Автор: Цагадаева Елена Валентиновна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Агинская средняя общеобразовательная школа №2" Населённый пункт: п. Агинское, Забайкальского края Наименование материала: конспект внеклассного занятия Тема: Тепло родного очага Раздел: начальное образование
Цель: воспитание у детей ответственного отношения к семье как к базовой
ценности общества.
Задачи:
Показать значение семьи, домашнего тепла; формировать у обучающихся
представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг
о друге; формировать положительное отношение, уважение к семьям
одноклассников;
Развивать речь, умение рассуждать, умение находить выход из конфликтных
ситуаций.
Воспитывать любовь к близким людям, уважение к старшим, стремление
помогать им во всём, уважение к родным, гордость за свою семью, желание
заботиться о близких людях;
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями: голубые,
зеленые, белые, изображения кирпичей с напечатанными словами, магниты,
цветные карандаши
Дети и родители сидят по кругу за столами. В середине круга стол с
приготовленными заданиями (кирпичики).
- Здравствуйте ! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу.
Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что
наше сотрудничество будет успешным. Мы сидим в кругу. Я не случайно
выбрала такую форму общения, как круг. В нем проще вести открытый
разговор. Это и возможность быть некоторое время вместе, видеть глаза друг
друга. Круг это гарантия вашей защищенности.
Правила работы в круге.
1.
В круге все равны, поэтому можно высказывать любое мнение, но, не
задевая достоинство присутствующих.
2.
Говорит один, все слушают, не перебивая.
3.
Можно не отвечать на вопрос, если не хотите или не знаете ответа.
(Слайд 1)
Прочитайте про себя тему нашего разговора.
«Тепло родного очага». (Слайд 2)
- Как вы понимаете слово “очаг”?
- В толковом словаре написано, что ОЧАГ – это устройство, для
разведения и поддержания огня. (Слайд 3) Первобытный человек ценил очаг
больше всего. Именно вокруг очага люди стали возводить стены, крышу –
словом строить дом. Вокруг очага, от которого исходило тепло, собиралась
семья. В современном мире очаг заменили батареями, а выражение “родной
очаг” осталось.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить? (о доме, о семье)
- Да мы поговорим о семье, о взаимоотношениях в семье.
- Что такое семья? (мама, папа, дети)
- Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе. Замечательно, если
она большая. Однако семья может быть и маленькая, например, мама и
ребенок. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это
настоящая, крепкая семья.
- Дорогие ребята, уважаемые родители, правда ли, что все люди хотят
быть счастливыми?
- Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об
одном и том же? (нет)
- Т.е. представления о счастье у людей разные. Сейчас выполним
несложное задание. Возьмите голубые карточки . Пронумеруйте по мере
значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со
счастьем.
Образование
Деньги
Семья
Здоровье
Развлечения
Карьера (Слайд 4)
Обсуждаются ответы детей, что для них важно, чтобы быть счастливым.
Ответы родителей также обсуждаются вместе с детьми.
- Почему семья зачастую ассоциируется со счастьем? (потому что семья - это
наши самые близкие и родные люди, которых мы любим, а они любят нас)
- Ребята, наша семья, это, прежде всего наш дом – место, где живет семья.
Подберите прилагательные, которые ассоциируются у вас со словом ДОМ.
Каким он должен быть?
(надежный, любимый, красивый, уютный, теплый, большой – слова на
табличках прикреплены на задней доске, после ответов детей, открыть
доску).
- Вы согласны, что эти слова характеризуют ДОМ.
- А теперь подберите глаголы для Дома. Что делает для вас дом?
(оберегает, защищает, любит, согревает, оказывает поддержку, охраняет.
После ответов детей открыть вторую половинку доски с набранными
словами глаголами)
- Ясно, каким для вас должен быть дом. Но что нужно, чтобы ваш дом был
именно таким?
- Это сложный вопрос. Чтобы разобраться, я придумала для вас игру -
«Построим ДОМ».
На столе лежат кирпичики, из которых мы будем строить дом. Но это не
простые кирпичи на них написаны разные слова.
Что нужно положить в основу, что будет главным для хорошего дома, а что
второстепенным? Это очень сложно решить, поэтому мы обратимся за
помощью к взрослым, чтобы они нам посоветовали.
Родители подходят к столу, выбирают кирпичи со словами, объясняют свой
выбор. Передают кирпичи детям, они их крепят на доске. Постепенно
выкладывается форма дома.
Слова: терпение, трудолюбие, любовь, верность, доброта, дети,
ответственность, забота, честность, семейные традиции, дружба,
прощение, понимание, долг, материальный достаток, уважение,
порядочность.
- Чего не хватает в нашем доме? (Крыши)
- А как вы думаете, если в нашем доме будет все, о чем мы сейчас говорили,
какое слово будет записано на крыше ДОМА? (счастье)
(учитель достает треугольную крышу со словом СЧАСЬЕ, дети крепят ее).
- Итак, мы построили с вами «Дом счастья».
- Семья — это великий дар.
Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не
обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Я надеюсь,
что ваш дом теплый, солнечный, уютный.
Благополучная семья – это семья, в которой царят взаимопонимание,
взаимоуважение, любовь, доверие.
- А всегда ли хорошо бывает у вас в доме?
