"Сюжетно-ролевая игра как форма взаимодействия взрослого с детьми в средней группе (в соответствии ФГОС)"
Автор: Константинова Галина Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4 "Сказка" Населённый пункт: город Протвино, Московская область Наименование материала: проект Тема: "Сюжетно-ролевая игра как форма взаимодействия взрослого с детьми в средней группе (в соответствии ФГОС)" Раздел: дошкольное образование
соответствии ФГОС)”
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1.Основная часть.
Теоретическое обоснование сюжетно-ролевая игра как форма взаимодействия
взрослого с детьми в средней группе (в соответствии ФГОС)
2.Практическая часть
2.1.Планирование работы по реализации проекта
2.2.Конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе “На приеме у врача.”
3.Заключение
Список литературы
Приложение
Презентация
ВВЕДЕНИЕ.
Сюжетно-ролевая
игра
-
подлинная
социальная
практика
ребенка,
его
реальная жизнь в обществе сверстников. К сожалению, с каждым новым
поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация
нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями
гоняли мяч, играли в «войну», прыгали на скакалках. Сейчас редко увидишь
детей
играющих
вместе.
Современное
поколение
предпочитает
коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные.
Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира.
Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право
на игру. В ФГОС ДО игра рассматривается как один из сквозных механизмов
развития ребенка, как важное средство его социализации. При этом одним из
целевых
ориентиров
выступает
«на
этапе
завершения
дошкольного
образования» ребенок должен овладеть разными формами и видами игры,
различать
условную
и
реальную
ситуацию,
уметь
подчиняться
разным
правилам и социальным нормам».
Актуальность:
человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои
материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С
самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими.
Общение является необходимым условием существования человека и, вместе
с
тем,
одним
из
основных
факторов
и
важнейшим
источником
его
психического развития. Актуальность это плохо решаемая или совсем не
решаемая
проблема
в
дошкольном
учреждении.
Несмотря
на
то,
что
сюжетно-ролевая игра достаточно используемая в детском саду, проблема при
общении детей в игровой деятельности остаётся актуальной, потому что не
все
воспитатели
владеют
методикой
руководства
сюжетно-ролевой
игрой
детей. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-
ролевая игра, а общение становится ее частью и условием.
Цель: важную роль для правильной организации сюжетно-ролевых игр и
руководства
ими
играет
осознание
воспитателями
сущности
детской
творческой игры и ее педагогической ценности. Четкое определение позиций
при
рассмотрении
данных
вопросов
дает
нам
возможность
наметить
наиболее
оптимальные
способы
руководства
сюжетно-ролевыми
играми
детей. Цель работы - дать характеристику сюжетно - ролевой игры и показать
особенности
руководства
ею
со
стороны
взрослого.
Объект:
Сюжетно-
ролевая игра дошкольника. Предмет: Методы руководства сюжетно-ролевой
игрой в средней группе.
Задачи: содержание образовательной области „Социализация" направлено
на достижение целей освоения первоначальных представлений социального
характера
и
включения
детей
в
систему
социальных
отношений
через
решение следующих задач:
• развитие игровой деятельности детей;
• приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
• формирование семейной, гражданской принадлежности,
патриотических чувств.
Практическая значимость: проект
направлен
на
формирование
социальной практики ребёнка, его реальной жизни в обществе сверстников.
Поэтому,
столь
активной
для
дошкольной
педагогики
является
проблема
использования
игры
для
всестороннего
воспитания
и
развития
ребёнка.
Немаловажную роль в поддержании игровой деятельности, внесения в нее
творчества, создания интереса к игре, несомненно, принадлежит педагогу.
Только
опытный
педагог,
знающий
индивидуальные
и
возрастные
особенности
детей
дошкольного
возраста,
умеющий
создавать
игровые
объединения
не
по
своему
усмотрению,
а
исходя
из
интересов
детей,
способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе
которой, дети собираются в сплоченные группы и могут реализовать себя,
активно участвуют в игровых действиях ; проект может быть использован для
подготовке
и
проведении
различных
мероприятий
педагогической
направленности ( семинары , педагогические советы , родительские собрания
и др.
I.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в
жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной
деятельности.
В
отечественной
психологии
и
педагогике
игра
рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для
развития
ребёнка
дошкольного
возраста;
в
ней
развиваются
действия
в
представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные
навыки
кооперации
(А.В.Запорожец,
А.Н.Леонтьев,
Д.Б.
