Напоминание

Иностранный язык как средство формирования критического мышления


Автор: Шинкевич Елена Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ Гимназия № 104 "Классическая гимназия"
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Иностранный язык как средство формирования критического мышления
Раздел: среднее образование





Назад





Сущность понятия «критическое мышление»
Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих формирование "мышления оценочного, рефлексивного”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированного и логического мышления, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. В основе технологии формирования критического мышления лежат идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу. Критическое мышление - это сложный мыслительный процесс, который начинается с получения информации и заканчивается принятием решения, формированием собственных позиций. Это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; это умение ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Технология критического мышления дает ученику: - повышение эффективности восприятия информации; - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить; - умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими; - повышение качества образования учеников; - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни. Технология критического мышления дает учителю: - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Иностранный язык как средство формирования критического

мышления
. Одним из наиболее эффективных инструментов формирования критического мышления учащихся является изучение иностранного языка. Языковое образование по своей сути есть процесс движения от цели к результату, тот «мостик», который позволяет перейти от этапа накопления
знаний к этапу свободного применения их в разнообразной деятельности. Современные тенденции обучения языкам предполагают развитие навыков и выработку умений пользования языком, а не приобретение и накопление определенной суммы грамматических правил и лексики. Основу владения языком составляют готовность и умение человека анализировать и оценивать ситуации общения, все детерминирующие их факторы и принимать адекватное им решение относительно речевого поведения. Уровень развития критического мышления изучался приёмами составления кластера и маркировки текста (ТРКМ). Умение осмысливать изучаемый материал и устанавливать причинно- следственные связи оценивалось по уровням: Уровень Параметры Баллы Допустимый Полное отражение темы в кластере и установление причинно – следственных связей 10 баллов Средний Неполное отражение темы в кластере и установление причинно – следственных связей 7-9 баллов Низкий Неумение устанавливать причинно – следственные связи Меньше 7 баллов Развитие умения работать с информацией представлены в процентном соотношении за год обучения на примере 5 «А, Б, В»- 6 «А, Б, В» классах в таблице: Уровень развити я Умение систематизировать материал Умение устанавливать причинно- следственные связи 5 «А» (13) 5 «Б» (13) 5 «В» (14) 5 «А» (13) 5 «Б» (13) 5 «В» (14) Допусти мый 3уч 24% 3уч 24% 4уч 28% 4- 30% 5- 40% 4- 28% Средний 5уч 38% 4уч 30% 5уч 36% 6- 46% 4- 30% 6- 44% Низкий 5уч 6уч 5уч 3- 24% 4- 4- 28%
38% 46% 36% 30% Уровень развити я Умение систематизировать материал Умение устанавливать причинно-следственные связи 6 «А»- 14 6 «Б»-13 6 «В» -13 6 «А» - 14 6 «Б»- 13 6 «В» -13 Допусти мый 9уч. 65% 7 уч. 53% 8уч 68% 6- 43% 7- 53% 7- 53% Средний 3уч. 21% 4 уч. 30% 4уч 28% 6- 43% 4- 30% 4- 30% Низкий 2уч. 14% 2 уч.17% 1уч 4% 2- 14% 2- 17% 2- 17% Результаты исследования показали положительную динамику развития критического мышления. Более 50% учащихся умеют работать с новой информацией, т.е. могут выделить в ней важные для осмысления линии и установить причинно- следственные связи. Развивая критическое мышление учащихся, мне удалось достичь следующих результатов: -повысить качество обучения по английскому языку; -побеждать на олимпиадах и конкурсах; -повысить познавательное отношение к прочитанному (учащиеся учатся показывать свое исследовательское умение, желание глубже вникать в суть произведения); -развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно- поискового характера; -мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности .


В раздел образования