Напоминание

"Активизация познавательной деятельности учащихся среднего звена общеобразовательной школы на уроках математики через личностно ориентированное обучение"


Автор: Зуева Алла Федоровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Излучинская ОСШУИОП №1"
Населённый пункт: Излучинск
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация познавательной деятельности учащихся среднего звена общеобразовательной школы на уроках математики через личностно ориентированное обучение"
Раздел: среднее образование





Назад





МБОУ Излучинская ОСШ №1

Творческий отчет по теме:

«А

КТИВИЗАЦИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ

СРЕДНЕГО

ЗВЕНА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ШКОЛЫ

НА

УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ

ЧЕРЕЗ

ЛИЧНОСТНО

ОРИЕНТИРОВАННОЕ

ОБУЧЕНИЕ

»

Учитель: Зуева Алла Федоровна


«

Активизация познавательной деятельности учащихся

среднего звена общеобразовательной школы на уроках математики

через личностно ориентированное обучение»
Творческий отчет выполнен по результатам работы в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа №1» за период с 13 октября 2009 года по настоящее время. Учебная деятельность по предмету математика выполняется в соответствии с рабочей программой по математике на учебный год, которая направлена на реализацию общих целей образования учащихся среднего з в е н а общеобразовательной школы, а именно: выполнить Государственный образовательный стандарт общего образования по математике. Она составлена в соответствии с программой по математике для общеобразовательных учреждений РФ. Программы общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 классы/ М.: Просвещение, 2008 Вопрос активизации деятельности учащихся относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической практики. Объясняется это тем, что решение педагогических задач, в частности, повышение качества подготовки учащихся, формирование их активной жизненной позиции, требует совершенствования форм и методов обучения, которые выбираются исходя из мотивов и целей действия. С чего же начинается деятельность? Во-первых, с мотивов, побуждающих действия человека. Основой мотивации школьника в процессе обучения должно быть удовольствие, получаемое от знаний. А поскольку получить удовольствие человек может только сам, необходимо применять деятельностный подход в обучении. Во-вторых, с целей, направляющих помыслы и действия людей. Для повышения уровня интереса к учебной деятельности учащихся на уроке необходимо максимально часто чередовать различные способы работы и менять задания.
Цель
представленной работы можно обозначить следующим образом: проанализировать работу по активизации деятельности учащихся среднего звена общеобразовательной школы на уроках математики с использованием педагогической технологии личностно-ориентированного обучения.
Задачи
:  описать работу  проанализировать ее ход и результаты  выполнить прогнозирование дальнейшей деятельности по данному направлению. Как достичь результатов в обучении? Этот вопрос остается актуальным на протяжении всего существования обучения. Необходим переход от предметно-ориентированного обучения, основная цель которого передача содержания данной предметной области к обучению, 2
ориентированному на развитие ученика, на формирование его мотивационной сферы, независимого стиля мышления, общеучебных умений и навыков. Современный образовательный процесс характеризуется общей направленностью на дидактические системы гуманно-личностной ориентации, одна из главных задач, которая стоит перед педагогом, дать не только знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, «научить учащихся учиться». Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решении как учебной, так и практически значимой задачи. Идея личностно-ориентированного обучения привлекла меня своей демократичностью и разнообразием учебных возможностей для каждого участника процесса обучения. Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». Поэтому, отказавшись от командного стиля, я решила перейти к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменившаяся позиция ученика - от прилежного исполнения к активному творчеству, дает возможность изменить его мышление, делает его рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что я осознала следующее: каждый педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

