Автор: Барышникова Татьяна Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ " Школа №51" Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Внеклассное занятие "Пионеры-герои" Раздел: начальное образование
«ПИОНЕРЫ - ГЕРОИ»
Цель
:
рассказать
детям
о
пионерах
-
героях
,
познакомить
с
судьбами
некоторых
из
них
;
обратить
внимание
детей
на
нелегкие
испытания
,
выпавшие
на
долю
детей
в
годы
войны
;
воспитывать
уважение
к
героическому
прошлому
нашей
Родины
.
Оформление
:
Мультимедийная
презентация
о
пионерах
-
героях
;
видео
-
ролик
«
Пионеры
-
герои
»,
выставка
книг
о
пионерах
-
героях
,
портреты
пионеров
-
героев
с
описанием
их
подвигов
.
Ход занятия:
Слайд о начале войны
Учитель:
22 июня 1941 года не объявляя войны, фашисты вероломно напали на нашу
мирную страну, нарушив её покой. И счастливый тёплый день стал днём слёз
и горя.
- Звучит фонограмма песни “Священная война”.
1 ученик: Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских -
Это значит - против нас.
Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!
1
2 ученик: Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Все, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли,
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего,
Чтобы было все для немцев,
Для фашистов-иноземцев,
А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих -
Ничего!
Звучит фонограмма песни “Священная война”.
На середину сцены выходит группа ребят: 2 девочки и 3 мальчика
Сценка «Ребята 40-х годов.»
1 девочка: – Что теперь будем делать? Как жить?
1 мальчик: – Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать
моряком. Пойду в морскую школу, выучусь, и буду гнать фашистов.
2 мальчик: – Моряком, конечно, хорошо, особенно если капитаном. Но лучше
быть танкистом.
Сяду в танк, как развернусь – и полка нет.
2 девочка: – Так уж сразу и полка?
2мальчик: – Ну, может быть и не полка, но многих бы гадов уничтожил.
3 мальчик: – А я буду сержантом, как мой отец.
1 девочка: – А на каком он фронте?
3 мальчик: – Погиб под Смоленском. (Пауза).
Девочка: Разве для смерти рождаются дети, Родина? Разве хотела ты нашей
смерти, Родина?
Пламя ударило в небо - ты помнишь, Родина? Тихо сказала: «Вставайте на
помощь»... Родина.
“Дети на войне”(слайд)
2
Учитель. О ни встретили войну в разном возрасте.Кто-то совсем крохой, кто-
то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных
городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском
лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Вот только некоторые строки из воспоминаний детей тех лет.
Слайды: 1 " В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не
эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели
сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали.
А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях
варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили
зажигательные бомбы"
Слайд 2 .“Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22
июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с
половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из
окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили
воспитанником, сыном полка, в специальную разведку при штабе 4-й армии.
Я выполнял задания по разведке, в начале 1942 года попал под обстрел, был
ранен, …..
Учител ь. Разными путями попадали дети на войну. Они не знали, как
сложится их жизнь через год, месяц, день, через час.
Сегодня мы поговорим о ваших сверстниках, совершивших подвиги во время
войны.
В суровые годы войны пионеры работали на полях, заменяли у станков
отцов и старших братьев, ушедших защищать Родину, ухаживали за
ранеными, собирали металлолом, лекарственные растения, отправляли
подарки на фронт, собирали теплую одежду для фронтовиков; выступали с
концертами перед ранеными воинами в госпиталях; стояли за станками на
заводах и фабриках, зарабатывали и собирали средства для постройки танков
и самолетов.
Пионерские противопожарные посты и дружины обезвредили немало
зажигательных бомб. Около 20 тысяч юных москвичей получили медаль “За
оборону Москвы”. Медалью “За оборону Ленинграда” были награждены
более 15 тысяч пионеров.
А были они мальчишками и девчонками. И в указах о награждениях
никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и
отчеству, как взрослых. Почему? Потому, что их воинская доблесть стояла в
одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых.
3
Ученик: Горнили к бою трубы полковые,
Военный гром катился над страной.
Вставали в строп мальчишки боевые
На левый фланг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всём полку сапог не подобрать
Но всё равно, в боях они умели
Не отступать и побеждать!
