"Работа над проектом Местное самоуправление в Российской Федерации (на примере г.Комсомольска-на-Амуре)
Автор: Марченко Екатерина Степановна Должность: учитель Учебное заведение: МОУ СОШ №36 Населённый пункт: г.Комсомольск-на-Амуре Наименование материала: статья Тема: "Работа над проектом Местное самоуправление в Российской Федерации (на примере г.Комсомольска-на-Амуре) Раздел: среднее образование
Министерство образования Хабаровского края
Работа над проектом
Местное самоуправление в
Российской Федерации
(на примере г.Комсомольска-на-Амуре)
Е.С. Марченко,
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 36, ВКК,
г. Комсомольска-на-Амуре.
Комсомольск-на-Амуре
2014 год
Общепризнано, что современного человека должен отличать новый
тип
функциональной
грамотности,
характерными
чертами
которого
являются
ответственность
и
инициативность,
продуктивность
и
эффективность, адаптированность к динамично меняющимся условиям,
способность к множественным выборам. Формирование этих социально
значимых качеств призвана осуществить профильная система образования,
в которой одним из ведущих методов обучения является метод проектов.
Метод проектов (с греческого – «исследование») – система обучения,
при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и
выполнения
постепенно
усложняющихся
практических
заданий
–
проектов.
Метод
проектов
–
это
способы
организации
самостоятельной
деятельности
учащихся
по
достижению
определенного
результата.
Он
возник
в
начале XX
века
в
США.
Одновременно
идеей
проектного
обучения возникли в России. Его теоретическое обоснование связано с
именами американского философа и педагога Джона Дьюи, педагогов У. Х.
Килпатрика и Э.Коллингса, русского педагога С.Т. Шацкого, советских
педагогов
В.Н.
Шульгина,
М.В.
Крупениной,
Б.В.
Игнатьева.
Одностороннее
увлечение
проектами
в
советской
школе
привело
к
отрицанию усвоения знаний по учебным предметам, в целом к снижению
общеобразовательной подготовки учащихся, что послужило основанием
для запрета использования метода проектов в 1931 году.
В
современной
российской
школе
проектная
система
обучения
начала
возрождаться
в
конце
ХХ
века.
Разумеется,
со
временем
идея
метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи
свободного
во спитания,
в
настоящее
время
он
с т а н о в и т с я
интегрированным компонентом системы образования, но суть остается
прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам,
предполагающим
владение
определенной
суммой
знаний
и
через
проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне надо и где, и как я могу эти
знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода
проектов.
В
основе
метода
проектов
лежит
развитие
познавательных
навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,
умений
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
развитие
критического
и
творческого
мышления.
Поэтому,
если
мы
говорим
о
методе проектов, то имеем ввиду именно способ достижения цели через
детальную
разработку
проблемы
(технологию),
которая
должна
завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным
тем или иным образом.
Как
данные
подходы
реализуются
в
рамках
школьного
курса
обществознание, предлагаю вам рассмотреть на основе созданного проекта
«Местное самоуправление в Российской Федерации (на примере
г. Комсомольска - на-Амуре)».
Выбор темы определялся следующими обстоятельствами:
на
уроках
обществознания,
учащиеся
получают
достаточно
полные
знания по структуре и деятельности органов государственной власти
РФ, что нельзя сказать о местном самоуправлении.
Учащиеся
с
самого
начала
работы
над
проектом
понимали,
что
конечный
продукт
их
деятельности
может
представлять
интерес
не
только сегодня, но и в будущем. Большинство из них проживают и будут
жить в этом городе. А для этого нужно знать свой город, его управление,
в органах которого в будущем они могут принять участие.
На сентябрь 2014 года были назначены выборы в органы местного
самоуправления
города
Комсомольска-на-Амуре.
Развернулась
предвыборная
кампания,
сопровождаемая
выходом
обширной
информации, которую можно было использовать в создании проекта.
Выбор темы определил цель и задачи исследования.
Цель:
создать
у
учащихся
целостный
образ
о
структуре
и
деятельности
органов
местного
самоуправления
г.
Комсомольска-на-
Амуре.
Задачи:
1.
Формирование
у
учащихся
целостного
знания
о
ме стном
самоуправлении через изучение Конституции РФ, Избирательного Кодекса
Хабаровского
края,
Устава
г.
Комсомольска-на-Амуре.
Повышение
мотивации учащихся к получению дополнительных знаний о разнообразии
видов человеческой деятельности.
2.
Воспитание у школьников значимых общечеловеческих ценностей:
социальное
партнерство;
толерантность;
диалог;
коммуникативность;
гражданственность.
3. Развитие исследовательских, творческих способностей личности:
к самоопределению и целеполаганию; самостоятельному конструированию
своих
знаний;
позитивному
взаимодействию;
ориентироваться
в
информационном
пространстве
(отбирать
информацию
из
разных
источников);
работать
с
различными
типами
текстов;
представлять
результаты своей работы; навыки анализа и рефлексии
Этапы проектной деятельности
:
1.
