Напоминание

Взаимосвязь топонимики с другими науками – русским языком и литературой


Автор: Бузницкая Ольга Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"
Населённый пункт: Московская область, г.Воскресенск
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимосвязь топонимики с другими науками – русским языком и литературой
Раздел: начальное образование





Назад





Взаимосвязь

топонимики с

другими

науками –

русским языком

и литературой



Выполнил

:
Бузницкая Ольга Петровна, учитель начальных классов МОУ СОШ №3 Г.Воскресенск, 2016г.

ИНОСТРАННЫЙ

ЯЗЫК

МУЗЫКА

ИЗОБРАЗИ-

ТЕЛЬНОЕ

ИСКУССТВО

ЛИТЕРАТУРА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ТОПОНИМИКА

Цель: изучение связи топонимики с русским языком и литературой

Используемые методы: наблюдение,

изучение литературы
Топонимика тесно с в я з а н а с о многими науками. Топонимика, несомненно, с в я з а н а с о словесностью. Правила произношения и написания географических названий находятся в ведении топонимики, поэтому использование на уроках топонимического материала может способствовать повышению уровня общей грамотности и культуры речи школьников. Так, на уроках русского языка учитель может использовать дидактические материалы, составленные на основе топонимического материала (диктанты, упражнения, тексты для списывания и т.д.). Во время анализа художественных произведений на уроках литературы учитель может обращать внимание учащихся на географические названия, на их значение и происхождение. С другой стороны, для объяснения топонимического материала учитель может использовать тексты классической литературы, устного народного творчества. Именно на уроках русского языка представляются большие возможности для практического воплощения идей использования местного материала.
Несомненно, что знакомство с местной топонимикой важно начинать уже в начальной школе. Именно в этом возрасте дети проявляют неподдельный интерес к родному слову, к истории, к народным легендам, связанным с происхождением того или иного географического названия. На уроках русского языка, используя топонимы, учитель имеет возможность проводить полноценную лингвокраеведческую работу. При изучении топонимики вводятся элементы взаимодействия и с такой учебной дисциплиной, как литература. Так, рассмотрение вопроса об основных способах образования топонимов начинается с анализа отрывка из фантастического романа Ж. Верна "Таинственный остров". Ученики знакомятся с необычными историями образования имен некоторых литературных героев из топонимов. Например, с историей появления имени злодея Бармалея из одноименной сказки К. И. Чуковского. Умения учеников разбирать слова по составу и подбирать однокоренные слова, полученные на уроках русского языка, используются при определении возраста топонимов и выяснении значения молодых топонимов. Выполняя практическую работу "Фантастический сказочный город", ученики демонстрируют знание русских и иностранных сказок. Они называют площади, улицы и переулки города именами персонажей сказок, объясняют свой выбор названия для городской площади. В последнее время наметились перспективные линии сотрудничества, в частности, по вопросам изучения топонимики и организации школьного музея. Подводя итоги, можно отметить, что курс "Топонимика" способствует формированию у школьников целостной картины окружающего мира и исторического процесса, стремления к самостоятельной исследовательской деятельности. Курс знакомит школьников с системой ценностей, связанных с лучшими национальными традициями и в результате делает свой весомый вклад в воспитание чувства патриотизма и гражданственности,
национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира.


В раздел образования