Напоминание

Готовность к обучению в школе: проблемы подготовки и трудности в обучении


Автор: Хмеленко Валентина Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №14"
Населённый пункт: город Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Готовность к обучению в школе: проблемы подготовки и трудности в обучении
Раздел: начальное образование





Назад




Хмеленко Валентина Григорьевна, учитель начальных классов МБОУ «ООШ № 14» г. Энгельс, Саратовская область
Готовность к обучению в школе: проблемы подготовки и

трудности в обучении
Быть готовым к школе уже сегодня – Не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться! Л.В. Венгер, А.Л. Венгер Начало учебного года – время и радостное и тревожное. Успешная адаптация в первом классе во многом зависит от того, насколько ребенок готов к обучению в школе. Не секрет, что в школу в первый класс приходят дети очень разные и по возрасту, и по развитию. Психологи говорят о том, что разница между физическим и паспортным возрастом ребенка дошкольного и младшего школьного возраста может достигать 2–2,5 лет. Все это создает для учителя целый комплекс проблем. В такой ситуации вопрос, нужна ли подготовка к школе, становится почти риторическим. И перед тем, как обсуждать проблемы организации предшкольной подготовки, давайте выделим задачи развития, которые могут решаться в этом процессе. Прежде всего, подготовка к школе – это не только формирование большого запаса сведений и знаний, это не только элементы письма, чтения и счета или еще хуже – обучение письму, чтению и счету. Это комплексная система развития, включающая социальное, личностное, эмоциональное, когнитивное, познавательное и физическое развитие. Рассмотрим, что имеется в виду.
Социальное развитие.
Если ребенок не ходит в детский сад , если он общается только со своими родителями, не знает правил коммуникации со сверстниками, то самый умный и самый развитый ребенок может оказаться изгоем в классе. И поэтому задача социального развития – формирование коммуникативных навыков и этических ценностей общения в игровой, учебной деятельности, в повседневных ситуациях. Если этого нет, то
2 первоклассник может столкнуться, во-первых, с отторжением сверстниками, во-вторых, с непониманием ситуации общения с учителем. Ребенок, который растет с бабушкой или с мамой и никогда не был даже в маленьком коллективе, привык, что с ним работают «глаза в глаза», что обращаются лично к нему и спрашивают лично у него. И уже первый школьный день может закончиться жалобой на то, что учитель его не любит, не обращает на него внимания, – а работать иначе он не может. Так у пишущего, читающего, считающего, но социально не адаптированного ни к группе, ни к взаимодействию, ни к чужому взрослому ребенка начинаются проблемы. Причем ни одна проблема в школе не проходит бесследно – одна всегда тянет за собой другую.
Личностное развитие.
Если у ребенка не сформировано зрительное пространственное восприятие, ему трудно дифференцировать печатные буквы, он путает близкие по конфигурации, переворачивает справа налево или сверху вниз, постоянно теряет строку, вместо «оп» читает «по» и т.д. – значит, не сформированы механизмы зрительного восприятия. И в ситуации, которую порой задает воспитатель или родитель, – читать во что бы то ни стало – ребенок не научится читать: он научится угадывать. «Угадал – не угадал» – это самый порочный механизм чтения. А что нужно сделать вместо того, чтобы заставлять часами читать то, что не получается? Нужно взять азбуку на карточках, разрезать каждую букву вдоль и, перемешав пять-шесть букв, давать складывать. Потом разрезать поперек и, опять перемешав пять- шесть букв, складывать. Потом – на четыре части, перемешать и складывать. Так и играть. Как только он научится выделять букву по части, он начнет читать, даже если вы этого не захотите, потому что будет сформирован механизм, который позволит ему осуществлять эту деятельность. Если мы задаем непосильную задачу, то убиваем мотивацию. Мы должны это очень хорошо себе представлять. С таким ребенком работать в начальной школе будет безумно трудно. Сначала надо будет снять все его зажимы, все страхи, и только потом начнет что-то получаться, потому что одна неудача, к сожалению, всегда тянет за собой другую. Психологи очень хорошо знают: преодолимо только то, что человек сам считает преодолимым. Ребенок не должен приходить в школу с убеждением, что у него ничего не получается. Поэтому очень важно не сформировать этот комплекс на этапе предшкольной подготовки.
