Напоминание

Проектирование развивающей эколого-образовательной среды в школе через использование экологического календаря


Автор: Флегонтова Анна Ивановна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ ЧСОШ им.С.А.Новгородова
Населённый пункт: село Чурапча
Наименование материала: статья
Тема: Проектирование развивающей эколого-образовательной среды в школе через использование экологического календаря
Раздел: среднее образование





Назад





Флегонтова Анна Ивановна – учитель биологии

ЧСОШ им. С. А. Новгородова

«Проектирование развивающей эколого-

образовательной среды в школе через

использование экологического календаря»

Чурапча 2014г


«Проектирование развивающей эколого-образовательной среды в школе через

использование экологического календаря»
На сегодняшний день, всё более остро стоит проблема ухудшения экологических условий среды обитания нашей планеты. Глобальные экологические проблемы вызывают общественный резонанс. Эта область также является наиболее актуальной и в области образования в средней школе. На мой взгляд, учащимся необходимо научиться если не решать какие-либо возникающие экологические проблемы, то хотя бы уметь вносить свой личный вклад в решении различных экологических задач, через призму сохранения природного богатства и чистоты родного края. Основная
задача
экологического образования – формирование экологической компетентности у учащихся, которая позволит в полной мере использовать экологические, педагогические и психологические принципы и закономерности формирования экологического сознания и становления экологической культуры, соответствующие целям устойчивого развития. Проектирование развивающей эколого-образовательной среды ,
дает

возможность:
- развития интересов и способностей учащихся, раскрытия скрытых возможностей; - реализации творческого потенциала каждого субъекта образовательного процесса в процессе личностно и социально значимой экологической деятельности; - комплексного формирования компонентов экологического сознания и экологической компетентности; - раскрытие субъектности учащихся; - системного взаимодействия учащихся, педагогов, социального и природного окружения в структуре эколого-образовательного процесса. В связи с этим разработка и совершенствование учебно-методического обеспечения непрерывного экологического образования школьников с учетом компетентностного подхода является одной из первоочередных задач современной школы.
Актуальность данного проекта заключается в
необходимости формирования экологически компетентной личности учащихся, развитии способности принимать ценности природы родного края и личных достижений учащихся в решении локальных и глобальных экологических проблем.
Объекты исследования
- школьники с 6-11 класс

Предмет исследования
–создание условий для обобщения информации, способствование развитию критического мышления, навыков самоанализа, исследовательской и природоохранной деятельности.
Цель проекта –
разработка и внедрение в образовательный процесс школы, программы экологического воспитания и образования на основе формирование навыков практической и исследовательской деятельности учащихся, с использованием экологического календаря.
Задачи проекта
: 1. Разработать и осуществить поэтапное внедрение экологической программы в образовательный процесс школы. 2. Ввести элементы экологизации в учебные дисциплины естественного цикла с учетом творческих способностей учителей (включая разные формы интеграции общего и дополнительного образования). Подготовка исследовательских проектов, экскурсионных м а р ш р у т о в ; у ч а с т и е в о л и м п и а д а х , э к о л о г и ч е с к и е м о н и т о р и н г и . 3. Сформировать практические природоохранные навыки по улучшению ландшафта территории села Чурапча: посадки деревьев, кустарников; создание и уход за цветочными клумбами, санитарной чистки пришкольной территории и прилегающих улиц, сквера; изготовление и развешивание скворечников и кормушек для птиц, уход за живым уголком школы. 4. Воспитать активную жизненную позицию учащихся, направленную на заботу о будущих поколениях, прекращение потребительского отношения к природе и формирование экологической культуры и этики, сформировать систему ценностей для адекватной самооценки. 5. Реализовать непрерывное экологического образование и обеспечить преемственность в средней и старшей школы. 6. Разработать мероприятия по улучшению состояния окружающей среды микрорайона школы с поиском решения экологических проблем на основе личного участия. 7. Вовлекать педагогов, обучающихся и родителей в экологическую деятельность: конкурсы стихов, рисунков, изготовление эколистовок, плакатов, театрализованные представления, экологические агитбригады, изготовление поделок из природных материалов и бытовых отходов; фотовыставки.
Основные этапы проекта.
1. Подготовительный (диагностика и анализ уровня исходного состояния экологических знаний, умений и навыков обучающихся; разработка программы эксперимента) 2013- 2014 учебный год.
2. Основной (внедрение экологической программы эксперимента состоящей из теоретической и практической части, на базе ЧСОШ им. С. А. Новгородова, разработка методических пособий, программы элективного курса, апробация методических пособий, создание муниципального банка данных по решению экологических проблем)- 2014-2019гг. 3. Заключительный (подведение итогов и оценка эффективности эксперимента, выявление положительной динамики в формировании ключевых образовательных компетентностей обучающихся, публикация материалов эксперимента)- август 2019г.
Планируемые результаты проекта
 Разработать и подготовить к печати методические пособия по формированию природоохранных навыков обучающихся (на примере классов средней и старшей школы);  Разработать контрольно-измерительные материалы для оценки результатов экологического образования в 5-11 классах и методику уроков биологии и географии с элементами экологизации.  Разработать программу элективного курса по экологии 9-10 класса, применительно к условиям сельского социума в области решения экологических проблем.  Совместная социально-значимая деятельность в озеленении и окультуривание ландшафта пришкольного участка 5-11 кл.  Составить экологический паспорт школы, учащимися старших классов. Разработать рекомендации и предложения по улучшению экологического состояния окружающей среды микрорайона школы.  Создать компьютерный банк данных из разработанных и апробированных материалов проекта, внеклассной работы по экологическому воспитанию в средней школе.  Обогатить опыт муниципальных школ, занимающихся экспериментальной работой в области экологического образования.
Методы экспериментальной работы и способы диагностики:
теоретический анализ философской, психологической, педагогической, социально- педагогической литературы по проблеме; наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, анализ документов и результатов деятельности; изучение работ учащихся; моделирование, мониторинг.
Основная работа по экологическому календарю:

