образцового урока» великое множество! Попробуем вывести определение. Итак, что значит «образцовый урок»? Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции. В. А. Сухомлинский. Роль личности преподавателя в образовательном процессе не просто огромная. Эта роль основополагающая. Образовательный процесс — это не только передача необходимой научной информации, но и процесс взаимодействия педагога и обучающихся — их взаимовлияние друг на друга, обмен эмоциями, мыслями, переживаниями. Учитель должен не только удовлетворять стремление человека к знанию, но и максимально мотивировать его на этот путь. Как показывает практика, студенты охотнее изучают тот предмет, преподаватель которого вызывает уважение и симпатию. Преподавателям приходится быть гибкими во взаимоотношениях со студентами : уметь выслушивать, понимать, вовремя подсказывать, останавливать, предупреждать, убеждать, но при этом оставаться в роли уважаемого и внимательного учителя — наставника. Все вышесказанное рано или поздно приводит нас к личностно — ориентированному подходу в образовании, педагогике гуманизма и сотрудничества, к поиску новых, эффективных технологий. Познавательная деятельность студентов на уроке все в большей мере приобретает поисковый, творческий характер. Учащиеся
активнее участвуют в учебной деятельности на уроке. В то время как педагогическое руководство преподавателя процессом обучения становится все более общим, направляющим. Это позволяет гибко варьировать структуру урока. Вместе с тем варьирование структуры урока не должно быть стихийным. На любом уроке учебный процесс состоит из определенных логически связанных этапов, которые отражают логику процесса обучения. Ключевыми моментами при организации урока также являются следующие этапы: целеполагание, мотивация, практическая значимость знаний и умений, отработка общеучебных умений и навыков, подведение итогов каждого этапа урока, наличие блока самостоятельного получения знаний учащимися в процессе работы с различными источниками информации, организация групповой работы, использование системы самоконтроля и взаимоконтроля — рефлексии. Важным аспектом на уроке является организация психологического комфорта, которая осуществляется при помощи ситуаций открытости, успеха, поддержки, коммуникативного взаимодействия, а также следует помнить о таких принципах организации урока как принципы речевой направленности, новизны, ситуативности и ролевой организации учебного процесса, личностной ориентации общения, коллективного взаимодействия, сотрудничества, педагогической поддержки. Таким образом, мы приходим к выводу: Образцовый урок — это совокуп- ность умений педагога–психолога, педагога-наставника, педагога–новатора, педагога-режиссера, педагога-ученого, педагога-философа, педагога-актера и т. д. в одном лице, мастерски, на высоком профессиональном уровне, используя образцовый опыт собственной жизни, в течение учебного часа приобщить учащихся к достижениям человечества в тесной связи с современностью, позволяя сделать выводы для будущего. А современный педагог просто обязан идти в ногу со временем, чтобы быть интересным и образцовым, таким же, как его урок. Требования к современному уроку английского языка. Обучение речевым навыкам и умениям наиболее эффективно достигается за счет ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ УРОКА. Технология отличается от метода тем, что гарантирует максимальный результат при соблюдении условий и принци- пов построения содержания уроков иностранного языка. Государственный образовательный стандарт предполагает формирование элементарной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности общаться с носителями языка на уровне своих речевых возможностей и потребностей в
разных формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо), а также основ коммуникативной культуры. РД включает два компонента: 1. овладение речевыми навыками (лексическими, грамматическими, произносительными, орфографическими), которые формируются, развиваются и совершенствуются на уроках LBL — Language Based Lessons; 2. овладение речевыми умениями (чтением, письмом, говорением, аудированием), которые формируются, развиваются и совершенствуются на уроках SBL — Skills Based Lessons. Таким образом, в зависимости от целей и задач конкретного урока иностранного языка занятия могут реализовываться в соответствии с двумя основными планами урока: LBLp — Language Based Lesson plan и SBLp — Skills Based Lesson plan. LBLp — LanguageBasedLessonplan LBL в соответствии с общепринятым международным стандартом предполагает два основных подхода в объяснении преподавателем лексико-грамматического материала, где наличие русского языка на всех стадиях урока не допустимо: 1. COW(ConceptOral-Written, Ситуация — Устная отработка — Письменная отработка). Смысл этого подхода в том, что грамматический материал объясняется посредством погружения в ситуацию (стадия Concept). На этой стадии преподаватель пока еще не использует в своей речи планируемый в данном уроке грамматический материал, а пользуется синонимичными выражениями для создания конкретной речевой ситуации. Планируемая грамматическая конструкция начинает вводиться и отрабатываться на стадии Oral ( студент понимает, когда использовать данную конструкцию, но еще не знает как) и продолжает отрабатываться и закрепляться на стадии Written. Стадия Oral предполагает отработку произношения данной грамматической конструкции без визуальной опоры. Наибольшая эффективность достигается следующей последовательностью: произносит учитель — произносят студенты хором — произносит каждый студент индивидуально. На стадии Written студенты знакомятся с письменной формой грамматичес- кой конструкции с детальными пояснениями учителя. COW подход эффективен для объяснения нового лексико-грамматического материала.