Эльконин,
Л.А.
Венгер, А.П.Усова).
Педагогический
процесс
детского
сада
включает
в
себя
две
составляющие:
деятельность
детей
в
условиях
непосредственного
руководства и контроля со стороны взрослого и самостоятельную свободную
деятельность детей
Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по
отношению
к
сюжетной
игре
детей,
необходимо
хорошо
понимать
её
специфику, иметь представления о её развивающем значении, о том, какой
она
должна
быть
на
каждом
возрастном
этапе,
а
также
уметь
играть
соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.
Свободная
сюжетная
игра
—
самая
привлекательная
для
детей
дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем,
что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы,
подвластности
ему
вещей,
действий,
отношений
—
всего
того,
что
в
практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с
трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной
игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не
требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё
«как будто», «понарошку».
Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир
дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это
происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его
сферы
жизни
с
помощью
условных
действий.
Сначала
это
действия
с
игрушками,
замещающими
настоящие
вещи,
а
затем
-
изобразительные,
речевые
и
воображаемые
действия(совершаемые
во
внутреннем плане, в «уме»).
Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и
для
развития
его
личности:
принимая
на
себя
в
игре
различные
роли,
воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями,
сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.
Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности
взаимодействовать
с
другими
людьми:
во-первых,
воссоздавая
в
игре
взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия,
во-вторых,
в
совместной
игре
со
сверстниками
он
приобретает
опыт
взаимопонимания,
учится
пояснять
свои
действия
и
намерения,
согласовывать их с другими людьми.
Каким же образом передаётся ребёнку игра? Оказывается, ребёнок
овладевает ею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей.
Современный
дошкольник
имеет
мало
шансов
приобрести
опыт
в
игровых
умениях,
так
как
неформальные
разновозрастные
группы
в
настоящее
время
большая
редкость.
Раньше
они
существовали
в
виде
дворовых, соседских групп, или группы братьев и сестёр одного возраста, в
одной семье. Сейчас дети данного возраста разобщены. В детском саду их
подбирают в группу по одновозрастному принципу, в семьях очень часто есть
только один ребёнок, а дворовое и соседское общение становится редким из-
за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в
школе, специализированных кружках.
Воспитатель
должен
заменить
дошкольнику
недостающих
братьев
и
сестёр,
старших
товарищей,
должен
помочь
ребёнку
овладеть
игровыми
умениями,
втягивая
его
в
игру.
Сильным
фактором
разобщения
детей
является и телевизор, у которого они проводят много времени.
Сформулируем первый принцип организации сюжетной игры в детском
саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен
играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом, во многом
определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам
характер поведения взрослого во время игры. Совместная игра взрослого с
детьми
только
тогда
будет
действительно
игрой
для
ребёнка,
если
он
почувствует
в
этой
деятельности
не
давление
воспитателя
-
взрослого,
которому
в
любом
случае
надо
подчиниться,
а
лишь
превосходство
«умеющего интересно играть» партнёра.
Такого рода смена позиции и естественное эмоциональное поведение
воспитателя как играющего партнёра — гарантия возникновения у ребёнка
побуждения к сюжетной игре вообще и даже возникновения у него интереса
к любой тематике, которую включает в игру взрослый. Если воспитатель,
играя,
втягивает
в
игру
детей,
нет
необходимости
в
дополнительном
формировании «побуждения» к игре через ознакомления с окружающим,
приготовлением
специальных
игрушек,
с
помощью
которых
можно
реализовать в игре то, с чем детей ознакомили, советы и вопросы к детям.
Для формирования игровых умений можно использовать следующий путь
-строить
игру
с
детьми
таким
образом,
чтобы
на
соответствующем
возрастном этапе они сразу ставились перед необходимостью использовать
именно новый, более сложный способ построения игры. В этом случае дети
сначала как бы «открывают» и используют новый способ в «чистом» виде в
совместной игре со взрослым, а затем переносят его в самостоятельную игру
с различным конкретным содержанием.
Второй принцип организации сюжетной игры воспитатель должен играть
с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом его этапе
следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и
усваивали новый, более сложный способ её построения. Комфортная жизнь
ребёнка в условиях детского сада во многом зависит от того, сумеет ли он при
желании
развернуть
совместную
игру
со
сверстниками.
Чтобы
успешно
играть с кем-то, ребёнку необходимо понимать смысл действий партнёра и
самому быть им понятым. Для этого смысл условного действия с предметом,
момент принятия той или иной роли, развёртываемое в игре событие должно
быть
пояснены
партнёру.
