Напоминание

Система работы по подготовке к ЕГЭ


Автор: Блинкова Ольга Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ гимназия №2 г. Сальска
Населённый пункт: г. Сальск Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: Система работы по подготовке к ЕГЭ
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ гимназия №2 г. Сальска
Система работы по подготовке к ЕГЭ.

Опыт работы учителя истории и обществознания

МБОУ гимназии №2 г. Сальска

Блинковой О.В.
г. Сальск 2013 г.
Содержание. 1.Введение. 2. Основная часть: «Система работы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию». 2.1. Составные элементы системы. 2.2. Учебный план гимназии. 2.3. Рабочая программа учителя. 2.4. УМК преподавания обществознания в гимназии. 2.5. Связь с социумом. 2.6. Дополнительное образование, занятость гимназистов. 2.7. Целевая программа «Одаренные дети». 2.8. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. 2.9. Участие в предметных олимпиадах, конкурсах. 2.10. Мониторинг учащихся 8-9 классов, ставящих целью сдавать ЕГЭ по обществознанию в 11-м классе. 2.11. Дифференцированный подход к обучению на высоком уровне трудности. 2.12. Формы организации учебного процесса в старших классах. 2.13. Обучение технологиями работы с тестами. 2.14. Практикумы по выполнению заданий повышенного и высокого уровней сложности. 2.15. Домашнее задание. 2.16. Подготовка к написанию эссе по обществознанию как наиболее сложном видом деятельности в рамках ЕГЭ. 3. Заключение.
1.

Введение.

(Слайд №2 – название доклада).
В последние годы, в связи с введением ЕГЭ, мне, как и многим моим коллегам, пришлось значительно пересмотреть и перестроить систему
подготовки учащихся к итоговой аттестации и, более того, всю свою педагогическую деятельность. Пришлось много передумать, прочитать. В результате сформировалась определённая система работы. Хочу сразу сказать, что я не считаю главной целью преподавания истории и обществознания в школе подготовку к ЕГЭ. Если бы эта подготовка была главным делом учителя, то наш интереснейший труд стал бы неинтересным и, по-моему, даже не нужным. Практика показывает, что даже при достаточно интенсивной подготовке учащегося к экзамену и при наличии у него заинтересованности в максимально успешной сдачи ЕГЭ (вызванной, как правило, возможностью поступить, таким образом, в нужный вуз), результат не будет высоким, если у ребёнка нет интереса к предмету. Формирование такого интереса - это совершенно другая, отдельная тема. Но, допустим, что существуют учащиеся, интересующиеся историей России, обществознанием, а значит, неплохо знающиеэти предметы. Можно ли утверждать, что они непременно успешно сдадут ЕГЭ по истории России, по обществознанию и поступят по результатам этого экзамена в выбранные вузы? К сожалению, нет! Дело в том, что ЕГЭ проводится в форме тестов. Чтобы эти тесты выполнить, нужно владеть определёнными навыками. Человек, никогда не решавший тестов в том виде, в каком они предложены в заданиях ЕГЭ, можно сказать, не «набивший руку» на их решении, может получить низкий балл. Для молодого человека, считающего, что он знает предмет, это может стать серьёзным жизненным ударом. Хорошо, если у него хватит жизненной мудрости его выдержать. Нужно ли говорить, что его провал на экзамене не принесёт пользы и нашей стране.В гимназии, где я работаю в течение уже 9 лет, наблюдается тенденция массового выбора выпускникамиобществознания на экзамен по выбору.Данные за три года: Учебный год Всего выпускников Сдают обществознание % от общего числа 2010-2011 20 19 95% 2011-2012 40 30 75% 2012-2013 24 23 96%
Поэтому сама жизнь заставиламеня всё больше заниматься вопросами подготовки учащихся к ЕГЭ. Думаю, что подобная тенденция прослеживается во всех школах района. Более того, последние данные утверждают, что каждый второй выпускник РФ выбрал в этом учебном году предмет обществознание на экзамен по выбору. Этим объясняется актуальность моего доклада на МО учителей истории и обществознания
.(Слайд №3 – с таблицей

выбора экзамена).)

2.