2. T-T-T (Test-Teach-Test). Этот подход очень эффективен в старшей школе, особенно в группах продвинутого уровня, когда учитель предполагает, что практически весь лексико-грамматический материал уже усвоен и требуется только его совершенствование. На первой стадии Test учителем проверяются остаточные знания по данному лексико-грамматическому материалу. В соответствии с полученными результатами на стадии Teach преподаватель корректирует ошибки. На последней стадии Test осуществляется итоговый контроль владения данным лексико-грамматическим материалом. Успешная реализация вышеперечисленных подходов невозможна без наличия качественных продуманных заданий-упражнений. Для LBL рекомендуются следующие виды упражнений: 1. CP (Controlled Practice, подстановочные упражнения). Подстановка новых лексико-грамматических единиц в образец учителя. 2. GP (Guided Practice, трансформационные упражнения). Закрепление лексико-грамматических навыков в упражнениях с большей долей персонолизации. 3.FP (Freer Practice
,
репродуктивные упражнения). Самостоятельное употребление в своих предложениях — совершенствование данного лексико-грамматического материала. б) Обучение речевым умениям. Обучение речевым умениям является основным и, пожалуй, самым сложным этапом при овладении иноязычням общением. Преподаватели постоянно сталкиваются с трудностями, ломая голову, как лучше поэтапно организовать урок для наиболее эффективного овладения учениками речевых умений. Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности проходит в несколько этапов: SBLp — Skills Based Lesson plan. SBL в соответствии с общепринятым международным стандартом предполагает следующую схему планирования урока. I. Lead–in — погружение в тему урока. Длительность этого этапа 2–3минуты. Учащиеся в парах задают и отвечают на вопрос учителя, касающейся предполагаемой темы урока.
II. Context — стадия вызова. Учитель постепенно подготавливает учащихся к чтению, говорению, аудированию или письму, используя метод ассоциограммы, например, или наглядности. III. PTV(Pre — teachingvocabulary). Снятие лексических трудностей. На этой стадии чаще всего используется наглядно — объяснительный метод или метод сопоставлений. IV. Skills-basedactivities(Стадия осмысления) — это основная стадия урока данногo типа. На стадии осмысления учащиеся непосредственно читают, слушают, пишут или говорят. Это зависит от типа урока, соответственно урока — чтения, урока — аудирования, урока — письма или урока — говорения. 1. a) Reading/Listening/- gist, Writing from reading — gist. На этой стадии на уроках чтения и аудирования, как правило, учащиеся читают и слушают ознакомительно, для понимания основной идеи прочитанного/услышанного. На уроках письма читают образец предполагаемого конечного продукта (e-mail, personal letter, essay etc). б) Speaking from listening/reading. На этой стадии на уроках говорения учащиеся, как правило, слушают или читают материал, который в дальнейшем послужит им стимулом и опорой для говорения. 2. а) Reading/Listening/Writingfromreading–forspecific information.На этом этапе учащиеся, как правило, читают и слушают с целью извлечения необходимой информации. б) Speaking — teachingfunctions. На этом этапе вводятся и отрабатываются речевые клише, которые будут использоваться учащимися в конечной стадии говорения — рефлексии. 3. а) Reading/Listening/Writing from reading — detailed. На этом этапеучащиеся читают и слушают с целью извлечения и понимания детальной информации. б) Speaking — expressingopinions. На этом этапе учащиесяформируют и продуцируют монологическое высказывание в контексте заявленной темы. V. Follow — on.Стадия рефлексии. На уроках чтения, аудирования и говорения учащиеся обсуждают в парах или группах проблемные вопросы в контексте темы данного урока, используя опору или без нее. На уроках чтения и аудирования эта стадия является завершающей, но не главной и не
требует достаточно времени, а на уроках говорения — основной и требующей не менее 10 минут.На уроках обучения письму эта стадия является основной, требующей максимальной концентрации и времени. Учащиеся непосредственно составляют и пишут сообщение, личное письмо, сочинение на заданную в уроке тему. Вашему вниманию предложена универсальная схемуа двух основных планов урока LBLp — Language Based Lesson plan и SBLp — Skills Based Lesson plan, которая очень широко применяется в мировой практике обучения иностранному языку. Но, конечно же, не следует сбрасывать со счетов отечественный опыт. Взаимопроникновение и интеграция двух школ — отечественной и зарубежной может послужить гарантией составления образцового плана урока. в) Требования к упражнениям. Следует понимать, что для успешного овладения любыми видами речевой деятельности необходима их тщательная отработка, которая осуществляется посредством разнообразных упражнений. Только четкая организация урока и хорошо продуманные упражнения способствуют максимальной эффективности всех видов поурочной деятельности и оптимизации процесса обучения. Таким образом, для успешного формирования и совершенствования речевых навыков и умений создаются упражнения. Коммуникативный метод Е. И. Пассова предлагает для формирования речевых навыков использовать условно-речевые упражнения (УРУ). УРУ делятся: 1. Иммитативные — используются для выражения определенного содержания, обусловленного речевой задачей иммитативного характера, типа «согласитесь со мной, если я права», «скажите, что вы будете делать то же самое» и т. д. Ученики находят языковой материал в реплике учителя и используют его не изменяя. 2. Подстановочные — ученики осуществляют подстановку новых лексических единиц в образец учителя в опоре на речевые задачи, типа «возразите мне, если я не права», «исправьте меня, если я буду говорить неправильно» и т. д. 3.Трансформационные — предполагают определенные изменения реплики учителя в опоре на речевые задачи: «Узнайте…», «Расспросите…», «Продолжите мою мысль…», «Оцените действие…» и т. д.