Взрослый,
играя
с
ребёнком,
должен
пояснить
игровые
действия
сам
(«Я
буду
купать
мишку,
это
у
меня
мыло»,
и
стимулировать к этому ребёнка). Но чтобы такие пояснения ребёнок по
собственной инициативе обращал к партнёру - сверстнику, взрослый должен
как
можно
раньше
ориентировать
его
на
сверстника,
втягивая
в
игру
нескольких
детей.
У
детей
очень
рано
обнаруживается
стремление
к
совместным действиям и уже с раннего возраста можно научить в игровое
взаимодействия друг с другом на доступном им уровне построения игры.
Третий принцип - начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе
дошкольного
детства
необходимо
при
формировании
игровых
умений
одновременно
ориентировать
ребёнка
как
на
осуществление
игрового
действия,
так
и
на
пояснения
его
смысла
партнёрам
-
взрослому
или
сверстнику. Для того чтобы втягивать детей в игру, играть с ними вместе,
воспитатель должен сам научиться свободно развёртывать сюжет того или
иного
строения
в
«живом»
процессе
игры,
отталкиваясь
от
тематики,
привлекающей
детей.
Воспитатель
должен
владеть
игровой
«грамотой»,
игровой
культурой.
Дети
должны
быть
обеспечены
в
любом
возрасте
временем, местом и материалом для самостоятельной игры.
Роль
педагога
должна
ограничиваться
лишь
созданием
условий
для
активизации игры детей.
В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать
две тесно связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми в
процессе которой формируется новые игровые умения, и самостоятельную
детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь
обеспечивает
условия
для
её
активизации
и
использовании
детьми
имеющихся в их арсенале игровых умений.
Итак, Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях
является
развитие
свободной
творческой
личности
ребенка,
которое
определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности
детей.
Задачи развития:
· Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
· Развитие познавательных способностей;
· Развитие творческого воображения;
· Развитие творческого мышления;
· Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
II.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
2.1. Планирование работы по реализации проекта
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Задачи:
помогать
детям
налаживать
взаимодействие
в
совместной
игре,
развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
Роли
Ролевые действия
Доктор
Ведёт
приём,
прослушивает,
смотрит
горло; измеряет давление, выписывает
рецепт.
Медсестра
Выполняет
назначение
врача,
делает
уколы, ставят банки, горчичники.
Пациент
П р и х о д и т
н а
п р и ё м
к
в р а ч у,
рассказывает,
что
его
бе спокоит,
выполняет рекомендации врача.
Регистратор
Заполняет
карту
больного,
д а ё т
талончик.
Медсестра
процедурного
кабинета
Делает
уколы,
прививки,
ингаляции,
прогревание.
Продавец
в аптечном
киоске
Отпускает лекарства по рецепту врача
Построение ролевого диалога
Медсестра
Процедурная медсестра
Работник
аптечного киоска
Доктор
Выполняет
указания
врача,
помогает
ве сти
приём больных
По направлению,
выданному
доктором,
производит
соответствующие
процедуры
Пациент
Выписывает
направления
на
обследование
Делает
уколы,
берёт
а н а л и з ы ,
д е л а е т
ингаляции
Выкупает
лекарства
по рецепту
Регистратор
Б е р ё т
к а р т у
больного, относит
её к доктору
Шофёр
(скорой
помощи)
В ы е з ж а е т
к
больным на дом
Даёт указания
н а
д о с т а в к у
медикаментов
в
аптечный киоск
Сюжетно-ролевая игра «Почта»
Задачи:
помогать
детям
налаживать
взаимодействие
в
совместной
игре,
развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
Роли
Ролевые действия
Почтальон
Берёт
на
почте
письма,
газеты,
журналы,
открытки;
разносит
их
по
домам;
отпускает
корреспонденцию в почтовый ящик
Клиент
Отправляет посылки; покупает конверты, газеты
и
открытки;
занимает
очередь;
отправляет
денежные
переводы.
Соблюдает
правила
поведения
в
общественном
месте;
занимает
очередь.
Оператор
Принимает
посылки,
денежные
переводы;
продаёт
газеты
и
журналы;
сортирует
письма,
газеты, журналы
Шофёр
Подвозит
на
почту
новые
газеты,
журналы,
открытки;
привозит
посылки
и
бандероли;
забирает
посылки
и
бандероли,
отвозит
их
на
железную дорогу.
