Автор: Шагиахметова Елена Михайловна Должность: учитель географии Учебное заведение: ТМК ОУ " Дудинская средняя школа №7" Населённый пункт: г. Дудинка, Красноярского края Наименование материала: методическая разработка Тема: "Обряды ненцев" Раздел: среднее образование
УРОК по культуре малочисленных народов Таймыра. 7 класс
учитель ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №7», г. Дудинка, Красноярского края.
Тема: Обряды ненцев.
Цели урока:
ознакомление учащихся с обрядами ненецкого народа;
развитие исследовательских навыков, наблюдательности и внимания, логического мышления;
обучение поисковой деятельности учащихся, отбору материала;
формирование национального самосознания;
воспитание толерантности.
План урока.
1.
Организационный момент. Подготовка к уроку.
2.
Беседа с элементами исследования, мультимедиа презентации
3.
Итоги урока
Оборудование урока:
Мультимедийная презентация
сообщения учащихся по теме урока
Ход урока
1. Организационный момент. Подготовка к уроку. Оформление доски учебными материалами.
2. Сообщение темы и цели урока. Слайд 1.
Беседа:
Учитель: – Сегодня на уроке мы познакомимся с обрядами ненцев.
Слайд 2. Напомню, что обряд – это совокупность установленных обычаем действий, в которых
воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции.
Слайд 3.Тундра для ненцев – это огромный, просторный чум. В ней он знает каждую равнину, сопку
по известным ему приметам. В суровых условиях Заполярья веками вырабатывался мужественный и
поэтический характер ненцев, людей влюбленных в природу своей земли и ее своеобразную красоту.
Не даром ненецкая пословица гласит: «Я знаю, где сердце у оленя, знаю, где оно у реки, но кто
скажет мне, где сердце у тундры?!»
До прихода русских ненцы имели свое мирровозрение. Которое проявлялось в их традициях и
обрядах. В 1824 году ненцев поголовно крестили. Но крещение фактически не изменило
религиозных воззрений. Влияние новой религии проявилось, что к их божествам прибавился Никола-
угодник, к которому тоже стали приносить жертву.
Рассмотрим основные обряды ненцев. Они связаны с основными этапами в жизни каждого человека.
СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД.
Срок свадьбы (тюня`, ям. тюва) зависел от срока уплаты калыма и наличия приданого. Иногда
свадьба откладывалась на год и больше. Свадьбы обычно приурочиваются к осени. В назначенный
для свадьбы день жених вместе с родственниками, наряженными в лучшие одежды, отправлялся к
чуму невесты. Впереди ехал сват, за ним жених, часто с товарищем, который выполнял за жениха в
этот день всю работу и даже правил оленями. За ними следовали все родственники.
Отец невесты, между тем, изготовлял особое сооружение (под, подом пя), которое состояло из двух
вколачиваемых в землю шестов с перекладиной наверху. Устанавливался подом пя по направлению к
востоку от чума. Следует отметить, что специальной свадебной одежды у ненцев не было.
Жених и невеста одевались в обычную праздничную одежду, которая отличалась от повседневной,
как упоминалось, лишь лучшей отделкой и качеством шкур. Непременной принадлежностью
костюма невесты были накосники (танё`). Так, Кастрен, описывая свадьбу (упоминает, что только две
нитки синего стекляруса на лбу отличали невесту от других девушек.