4. Репродуктивные — ученики самостоятельно употребляют в своих предложениях тот языковой материал, над которым они здесь работают: «Объясните…», «Скажите…», «Докажите…» и т. д. Для развития умений используются речевые упражнения (РУ), в которых есть ситуация, речевая задача, высказывание ученика по форме и содержанию обусловлено высказыванием учителя, в нем присутствуют зрительные и слуховые опоры. Сюда входят ролевые игры, дискуссии, коммуникативные ситуации, пересказы текстов с изменением перспективы, презентации проектов, описание картины, и т. д. Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности. Обучение диалогической форме говорения: 1.Дотекстовой этап (Lead–in, Context, PTV) — овладение минимальными диалогическими единствами в комплексе УРУ. 2.Текстовой этап (Skills-basedactivities) — восприятие диалога-модели, воспроизведение диалога, построение собственных диалогов в опоре на диалог-модель. 3. Послетекстовой этап (Follow–on) — развитие у учащихся умений диалогической речи через использование комплекса РУ. Обучение монологической форме говорения: 1. Дотекстовой этап (Lead–in, Context, PTV) — овладение минимальными сверхфразовыми единствами в комплексе УРУ. 2. Текстовой этап (Skills-basedactivities) — восприятие текста, воспроизведение текста, построение собственных монологических высказываний в опоре на текст-модель. 3. Послетекстовой этап (Follow–on) — развитие у учащихся умений монологической речи через использование комплекса РУ. Обучение аудированию: 1. Подготовка к аудированию (Lead–in, Context, PTV) — введение в ситуацию аудирования, введение незнакомой лексики, целевая установка. 2. Собственно аудирование. (Skills-based activities) 3. Проверка понимания (Follow–on) — упражнения фрагментарного и поверхностного понимания (после 1 прослушивания, gist), глобального и общего понимания (после 2 прослушивания-forspecificinformation, detailed),
детального и полного понимания, критического понимания (отношение к проблеме). Обучение чтению: 1. Подготовка к чтению (Lead–in, Context, PTV) — введение в ситуацию чтения текста, введение незнакомой лексики, целевая установка. 2. Собственно чтение. (Skills-based activities) 3. Проверка понимания (Follow–on) — упражнения в зависимости от типа чтения (gist, forspecificinformation, detailed) Обучение письму: 1. Подготовка к письму. (Lead–in, Context, PTV) (ПУРУ и ПЯУ) 2. Восприятие письма. (Skills-based activities) (ПРУ, gist, for specific information, detailed) 3. Собственно письмо. Рассуждая на тему: «Образцовый урок — миф или реальность», хочется сказать, что уроки бывают разными, не всегда совершенными и далеко не всегда образцовыми, чаще — они обычные, рядовые. Хочется верить, что большинство сделает все возможное для того, чтобы мифы о невозможности образцового урока развеялись и такой урок стал необходимой реальностью. Литература: 1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000 2. Ожегов С. И. Словарь русского языка под ред. члена-корреспондента АН СССР Н. Ю. Шведовой, 20-е издание, стереотипное, — М.: «РУССКИЙ ЯЗЫК», 1989 3. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — М.: Просвещение, 1991 4. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1988 5. Пассов Е. И. Условно-речевые упражнения для формирования грамматических навыков. — М.: Просвещение, 1978
6. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. — М.: Русский язык, 1977. 7. Jeremy Harmer How to Teach English, Pearson Education Lmtd., 2007 8. Tim Scriverer Learning Teaching, McMillan Publishers Lmtd., 2005 Мухортова И. И. Образцовый урок иностранного языка. Миф или реальность? [Текст] / И. И. Мухортова, Ю. А. Шевченко // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 975-980.


В раздел образования