Основная

часть:

«Система

работы

по

подготовке

к

ЕГЭ

по

обществознанию»

2.1.
Сегодня мне хотелось бы говорить не только об опыте работы учителя Блинковой О.В., но и системе работы гимназии по подготовке к ЕГЭ.В настоящее время остро стоит вопрос именно о создании системы подготовки учащихся к проведению итоговой аттестации в форме ГИА, ЕГЭ. Как известно, система - это целое, состоящее из взаимосвязанных частей. В систему работы гимназии по подготовке к ЕГЭ входят следующие составные части:
(Слайд №4 – схема системы работы школы по подготовке к ЕГЭ).
 Учебный план гимназии;  Рабочая программа учителя;  УМК преподавания обществознания в гимназии;  Связь с социумом;  Дополнительное образование, занятость гимназистов;  Целевая программа «Одаренные дети»;  Организация научно-исследовательской деятельности учащихся;  Участие в предметных олимпиадах, конкурсах;  Мониторинг учащихся 8-9 классов, ставящих целью сдавать ЕГЭ по обществознанию в 11-м классе;  Дифференцированный подход к обучению на высоком уровне трудности  Формы организации учебного процесса в старших классах;  Обучение технологиями работы с тестами  Практикумы по выполнению заданий повышенного и высокого уровней сложности.  Домашнее задание  Подготовка к написанию эссе по обществознанию как наиболее сложном видом деятельности в рамках ЕГЭ.

2.2.
Учебный план гимназии создается, конечно, в соответствии с федеральным базисным планом. В классах второй ступени (6-9) на обществознание отводится 1 час в неделю, что категорически недостаточно, особенно в 9 классе. Поэтому я провожу дополнительные занятия с девятиклассниками (2 урока в неделю). Осуществляю эти занятия либо в качестве оплачиваемой кружковой работы, если руководство изыщет такую возможность, либо бесплатно как предметный кружок. В классах третей ступени (10-11) обществознание преподается на профильном уровне. В учебном плане отводится 3 урока в неделю. Отдельным курсом преподается «Экономика и право» 1 час в неделю, что позволяет изучитьданные учебные модули более глубоко.Таким образом, в старших классах у меня есть возможность и теоритический материал объяснить, и практические навыки по выполнению заданий ЕГЭ отработать. К сожалению, в преподавании истории я такой возможности не имею, т.к. на историю в учебном плане отводится только 2 часа в неделю. Дополнительные занятия в 11 классе я провожу по мере обращения учеников ко мне за консультацией и, если мне позволяет моё личное время. Такая инициатива у нас в гимназии не оплачивается, поскольку этот предмет не обязательный и сдается по выбору.
(Слайд №5-6 – диаграмма

учебного плана).

2.3.
Обучение осуществляю, как в прочем и все вы, в соответствии с рабочими программами по обществознанию, которые составляю на основе федерального компонента государственного стандарта основного и полного общего образования, примерной программы. При составлении программ руководствуюсь нормативными документами, обеспечивающими их реализацию. В перечень документов входят:Закон РФ «Об образовании»; Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования; Федеральный компонент государственного стандарта общего образования; Федеральный базисный учебный план; Закон Ростовской области «Об образовании»;учебный план Ростовской области для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования (утвержден
приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №1271 от 02.06.2004);программа развития муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №2 г. Сальска; примерные программы по истории и обществознанию ИПК и ПРО РО; учебный план гимназии. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися.Создавая рабочую учебную программу по обществознанию, я учитывала три основных вида работы с обучающимися:  познавательную деятельность (умение организовать учебную деятельность, на основе анализа и синтеза формулировать собственные умозаключения, использовать навыки исследовательской деятельности);  информационно-коммуникативную деятельность (поиск информации по теме в источниках разного типа, редактирование, использование компьютерных технологий, презентаций);  рефлексивную деятельность(понимание ценности образования, осознание своей гражданской позиции, осознание будущей профессиональной деятельности). Профильность курса отражается в представлении в нем важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Учитывается межпредметное взаимодействие с курсом «Экономика и право», историей.При составлении программ учитываю требования к ЕГЭ по обществознанию. Я перенесла содержательную структуру тестов на структуру урока: тестовое соотношение объемов частей А, В и С, их наполнение сбалансировало соответственно объемы и концепты планируемых блоков содержания каждого урока и домашнего задания, направленных на усвоение знаний (отражение части А), на формирование основных компетентностей (часть В), на развитие креативности (часть С).
Такой подход отвечает требованиям концепции обновления структуры и содержания образования и повышает результативность образовательного процесса, обеспечивает полноту представления учебного содержания. Мои рабочие программы обсуждались на заседании кафедры гуманитарных и эстетических дисциплин школы, согласованы на методическом совете и утверждены директором гимназии.
2.4.
Реализацию рабочих программ обеспечивают учебно-методические комплексы.С VI по XI класс мы осуществляем преподавание курса «Обществознание» по учебно-методическому комплекту под редакцией Л.Н. Боголюбова. Преимущества этого сквозного курса заключаются в том, что на всех этапах преподавания изучаются единые темы с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. В учебных и методических пособиях понятийный аппарат, различные виды заданий даются авторами именно в формате ЕГЭ.Особенно хочу выделить важность работы учащихся в тетрадях на печатной основе.
(Демонстрация тетрадей и учебников).
В 10- 11 классах учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова для профильных классов. Использую также методические пособия к этим учебникам. Преподавание курса «Экономика и право» осуществляю по учебникам: «Основы государства и права» под редакцией Г.А.Воробьева, «Право» автор Т.В. Кашанина, «Экономка» автор Автономов В.С.
2.5.
Немаловажное значение в процессе подготовки обучающихся к ЕГЭ имеет связь гимназии с социумом.
(Слайд

№7.