- Давайте посмотрим, возникают ли у вас дома проблемы. И сделаем это так:
- Возьмите на столе белые карточки . На них изображения взрослого и ребенка.
Каждый раскрасит свои фигурки, лежащие на парте в один из цветов: синий
или красный.
- отношения с родителями,
- отношения с братьями, сёстрами.
- А теперь, если у вас проблем нет с другими членами семьи, закрасьте в
синий цвет, если возникают проблемы – в красный цвет.
На листочках нарисованы фигурки людей: взрослого и ребенка. После того
как фигурки закрашены, листочки разлаживают на общем столе.
- Посмотрите, какая разноцветная картинка у вас получилась.
- Как вы думаете, в чем причина разногласий между детьми и родителями,
между детьми в семье? (Если дети затрудняются с ответом, обратиться к
родителям.)
- Очень часто причиной ссор и разногласий становится непонимание. Вы
согласны?
- Как научиться избежать разногласий и ссор в семье?
- Это очень трудный вопрос. Чтобы найти ответ объясните значение
пословицы: Счастье не птица само не прилетит. (Слайд 5) (Чтобы добиться
счастья нужно трудиться).
- Конечно, благополучие в семье, это работа каждого члена семьи.
- Возьмите на своих столах зеленые карточки с таблицей , в графы нужно
вписать обязанности, выполняемые в семье родителями и детьми.
Мама
Папа
Дети
1.
1.
1.
2.
2.
2.
3.
3.
3.
4.
4.
4.
5.
5.
5.
- У кого больше обязанностей? Что это значит? (Тому, у кого в семье больше
обязанностей гораздо труднее)
- Давайте посмотрим на ваши списки и подумаем, могут ли дети взять на себя
часть маминых или папиных обязанностей? Если да то, каких?
- Таким образом, можно сказать, что если каждый член семьи занят своим
делом, то в доме царят уют, тепло, гармония. Там, где все заботы по дому
лежат на одних плечах, как правило, селятся раздражение и непонимание.
- В народных пословицах и поговорках метко говорится о том, как непросто
поддерживать семейный очаг, семейное тепло.
Детям предлагается дополнить пословицы.
Пословицы (Слайд 6)
1. Дом вести - не... (бородой трясти).
2. Дом построить — не…(шапку на голову надеть).
3. Коли в семье лад, …(то не нужен и клад).
4. Вся семья вместе – так… (и душа на месте).
5. Добрые дети – дому венец, худые дети - …(дому конец).
6. В своем доме и … (стены помогают).
- Как видите создать гармонию и благополучие в семье очень не просто. Для
этого каждому члену семьи нужно выполнять определенные правила.
Расскажут об этих правилах ваши родители . О них также есть стихотворение
И. Молчанова. (По ходу чтения стихотворения родители демонстрируют
карточки с записанными на них правилами и крепят их на доске, внутри
«дома»).
Что значит для меня семья?
Конечно – счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень-очень важных.
Во-первых, это главное – любовь.
Всем сердцем и душой всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила кровь,
А трепетно и каждый день по-разному.
Второе – дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца – не напиться.
А дети – это жизнь, это родник,
И продолжение рода. Пусть струится!
Потом забота лишь она –
Очаг семейный сбережет от ветра
Старайся, чтоб с улыбкою весна.
Была всегда с тобою, а не где-то
Четвертое терпение . Оно
Поможет пережить невзгоды, беды…
И отогреет солнышком окно,
Что инеем заледенело белым.
А пятое – ответственность и дом.
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
от ветра уберечь душевный пламень.
Шестое уважение . Только с ним –
приобретешь успех, признание общее
всегда считаясь с мнением других
научишь, чтоб с твоим считались собственным.
И наконец, седьмое – чистота .
Везде – в дому, в душе твоей и помыслах…
Вот так мы представляем свой очаг,
Где мы любимы, счастливы, где полностью.
- Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции . Издавна в
семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас
вспомнить : (Слайд 7).
• собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать
семейные праздники;
• всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
• хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и
как память о родных и близких.
• издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи
занимались одним видом деятельности, так рождались династии гончаров,
военных, строителей, учителей и т.д.
• собирать и хранить семейные фотографии.
- Как вы думаете, для чего хранятся в семье фотографии?
Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из
семейного альбома. Каждая фотография в нем – это кусочек жизни, это
возможность вернуться назад в прошлое.
- Сегодня у нас есть уникальная возможность заглянуть в ваши семейные
альбомы и поделиться счастьем, которое там хранится друг с другом .
(Просмотр фильма семейных фотографий).
- В заключение нашего занятия я попрошу вас еще раз обратить внимание на
наш Дом счастья. Скажите, чего еще в нем не хватает? (Очага)
- Верно. Для того чтобы наш дом был уютным, теплым, защищал нас от
невзгод, мы сегодня разожжем в нем очаг. Чтоб домашний очаг сохранился в
памяти, в сердце каждого на всю жизнь. А зажечь семейный очаг, мы
попросим наших родителей. (Родители зажигают свечу, держат ее в руках).
(Слайд 8).
- Заканчивая сегодняшнюю встречу, хочется сказать большое спасибо всем
родителям и детям и выразить надежду, что семейная встреча помогла нам
ближе узнать друг друга, объединиться, сделать еще один шаг навстречу к
взаимопониманию и единству.
Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в семьях всегда!