Видео о пионерах-героях
Учащиеся рассказывают о подвигах пионеров-героев.
Слайд «Лёня Голиков».
Леня Голиков собирал сведения о численности и вооружении врагов.
Используя его данные, партизаны освободили свыше тысячи военнопленных,
разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли многих советских
людей от угона в Германию. Сам Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и
офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных
мостов, 8 автомашин с боеприпасами.
Бесстрашное имя – награда герою
Он вашим ровесником был
Споёмте о том, как любимец отряда
Бесстрашно в разведку ходил.
Споемте о том, как летали с пути эшелоны,
Которые он подрывал.
Всем сердцем в победу грядущую верил,
В бою он отчаянным был.
Недаром однажды фашистcкого зверя
В чинах генеральских подбил.
Вернулся в отряд он с бесценным пакетом.
Уснул у костра на земле
Не снилось ему, что о подвиге этом
На утро узнают в Кремле.
Что будет герою Звезда золотая -
Награда за воинский труд.
Что люди, о подвиге славном мечтая,
На Лёньку равненье возьмут.
Учитель
- Леониду Голикову было присвоено высокое звание Героя Советского
Слайд «Зина Портнова»
4
Зина Портнова ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла
листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов.
Однажды, когда партизанка, выполнив очередное задание, возвращалась в
отряд, она попала в руки к гитлеровцам. На допросе схватив лежащий на
столе пистолет, она застрелила двух фашистов, но убежать ей не удалось. Её
допрашивал четвёртый день подряд фашистский офицер, увешанный
крестами, ей руки за спину выкручивал солдат, её хлестала плеть, её гноили в
яме. Угрюмый офицер сказал, что больше нет терпенья у него, что это лишь
начало жестоких мук, каких не видел свет….
Но, жёлтая, как воск, она молчала…..
Учитель:
Зинаиде Портновой присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Слайд «Марат Казей»
Белорусский пионер Марат Казей начал свой боевой путь с первых дней
войны. Он распознал фашистских десантников, переодетых в форму
красноармейцев, и сообщил о них пограничникам. Вражеский десант был
полностью уничтожен.
Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил
задание. Марат был награжден медалями “За боевые заслуги” “За отвагу”.
Однажды, выполняя задание, он встал во весь рост и с гранатой пошел на
врагов.
Навстречу им в своё бессмертье
Он сделал несколько шагов…
И грохнул взрыв, и грозным смерчем
Смело озлобленных врагов.
Учитель:
Марату Казею присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Слайд «Валя Котик»
Валя Котик. Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского
района Хмельницкой области. Учился в школе № 4 города Шепетовки, был
признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку
ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом.
Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с
сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, доверили Вале
быть связным и разведчиком в своей подпольной организации.
Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя,
выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его... Когда
в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к
5
партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет,
сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его
счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик
был награжден орденом отечественной войны 1-й степени, медалью
"Партизану Отечественной войны" 2-й степени. Валя Котик погиб как герой,
и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед
школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. И
сегодня пионеры отдают герою салютом
Мы вспомним о болях тех давних.
В них совершен был подвиг не один.
Вошёл в семью героев наших славных
Отважный мальчик Котик Валентин
Он, как при жизни, утверждает смело
“Бессмертна молодость, бессмертно наше дело”.
Учитель:
- Валентину Котику присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Слайд «Галя Комлева».
Когда началась война, и фашисты приближались к Ленинграду, для
подпольной работы в поселке Тарновичи - на юге Ленинградской области -
была оставлена вожатая средней школы Анна Петровна Семенова. Для связи
с партизанами она подобрала самых надежных своих пионеров, и первой
среди них была Галина Комлева. Веселая, смела, любознательная девочка за
шесть своих школьных лет была шесть раз награждена книжками с
подписью: "За отличную учебу". Юная связная приносила от партизан
задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с хлебом,
картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом. Однажды,
когда посыльный из партизанского отряда не пришел в срок на место встречи,
Галя, полузамерзшая, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть
погревшись, поспешила назад, неся новое задание подпольщикам. Вместе с
комсомолкой Тасей Яковлевой Галя писала листовки и ночью разбрасывала
их по поселку. Фашисты выследили, схватили юных подпольщиков. Два
месяца держали в гестапо. Жестоко избив, бросали в камеру, а утром снова
выводили на допрос. Ничего не сказала врагу Галя, никого не выдала. Юная
патриотка была расстреляна.