Гимназия

и

социум).
Деятельность школьников в этих учреждениях способствует развитию социальных навыков, умений, ключевых компетентностей, формированию совокупных моральных норм и принципов поведения людей, системы демократических и гуманистических ценностей.Эти навыки, умения и компетенции пригодятся обучающимся на ЕГЭ при ответах на задания «С», в которых надо использовать не только свои обществоведческие знания, но и свой социальный опыт.

2.6.
Такую же функцию в подготовке к ЕГЭ несут дополнительное образование и этих занятия занятость гимназистов.
(Слайд

№8.

Дополнительное

образование).
Эти занятия помогают обучающимся у с ва и ват ь у н и в е р с а л ь н ы е с п о с о б ы д е я т е л ь н о с т и и к л юч е в ы е компетенции.Мотивируя дополнительное образование школьников, приоритетом ставлю развитие умения самостоятельно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до оценки результата), от рефлексивной деятельности к объективной самооценке учебных достижений, черт своей личности, способностей, определения собственной гражданской позиции, пониманию ценности образования.
2.7.
В настоящее время, в условиях стандартизации образования одной из актуальных проблем являются особенности работы с одаренными детьми.В гимназии создана и успешно реализуется целевая программа «Одаренные дети», которая позволяет выделить из общего числа обучающихся детей, обладающих особыми талантами, задатками.
(Слайд

№9

-

программа).
Выделяя детей, имеющих интерес к гуманитарным предметам, фокусирую их способности нанеобходимости развития природных задатков. Свою главную задачу вижу в том, чтобы дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных возможностей и склонностей.
2.8.
Свою работу с одаренными детьми вижу в первую очередь в о р г а н и з а ц и и н а у ч н о - и с с л е д о в а т е л ь с к о й д е я т е л ь н о с т и учащихся.Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Основными педагогическими идеями работы с одаренными детьми считаю - идею трудной цели и идею свободного выбора в образовательном пространстве. Индивидуальные консультации, задания повышенного уровня, активное участие в исследовательско-поисковой работе, создание проектов способствуют реализации креативного и интеллектуального потенциала одаренных учеников. Поисковая работа в краеведении, исследования различных
социальных явлений и процессов в истории и современности в рамках программы ДАНЮИ способствуют развитию у гимназистов исторического и социального мышления, духовной культуры. Учащиеся умеют использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, овладевают приемами учебно-исследовательской работы. Особое значение придаю развитию навыков информационно-коммуникативной деятельности учащихся, развитию их умений поиска нужной информации по заданной теме в источниках различных знаковых систем (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд). Нацеливаю учащихся на уверенное использование мультимедийных ресурсов, компьютерных технологий.
2.9.
Гимназисты чувствуют уверенность в своих знаниях и, поэтому,с желанием участвуют в предметных олимпиадах, конкурсах.Учебная и внеклассная работа с одаренными детьми позволяет добиваться высоких достижений в олимпиадах по истории, обществознанию, экономике, праву разного уровня. Мои воспитанники - ученики 9-11 классов, принимающие участие во Всероссийской предметной олимпиаде школьников становятся победителями и призёрами районных, областных и федеральных уровней.
(Слайд №10 – итоги олимпиад).
По итогам олимпиадного движения 2012-2013 учебного года мои ученики завоевали 6 победных и 9 призовых мест на муниципальном уровне, 6 призовых мест в региональном туре. Дополнительные знания, учебные навыки, которые усваиваются обучающимися в процессе подготовки и участии в олимпиадах, оказывают им большую услугу на ЕГЭ. Например, участие в заочном туре областной олимпиады по избирательному праву и гражданским дисциплинам способствовало более глубокому познанию обществоведческих тем в области политико-правовой сферы.
2.10.
Подготовка к ЕГЭ должна начинаться с того периода, когда начинается изучение предмета. Именно период обучения в 6-9 классах должен создать базу для изучения обществознания в старшем звене на более высоком концептуальном, теоретическом уровне. Обучение обществознанию на уроках
в классах среднего звена я направляю на формирование устойчивого познавательного интереса к предмету, через разнообразные игровые и нетрадиционные формы, на приведение в систему фактических знаний и формирование информационных, интеллектуальных и организационных умений учащихся.В 6-7классах учащиеся обучаются технологии работы с тестами, проблемными и творческими заданиями. Для учащихся разработаны памятки, определяющие последовательность действий при выполнении различного рода заданий. В этом случае незаменимую роль играют тетради на печатной основе. В 8-9 классах обязательно провожу мониторинг учащихся, ставящих целью сдавать ЕГЭ по обществознанию в 11-м классе.Достижение преемственности в обучении обществознанию по отношению к основной школе обеспечиваю путем углубленного изучения социальных объектов, введением сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку.Уже в 8-9 классах происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы. Ученики знакомятся с типологией заданий всех трех частей, изучают алгоритмы их выполнения. Тематический и итоговый контроль знаний осуществляется в соответствии с требованиями к ЕГЭ. Практика показывает, что девятиклассники вполне справляются с заданиями ЕГЭ базового уровня,что является серьезной проверкой знаний, умений и навыков по предмету. Их обязательно нужно выводить на ГИА. Чем больше девятиклассников выберут ГИА, тем лучше. Для тех, кто целенаправленно и систематически готовится по предмету, положительный результат будет дополнительным стимулом и придаст уверенности в своих силах, те же, кто получит балл ниже ожидаемого, сделают выводы, что готовиться нужно еще больше. Пусть такой опыт ребята получат на ГИА, чем позже разочаруются на ЕГЭ. С ребятами, прошедшими ГИА, мы «на одной волне», доверяем друг другу и понимаем, что нас ждет впереди. Поэтому 50-60 %гимназистов выбирают для сдачи ГИА по обществознанию и показывают высокие результаты.
(Слайд