Обычно около чума невесты в день свадьбы кто-нибудь дежурил, чтобы сообщить своевременно о
приезде жениха. Узнав о приближении жениха и его родственников, отец и мать невесты выезжали
им навстречу и приводили к своему чуму. Здесь жених и вся его родня трижды объезжали чум
невесты, после чего родня невесты, находящаяся вне чума, бросалась ловить свата, жениха и всех
остальных гостей. «Поймав кого-либо из них, сразу опутывают вожжей от оленей и со всеми санями
и оленями начинают привязывать мужчин к саням у сеникуя, а женщин к саням у дверей; распрягают
и пускают в стадо их оленей». Т.е. гостей привязывали. В это время убивались олени, которые тут же
поедались хозяевами и гостями. Затем все шли к чуму. «Жених доставал из-за пазухи лоскут красного
сукна и его задача заключалась в том, чтобы просунуть этот лоскут в чум невесты, причем женщины-
родственницы невесты всеми силами старались не позволить ему сделать это. Иногда жених старался
просунуть сукно через дымовое отверстие, для чего его поднимали родственники. В конце концов,
сукно вталкивалось женихом в чум. Тогда начинали рвать его лентами и раздавать по ленте каждой из
женщин — родственниц невесты.
В чуме начиналось угощение, невеста не принимала участие в пиршестве, а лежала укрытая
одеждами или сидела в стороне. Иногда не допускался к пиршеству и жених. Угощением служило
мясо (сырое и вареное), суп, рыба, иногда водка и привозные продукты. Жениху и невесте обычно
давали сердце и язык оленя.
На богатые свадьбы изредка приглашался ненец, хорошо исполняющий сказки и песни. Если
поблизости оказывался шаман, он камлал, предсказывая количество будущих детей. После угощения
начинались сборы в чум жениха (часто это бывало уже утром следующего дня).
У входа в чум убивали оленя так, чтобы кровь его образовала лужицу перед порогом. Затем одевали
невесту в дорожную одежду, и женщины выносили ее из чума на руках, перешагивая через кровавую
лужицу, или выводили ее под руки. Невесту усаживали в легковые нарты (иногда клали ничком, и
наглухо закрывали покрывалом (пи`), причем это делали родственники жениха.
Нарты невесты, запряженные двумя оленями, привязывались к саням жены свата или матери жениха.
За ними цепочкой припрягались грузовые нарты с приданым невесты. Перед тем, как направиться к
чуму жениха, несколько раз объезжали вокруг чума невесты . При отъезде проезжали через «подом
пя», что имело очистительное значение. «Поистине, красивое зрелище представлял собой свадебный
«поезд» жениха, —все гости собрались в своих лучших одеждах. Звенели мелкие колокольчики,
пришитые к рукавам к оленьей упряжи и невесту увозили в дом жениха.
ВОПРОС. Что есть общего в русском и ненецком обряде свадьбы?
После свадьбы через определенный период рождались дети.
ОБРЯД ИМЯНАРЕЧЕНИЯ
"Новорожденному младенцу не дают никакого имени до пяти лет, а когда пять лет свершится, дают
ему имя, коим он до пятнадцати лет называется. По прошествии сих пятнадцати лет родители дают
ему настоящее имя, или по сходству с каким-нибудь давно умершим родственником, или по силе, или
по сложению, проворству или сходству с каким-нибудь животным и так далее...Ненецких имен
удалось записать 390. Имена же "подменные" легко переводятся на русский язык и более напоминают
прозвища. Имя новорожденному обычно дается уважаемым, почитаемым в семье человеком:
бабушкой, теткой, повивальной бабкой. Могут одновременно даваться два имени: открытое (для
более широкого пользования) и запретное. Наречение имени осуществляется обычно после того, как
у ребенка отпадает пуповина. В чуме на чаепитие собираются женщины и как бы вводят в обиход
наименование новорожденного. Перед этим мать и ребенок проходят обряд «очищения».
При выборе имени учитываются отличительные черты наружности и поведения ребенка,
сопутствующие его появлению на свет обстоятельства семейной жизни, место и время его рождения,
особенности погоды, пожелания в связи с рождением и т.п.
Могут быть и различные другие обоснования для выбора имени. Так, трехлетний малыш, не умея
еще завязать пояс на малице, совал свой поясок в руки взрослым, говоря: «Сярати» («Завяжи вот»).