Учитель:
Подвиг Гали Комлевой Родина отметила орденом Отечественной войны 1-й
степени.
Слайд «Валя Зенкина».
6
Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы,
снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С
первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как
многие защитники Брестской крепости. А Валю фашисты заставили под
огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование
сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах
фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и
осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала
патроны и подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, её делили по
глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от
своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости
приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на
другой берег реки Мухавец - иной возможности спасти их жизнь не было, -
маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ
есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной
победы. И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но
она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском
отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми. За отвагу и мужество орденом
Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.
Слайд «Люся Герасименко»
Тихой и доверчивой, скромной и ласковой девочке Люсе не было ешё и 11
лет, когда её родной город Минск захватили фашисты. С первых дней
оккупации в Минске начала действовать подпольная организация.
Руководителем одной из них был отец Люси – Николай Евстафьевич
Герасименко. Люся стала активно помогать отцу. Когда у них на квартире
шло совещание подпольщиков, Люся дежурила во дворе. Всё более
серьёзные поручения давали коммунисты – она доставляла важные
донесения, расклеивала листовки на стенах домов, проносила их и на завод,
где работал отец, тщательно пряча на дне кастрюльки, в которой несла ему
обед…На квартире Герасименко несколько суток скрывался секретарь одного
из подпольных райкомов партии, и его связь с товарищами поддерживалась
через Люсю. Её отвага, выдержка поражали даже взрослых. В декабре 1942 г.
Люсю с мамой арестовали и бросили в камеру, где находилось более 50
женщин. Девочку вызывали на допросы как и других женщин. Когда
увидели, что конфетами Люсю не уговорить, стали бить. Но она молчала…
Молчала и тогда, когда гистаповец, избивая её плетью, вырывал волосы,
топтал ногами. А в один из дней их с мамой подвели к чёрной крытой
машине – “ворону”, как её называли. Значит, повезут на расстрел. Девочка
взялась за ручки, не спеша влезла по железной лесенке и шагнула в
машину…Так погибла Люся Герасименко. Имя юной патриотки навечно
записано в Книгу почёта Белорусской республики. В одном из залов музея
ВОВ в Минске висит её портрет.
7
Учитель:
Сыновья полков - так называли наших юных героев, которые прошли с нашей
армией по дорогам войны.
Ученик:
Давно уж бои отгремели,
Но время не вычеркнет нет!
Мальчишек в солдатской шинели
Неполных пятнадцати лет.
Сколько храбрых сердец молодых
Беззаветно служили народу
Пионеры и тысячи их
Кто погиб за страну и свободу.
Их могилы ты всюду найдешь
На дорогах минувших пожарищ.
Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь
То сними свою шляпу, товарищ!
Звучит мелодия “Бухенвальдский набат”.
Минута молчания
Вокальная группа исполняет песню о пионерах-героях под видео-ролик
«Пионеры-герои»
Песня о пионерах-героях.
Шумела гроза над землею,
Мужали мальчишки в бою…
Знает народ: пионеры-герои
Навечно остались в строю!
Припев:
Шли они сквозь бурю,
Шли они сквозь ветер,
И ветер песню, песню их сберег:
“у нас один, один лишь путь –
к победе!
И нету других дорог!”
Шагают они на параде,
Равняя невидимый ряд,
Правофланговыми в каждом отряде
Ребята-герои стоят!
Мы в жизни, мой друг и ровесник,
Дорогой героев пойдем.
Подвиги их мы запомним, как
песню,
И сами ее допоем!
Учитель:
Сегодня мы с вами испытали чувство прикосновения к Подвигу,
свершенному вашими сверстниками – мальчишками и девчонками сороковых
8
годов. Надеюсь, что вы уйдете с сегодняшнего Урока Мужества светлыми,
мужественными, смелыми и добрыми, какими встают перед нами со страниц
истории Мальчиши Великой Отечественной, дети народа-воина, народа-
победителя.
9