№11-

результаты

ГИА).
В 10-11 классахв гимназии пишут промежуточную аттестацию по обществознанию, что также позволяет
осуществлять контроль качества знаний. В сентябре 2012 года в 10 классе был проведен входной контроль знаний и анализ работы, позволивший выявить пробелы и слабо отработанные темы у каждого учащегося.
2.11.
Обучение предмету осуществляю на основе дифференцированного подхода к обучению на высоком уровне трудности.Вся деятельность должна вестись на высоком уровне трудности. Это не значит, что для всех учащихся и сильных и слабых предлагаются сложные вопросы, выходящие за рамки школьного курса. Каждому ребенку нужно предложить свой уровень сложности, который подвигал бы его к размышлениям и, в конечном итоге, к самообразованию. Задания строятся так, чтобы учащиеся могли, применив имеющиеся у них знания, ответить, но для этого им нужно было бы порассуждать (возможно, с помощью учителя). Учу ребят умению «вытягивать за ниточку». Умение рассуждать приведет к тому, что самый, казалось бы, сложный вопрос можно будет решить или «вытянуть» из задания максимально возможный балл. Не боюсь ситуаций, когда в ходе рассуждений, мы уходим так далеко, что выбрать верную мысль от неверных сложно. Прошу время на рассмотрения этого вопроса и обещаю, что мы вернемся к нему на следующем занятии. Старшеклассники понимают, что учитель, как и все, человек, которому присущи черты несовершенства, а значит, не может знать «все и вся». На последующем уроке объясняю свою точку зрения, привожу доводы ученых обществоведов, выслушиваю мнения детей. Подготовка к ЕГЭ в течении 2-3 лет (9-11 классы), в идеале, должна подвести учащихся к пониманию обыденности экзамена, убрать составляющую страха и нивелировать волнение. Необходимо научить учащихся внимательно читать тесты и здания, работать над пониманием формулировки вопроса, умением точно отвечать на поставленный вопрос. Этого можно добиться постоянным тренингом, выполнением заданий прошлых лет, различных сборников тестов ГИА, ЕГЭ и постоянно анализируя формулировки вопросов.