Мальчика так и называли Сярати
Сатако- « сильный, крепкий, мужественный»
Майма- « радость, обрадовавший»
Хадко- «хад»- пурга, рожденный в большую пургу
Тане- «та»-лето, «не»- женщина
Вопрос: Как вы отнеслись бы если бы у вас было два имени? У русских принято иметь два имени?
СЫРОЕДЕНИЕ. Основная еда ненца – оленина. Поедание сырого мяса традиция ненцев. Если
употреблять оленину в пищу сырой, то ее действительно необходимо есть тотчас же - "парной".
Выражение "парное мясо", принятое в русском языке, в данном случае очень уместно, так как
означает, что от мяса идет пар, настолько оно еще теплое и свежее. В этот момент оно имеет
совершенно особую нежную консистенцию и вкус, обладает многими полезными свойствами. Все
народы Севера знают, что мясо и еще теплая кровь только что забитого оленя не только быстро
насыщают, но и возвращают силы после болезни, длительных голодовок и усталости. Ее пьют
большими глотками, обмакивают в нее кусочки мяса и ливера — печени и почек. Оленеводы —
ханты, ненцы, эвенки — порой пили горячую кровь прямо из шейной вены оленя или смешивали
кровь с оленьим молоком. Остывая, оленина теряет нежную консистенцию и вкус почти мгновенно.
Вот почему вокруг туши собираются дети и взрослые, сразу и разделывают, и поедают мясо.
ОБРЯД- традиция ГОСТЕПРИИМСТВА
Тебе наверно, друг мой невдомек:
Законы тундры избегут забвенья,
Ведь мало ли кого на огонек
Случайно приведет тропа оленья?
И значит надо, чтоб горячий чай
Ждал путника – пусть он душой оттает,
Любого гостя в тундре привечай,
Запомни: лишь добро добро рождает.
Да будет гость покоен и здоров.
А ты – богат ли, беден – не причина,
Бывает лишь, что не хватает дров,
Ну, а тепло души неистощимо.
Л. П. Ненянг
Вопрос: О каком обряде, обычае идет речь в стихотворении Л.П. Ненянг?
ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД.
Ненцы верят в предзнаменования болезни и смерти: внезапная гибель нескольких оленей, неудача в
охоте или рыбной ловле, а также неожиданно большая добыча, что предвещало человеку скорую
смерть.
При смерти кого-либо говорят вэ” хаява” (от слова вэва — плохо, хэсь — стать). Это выражение
означает, что душа ушла в нижний мир. При смерти кого-либо говорят вэ” хаява” (от слова вэва —
плохо, хэсь — стать). Про только что умершего человека говорят ханггуртава” нгэдарава” — (букв.:
больного упустили, т.е. не смогли удержать). Это выражение означает, что душа ушла в нижний мир.
Похороны и поминки проводятся к вечеру, так как земной день в нижнем мире — это ночь; а ночь у
них — день. В подземном мире очень холодно, вероятно, связывалось это с тем, что под землей
вечная мерзлота. В нижнем мире царствует Нга.
Умершего в полном одеянии кладут на его спальном месте в обратном направлении, ногами к
стене. Покойнику предлагают его чайную чашку, печенье, говоря: «Поешь ты сначала, потом мы; из
чашки льют чай ему на пальцы ног и на дверь..
В
руки
умершего
кладут торабт (кусок
шкурки
бобра,
выдры),
используемый
в
обряде
очищения. Если в руках ничего нет, он может «взять» с собой чью-то душу ( сидянггГлаза покойника
и область сердца накрывают металлическими предметами, монетами, Считали, что если этого не
сделать, то умерший не найдет, «не увидит» дорогу в загробный мир. Иногда это предвещало
близкую смерть кого- либо из родственников.
Заворачивают покойника половиной покрытия для чума и зашивают. Покойник не выносится
через дверь, где ходят живые люди. Специально приподнимается покрытие чума.. Этот вход служил
границей в пространственной модели дома между нижним и средним миром.
В гроб кладут также одежду и инструменты умершего, все они ломаются; у острых предметов
обламывают кончик, крышку табакерки нарушают и т.д. Около гроба оставляют перевернутый
продырявленный котел, перевернутую поломанную нарту, иногда перевернутую половину лодки,
поломанный бубен ворожея и колыбель, хорей втыкают через отверстие в поперечину гроба, а
колокольчик подвешивают на поперечине. Оставляется стол с чашкой, чашка дырявится.
. Олени оставляются неразделанными — как идут в упряжке, вместе с нартой. «Отправляется» за
ним и его собака. Кроме ездовых оленей забивается олень хан, на угощение.
Сопроводительный
инвентарь
покойников
указывает
на
сохранение
элементов
охотничьей
обрядности
(лук,
стрелы,
колчан,
одежда,
посуда).
Оставляется
на
могиле
рукоятка
от
пешни,
деревянные части от ружья.
Когда человека провожают в другой мир, надо говорить. Не надо плакать, иначе у покойника
будет болеть голова. На кладбище нельзя оглядываться. Хоронят умершего головой на запад (закат).
Перед закрытием крышки гроба осуществляется обряд «выведения души». Он проводится пожилой
женщиной, которая водит по краям гроба шкурой горностая или медведя и при этом свистит. Это
делается, чтобы душа покойника не выходила. Со стороны головы в гробу сверлят семь отверстий,
вероятно для осуществления связи с умершим.
«Когда люди возвращаются с могилы, то оленей распрягают не раньше, чем каждый подпалит огнем
шерсть ездовых животных впереди и на шее; люди тоже поджигают шерсть на своей одежде», обряд
очищения. После погребения желательно, чтобы связи между покойником и родственниками
прекратились, в этом особенность ненецкой традиции. Траур решает психологическую задачу,
убивает у живых воспоминания о покойниках, успокаивает боль. Кладбища у ненцев наделяются
нечистыми, опасными для человека свойствами, они располагаются на высоких сухих ярах и как бы
служат указателями дороги в тундре.
Откройте учебник стр.108. Прочтите как происходило захоронение у ненцев?
ОБРЯД ПОЧИТАНИЯ ОЛЕНЕЙ.
Особенно развит был культ оленя у ненцев, потомственных оленеводов, обладателей самых больших
в самодийском мире оленьих стад. Согласно старинным ненецким обычаям, олени белой масти
считались священными. Их не впрягали в нарты, не забивали на мясо. Рога и уши белых оленей
украшали красными лентами, на боках выстригали знак солнца или изображение духа огня. Олени
белой масти считались принадлежащими Нуму — верховному божеству, создавшему, по
представлениям самоедов, землю и всех, кто ее населяет.
ОБРЯД ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ.
Одним из наиболее важных для ненцев - дух неба Нум. Ежегодно весной и осенью ему приносили в
жертву белого оленя. По поверьям, от Нума зависели погода и природные явления - снег, дождь,
молния.
Жертвоприношения хозяину воды. Перед началом рыбной ловли старший в группе обращался к духу
с просьбой дать хороший промысел и обещал в уплату человеческую жизнь. Если во время лова в
воду падал кто-либо, его не спасали, считая жертвой духу. Во время промысла на Енисее, если
поднимались волны, в воду бросали ружьё, стараясь умилостивить хозяина
СВЯЩЕННОЕ ДЕРЕВО. Священное или «светлое» дерево ненцы почитали лиственницу. Дерево
увешивали подношениями - лоскутами ткани, шкурами зверей, рогами жертвенных оленей. В более
северных районах, где она не растет, используют сухую лиственницу, привезенную с южных кочевий.
Её устанавливают на священных местах, а рядом располагают деревянных идолов - сядэй, кладут
рога жертвенных оленей.