Зав.
Почтой
Контролирует
работу
почтальона,
оператора,
звонит и заказывает свежие газеты, журналы,
новые открытки; выдаёт зарплату. Выдаёт шофёру
путёвку или лист-задание; благодарит служащих
почты за хорошую работу
Построение ролевого диалога
Заведующий
Клиенты
Оператор
Шофёр
Почтальон
Даёт
указания
о
выполнении
работы.
Получает
письма,
газеты,
Выдаёт газеты,
журналы,
письма,
Подвозит
почтальона
Контролирует
работу
почтальона.
Выдаёт
зарплату.
журналы,
открытки.
Передаёт
письма,
открытки для
отправки.
открытки
Оператор
Даёт
указания
о
р а б о т е
с
клиентами.
Контролирует
работу.
Выдаёт
зарплату.
Отправляет
посылки,
бандероли,
письма.
Покупает
газеты,
журналы,
открытки.
Отправляет
денежные
переводы
П о м о г а е т
в
отправлении
посылок,
бандеролей
Привозит
посылки,
бандероли,
корреспонденцию
Клиент
Общаются.
Занимает
очередь.
Общаются.
Принимает
посылки,
бандероли.
Упаковывает
их.
Принимает
письма,
денежные
переводы
Сюжетно-ролевая игра «Шофёры»
Задачи:
помогать
детям
налаживать
взаимодействие
в
совместной
игре,
развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
Роли
Ролевые действия
Шофёр
Ведёт
машину,
рулит,
подаёт
сигнал,
устраняет
неполадки,
делает
остановки,
объявляет их.
Пассажир
Покупает билет, выходит на остановках,
с о бл юд а е т
п р а в и л а
п о в ед е н и я
в
общественном транспорте, сидит.
Бензозаправщик
Заливает в машину бензин, берёт деньги,
пробивает чек
Милиционер
Регулирует движение, штрафует водителя
за нарушение, делает замечания шофёру,
пассажиру
Водитель
др. машины
Перевозит груз, рулит, ведёт машину.
Построение ролевого диалога
Диспетчер
Шофёр
другой
машины
Пассажир
Шофёр
Даёт
указания
об отправлении
машины.
Объявляет
маршрут.
Контролирует
Оказывает
взаимопомощь.
Берёт на буксир.
Спрашивает
о
том,
на
какой
остановке
выйти.
Просит
остановить
машину
Пассажир
Посылает
контролёров
Пересаживает на
другую машину.
Б е с е д у е т
о
поездке.
Уступают
место.
Общаются.
Бензозаправщи
к
Устанавливает
очередь.
Оказывает
п о м о щ ь
в
заправке.
Милиционер
Выполняет
указания
работников
милиции.
Платит штраф
Соблюдает
правила
дорожного
движения,
поведения.
Подчиняется
указаниям
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»
Задачи:
помогать
детям
налаживать
взаимодействие
в
совместной
игре,
развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
Роли
Ролевые действия
Капитан
Ведёт
корабль,
даёт
указания
другим
членам
команды
Боцман
Командует матросами, следит за тем, как они
выполняют работу.
Штурман
Следит за маршрутом плавания
Радист
Выходит
на
связь
с
другими
кораблями,
с
диспетчерской службой на берегу.
Врач
Лечит заболевших во время плавания
Пассажиры
Покупают
билеты,
садятся
на
ко р а бл ь ,
соблюдают правила поведения в общественном
транспорте
Кассир
Продаёт билеты, проверяет их
Построение ролевого диалога
Диспетчер
К а п и т а н
д р у г о г о
корабля
Пассажир
Капитан
Даёт
указания
о б
отправлении
корабля.
Объявляет
маршрут.
Контролирует
Приветствует.
Оказывает помощь
Спрашивает
капитана о времени
прибытия корабля в
порт
Радист
П е р е д а ё т
с в о д к у
погоды.
Передаёт
радиограммы
Отправляет сигнал или
какое-то послание
Отправляет
телеграмму домой
Врач
Оказывает
помощь
ч л е н а м
к о м а н д ы
другого корабля
Лечит заболевших
Пассажир
Отправляет
контролёров
проверить
пассажирские билеты
Пересаживается
на
другой корабль
Беседуют.