1. Показ на проекторе в холе третьего этажа естественного цикла презентационных материалов по экологическим датам. Презентации включают в себя: - исторические сведения о дате - краткие энциклопедические сведения о героях даты - экологическая проблема этих героев - видео и фото материалы - работа по решению данных проблем 2. весенние и осенние экологические рейды бригад из учащихся школы 3. составление экологических справок, анализ их динамики 4. проведение элективных курсов по темам экологического календаря 5. проектная работа по решению экологических проблем 6. исследовательская работа по экологическим проблемам 7. проведение НПК и олимпиад по экологии 8. работа по ландшафтоведению 9. постановка театральных номеров и флэш мобов по экологическим темам 10. работа по контролю экологического со стояния микрорайона школы 11. составление и обновление электронного банка данных идей и работ учащихся по экологии 12 публикация
Краткое содержание экологического календаря по месяцам

ЯНВАРЬ

1 января
- Всемирный День мира
11 января
- День заповедников и национальных парков
ФЕВРАЛЬ

2 февраля
- Всемирный День водно-болотных угодий
11 февраля
- Всемирный День гуманного образования

19 февраля
- Всемирный День китов и морских млекопитающих
25 февраля
- День Рождения Ассоциации заповедников и национальных парков Северо - Запада России
МАРТ

14 марта
- День действий против плотин. День действий в защиту Рек, Воды и Жизни.
15 марта
- Всемирный День действий против охоты на бельков
21 марта
- Весеннее Равноденствие
22 марта
- Всемирный День Воды (Водных ресурсов).
23 марта
- Всемирный День Климата (Метеорологический День)
АПРЕЛЬ

1 апреля
- Международный День птиц
4 апреля
- Всемирный День крыс
7 апреля
- Всемирный День охраны здоровья
15 апреля
- День экологических знаний с 15 апреля по 5 июня - Общероссийские Дни защиты от экологической опасности
18-22 апреля
- Марш Парков
19 апреля
- День подснежника
19-26 апреля
- Весенняя Неделя Добра
22 апреля
- Всемирный День Земли
24 апреля
- Всемирный День защиты лабораторных животных Четвертая суббота апреля - День Биолога
МАЙ

1 мая
- Международный праздник "Майский День"
3 мая
- День солнца
12 мая
- День экологического образования
15 мая
-15 июня - Единые Дни защиты малых рек и водоемов
20 мая
1980 - Подписана Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики (Канберра)
22 мая
- Международный День биологического разнообразия (с 2000 г.)
24 мая
- Европейский День парков
25 мая
- День нерпёнка
ИЮНЬ

1 июня
- Всемирный День защиты детей
5 июня
- Всемирный День охраны окружающей среды. День эколога в России
8 июня
- Всемирный День Океанов
15 июня
- День создания юннатского движения
17 июня
- Всемирный День по борьбе с опустыниванием и засухой
22 июня
- Летнее солнцестояние
23 июня
1999 - День основания Российского музея леса
ИЮЛЬ

4 июля
- Международный День дельфинов - пленников
11 июля
- День действий против рыбной ловли

АВГУСТ

2 августа
- День оленя
9 августа
- Всемирный День коренных народов Четвёртое воскресенье августа - День Байкала
16 августа
- Международный День бездомных животных
СЕНТЯБРЬ

8 сентября
- День журавля
11 сентября
1961 - День образования Всемирного фонда дикой природы (WWF)
15 сентября
- День рождения Гринпис
16 сентября
- Международный День охраны озонового слоя
15 сентября
-15 октября - Месячник охраны природы
21 сентября
- Международный День мира 3-е воскресенье сентября - День работников леса
21 сентября
- Международная Ночь летучих мышей
20 сентября
- Международный День риса;
21 - 27 сентября
- Неделя Всемирной Акции «Мы чистим мир» (Очистим планету от мусора)
23 сентября
- Осеннее Равноденствие
27 сентября
- Международный День кроликов Четвертое воскресенье сентября - День Амурского тигра и леопарда Последняя неделя сентября - Всемирный День Моря
ОКТЯБРЬ

1 октября
- Всемирный вегетарианский День
2 октября
- Всемирный День сельскохозяйственных животных
3-10 октября
- Неделя в защиту животных
4 октября
- Всемирный День защиты животных
5-6 октября
- Всемирные Дни наблюдения птиц
5 октября
- День образования Международного (Всемирного) союза охраны природы
6 октября
- Всемирный День охраны мест обитаний
10-16 октября
- Всемирная Неделя дождевых лесов Вторая среда октября - Международный День по уменьшению опасности стихийных бедствий
14 октября
- День работников заповедников
31 октября
- Международный День Черного моря
НОЯБРЬ

1 ноября
- День образования Российского экологического союза
15 ноября
- День вторичной переработки
20 ноября
- Всемирный День ребенка
24 ноября
- День образования Всероссийского общества охраны природы
29 ноября
- День образования Всемирного общества охраны природы
30 ноября
- Всемирный День домашних животных
ДЕКАБРЬ

3 декабря
- Международный День борьбы с пестицидами
5 декабря
- Международный День добровольца

5 декабря
1996 г. - Байкал включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО
10 декабря
- Международный День акций за принятие Декларации прав животных
11 декабря
- Всемирный День гор
22 декабря
- Зимнее солнцестояние
24 декабря
1988 года был создан Международный Социально-экологический союз (МСоЭС)
29 декабря
- Международный День биологического разнообразия (до 2000 г.) .


В раздел образования