Эмоциональное развитие.
Это очень важный компонент, на который особо следует обратить внимание. Мы привыкли и твердим, как молитву: игра – основной вид деятельности. Но ведь игра тоже может быть разной, может и не давать положительных эмоций. А на отрицательных эмоциях ребенок работать не может, ему нужно положительное подкрепление. Только в этом случае формируется нужная нам мотивация, только в этом случае ребенок получает удовлетворение от процесса познания, от того, что у него что-то получилось. Но тогда не должно быть никаких оценок. А учителя ставят
3 отметки, ставят «двойки» и «пятерки» до школы. Какие оценки?! В процессе развития ребенка надо хвалить, даже если не все получается, говорить о том, почему не получается, разбирать, анализировать вместе с ребенком. Надо постоянно искать, за что похвалить, а порог чувствительности у всех разный. Нервно-психическое здоровье ребенка срывается очень быстро. Так быстро, что не замечает ни педагог, ни родитель. Поэтому в системе предшкольного образования важно не сформировать трудности в тот момент, когда ребенок только переступает порог класса, не сформировать страх перед учителем, перед учебным заданием. А страх порой бывает очень сильным. Необходимо увлечь ребенка, а увлечь можно любого, только нужно искать варианты взаимодействия. Очень многие родители и учителя говорят: «За похвалу сделает все». Конечно, мы должны научить ребенка чувствовать свое эмоциональное состояние, снимать напряжение.
Творческое развитие.
Когда мы считаем, что творческое развитие – это урок рисования, пения, мы глубоко ошибаемся, потому что без творчества ни письму, ни чтению, ни окружающему миру, ни восприятию себя научить невозможно. Часто ли мы даем ребенку возможность творить? У нас все так зарежимлено, так все запрограммировано! Вот родители говорят: уже пять с половиной, а он читает, пишет, считает – надо в школу, иначе будет неинтересно, разболтается и т.д. Но забываем, что это золотой период от пяти до семи – это время, когда можно все попробовать: и кораблики строить, и в театральную студию пойти, и плаванием заниматься. Потом на это времени не будет. Поэтому наша задача – убедить родителей не торопиться отдавать ребенка в школу. И еще задача – если уже пришли в школу, то музыкальную, художественную, фотокружок, плавание – все остальное оставляем до второго класса, потому что первый год – год адаптации к школе. Проанализируйте режим детей.
Интеллектуальное развитие.
Сегодня любой ребенок получает большой запас сведений и знаний до школы. Мы рассказываем ему про весну, лето, осень, зиму и спрашиваем это. Мы учим его классификации и просим выделить лишнюю фигуру или лишнюю картинку. И если он этого не делает или делает по каким-то своим соображениям, мы считаем это неверным. А почему? А где творчество? Если нет устной речи – не будет и письменной речи, даже если вы научите идеально выводить все крючочки и палочки. Технический навык письма без сформированной речи (и в дальнейшем – письменной речи) не имеет социокультурного смысла. Ребенок должен писать четко, читаемо. А к этому мы тоже должны его подготовить. У нас почему-то бытует мнение, что если мы будем пальчиками шевелить, лепить, вязать, то научимся писать по касательной. Лепить и вязать хорошо, конечно, но графические навыки – это совсем другое. Реализация нормального графического навыка начинается с умения держать ручку. Вот
4 этому мы должны научить ребенка до школы – в школе на это времени не будет.
Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные

координации.
Без этого не будет ни письма, ни чтения, ни математики, ни труда – ничего. Детей с несформированной речью сейчас приходит в школу почти 60%, с несформированной моторикой – примерно 30–35%. То есть мы не делаем того, что должны делать, и делаем то, что делать не должны. Ребенок, у которого сформировано зрительно-пространственное восприятие и произвольная регуляция деятельности.Но эти функции должны быть сформированы, без них можно говорить все, что угодно: «все буквы знает, а читать не хочет», «ленивый», «не старается», «не может». Попробуйте пойти другим путем: развивайте внимание и память. Конечно, для того чтобы было хорошее внимание, у ребенка должны быть сформированы механизмы произвольной регуляции деятельности
Мышление.
Нет задания, которое бы не развивало мышление ребенка, потому что он должен думать, что сделает, как сделает, что получилось, как получилось, каким путем пойти. Это и есть процесс мышления.
Организация произвольной деятельности.
Я назову компоненты организации деятельности, которые должны быть сформированы к моменту прихода в школу:  Восприятие инструкции с первого раза (для этого необходимо хорошее развитие речи).  Умение планировать свою деятельность, а не работать методом проб и ошибок, хаотично (а чаще всего так и бывает). Учить этому можно на самом элементарном: четыре кубика и картинка – «сложи кубики по картинке». Инструкция, планирование, время работы без отвлечений должны занимать около 3 минут (а не 20!). Может быть, к концу второго или третьего класса будет 10, не больше. Даже взрослый человек не работает 20 минут без отвлечений.  Умение внести коррекцию по ходу деятельности, то есть умение следить за своей деятельностью, исправить ошибку. И тогда встает вопрос: почему мы снижаем оценки за исправленные ошибки? Дети в процессе обучения только учатся оценивать свои ошибки, учатся их исправлять – почему же мы снижаем оценку?  Умение попросить помощи. В первом классе они у нас бессловесные, не решаются сказать: «Я не знаю, мне непонятно». Если же кто-то и скажет два раза: «Я все равно не понял», – то все вы знаете, что он может услышать. А уж если ребенок говорит это родителям – те выражения не выбирают. Родителям надо объяснить, что дошкольник
5 имеет право не только задать вопрос, но и попросить о помощи, но его необходимо этому учить. Очень важным компонентом, определяющим готовность ребенка к обучению, является
физическое
и
моторное развитие
. Ребенок должен двигаться и быть на воздухе достаточное количество времени. Иначе мы от гипокинезии не избавимся. Это очень важно, поэтому мы не случайно предлагаем проводить два занятия по 20 минут, а после них – часовую динамическую паузу. Это гарантированный час движений на воздухе. Состояние здоровья – это то, чем должны заниматься в основном родители, но жизнь ребенка в детском саду, в группах подготовки к школе должна быть организована так, чтобы сохранить и укрепить его здоровье. Нужна ли предшкольная подготовка? Она необходима каждому ребенку. Конечно, ее формы могут быть разными: кто-то будет заниматься с ребенком дома, кого-то будут водить в группу 2–3 раза в неделю, с кем-то будут заниматься в детском саду. Подготовка к школе – это и личностное, и социальное, и физическое, и познавательное развитие. Причем, и это стоит отметить особо, занимаясь с ребенком, невозможно развивать какую-то одну сторону познавательной деятельности, например речь или моторику, внимание или память. В любом случае, играя с ним, мы способствуем развитию многих познавательных функций. Важно правильно выстроить систему занятий и заданий, игр, действий, которые ему предлагаются. Важно, чтобы было интересно, так как внимание в дошкольном возрасте поддерживается прежде всего интересом. Важно, чтобы любое занятие давало положительный эмоциональный настрой. В первый класс приходят дети разного паспортного возраста. Хорошо, что родители теперь научились лучше видеть биологический возраст и пытаются понять, по силам ли будет ребенку школа. А значит, они, пусть даже интуитивно, учитывают его биологический возраст. И поэтому в первом классе могут быть дети и 6,5 лет, и 7,5, и 8,5, функционально находящиеся примерно на одном уровне биологического развития. Это еще раз показывает, что при подготовке к школе нужно также учитывать особенности индивидуального развития каждого ребенка. Если подготовка к школе комплексно, рационально организована, учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, то есть надежда на успешную адаптацию в школе, снижение вероятности возникновения школьных трудностей, сохранение физического и психического здоровья наших детей.


В раздел образования