Гуляют
по
палубе,
общаются
Боцман
Д а ё т
у к а з а н и я
м а т р о с а м
п о м о ч ь
другому кораблю
Сюжетно-ролевая игра «Универсам»
Задачи:
помогать
детям
налаживать
взаимодействие
в
совместной
игре,
развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
Роли
Ролевые действия
Зав. магазином
П од б и р а е т
т о в а р ы
д л я
м а г а з и н а
(продовольственные
и
промышленные);
руководит разгрузкой и погрузкой товара,
выдаёт товар в разные отделы продавцам.
Водитель
Ведёт
машину,
соблюдая
все
правила
дорожного
движения,
получает
товар
от
товароведа, загружает и разгружает его.
Продавцы
продтоваров
и промтоваров
Получает
товар
по
своему
профилю,
раскладывает
на
витрине,
обслуживает
покупателя
(берёт
деньги,
выдаёт
сдачу,
чек, товар)
Покупатели
Покупают нужный им товар, оплачивают
покупку,
складывают
покупки
в
сумку,
с о бл юд а ю т
п р а в и л а
п о в е д е н и я
в
общественных местах.
Построение ролевого диалога
Товаровед
Охранник
Продавцы
Заведующий
магазином
З а к а з ы в а е т
п о
телефону
то ва р ,
берёт накладную
Приветствует.
Оказывает помощь
Распределяет
товар
по отделам, выдаёт
зарплату.
Продавцы
О б р а щ а е т с я
с
просьбой
охранять
т о в а р
в о
в р е м я
обеденного перерыва
Общаются
между
собой о количестве
проданных
товаров,
их качестве
Водитель
Получает и выдаёт
товар,
заказанный
заведующей,
с ч и т а е т
е г о
и
з а п и с ы в а е т
в
накладной
Покупатели
С л е д и т
з а
общественным
поря дком,
д е л а е т
замечания, проверяет
содержимое больших
сумок.
Р а с с к а з ы в а е т
о
качестве
предлагаемых
товаров,
рекламируют
их ,
советуют что купить
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Задачи:
помогать
детям
налаживать
взаимодействие
в
совместной
игре,
развернуть сюжет. Развивать интерес и уважение к профессии продавца
Роли
Ролевые действия
Заведующий
магазином
Организует
работу
сотрудников
магазина,
делает
заявки
на
получение
товаров,
обращает внимание на правильность работы
продавца и кассира, беседует с покупателями
Покупатели
Перечисляют кассиру, что они хотят купить и
сколько,
расплачиваются
«деньгами»,
получают чек от кассира, по чеку получают
товар
Продавец
Выдаёт
товар
по
чеку,
сверяет
по
чеку
ко л и ч е с т в о
т о в а р о в ,
в н и м ат е л е н
к
покупателям
Кассир
Спрашивает
у
покупателя,
что
он
хочет
купить и сколько, пробивает чек (рисует на
чеке
соответствующее
количество
палочек),
выдаёт чек, сдаёт сдачу.
Шофёры
Доставляют
определённое
количе ство
разнообразных товаров, получают заявки на
получение товаров от заведующего магазина
Рабочие
Сгружают
полученный
товар
на
склад,
разносят по отделам
Построение ролевого диалога
Заведующий
магазином
Покупатель
Рабочий
Продавец
Организует
р а б оту;
Контролирует
П р е д ъ я в л я е т
ч е к ,
делает заказ; Получает
Приносит товар
со склада
п р а в и л ь н о с т ь
и
аккуратность работы
то ва р ы ;
П р о в е р я е т
количество
Покупатели
Б е с е д у ю т
с
покупателями
( н р а в и т с я
л и
и м
магазин, какие покупки
хотят сделать и т.д.)
Устанавливают очередь.
Общаются.
Соблюдают
правила
поведения
в
общественном месте
Рабочий
Организует
р а б оту;
Контролирует
Кассир
О р г а н и з у е т
и
контролирует
работу;
Проверяет отчётность
Просит
выдать
чек;
Называет,
что
хочет
к у п и т ь
и
с к о л ь к о ;
П л а т и т
д е н ь г и ;
Получает чек
Шофёр
Д а ё т
у к а з а н и е
о
доставке определённых
товаров;
Подписывает
п у т е в о й
л и с т ;
Контролирует.
Сгружает
привезённый
товар;
Общаются.
Сюжетно-ролевая игра «Хлебозавод»
Задачи: помогать детям устанавливать взаимоотношения и действия в
процессе игры, развивать его сюжет. Уточнить представления о труде
работников пекарни.
Роли
Ролевые действия
Директор
хлебозавода
Организует работу сотрудников хлебозавода.