Некоторые обряды ненцев связаны с календарем, сезонами года. Послушаем сообщение о ненецком
календаре.
Выводы: Месяцы у КМНТ имеют специфические названия, нередко даже несколько наименований, в
зависимости от погодных условий, природных явлений, хозяйственной деятельности и фенологии.
ВЫВОД: Традиции и обряды ненцев уникальны, как и сам народ, они не похожи на наши русские
обряды, но мы должны их знать и уважать поскольку проживаем рядом друг с другом на Таймыре.
Учитель: Мы изучили особенности ненецкого народа. Я предлагаю составить портрет ненца по
изученному материалу. В помощь текст учебника с.82-109.
ПОРТРЕТ НЕНЦА.
Я ненец, один из многочисленных народов Таймыра. Название «ненец» в переводе означает человек.
Самоназвание хасава- мужчина. Другие народы называли нас самоедами, или юраками. Проживаем
мы в Усть-Енисейском районе Таймыра. На Таймыре нас проживает 3 494 человека. Делимся мы на
тундровых и лесных. Живу я в чуме, конической формы, покрытом двумя слоями нюков. В центре
находится очаг.
Передвигаюсь
я
на нартах, которые запряжены в оленей. Они есть грузовые и
легковые. 85% моего рациона питания составляет оленина, а также сырая рыба, ягоды, лук и щавель.
Моя одежда хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Мужчина носит малицу, женщина –
ягушку. Ненец занимается оленеводством и рыболовством. Любимое занятие охота на дикого оленя.
Ненцы жили родами. Это группа родственников по мужской линии. Роды состояли из семей, которые
состояли из 10-15 человек. В брак я могу вступить с невестой из другого рода. За невесту я обязан
заплатить калым. У ненцев есть 2 верховных божества: добрые Нум и Янебя и
злой Нга. Ненцы
всячески задабривали своих
богов, молились
и принося жертвы. Шаманы сопровождали ненца от
рождения до смерти.
Я горжусь, тем что я – ненец.
Раздаточный материал.
ПОРТРЕТ НЕНЦА.
Я
ненец,
один
из
многочисленных
народов
Таймыра.
Название
«ненец»
в
переводе
означает………………….. Самоназвание хасава -…………. Другие народы называли нас…………….,
или юраками.
Проживаем мы в Усть-Енисейском районе Таймырского района.
На Таймыре нас
проживает…….. человека. Делимся мы на…………….. и…………….. Живу я в……… конической
формы,
покрытом
двумя
слоями…………….
В
центре
находится………..
Передвигаюсь
я
на…………….., которые запряжены в оленей. Они есть ………………….и………………... 85% моего
рациона питания составляет……………., а также сырая рыба,……………… , лук и щавель. Одежда
хорошо
приспособлена
к
кочевому
образу
жизни.
Мужчина
носит………………,
женщина
–
… … … … . .
Н е н е ц
з а н и м а е т с я … … … … …
и … … … … … … . . .
Л ю б и м о е
занятие………………………………………………………...
Ненцы
жили……………….
Это
группа
родственников по мужской линии. Роды состояли из………. , которые состояли из 10-15 человек. В
брак я могу вступить с невестой из другого……... За невесту я обязан заплатить…….. У ненцев есть 2
верховных
божества:
добрые……………………………….
и
злой…………...
Ненцы
всячески
своих……………………….
богов,……………………
и……………
жертвы.
Шаманы
ненца
от
рождения до смерти. Я горжусь, тем что я – ненец
Слова
: человек,
мужчина,
калым,
чум,
рыболовство, 3 494,
сопровождать,
ягоды, самоеды,
тундровые,
лесные,
грузовые,
нюк,
очаг,
нарты,
легковые,
оленина,
семья,
малица,
ягушка,
оленеводство, охота на дикого оленя, род, Нум и Янебя, Нга, задабривать, молится, приносить.
Проверяем.
ДЗ стр. 82-109, подготовится к тесту.
