Формирование навыков беглого, выразительного, осознанного чтения.
Автор: Довбня Светлана Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа №8" Населённый пункт: г. Когалым ХМАО - Югра Наименование материала: статья Тема: Формирование навыков беглого, выразительного, осознанного чтения. Раздел: начальное образование
Формирование навыков беглого, выразительного, осознанного
чтения.
Из копеек составляется рубль, так из
крупинок прочитанного составляется
знание.
В.И.
Даль
Выполнение различных необычных, весёлых упражнений со словами и
другим материалом обеспечивает формирование у учащихся целого ряда
перцептивных и мыслительных операций и способностей, которые в качестве
составных
компонентов
входят
в
процесс
чтения.
Кроме
того,
систематическое проведение таких упражнений развивает интерес к процессу
чтения,
снимает
эмоциональное
напряжение
и
тревожность
(особенно
у
детей, читающих с низкой скоростью), а также расширяет оперативное поле
чтения; совершенствует восприятие текста, развивает догадку, способствует
преодолению трудностей прочтения и понимания текста, развивает внимание
и память.
Эти упражнения можно разделить на три группы в зависимости от их
направленности
на
зрительное
восприятие,
произношение
и
понимание
прочитанного.
I. Упражнения на развитие навыка осознанного чтения.
Первая группа – логические упражнения.
1. Что общего в этих словах и чем они различаются?
Мел – мель, мал – мял, мыл – мил, лук – люк.
2. Назови одним словом.
Чиж, грач, ласточка, сова, стриж.
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли.
Шарф, варежки, пальто, кофта.
Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.
Картофель, свёкла, лук, капуста.
Лошадь, корова, свинья, овца.
Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.
Липа, берёза, ель, сосна.
3. Какое слово лишнее и почему?
Красивый, синий, красный, жёлтый.
Минута, время, час, секунда.
Дорога, шоссе, тропинка, путь.
Молоко, сметана, простокваша, мясо.
4. Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
5. Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог.
Колос, рота, ваза.
Кора, лото, боксёр.
Молоко, нерест, тарелка.
6 . Даны три слова. Первые два находятся в определённой связи. Между
третьим и одним из предложенных пяти слов в скобках существует такая же
связь. Найди четвёртое слово для первой строчки.
а) Песня – композитор, самолёт - …
(аэродром, горючее, конструктор, лётчик, истребитель)
б) Школа – обучение, больница - …
(доктор, ученик, лечение, больной)
в) Нож – сталь, стул - …
(вилка, дерево, стол, пища, скатерть)
7. Раздели слова на группы.
Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец.
Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол.
Мак, липа, клён, ромашка, берёза, ландыш, дуб.
Вторая группа – игры по составлению слов.
1.
Найди слово в слове:
гроза газета кустарник
шутка поднос шоколадка
часовщик щепка ярмарка
2.
Закончи предложение.
По утрам у Айболита лечат зубы звери: збреы, уызбр, итгыр, вдрыы, оыббр.
3.
Шарады.
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдёте без труда. ( Картина)
С буквой К живу в лесу.
С буквой Ч овец пасу. ( Кабан – чабан)
4. Найди названия животных среди строк.
Насос с осёт р ечную воду,
И шланг протянут к огороду.
Среди куст ов ца рит покой,
Здесь хорошо бродить одной.
II. Упражнения на формирование навыка правильного чтения.
Упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.
1. Опиши предмет (учитель показывает его и быстро убирает).
2. Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных по звучанию),
например:
Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.
3. Выбери слова на заданный звук (из прочитанного четверостишия,
предложения, текста).
4. Чтение слов, отличающихся одной буквой.
Мел – мель – мыл – мыло – мал – мял;
мышка – мошка – мишка – миска.
4.
Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.
Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев;
красное, белое, голубое, чёрное, жёлтое;
кукла, мама, папа, лапа, ложка.
5.
Чтение «перевёртышей» (палиндромов).
Лев ел волов. Иди искать такси, иди.
III. Упражнения для развития беглости чтения.
Упражнения для расширения поля зрения.
1. Созерцание зелёной точки. (На карточке, на картинке ставим зелёную
точку, концентрируем на ней взгляд и затем называем предметы, находящиеся
справа, слева, вверху, внизу.)
2. Работа по таблицам Шульте.
- Как можно быстрее назови все числа (буквы), указывая их карандашом.
- Старайся запомнить расположение сразу двух – трёх чисел (букв),
следующих друг за другом.
- Помни, глаза смотрят в центр таблицы и видят её целиком.
3. Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово:
. . .
с о к С в ета пе с ня
но с ки м е сто кр е сло
с а м ка т ок кле т ка
ку к ла о к тябрь
р а к пл а ток
(Дети читают слова, а глазами следят по буквам, над которыми стоит точка.)
4. Определи разницу.
Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование.
Беседа, разговор, болтовня, собеседование, диалог.
5. «Угадай – ка». Чтение предложений, текстов, перекрытых полосками
бумаги. 6. Чтение про себя.
Памятка «Как читать про себя».
Плотно сожми губы и зубы.
Читай только глазами.
Читай как можно быстрее.
Ответь на вопросы текста.
Чтение с отрывом взгляда.
IV. Упражнения на развитие выразительного чтения.
1.Чтение предложения с разной интонацией.
2.Чтение текста с передачей эмоций (радости, возмущения, печали, гордости
и т.д. в зависимости от содержания)
3.Чтение по ролям, в лицах.
4. Чтение диалогов.
Понимание и осознанность – ведущие стороны в овладении детьми
навыком
чтения.
К.Д.
Ушинский
почти
как
афоризм
сформулировал
эту
мысль: «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать
прочитанное – вот в чём главное дело».