Обеспечивает распределение готовой
продукции.
Занимается вопросами закупки сырья для
изготовления хлеба.
Контролирует качество работы сотрудников.
Пекарь
Выпекает хлебобулочные изделия разных
сортов и разного размера;
группируют готовую продукцию по сортам и
размерам.
Оператор
Следит за работой транспортёра, по которому
подаются изделия, подсчитывают их
количество
Контролёр
Определяет ассортимент, качество и
количество хлебобулочных изделий,
контролирует правильность их раскладки,
проверяет готовность изделий
Шофёры
Развозят хлебобулочные изделия по магазинам
и ларькам, предварительно определив их
количество и размеры
Грузчики
Грузят готовый товар в машины со склада
Построение ролевого диалога
Директор хлебозавода
Пекарь
Грузчики
Пекарь
Организует работу.
Контролирует
правильность и
аккуратность работы
Распределяют работу
между собой.
Советуются.
Общаются
Оператор
Организует работу.
Проверяет точность
выполнения работы,
сортировку
Принимает хлеб.
Подсчитывает
количество
отправленного хлеба в
печь.
Сообщает о готовности
хлеба.
Контролёр
Контролирует работу.
Беседует о качестве
продукции.
Обновляет
ассортимент
хлебобулочных
изделий.
Проверяет качество
готовой продукции.
Рассматривает
выпеченные изделия.
Отмечает количество
выпеченного хлеба за
смену.
Грузчик
Организует и
контролирует работу
Помогают друг
другу.
Распределяют
работу между
собой.
Общаются
Шофёр
Даёт указание о
доставке хлеба.
Подаёт (грузит)
лотки с хлебом.
Сюжетно-ролевая игра «Рыбаки»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре;
помочь развернуть сюжет.
Роли
Ролевые действия
Капитан судна
Ведёт судно, обнаруживает в бинокль косяки
рыб, бросает якорь. Отдаёт команды
рыбакам.
Рыбаки
Раскручивают сеть, бросают в море, ловят
рыбу. Раскладывают в ящики по сортам и
видам.
Водитель-
экспедитор
Подъезжает к кораблю, покупает у рыбаков
рыбу, загружает её в машину и отвозит в
магазин.
Продавец
Принимает рыбу у экспедитора, выкладывает
её на полки магазина, продаёт покупателям
Построение ролевого диалога
Диспетчер
Помощник капитана
Рыбаки (бригадир)
Капитан
судна
Даёт указания об
отплытии судна.
Выдаёт
маршрутный лист.
Осуществляет
контроль
Отдаёт команды
помощнику.
Крутит штурвал.
Отдаёт команды
бригадиру
Рыбаки
Рыбаки обращаются с
просьбой ещё раз
бросить якорь
(выловили не всю рыбу
и т.п.)
Принимает улов.
Раскладывает улов
в ящики,
упаковывает.
Контролирует
работу рыбаков
Водитель-
экспедитор
Выдаёт путёвку.
Посылает на
разгрузку в
нужный магазин
Сдаёт улов, берёт
квитанцию.
Водитель-экспедитор
осматривает груз,
проверяет качество
упаковки.
Продавец
Звонит в магазин и
узнаёт, доставили
ли рыбу.
Сюжетно-ролевая игра «Аптека»
Задачи: углублять знания о труде работников аптеки, помогать детям
налаживать взаимодействия в совместной игре, развернуть сюжет
Роли
Ролевые действия
Провизор-
аптекарь
Принимает рецепт и заказ от покупателей. Даёт
справку и дозе приёма того или иного
лекарства; упаковывает лекарства; выдаёт
лекарства по рецепту
Фармацевт
Изготавливает лекарство; упаковывает
изготовленные лекарства в пакетики,
пузырёчки; подписывает упакованные
лекарства
Покупатель
Покупает лекарство, расплачивается; просит
дать справку о применении того или иного
лекарства; показывает рецепт, ждёт пока
изготовляют лекарства
Кассир
Получает деньги от покупателя, выдаёт чек.
Шофёры
Привозит лекарство
Зав. Аптекой
Звонит и заказывает новую партию лекарств;
выдаёт зарплату; контролирует работу
сотрудников
Построение ролевого диалога
Заведующая
Покупатель
Провизор-
аптекарь
Шофёр
Кассир
Провизор-
аптекарь
Контролируе
т качество
работы.
Выдаёт
зарплату.
Покупает
лекарство.
Просит
объяснить,
как
принимать
лекарство.
Выполняют
совместну
ю работу.
Общаются.
Подвозит
лекарства
Выдаёт чек,
получает
деньги в
соответстви
и с ценой
названной
провизором.
Фармацевт
Даёт
указания по
изготовлению
лекарств.
Выдаёт
зарплату
Просит
изготовить
то или иное
лекарство
по рецепту,
выданному
врачом
Общаются
Подвозит
компоненты
для
изготовлени
я лекарств
по рецептам
Покупатель
Общаются.
Регулирует
спорные
вопросы
Занимает
очередь.
Общаются.
Выдаёт
лекарство,
объясняет,
как его
нужно
принимать
Получает
деньги,
выдаёт чек.
Шофёр
Выдаёт
зарплату.
Отправляет
за новыми
лекарствами
Кассир
Контролируе
т работу.
Выдаёт
Платит
деньги за
лекарство
Получает
зарплату
2.2. Конспект сюжетно – ролевой игры в средней группе
«На приёме у врача».
Цель: 1. Ознакомить детей с деятельностью врача.
2.
Активизировать
словарь
новыми
словами:
врач-педиатр,
процедурная,
медсестра.
3. Закрепить названия медицинских инструментов: фонендоскоп, шприц.
4. Формировать умение творчески развивать сюжет игры.
5. Воспитывать уважение к профессии врача, медсестры и пациенту.
Материалы: халат и шапочка врача, халаты и шапочки для медсестёр,
медицинские
инструменты
(термометр,
шприц,
бинт,
зелёнка,
вата,
фонендоскоп,
ширма,
карточки
с
рекомендациями,
карточки
пациентов,
раствор для инъекций), витамины.
Предварительная работа: экскурсия в медицинский кабинет детского сада, в
процедурную. Рассказ воспитателя о профессии врача.
Игровые роли: врач-педиатр, две медсестры, пациенты.
Ход игры:
Воспитатель: - Ребята я хочу загадать вам загадку, послушайте внимательно:
Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плач-
Ведь тебе поможет…
Дети: - Врач.
Воспитатель: - Верно! Молодцы! Сегодня я предлагаю вам поиграть в
интересную игру «На приёме у врача». Кто из вас знает, как называют врача,
который лечит детей? (ответы детей)
Воспитатель: - Детей лечит врач-педиатр. А кто помогает врачу вести
приём?
Дети: - Медсестра.
Воспитатель: - Верно! Медсестра делает прививки, уколы, перевязки.
Теперь
распределим
роли.
Врачом-педиатром
буду
я.
Кто
хочет
быть
медсёстрами? (Воспитатель распределяет роли медсестёр). А помогать мне
сегодня будут Саша и Оля, они будут медсёстрами. Но какой, же приём у
врача без пациентов. Так как пациенты у нас дети, то они не могут ходить к
врачу
без
родителей.
Ребята,
кто
хочет
быть
родителями?
(Воспитатель
распределяет роли родителей).
А кто хочет быть детьми? (Воспитатель распределяет роли детей).
Родителями сегодня будут Настя, Даша, Надя. А все остальные ребята будут
детьми. Уважаемые родители возьмите своих детей за руки и следите за ними
внимательно, будьте к ним добры. А теперь вам надо занять очередь к
педиатру. Первыми будут Настя и Даша, а остальные родители занимайте
очередь.
2й пациент: - Кто крайний?
1й пациент: - Мы.
2й пациент: - Тогда мы за вами.
3й пациент: (тоже занимает очередь).
Воспитатель: -Дорогие медсёстры пришло время приготовиться к приёму,
одеть
халаты
и
шапочки
и
пройти
в
процедурную.
Мне
тоже
надо
переодеться (уходят за ширму. Ширма сдвигается в сторону – начало приёма).
Медсестра Саша пригласите первого пациента.
Саша: - Кто первый по очереди – заходите.
1й пациент:- Здравствуйте!
Воспитатель: - Здравствуйте, садитесь. Что вас беспокоит?
1й пациент: - У моей дочки Дашеньки заболело горлышко.
Воспитатель: - Сейчас я найду вашу карточку (находит карточку). Дашенька
открой ротик и скажи а-а-а. Да горлышко красное, но ничего страшного. Я
вам выпишу витамины (делает запись в карточке и даёт витамины), будете
принимать по одной витамине в день. А сейчас, пожалуйста, пройдите в
процедурную,
медсестра
Саша
напоит
вашу
дочку
настоем
календулы
(выписывает
направление).