2.12.
Раскрывая вопрос о формах организации учебного процесса в старших классах, хочу сказать, что ямногие годы работаю над поиском новых путей эффективной организации учебного процесса на уроках истории и обществознания, новых способов взаимодействия учителя и ученика. Овладела технологиями развивающего, личностно ориентированного обучения. За основу я взяла опыт Е.В.Бондаревской, фундаментальная идея которого состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Основная моя установка - не на познание предмета, а на общение, взаимопонимание с обучающимся. Для меняключевыми словами этого подхода стали – творчество, исследовательский поиск, педагогическая помощь и поддержка. При подготовке к каждому уроку, уделяю особое внимание присутствию в нем таких компонентов и факторов личностно ориентированного обучения, как
аксеологический
– введение учащихся в мир ценностей;
когнитивный
– обеспечение научными знаниями о человеке, культуре, истории, как основы духовного развития;
деятельностно-

творческий
- формирование и развитие разнообразных способов деятельности, творческих способностей;
личностный
– р а з в и т и е рефлексивных способностей, способов с амо совершенствования, формирование личностной позиции ученика. К инновационным технологиям развивающего и личностно ориентированного обучения, по моему мнению, относятся проблемно- поисковые, проблемно-исследовательские, коммуникативные, моделирующие (игровые) технологии. Привлекательность технологии моделирующего обучения, учебных игр для меня состоит в том, что игра моделирует процесс исследования проблемной ситуации, самостоятельного принятия решения в соответствии с правилами игры и моделью социального взаимодействия, оценочную деятельность при анализе принятых решений и достигнутых результатов, в том числе и учебных. Эта технология помогает мне добиться успешных
результатов в решении задач направленных на развитие рефлексии, социализацию учащихся, формирование у них социальных ролей и базовых социальных компетенций. Например, урок права в 10 классе - деловая игра по теме «Заседание ГД РФ по обсуждению поправок в статью 43 Конституции РФ об установлении обязательного полного среднего образования»,игра-ситуация н а уроке экономики в 11 классе по теме «Предпринимательство», игра- имитация реальной деятельности на уроке права в 10 классе по теме «Выборы в демократическом государстве». Задача развития общеучебных, предметных, интеллектуальных умений и компетенций школьников наиболее успешно решается мной на уроках с приме не ние м коммуникативно-диалоговых технологий. Развивающую значимость этих технологий я вижу в том, что учебная деятельность обучающихся организуется как обсуждение проблемы, поиск и аргументация фактов, анализ, критическая оценка и отбор информации, построение умозаключений, выработка оценочных решений, отстаивание своей точки зрения, обмен знаний с другими учащимися. Знания учащихся таким образом становятся не просто более осознанными, но и личностными. Модель обучения на коммуникативной основе я представляю в виде следующих процедур:постановка проблемы в виде вопроса, который вызывает потребность диалогового обсуждения, введение исходной информации для обсуждения путем актуализации знаний, целенаправленный и упорядоченный ход обсуждения в конкретно-содержательном плане и путем организации взаимодействия в группе в процессе обсуждения. В содержательном плане поощряется высказывание собственной позиции, разных точек зрения, возможность критиковать любое мнение, приводить собственную аргументацию. Например, урок-дискуссия на обществознании в 11 классе по теме «Научно-технический прогресс. Сущность, противоречия, последствия». Я считаю, что уроки истории и обществознания по своей сути предполагают проблемно-исследовательское обучение. Наглядно данная технология была продемонстрирована на открытых уроках по праву в 11
классе по теме «Гражданско-правовые договоры. Виды договоров», по обществознанию в 10 классе по теме «Деятельность людей и ее многообразие». Если не весь урок, то какие-то его элементы обязательно провожу методом исследования: анализ исторических источников, документов, законов, социальных ситуации и др.
Я разработала информационно-педагогический

модуль

«Исследование

исторического

документа

как

прием

педагогической

деятельности».
Данный прием являет ся ч а с т ь ю исследовательского метода (по И.Я.Лернеру). Сущность приема заключается в подборе анализируемых текстов, разработке алгоритма анализа, организации групповой работы. Прием используется как на исследовательских уроках, так и на этапах закрепления в рамках фиксированного рабочего времени. Прием продуктивен при условии высокого уровня самоорганизации обучающихся, стремления к формированию и развитию исследовательских навыков. В результате применения данного приемаповышается учебная активность, развиваются аналитические навыки, расширяется кругозор. Учителю необходимо определить мотивацию обучающихся.Задания подбираются посильные, стимулирующие интерес. В целях привлечения внимания учащихся к процессу обучения, повышения интереса к предмету и, как следствие, лучшего усвоения материала я успешно применяю такие интерактивные методики проведения уроков, как «мозговой штурм», составление синквейна. Методика синквейна позволяет, действуя по определенному алгоритму, сформировать четкое представление об определенной эпохе или понятии. Алгоритм его составления состоит из следующего: 1. Одно слово – центральное понятие темы. 2. Три слова – прилагательные, характеризующие главное понятие. 3. Два слова – глаголы, объясняющие суть происходящих событий. 4. Фраза или предложение, вывод.
5. Слово, фраза или предложение – итог или оценка всего того, что раскрыто ранее, резюме, восклицание, синоним. Например, при изучении темы «Духовные ценности современного общества» предлагаю ученикам составить синквейн понятия «религия», который в редакции школьников может быть представлен следующим образом: 1) религия; 2) духовная, священная, сверхъестественная; 3) верить, проповедовать; 4) форма духовной культуры, тип мировоззрения, мировосприятия; 5) общечеловеческая природа моральных и этических ценностей. На обобщающем уроке учащиеся могут внести коррективы в свой синквейн с учетом приобретенных знаний.
2 . 1 3 .
Обучение технологии работы с тестами составляет главное содержание системы преподавания в старших классах. Системность в работе по подготовке к ЕГЭ предполагает соблюдение следующих принципов:  работа на высоком уровне сложности;  работа над пониманием формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос;  работа в соответствии с разработанными алгоритмами выполнения заданий;  анализ заданий, вызывающих наибольшие затруднения;  постоянный тренинг в решении заданий;  тренинг в заполнении бланков ЕГЭ. В нашей гимназии на третьей ступени обучения действует лекционно- семинарско-зачетная система. Преимущества этой системы очевидны - именно она дает возможность систематически, на различных уровнях познания готовить выпускников к сдаче ЕГЭ.В ходе подготовки можно выделить следующие формы организации учебного процесса. 1. Учебные лекции. Во время лекции происходит коллективное восприятие, осмысление, усвоение новых знаний. Именно на лекции осуществляется работа над содержанием учебного материала. На учебных лекциях уделяется
особое внимание характеристике основных научных подходов к изучению рассматриваемых проблем, а также понятийному аппарату. 2. Практикумы. На практикуме происходит осмысление материала и применение знаний на практике. Как правило, практикумы проходят с использованием раздаточного дидактического материала, включающего задания ЕГЭ частей В и С. На практикумы выносятся задания повышенного и высокого уровней сложности. Анализ выполнения заданий ЕГЭ показывает, что наибольшее затруднение у учащихся вызывают следующие виды заданий: анализ двух суждений; классификация понятий, явлений, социальных объектов; выбор позиций из предложенных; дифференциация оценочных факторов и суждений; решение проблемных задач, анализ текста, написание эссе. 3. Семинары. На семинарах происходит закрепление, совершенствование и творческое применение знаний, умений и навыков. На семинары выносятся проблемные вопросы, в ходе самостоятельной подготовки к семинару учащиеся приобретают навыки работы с научной литературой. Принимая участие в обсуждении вопросов в ходе самого семинара, учащиеся совершенствуют навыки решения проблемных заданий, коммуникативные навыки. 4. Консультации. Во время проведения консультаций осуществляется применение знаний, умений и навыков и их коррекция. На консультации учитель разъясняет наиболее трудные вопросы темы. Под руководством учителя производится освоение алгоритмов выполнения заданий, вызывающих существенные затруднения. 5. Тематические зачеты. На зачетах происходит обобщение и систематизация знаний по теме. Все задания тематического зачета даются в формате ЕГЭ.
(Представить виды зачетных заданий по разным темам в

форме ЕГЭ).
Таким образом, в рамках лекционно-семинарско-зачетной системы учебный материал многократно отрабатывается, что ведет к его наиболее полному усвоению.

2.14.
Практикумы по выполнению заданий повышенного и высокого уровней сложности несут в себе, пожалуй, главную нагрузку в подготовке учащихся к ЕГЭ. Анализ выполнения заданий ЕГЭ показывает, что большие проблемы возникают у учащихся по выполнению заданий к тексту. При работе с текстом затруднение вызывают задания на интерпретацию текста, установление связи материала текста с обществоведческими знаниями, формулировку оценочных суждений. Поскольку выпускники недостаточно владеют умениями осуществлять поиск социальной информации по определенной теме из фрагментов предложенного текста, то на практикумах осуществляется постоянная работа с текстами. К каждому параграфу, которые изучаются в 10-11 классе, подобраны фрагменты текстов и, следовательно, проводится их анализы. Я учу своих учеников, чтов задании С1-С4 по тексту необходимо сначала составить план на черновике для успешного выполнения этого типа задания. Соответственно учащиеся должны знать и понимать теоретическое определение понятия «план», уметь внимательно прочесть текст, уяснить его содержание. Объясняю, что важно понять смысл темы, выявить основные идеи текста. Внимательное прочтение текста помогает выполнить другие задания части С на извлечение и интерпретацию информации. Задание С1-С2 ориентированы,главным образом, на понимание содержания текста, умения находить в нём необходимую информацию. Задания С3-С4 –высокий уровень сложности,нацеливают на интерпретацию материала текста, его дополнения знаниями обществоведческой теории и социальной практики. Для решения заданий С4, которое выходит за рамки содержания текста учащиеся привлекают факты общественной жизни прошлого и современности, используют личный социальный опыт, моделируют различные ситуации.
(Тексты

из

учебника

11

класса

с

ответами учащихся).
В задании С5 необходимо с формулировать о п р е д е л е н и е обществоведческого понятия и составить с его применением два предложения.
Детей нужно нацеливать на то, что дополнительные два предложения должны дополнять определение, точнее раскрыть поставленный вопрос. Задание С6 состоит в приведении примеров или раскрытии на примерах определённых обществоведческих явлений или процессов. В случае, когда требуется раскрытие на примерах определённых теоретических положений, необходимо вначале кратко определить эту теоретическую позицию, а уже затем подбирать раскрывающие её примеры из социальной практики. Задание С7 заключает в себе задачу с обществоведческим содержанием. В задаче обязательно есть условие, содержащее значимую социальную проблематику, а в ответе предполагается её решение, аргументация выводов. В некоторых из них необходимо комментировать приведённое суждение, выражать отношение к точке зрения автора, выдвигать аргументацию и пояснения. Ряд задач предполагает анализ приведённой ситуации. Задание С8. Составление планапредполагает проверку умения выпускников структурировать материал курса обществознания,выделять ключевые позиции из каждой темы, при необходимости конкретизировать их подпунктами.Алгоритм составления плана может быть следующим: 1. Понятие об объекте (само определение писать не надо). 2. Характерные черты (признаки)объекта. 1) _____________ 2) _______________ 3) _________________ 3 Функции объекта 1) _______________ 2) _______________ 3) ________________ 4 Формы (виды, типы) объекта 1) _______________ 2) _______________ 3) _________________ 5 Особенности объекта в современную эпоху. 6 Проблемы становления объекта в современной России.

