Биоадекватная презентация школьного курса химии как необходимая тенденция в развитии экологического образования учащихся
Автор: Косуха Марина Валентиновна Должность: учитель химии и биологии Учебное заведение: МБОУ СОШ № 45 Населённый пункт: г. Сургут Наименование материала: Статья Тема: Биоадекватная презентация школьного курса химии как необходимая тенденция в развитии экологического образования учащихся Раздел: полное образование
Педагогические науки
Статья раскрывает кризис мышления современного общества, который можно
преодолеть только используя новые пути в презентации учебного материала. Одним из
возможных
путей
выхода
из
вышеуказанного
кризиса
в
образовании
является
биоадекватная
методика
презентации
учебного
материала,
чьей
задачей
является
мотивация познания, обработка умений работы с информацией, формирование целостного
мышления.
Ключевые слова и фразы: ноосфера; биоадекватная методика; природосообразное
творчество, мотивация.
Косуха
Марина
Валентиновна,
учитель химии МБОУ СОШ № 6,
г. Сургут
Биоадекватная презентация школьного курса химии как необходимая тенденция
в развитии экологического образования учащихся
Современные
экологические
проблемы
во
многом
определяются
отсутствием
экологического воспитания населения. Следовательно, сегодня как никогда актуальны задачи
установления диалога человека с природой.
Наиболее остро ощущается необходимость перемен в области образования, т.к. наука
и
образование
являются
фундаментальными
формами
постижения
бытия,
обеспечивают
социум
знаниями
на
базе
которого
осуществляется
подготовка
кадров.
Современные
школьники
в
большинстве
своем
хронически
не
справляются
с
освоением
учебных
программ, при этом любые модификации учебного процесса, снижение уровня требований
мало помогают.[8]
Основной
задачей
образования
является
организация
процесса
многогранного
становления человека, его творческого, гармоничного развития и подготовки кадров разных
уровней для обеспечения неубывающего роста природосообразного творчества в системе
«Природа-Человек-Общество». [4, 97с.]
Между тем уже более 80 лет известны экологические методы обучения. В настоящее
время эта система обозначена, как система ноосферного образования и является фрагментом
концепции ноосферного образования, разработано РАЕН.
Максимальное расширение пространства своей интеллектуальной и духовной жизни,
активная ответственность за все, что происходит на планете – такова культурная позиция
ноосферного человека.
Главной
целью
концепции
ноосферного
образования
является
не
декларация
его
необходимости,
а
выявление
и
актуализация
истоков
нравственности,
духовности
из
глубины
внутреннего
мира
личности,
разработка
методов
их
раскрытия,
воспитание
экологического мышления.[5, 338с.]
Ноосферное
образование
использует
полное
раскрытие
высшего
потенциала
личности
ребенка,
дает
возможность
интеграции
сознательного
и
бессознательного
в
процессе восприятия нового.
Направленность
на
здоровый
образ
жизни
–
неотъемлемая
черта
ноосферного
сознания.
Человек
не
может
не
заботиться
о
своем
здоровье,
а
значит,
он
вынужден
заботиться
о
том,
чтобы
окружающая
его
среда
тоже
была
здоровой
–
экологически,
социально, нравственно.
Именно
неумение
воспитать
подлинное,
целостное
экологическое
мышление
и
сознание человека составляет суть проблемы современного образования.[6, 21с.] Главное
противоречие
современного
образования
состоит
в
провозглашении
высоких
гуманистических идей и невозможностью их достигнуть. Эта противоречивость системы
образования проецируется на всех уровнях и во всех звеньях общества. Таким образом,
1
современный экологический кризис в значительной мере являет собой проекцию кризиса
образования.[3, 80с.]
Кризис мышления можно преодолеть только используя новые пути в презентации
учебного материала. Одним из возможных путей выхода из вышеуказанного кризиса в
образовании является биоадекватная методика презентации учебного материала, чьей задачей
является мотивация познания, обработка умений работы с информацией, формирование
целостного мышления. В основе биоадекватного преподавания лежат четыре этапа работы с
информацией:
1 этап – сенсорно-моторный, включающий введение нового материала на основе
личного опыта учащихся.
2 этап – символьный. В этот период активизируются разнообразные центры мозга,
идет восприятие и обсуждение информации.
3 этап – логический, включающий понимание и логическое осмысление информации.
4 этап – лингвистический, заключительный, где анализируется овладение материалом.
Игнорирование образовательной системой одного из этапов восприятия материала
приводит к трудности в понимании.
Преподаватель
должен
осознавать,
что
мышление
является
процессом
природосообразности
и
не
должно
нарушать
экологию
самого
человека,
что
условие
биоадекватности процесса восприятия с точки зрения физиологии человека – это опора на
различные
каналы
восприятия.
Это
помогает
заложить
информацию
в
долговременную
память. [1]
Данная методика работает на формирование мышления мыслеобразами. Казалось бы,
простая работа по созданию ассоциативных образов, а в школе применяется
редко, в
крайнем случае, на уроках в начальной школе и совершенно не используют на уроках химии.
Ввиду того, что знание химии является объективной потребностью современного
общества, которая определяет устойчивое развитие человечества, доминирующая роль в
обеспечении
этого
процесса
должна
отводиться
внедрению
биоадекватной
методики
обучения химии в школе, которая является совокупностью методологических принципов,
последовательным восхождением знаний от знакового уровня понимания предмета.
Химия изучается в школе с 8 по 11 класс и может возникнуть вопрос: «Зачем уже
взрослым детям, способным воспринимать информацию и в традиционном виде, опора на
ассоциации, какие-то рисунки и эмоции?»
Учителя обеспокоены сокращением часов на преподавание своего предмета. Вряд ли
современные реформы улучшат ситуацию – часов на изучение химии больше не станет. А вот
будут ли школьники знать химию лучше, если на нее прибавить часов? Это еще вопрос.
В 8 классе дети приходят на первые уроки химии с интересом. Дети ждут от нового
предмета чуда. Но тут они сталкиваются с колоссальным объемом информации, включающей
знаки, символы, уравнения, множество химических законов. В результате вместо ожидаемого
волшебства и превращений дети получают предмет, который начинают воспринимать через
короткий промежуток времени, как источник дополнительной нагрузки и постепенно интерес
превращается в нелюбовь к химии и нежеланию ее изучать.
Можно отдельно выделить причины сложного восприятия учащимися предмета:
1.
Ребенку скучно и сложно запоминать большой объем информации.
2.
Учебные
задания
исключают
мотивацию
к
их
выполнению.
Нет
элемента
творчества, лишь стандарт и алгоритм выполнения действий.
3.
Обучение направлено на развитие памяти. Логики, а способность к воображению
подавляется.
4.
Чтобы вместить максимум информации, учебники в переизбытке загружены
таблицами с готовыми фактами. Теряется красочность и развитие фантазии.
Известно,
что
небольшой
процент
детей
может
воспринимать
преподнесенную
информацию как должное. В результате там, где не раскрывается потенциал, возникает
комплекс. Если ребенка педагоги не воспринимают таким, каков он есть, то и ребенок
2
перестает
воспринимать
их
ценности.
Взамен
на
вынужденное
послушание
заботливые
родители
и
учителя
стимулируют
его
на
потребление,
формируя
его
личностное
пространство, как пространство потребителя.[2]
Данную ситуацию можно изменить. Биоадекватное преподавание химии не
ставит
рамок
для
воображения
и
творчества.
При
изучении
темы
используется
метод
релаксации. Используя 4
этапа восприятия материала по Пиаже, у ребенка формируется
красочный образ, наполненный информацией.
Ниже представлен фрагмент урока, проводимый на кружковых занятиях в 8 классе.
Тема «Периодическая система химических элементов Д.И Менделеева. Знаки химических
элементов».
«Оборудование: аудиозапись - тихая музыка шум травы, фитофон – аромат трав.