Ненцы
говорят: «Хорошо живущий человек - это тот, у кого есть тёплая одежда, а счастливый
человек - у которого есть про запас вторая одежда».
ПОРТРЕТ НЕНЦА.
Я
ненец,
один
из
многочисленных
народов
Таймыра.
Название
«ненец»
в
переводе
означает………………….. Самоназвание хасава -…………. Другие народы называли нас…………….,
или юраками.
Проживаем мы в Усть-Енисейском районе Таймырского района.
На Таймыре нас
проживает…….. человека. Делимся мы на…………….. и…………….. Живу я в……… конической
формы,
покрытом
двумя
слоями…………….
В
центре
находится………..
Передвигаюсь
я
на…………….., которые запряжены в оленей. Они есть ………………….и………………... 85% моего
рациона питания составляет……………., а также сырая рыба,……………… , лук и щавель. Одежда
хорошо
приспособлена
к
кочевому
образу
жизни.
Мужчина
носит………………,
женщина
–
… … … … . .
Н е н е ц
з а н и м а е т с я … … … … …
и … … … … … … . . .
Л ю б и м о е
занятие………………………………………………………...
Ненцы
жили……………….
Это
группа
родственников по мужской линии. Роды состояли из………. , которые состояли из 10-15 человек. В
брак я могу вступить с невестой из другого……... За невесту я обязан заплатить…….. У ненцев есть 2
верховных
божества:
добрые……………………………….
и
злой…………...
Ненцы
всячески
своих……………………….
богов,……………………
и……………
жертвы.
Шаманы
ненца
от
рождения до смерти. Я горжусь, тем что я – ненец
Слова
: человек,
мужчина,
калым,
чум,
рыболовство, 3 494,
сопровождать,
ягоды, самоеды,
тундровые,
лесные,
грузовые,
нюк,
очаг,
нарты,
легковые,
оленина,
семья,
малица,
ягушка,
оленеводство, охота на дикого оленя, род, Нум и Янебя, Нга, задабривать, молится, приносить.
ПОРТРЕТ НЕНЦА.
Я
ненец,
один
из
многочисленных
народов
Таймыра.
Название
«ненец»
в
переводе
означает………………….. Самоназвание хасава -…………. Другие народы называли нас…………….,
или юраками.
Проживаем мы в Усть-Енисейском районе Таймырского района.
На Таймыре нас
проживает…….. человека. Делимся мы на…………….. и…………….. Живу я в……… конической
формы,
покрытом
двумя
слоями…………….
В
центре
находится………..
Передвигаюсь
я
на…………….., которые запряжены в оленей. Они есть ………………….и………………... 85% моего
рациона питания составляет……………., а также сырая рыба,……………… , лук и щавель. Одежда
хорошо
приспособлена
к
кочевому
образу
жизни.
Мужчина
носит………………,
женщина
–
… … … … . .
Н е н е ц
з а н и м а е т с я … … … … …
и … … … … … … . . .
Л ю б и м о е
занятие………………………………………………………...
Ненцы
жили……………….
Это
группа
родственников по мужской линии. Роды состояли из………. , которые состояли из 10-15 человек. В
брак я могу вступить с невестой из другого……... За невесту я обязан заплатить…….. У ненцев есть 2
верховных
божества:
добрые……………………………….
и
злой…………...
Ненцы
всячески
своих……………………….
богов,……………………
и……………
жертвы.
Шаманы
ненца
от
рождения до смерти. Я горжусь, тем что я – ненец
Слова
: человек,
мужчина,
калым,
чум,
рыболовство, 3 494,
сопровождать,
ягоды, самоеды,
тундровые,
лесные,
грузовые,
нюк,
очаг,
нарты,
легковые,
оленина,
семья,
малица,
ягушка,
оленеводство, охота на дикого оленя, род, Нум и Янебя, Нга, задабривать, молится, приносить.