Иностранный язык как средство формирования критического мышления
Автор: Шинкевич Елена Владимировна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МАОУ Гимназия № 104 "Классическая гимназия" Населённый пункт: Екатеринбург Наименование материала: методическая разработка Тема: Иностранный язык как средство формирования критического мышления Раздел: среднее образование
Сущность понятия «критическое мышление»
Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают
совокупность качеств и умений, обусловливающих формирование
"мышления оценочного, рефлексивного”, для которого знание является не
конечной, а отправной точкой, аргументированного и логического мышления,
которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. В основе
технологии формирования критического мышления лежат идеи Д. Дьюи, Ж.
Пиаже и Л.С. Выготского о необходимости развития в учениках
аналитически-творческого подхода к любому материалу.
Критическое мышление - это сложный мыслительный процесс, который
начинается с получения информации и заканчивается принятием решения,
формированием собственных позиций. Это способность анализировать
информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем,
чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к
нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; это умение ставить новые
вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые
продуманные решения.
Технология критического мышления дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу
обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология критического мышления дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного
сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных
методик, которые способствуют развитию критического мышления и
самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою
деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других
учителей.
Иностранный язык как средство формирования критического
мышления .
Одним
из
наиболее
эффективных
инструментов
формирования
критического мышления учащихся является изучение иностранного языка.
Языковое
образование
по
своей
сути
есть
процесс
движения
от
цели
к
результату, тот «мостик», который позволяет перейти от этапа накопления
знаний к этапу свободного применения их в разнообразной деятельности.
Современные тенденции обучения языкам предполагают развитие навыков и
выработку умений пользования языком, а не приобретение и накопление
определенной суммы грамматических правил и лексики. Основу владения
языком составляют готовность и умение человека анализировать и оценивать
ситуации
общения,
все
детерминирующие
их
факторы
и
принимать
адекватное им решение относительно речевого поведения.
Уровень развития критического мышления изучался приёмами составления
кластера и маркировки текста (ТРКМ). Умение осмысливать изучаемый
материал и устанавливать причинно- следственные связи оценивалось по
уровням:
Уровень
Параметры
Баллы
Допустимый
Полное отражение
темы в кластере и
установление
причинно –
следственных связей
10 баллов
Средний
Неполное отражение
темы в кластере и
установление
причинно –
следственных связей
7-9 баллов
Низкий
Неумение
устанавливать
причинно –
следственные связи
Меньше 7 баллов
Развитие умения работать с информацией представлены в процентном
соотношении за год обучения на примере 5 «А, Б, В»- 6 «А, Б, В» классах в
таблице:
Уровень
развити
я
Умение
систематизировать
материал
Умение устанавливать причинно-
следственные связи
5 «А»
(13)
5 «Б»
(13)
5 «В»
(14)
5 «А»
(13)
5 «Б»
(13)
5 «В» (14)
Допусти
мый
3уч
24%
3уч
24%
4уч
28%
4- 30%
5-
40%
4- 28%
Средний
5уч
38%
4уч
30%
5уч
36%
6- 46%
4-
30%
6- 44%
Низкий
5уч
6уч
5уч
3- 24%
4-
4- 28%
38%
46%
36%
30%
Уровень
развити
я
Умение систематизировать
материал
Умение устанавливать
причинно-следственные связи
6 «А»-
14
6 «Б»-13
6 «В»
-13
6 «А» -
14
6 «Б»- 13
6 «В» -13
Допусти
мый
9уч.
65%
7 уч. 53%
8уч 68%
6- 43%
7- 53%
7- 53%
Средний
3уч.
21%
4 уч. 30%
4уч 28%
6- 43%
4- 30%
4- 30%
Низкий
2уч.
14%
2 уч.17%
1уч 4%
2- 14%
2- 17%
2- 17%
Результаты исследования показали положительную динамику развития
критического мышления. Более 50% учащихся умеют работать с новой
информацией, т.е. могут выделить в ней важные для осмысления линии и
установить причинно- следственные связи.
Развивая критическое мышление учащихся, мне удалось достичь
следующих результатов:
-повысить качество обучения по английскому языку;
-побеждать на олимпиадах и конкурсах;
-повысить познавательное отношение к прочитанному (учащиеся учатся
показывать свое исследовательское умение, желание глубже вникать в суть
произведения);
-развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-
поискового характера;
-мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности .