Напоминание

"Профессиональный и личностный рост педагогов как цель и как результат педагогического процесса"


Автор: Сонкина Наталья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №32 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: город Озерск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Профессиональный и личностный рост педагогов как цель и как результат педагогического процесса"
Раздел: начальное образование





Назад





Профессиональный и личностный рост педагогов

как цель и как результат педагогического процесса
Основную цель в повышении профессионального и личностного роста педагогов администрация школы определяет следующим образом: - выработать и осуществлять единые подходы в научно-методической работе педагогов, влияющие на организацию педагогического процесса и результаты образовательной деятельности учащихся. Профессия педагога особая – от результатов нашей деятельности зависит будущее учеников как граждан страны, насколько удачным оно будет от правильного выбора выпускниками профессии, выработки у них убежденности в самосовершенствовании и постоянном продолжении образования в течение всей жизни. Каким же должен быть педагог, чтобы оправдать доверие и ожидание детей, родителей, чтобы выполнить все задачи обучения и воспитания, которые ставит перед нами современное общество и условия жизни? Конечно, педагог должен быть Мастером. В понятие «педагогическое мастерство» вкладывается сумма разных умений педагога: - решать задачи обучения, воспитания и развития в их диалектической взаимосвязи и единстве; - привлечь внимание учащихся и заинтересовать их изучаемым материалом; - учитывать возраст и психологические особенности учащихся, а также уровень их развития и на основе этого обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход; - строить свои взаимоотношения с учащимися на гуманной, демократической основе; - не теряться при самых трудных и неожиданных вопросах учащихся; - сочетать теорию и практику в преподавании учебного предмета; - грамотно использовать в своей работе новинки передовой педагогической науки и практики; - разнообразить свои занятия, избегать шаблонности в их организации; - в совершенстве владеть своим орудием труда – речью, словом; - критически мыслить и иметь четкую активную гражданскую позицию, не пасовать перед трудностями и показывать учащимся органическое единство слов, убеждений и дела. Вместе с тем безупречное владение перечисленными умениями – это только первая ступень профессионализма. В педагогической деятельности очень трудно, а порой и невозможно развести профессиональный и личностный аспекты. Нельзя рассматривать повышение психолого- педагогической компетентности учителя без связи с развитием его личности. Эта связь служит основным инструментарием и средством достижения психолого-педагогического результата в образовании. Профессиональный и личностный рост педагога предполагает ревизию структурных компонентов его личности, ревизию ценностных и смысловых
составляющих, новый взгляд на привычное, открытость к информации, решение проблем и конфликтных ситуаций, и самое главное – жизнелюбие и позитив. В идеале педагог должен ясно понимать ценность самообразования, быть «человеком в культуре», прекрасно знать свой предмет, педагогику и психологию, использовать личностно ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности. В результате проведенного анкетирования всех участников образовательного процесса были определены ценностно значимые качества педагогов. В соответствии с этим администрацией школы была поставлена задача развития аналитико-оценочной функции педагогических работников в ходе самостоятельного повышения квалификации. Педагог, обучая учеников, развивается и в профессиональном и в личностном плане, т.е. личностный рост учителя является результатом педагогического процесса. Важнейшим условием полноценного развития личности педагога, его профессионализма является умение планировать свою профессиональную деятельность. Одним из способов развития личности педагога служит постоянное самообразование. Учитель готовится к урокам всю жизнь. Этот тезис отражает саму суть профессии педагога. Невозможно научить тому, что не умеешь сам. Невозможно отдавать то, чего не имеешь сам. А отдавать с каждым годом нужно все больше. Бурно растущий поток информации приводит к усложнению школьных предметов и быстрому моральному износу ранее полученных учителем знаний. Быстро растет кругозор учащихся, заметно повышается уровень их общего развития. Чтобы стать и быть хорошим педагогом, надо не только любить учить других, но и любить учиться самому, постоянно повышать свою квалификацию. В практике работы школы сложилась определенная система форм такой учебы. Это курсы повышения квалификации, педагогические чтения, конференции, заседания методических объединений, школы передового опыта, семинары, творческие группы и т.д. Однако никакие курсы и семинары не будут эффективными без систематических самостоятельных занятий педагога. Поэтому самообразование принято считать основной формой повышения квалификации. Непрерывное, целенаправленное, оно связывает воедино все перечисленные выше формы работы, дополняет и развивает их, служит основой роста педагога как специалиста. Успех самостоятельной работы педагога в решающей степени зависит от его усилий и желаний. Положительные результаты самообразование может принести только в том случае, если оно будет вестись целенаправленно, планомерно и систематически. Вот почему так важно иметь перспективный