Это
направление
отдадите
медсестре.
Когда
придёте домой почитайте вашей дочке книжку. А ко мне на приём придите
через три дня, я посмотрю горлышко ваше дочки. До свидания!
1й пациент: - До свидания! (уходит в процедурную). Здравствуйте!
(протягивает направление).
Медсестра Саша: - Здравствуйте! Садитесь (заваривает в термосе
календулу и наливает Даше).
1й пациент: - Спасибо, до свидания!
Медсестра Саша: - До свидания!
Воспитатель: - Медсестра Оля пригласите, пожалуйста, следующего
пациента.
Медсестра Оля: - Следующий, проходите.
2й пациент: - Здравствуйте!
Воспитатель: - Здравствуйте, садитесь. Что вас беспокоит?
2й пациент: - Мой сынок Дима взял ножницы без разрешения и обрезал
пальчик.
Воспитатель: - Сейчас найду вашу карточку (находит карточку) и посмотрю
пальчик
вашего
сына.
Здесь
нет
ничего
страшного,
но
палец
надо
забинтовать,
чтобы
не
попала
грязь.
Я
выпишу
вам
направление
в
процедурную (выписывает направление). Отдадите направление медсестре
Оле. После процедурной сходите в зоопарк. А на приём придёте через два
дня, я посмотрю пальчик вашего сына.! До свидания!
2й пациент: - До свидания! (уходит в процедурную). Здравствуйте!
(протягивает направление).
Медсестра Оля: - Здравствуйте! Садитесь (мажет палец зелёнкой и
перевязывает его). До свидания.
2й пациент: - Спасибо, до свидания!
Воспитатель: - Медсестра Саша пригласите, пожалуйста, следующего
пациента.
Медсестра Саша: - Следующий.
3й пациент: - Здравствуйте!
Воспитатель: - Здравствуйте, садитесь. Что вас беспокоит?
3й пациент: - Мы с дочкой Алиной пришли на прививку.
Воспитатель: - Сейчас посмотрим (находит карточку). Да пришло время
делать вам манту. Сначала я посмотрю вам горлышко. Вика открой ротик и
скажи
а-а-а.
Всё
нормально.
Теперь
я
вам
выпишу
направление
в
процедурную, медсестра Саша померяет температуру и сделает прививку
(делает запись в карточке). После прививки идите домой, и покормите вашу
дочку. Три дня не купаться, а после придёте на осмотр. До свидания!.
3й пациент: - До свидания! (уходит в процедурную). Здравствуйте!
(протягивает направление).
Медсестра
Саша:
-
Здравствуйте!
Садитесь
(ставит
градусник),
температура нормальная, закатайте рукав (делает прививку). До свидания!
Воспитатель: - Наш приём закончен. Дорогие медсёстры спасибо за
помощь, можете снять халаты и шапочки. Ребята вам понравилась игра?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Может кто-нибудь из вас хочет вести следующий приём?
Дети: - Да.
(Дети по желанию продолжают игру)
3. Заключение.
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в
жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной
деятельности. Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для
детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется
тем,
что
в
игре
ребёнок
испытывает
внутренне
субъективное
ощущение
свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в
практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с
трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной
игры - действием в воображаемой, условной ситуации.
Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир
дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это
происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его
сферы жизни с помощью условных действий.
Наши дети растут в непростое время, и все же они – надежда и опора
родителей! Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания
взрослых. А начинается развитие детей в игре; с ее помощью он познает мир
и учится в нем ориентироваться. В игре ребенок становится равноправным с
нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или нет, нам приходиться
руководить им а, ему подчиняться или сопротивляться.
Игра
-
это
чудесный
мир,
который
позволяет
нам
общаться
с
ребенком
напрямую,
легко
преодолевая
условностям
громоздкие
формы
нашего
существования.
Список литературы
Федеральный закон РФ» об образовании в Российской Федерации»
№273-ФЗ от 01.09.2013.
ФГОС
ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ
ОТ 17ОКТЯБРЯ 2013 Г.№1155 Г.МОСКВА
Краснощекова Л.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного
возраста / Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д.: Феникс.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в
дет ском саду:
Пособие
для
воспитателя.
2-е
изд.,
испр.
—
М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
Широкова
Г.А.
Справочник
дошкольного
психолога
/
серия
«Справочник» Ростов Н/Д: «Феликс», 2004.
Виноградова Н.А. ,Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры
для старших дошкольников. Практическое пособие-2010г.