Организационно-подготовительный.
2.
Поисковый.
3.
Итоговый.
Все
этапы
проектной
деятельности
предусматривают
совместную
деятельность учащихся и учителя – руководителя проекта. Поэтому четко
определяем их деятельность.
Организационно-подготовительный этап.
На установочном занятии учитель дает информационное сообщение
о цели и задачах проектной деятельности, осуществляет формирование
мотивации
учащихся,
создание
инициативной
группы
учащихся,
консультирование по выбору и определению проблемы (темы проекта),
помощь в подборе материалов.
Деятельность учащихся:
Выбор, определение темы, цели, задач проекта.
Разработка плана реализации.
Формирование микрогрупп.
Содержание работы микрогрупп:
1.
Изучает Конституцию РФ, главу «Местное самоуправление»;
2.
Изучает
избирательное
право
на
основе
Конституции
РФ,
Избирательного кодекса Хабаровского края;
3.
Изучает проблему основания города, его статус, административное
деление на основе Устава города;
4.
Собирает и оформляет материал об эмблеме и дне города;
5.
Изучает понятие и принципы, функции городского самоуправления
(Устав города);
6.
Изучает структуру городского самоуправления;
7.
Знакомится с участием населения города в осуществлении местного
самоуправления;
8.
Собирает, анализирует информацию о предвыборной кампании на
основе
материалов
СМИ,
деятельности
избирательной
комиссии,
избирательного участка, расположенного в школе.
В
ходе
начавшегося
исследования
определяются
возможные
варианты решения проблемы.
Выдвигается гипотеза : исследование документов позволит узнать и
изучить структуру органов МСУ в г. Комсомольске-на-Амуре?
Проверка гипотезы осуществляется в ходе исследования.
Поисковый этап.
Деятельность
учащихся :
с о б и р а ю т ,
а н а л и з и р у ю т
и
систематизируют информацию, обсуждают её в микрогруппах, выдвигают
и проверяют гипотезы.
Деятельность
учителя :
регулярно
консультирует
учащихся
по
содержанию проекта, организует встречу с председателем избирательной
комиссии, проводит уроки по теме: «Избирательное право».
Учащиеся: совершают
экскурсию
на
избирательный
участок,
посещают
библиотеку,
изучают
документы
и
законы,
читают
местные
газеты,ведут просмотр телепередач ДВГТРК «Комсомольск».
Учитель: оказывает
помощь
в
систематизации
и
обобщении
материалов,
отслеживает
деятельность
участников
проекта,
оценивает
промежуточные и конечные результаты.
Итоговый этап.
Оформление пакета документов по проекту : Конституция РФ,
Избирательный Кодекс Хабаровского края, Устав муниципального
образования г. Комсомольска-на-Амуре,
Оформление информационных стендов: Кандидаты на пост Главы
города, Кандидаты в депутаты Городской Думы.
С хе м ы : структура
органов
местного
самоуправления
города,
проявление гражданской активности населения.
Презентация и защита проекта осуществляется в форме круглого
стола
в
присутствии
учащихся
8-10
классов,
классных
руководителей,
администрации школы, родителей.
Учитель
выступает
в
качестве
эксперта
по
защите
проекта,
анализирует работу, оценивает деятельность участников проекта.
Итоговый продукт: Модель органов местного самоуправления
г. Комсомольска-на-Амуре.
Учащиеся узнали об участии населения города в осуществлении МСУ:
Высшая форма участия – Референдум
Участие в работе домовых, уличных, квартальных Советов,
Советов
микрорайонов,
в
деятельности
которых
они
могут
принять
участие
в
будущем,
а
сегодня
внести
вклад
в
выполнение их решений, многие из которых касаются проблем
общественного порядка и благоустройства.
Жизнь — человека- это движение по пути познания. Каждый из нас
изначально, по своей природе, исследователь. Мы можем эту способность
подавить, а можем развить, освоив наработанные способы организации
исследования, ведущим из которых является метод проектов.
И
как
важно,
в
условиях
современного
мира
не
сужать
мировоззрение
наших
воспитанников,
а
развивать
в
них
способности
активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания, свою жизнь.
Литература
Городская Дума -
Представительный орган
муниципального
образования
г. Комсомольска-на-Амуре
Глава города –
Глава муниципального
образования
Администрация города –
Исполнительно –
распорядительный орган.
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие. – М.: Народное образование, 1998;
2. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность
учащихся//Истории и обществознание в школе. - 2012, №9;
3. Масленникова А.В. Научно-практические семинары в системе
методической работы школы по теме: «Организация научно-
исследовательской деятельности учащихся» //Практика административной
работы в школе. – 2002, №1;
4. Мачехина В.Н. Организация проектной деятельности старшеклассников
при изучении обществознания//История и обществознание в школе. - 2012,
№9;