план индивидуальной научно-методической работы на межкурсовой период и календарные планы на определенные промежутки учебного года. Каждый педагог работает на своем уровне творчества, постоянно его повышая. Сначала молодому учителю характерно пользование готовыми рецептами и рекомендациями, следование сценарию урока или мероприятия без учета особенностей классного коллектива и условий его работы. Надо признать, это уровень пока еще лишен элементов творчества. Другим характерно уже критическое оценивание методических рекомендаций, они могут отказаться от каких-то элементов урока, заменив их более эффективными для данных условий – это достаточный уровень мастерства. Третьи имеют определенную систему работы. При подготовке к урокам используют не конкретные разработки, а общие положения и идеи – это высокий уровень мастерства. И для четвертых характерно конструирование собственной методической системы, которая постоянно совершенствуется на основе данных педагогической науки и передового педагогического опыта – это вершина педагогического мастерства. Разрабатывая в школе форму индивидуального перспективного плана научно-методической работы педагогов, мы максимально учли виды методической деятельности, которые осуществляет педагог в течение учебного года: работа с литературой, знакомство с опытом коллег, практическая работа по определенной теме исследования, анализ и самооценка эффективности выполненной работы, обобщение и оформление результатов работы в виде методических материалов, выступления и сообщения, психолого-педагогические диагностические исследования уровня индивидуальных способностей и достижений учащихся в образовательном процессе. На основе системного анализа результатов образовательного процесса в динамике за последние три учебных года была сформулирована общешкольная методическая тема «Система выявления и поддержки одаренных (талантливых) учащихся в условиях информационно- образовательной среды школы». Понимание педагогическим коллективом школы того, что каждый ребенок имеет от природы какие-либо особые способности и предрасположенность к определенному виду деятельности, позволило выделить четыре основных направления инновационной научно- методической работы: - формирование и развитие универсальных учебных действий как средство повышения качества образования; - информационно-библиотечная среда школы как условие развития информационно-образовательных потребностей учащихся;
- разработка и внедрение контрольно-измерительных материалов как средство оценки современного качества образования; - разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Все педагоги школы разработали перспективные пла ны индивидуальной научно-методической работы по общепринятой форме. Для реализации перспективных планов осуществляется более конкретное планирование научно-методической деятельности педагога по учебным четвертям или полугодиям учебного года. Организация научно-методической работы педагогов в обязательном порядке должна предусматривать развитие аналитико-оценочной функции. С этой целью в школе используются разработанные формы: анализа учебного занятия, анализа мероприятий предметной недели, оценочного листа показателей результатов работы учителя и классного руководителя. При подведении итогов работы школы за определенные периоды вместе с аналитическими отчетами администрацией используются приемы рефлексии педагогов. Самоанализ педагогов позволяет оценить наличие и сформированность дидактических средств по предметам, разработанных в соответ ствии с т ребованиями федеральных го с уд а р с т в е н н ы х образовательных стандартов нового поколения: контрольно-измерительные материалы, рабочие программы, банки разноуровневых развивающих заданий, подборки эффективных приемов рефлексии, использование данных психолого-педагогической диагностики учащихся, подборки вариативных форм отчетности учащихся, разработки уроков и внеклассных мероприятий в форме технологических карт, индивидуальные образовательные маршруты для учащихся разных типологических групп, осуществление комплексного мониторинга результатов обучения, развития и здоровья учащихся, участие в профессиональных конкурсах. В целом организация научно-методической работы в школе способствует формированию и развитию у педагогов современных профессиональных компетенций, а также необходимых личностных качеств, которые влияют на повышение уровня образования обучающихся.


В раздел образования