Займите удобное положение, можете закрыть глаза и положить голову на парту.
Сейчас мы с вами помечтаем. Расслабьте все тело, почувствуйте, как ваше тело наливается
теплом. Каждый миг жизни дает вам возможность для творчества и сейчас с каждой минутой
сад
вашего
творчества
становится
все
пышнее.
Могучие
силы
творчества
вырываются
наружу и создают вокруг вас новый прекрасный мир.
Вы слышите тихую музыку, которая словно зовет вас куда-то? А запах трав? Он
словно манит вас в незнакомые дали. Ваше тело словно приобретает странную легкость, в
руках оказался воздушный шар. Вы видите его? Он большой и надежный, почувствуйте, как
он рвется ввысь. Полетели! Сейчас вы абсолютный хозяин положения. Вы летите, а внизу тот
уголок природы, который вам дорог. Прислушайтесь! можно услышать пение птиц, звук
ручья. Нравится ли вам это ощущение полета, легкости? Сейчас вы открыты всему новому».
В
ходе
изучения
темы
по
биоадекватной
методике
учитель
дает
не
готовую
информацию, а образ предмета или явления, что открывает возможность для творчества. Это
является
не
готовым
преподнесением
материала,
а
мотивирование
и
активизация
мыслеобразов учебной информации, обработка навыков работы с информацией, возможность
к целостному мышлению.[7]
«Вот Россия, какая она большая и красивая, столько ярких красок, шум трав, пение
птиц. И рукой вам машет человечек, названный в честь России – рутений. А эта удивительная
страна – Польша и ты машешь человечку, чье имя Полоний. Старая Франция со своими
дворцами и замками. Кто эти два героя, что полетели за вами? Германий и Галлий. Галлия –
это старинное название Франции. Оглянись, вокруг тебя уже облако из разноцветных шаров.
Это твои новые друзья. Разве их можно не любить? »
В ходе урока на начальном этапе используются яркие образы и ассоциации. Далее
полученный образ закрепляется:
«Какими вы видели небо и воздушные шары?
Вы представили человечков, какие они?
Вспомните их имена, где вы их встречали?
Какие имена вы еще знаете или можете найти в таблице?
Нарисуйте человечков, как вы их себе представляете?»
Дома дети придумывают свой образ, незаметно для себя получая новую информацию
и закрепляя уже полученную:
«Домашнее задание: Зарисуйте, как вы представляете дом, где живут человечки
и 5 новых жителей в нем. Выучите их названия, как они записываются».
Список литературы:
1. Балюк И.А.Формирование экологического мышления в ВУЗе: сборник докладов
XV и XVI Международных и научно-практических конференций, Москва – Алматы, 2004,
Институт холодинамики, 2004
2.
Ванцян
И.Е.
Уроки
математики
в
5
классе:
сборник
докладов XV
и XVI
Международных и научно-практических конференций, Москва – Алматы, 2004, Институт
холодинамики, 2004
3.
Казначеев В.П. Учение о биосфере. – М.: знание, 1985
3
4. Маслова Н.В. Ноосферное образование: методология, технология, инструментарий
сборник докладов XV и XVI Международных и научно-практических конференций, Москва
– Алматы, 2004, Институт холодинамики, 2004
5.
Маслова Н.В. Ноосферное образование: монография / Под ред. Н.В. Масловой,-
М.: Институт холодинамики, 2002
6.
Маслова
Н.В.
Периодическая
система
всеобщих
законов
мира:
Под
ред.
Б.А.Астафьева, М. Институт холодинамики, 2005
7.
Ульянова
М.В.
Ноосферное
образование
как
социальная
технология:
сборник
докладов XV
и XVI
Международных
и
научно-практических
конференций,
Москва
–
Алматы, 2004, Институт холодинамики, 2004
8.
Ушкалова
В.Н.
Ноосферное
образование
как
путь
разрешения
кризиса
в
образовании. Сургут, 2004
4