(Представить варианты плана по разным темам).
Таким образом, работа на практикумах направлена на устранение, типичных ошибок и недостатков, развитие навыков деятельности с заданиями повышенного и высокого уровней сложности.
2.15.
Система подготовки к ЕГЭ включает самостоятельную работу учащихся. Большую роль играет выполнение домашнего задания. Я предлагаю ученикам папку «ЕГЭ», в которой сосредоточены теоретические и практические материалы на повторение тем за 10 класс и отработку умений и навыков. Многие одиннадцатиклассники работают самостоятельно любым способом во внеурочное время и выполняют огромный объем домашних заданий. К сожалению, приходится выполнять этот объем, иначе качество подготовки к ЕГЭ будет низким.
2.16
Подготовка к написанию эссе по обществознанию как наиболее сложном видом деятельности в рамках ЕГЭ.Значительные проблемы возникают у учащихся при написании эссе. Частым недостатком эссе является неумение раскрыть проблему на теоретическом уровне, грамотно аргументировать собственную позицию. Умения и навыки написания эссе закладываются в основной школе в 8-9 классах, когда происходит обучение развернутому ответу с элементами аргументации, введение понятий «тезис» и «аргумент». В 10-11 классах учащиеся знакомятся со структурой эссе, требованиями к его написанию, отрабатывают навык написания эссе.В связи с этим на практикумах происходит постоянная и целенаправленная работа по приобретению навыков работы с подобными видами заданий.Для того чтобы ребята лучше усвоили требования, которые предъявляются к написанию эссе в рамках ЕГЭ, необходимо систематически анализировать выполнение учениками такого типа заданий. В нашей практике преподавания обществоведческих дисциплин разработаны некоторые рекомендации, которые помогают учащимся овладеть приемами и способами написания эссе по обществознанию.В своей практике я стараюсь не только включать в текущий учебный процесс задания на написание эссе, но стараюсь научить ребят
критически анализировать как собственные «пробы пера», так и работы одноклассников. Для того, чтобы акцентировать внимание учащихся на основных требованиях к написанию эссе при рецензировании своей или чужой работы следует опираться на критерии, которые изложены в большинстве сборников для подготовки к ЕГЭ. Я обычно рекомендую ученикам ориентироваться приблизительно на две страницы текста.Практическая подготовка к написанию эссе включает:  представить собственную точку зрения при раскрытии проблемы; в ответе использовать соответствующие избранной области знания понятия и термины; опираясь на факты общественной жизни и собственный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции;  обобщение и закрепление понятий и терминов по основным содержательным линиям обществознания;  выработку умения распознавать данные понятия и термины в контексте и правильно использовать их в письменной речи;  использование проблемных суждений из предложенных областей знаний для построения собственных выводов и умозаключений;  формирование умения опираться на научные факты, современные процессы, конкретные случаи из собственной жизни для аргументации своей точки зрения;  написание эссе с использованием полученных знаний и соблюдением логики изложения. Работу необходимо начинать с черновика. Учащиеся порой не знают, что такое черновик, и пишут его как "беловой" (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков - одно отличие, что написан небрежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования текста, шлифовки мысли, не дает возможности работать творчески. Рекомендую листы черновика оставлять наполовину пустыми, писать только на одной его стороне. Эти поля нужны, чтобы вносить исправления и дополнения в процессе правки первоначального текста. На обороте листа остается место для записи цитат, примеров, конкретизирующих
мысль, и пр. Важная "мелочь": первая запись и в черновике, и в окончательном варианте - это точная формулировка темы эссе. Тема - своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Тема, как правило, формулируется так, что предполагает не один "правильный" ответ, а множество решений. Вчитываясь в нее, учащийся оказывается в том творческом пространстве, которое ею очерчено. Если отдельные слова, мысли (и даже в некоторых случаях формулировка в целом) будут повторены в тексте эссе, то не следует считать это недостатком. Главная задача ученика - понять и раскрыть тему. Итак, тема выбрана, осознана, определенным образом понята. Как правило, темы эссе по обществознанию имеют проблемный, иногда дискуссионный характер и предлагаются в виде высказывания ученого, писателя, поэта, мыслителя. Чрезвычайно важно выделить основную идею автора высказывания и определить, в рамках какого раздела или темы обществоведческого курса ее следует рассматривать.Полезно на черновике в свободной форме выписать все, что может понадобиться в эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события.Следующая задача - привести весь этот "хаос" в порядок, соотнести с темой, выбрать эффектную цитату, точную мысль, интересный факт, убедительный аргумент.Самые ответственные части работы - вступление и заключение. Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, выявляет обществоведческие аспекты темы. Заключением должна стать наиболее яркая мысль, подытоживающая, резюмирующая рассуждения. Например, тема "У нас нет времени, чтобы стать самими собой" (А. Камю) предполагает, что ученик посвятит свое эссе проблемам самопознания, самосознания, самосовершенствования человека, рассмотрит особенности формирования "я-концепции", поставит экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Говоря иначе, обратится к вопросам развития личности. Тема "Не хлебом единым жив человек" ставит проблему соотношения материальных и духовных потребностей человека, противоречий между ними.
Это значит, что выписанные на черновик и вошедшие в окончательный текст понятия, термины, примеры, цитаты, аргументы должны быть так или иначе связаны с данной проблематикой. Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями. Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т). Мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность. Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли). Вступление и заключение фокусируют внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора). Учащимся необходимо напоминать о значении выделения абзацев, роли красных строк, логической связи абзацев: так достигается целостность работы. Внимание нужно обратить и на стиль изложения. Нельзя забывать, что эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить. Наши коллеги предлагают вариант написания эссе по ПОПС – формуле, так как соответствует уровню оценивания данной работы по кодификатору ЕГЭ. Что значит ПОПС формула? П – ПОЗИЦИЯ (в чем заключается ваша точка зрения). О – ОБОСНОВАНИЕ (на чём вы обосновываетесь, довод в поддержку вашей позиции). П – ПРИМЕР (факты, иллюстрирующие ваш довод).
С – СЛЕДСТВИЕ (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции). Я считаю, что… (
Представить несколько эссе учеников).

3.

Заключение.
Я представила на ваш суд систему подготовки учащихся к проведению итоговой аттестации в форме ГИА иЕГЭ, созданную в гимназии в последние годы.Постоянная и целенаправленная работа, следование вышеуказанным принципам позволят мне качественно подготовить выпускниковгимназии к ГИА и ЕГЭпо обществознанию, который они успешно сдают.На государственной итоговой аттестации по обществознанию выпускники 9 класса показали качество обученности в 2010 году 100%, в 2011 – 97%, в 2012 – 92%. Тестовый балл по обществознанию ЕГЭ по гимназии выше, чем по району, по области и по России. Результаты данного опыта представлены в диаграмме.
(Слайд №11-15.Итоги ГИА и ЕГЭ).
Причем, как вы заметили, высокое качество знаний гимназисты демонстрируют также и по другим предметам. Поскольку выбор предмета на ЕГЭ определяется выбором вуза, то выпускники гимназии имеют большие шансы обучаться на бюджетных местах в престижных вузах. Подавляющее большинство наших выпускников поступают в вузы гуманитарного профиля.
(Слайд №16.Поступление).



В раздел образования