В связи с этим, стараюсь реализовывать на каждом уроке основные принципы моделирования личностно-ориентированного урока:   учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся;   признание ученика субъектом образовательного процесса, способным на саморазвитие;   включение учащихся в совместное целеполагание, планирование, осуществление и анализ форм образовательного процесса;   опора на взаимное уважение, доверие и партнерство. Использую элементы компьютерных технологий, которые благодаря дидактическим свойствам являются очень перспективными и позволяют сделать урок более насыщенным и продуктивным, а также увеличить объем самостоятельной творческой работы учащихся (создание презентаций, подбор нужной информации и т. д.) Учитывая, что ведущей для учащихся 10-12 лет является общественно- значимая деятельность, позволяющая ученику проявить и оценить свои 3
личностные возможности в учебном коллективе, стараюсь сконструировать урок так, чтобы они могли обеспечить как реализацию основных целей обучения математике и уровня требований к подготовке учащихся, так и учесть возрастные особенности. Для этого при организации учебного процесса стараюсь:   создать условия для интенсивного развития учащихся в процессе изучения математики;   учитывать индивидуальные возможности ученика, его познавательные интересы;   вовлекать каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;   организовать совместную работу в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;   обеспечить формирование общеобразовательных навыков работы с учебной информацией книги, а также в условиях свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах своей школы, в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования. В урок математики включаю такие компоненты как: 1) диагностику уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группы с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта. 2) мотивацию и организацию учебной деятельности учащихся. Основная задача учителя на этом этапе – привлечение учащихся к занятиям познавательной деятельностью и поддержка этого интереса. 3) действие средств обучения. Этот этап и есть собственно процесс обучения, на котором происходит усвоение учебного материала учеником при взаимодействии не с учителем, а со средствами обучения. 4) контроль качества усвоения материала. Считаю наиболее оптимальными формами обучения в классно-урочной системе:   парную и групповую работу, обучение в малых группах, разноуровневое обучение;   интегрированные уроки;   игровые формы обучения;   индивидуальные образовательные траектории освоения программы для одаренных детей в условиях урока. 4
Мой выбор использования элементов инновационных подходов к построению урока обусловлен рядом факторов. Прежде всего, это возможность «встроить» инновации в классно-урочную систему обучения. Главное на уроке – совершенствование всех видов умственной деятельности учащихся в их взаимосвязи. Учитывая то, что современный урок нацелен на достижение обязательного (базового) уровня обученности, ориентируюсь на достижение более высокого уровня овладения учащимися математикой. Поэтому использую необходимый структурный элемент урока – систематическое и целенаправленное знакомство с законами, свойствами и признаками математических явлений, наблюдение за их использованием при решении задач. Деятельностный характер обучения обеспечиваю за счет введения в урок практической работы, в основе которой лежит математический эксперимент, решение задач, обращение к математическим парадоксам, наблюдение за математическими явлениями. Особое внимание уделяю формированию вычислительных навыков. Работу на уроке строю на максимальном использовании упражнений учебника как основного средства обучения, соотношу с календарно-тематическим планированием и методическими рекомендациями. Такой подход позволяет создать систему обучения, реализующую основные цели обучения математике. В структуре урока использую разные виды текущих проверочных и контрольных работ, которые дают возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и в соответствии с полученными результатами корректировать свою работу. При подборе задач для работы на уроке отдаю приоритет задачам, содержательная база которых опирается на личный жизненный опыт учащихся. Планирую работу, направленную на проверку адекватности восприятия текста задачи в разных аспектах: понимание основной идеи, смысловой структуры текста, понимание и запоминание фактов и оценок, логической связи между суждениями и возможностями решения. Кроме того, ориентирую образовательную деятельность на уроке на формирование понятийной формы мышления учащихся:   овладение терминами   осваивание способов решения   постижение логики рассуждения при выполнении заданий В своей педагогической практике также использую уровневое обучение, что позволяет сделать процесс обучения более эффективным, качественным, вследствие использования в процессе обучения современных 5
методов и форм обучения, учитывающих особенности развития личности, тем самым обеспечить индивидуализацию обучения. Индивидуализация – стремление к такому содержанию, технологиям и организации процесса, при котором осуществляется учет индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются. Уровневая дифференциация основывается на планировании результатов обучения: явном выделении уровня обязательной подготовки и формировании на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Сообразуясь с ними и учитывая свои способности, интересы, потребности, каждый учащийся получает право, и возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою нагрузку при обучении. Именно такой подход приводит к тому, что дифференцированная работа приобретает реальный, осязаемый и для учащегося и для меня (преподавателя) смысл.
Условия, необходимые для успешного и эффективного осуществления

уровневой дифференциации

первое
– ясное знание конкретных целей при условии их посильности для учащегося. Открытость уровневой подготовки является механизмом формирования положительных мотивов учения;
второе
– уровневая дифференциация осуществляется в силу того, что предлагая учащимся одинаковый объем материала, мы устанавливаем различный уровень требований к его усвоению;
третье
– в обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении учащихся по уровням. Необходимо, чтобы трудности в учебной работе были посильными, соответствующими индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения;
четвертое
– добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности. Использую следующие разноуровневые дидактические материалы, включающие учебные задания для самостоятельной работы: 1) по методу самостоятельной работы учащихся (наблюдения, упражнения, работа с текстом учебника) 2) по звеньям учебного процесса (задания на восприятие, систематизацию, закрепление и повторение учебного материала) 3) по характеру познавательной деятельности учащегося (репродуцирующие и творческие задания) 4) по характеру руководства (подробное или менее подробно е инструктирование). Вышеперечисленные формы и методы, которые я использую в личной педагогической деятельности, создают условия для активизации учебной деятельности учащихся среднего звена общеобразовательной школы на уроках математики. В личной педагогической деятельности постоянно учитываю и использую основные различия между уроком традиционным и личностно-ориентированным. 6

Традиционный урок

Личностно ориентированный урок

1. Целеполагание.
Урок преследует цель - вооружить учащихся твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и понимается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, потом «отдыхают», дома «зубрят» либо ничего не делают.
2. Деятельность учителя:
  показывает   объясняет   раскрывает   диктует   требует   доказывает   упражняет   проверяет   оценивает
Центральная фигура - учитель.
Развитие ребенка - абстрактное, попутное!
3. Деятельность ученика
:
ученик - объект обучения
, на которого направлено воздействие учителя. Работает один учитель - дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания), а чаще нажима
1. Целеполагание.
Цель - развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. Любая грань знаний - результат его собственной деятельности. Учащийся работает весь урок. На уроке - постоянный диалог: учитель-ученик.
2.Деятельность учителя
(организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск):   объясняет   показывает   напоминает   намекает   подводит к проблеме   иногда сознательно ошибается   советует   совещается   предотвращает
Центральная фигура - ученик!
Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика.
3. Деятельность ученика
:
ученик является субъектом
деятельности учителя. Деятельность идет не от учителя, а от самого ребенка. Используется методы проблемно- поискового и проектного обучения, развивающего характера. 7
учителя, зубрежки, скандала в семье. Такие знания быстро улетучиваются.
4. Отношения «учитель-ученик»

субъектно-объектные.
Учитель требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами. Ученик приспосабливается к каждому учителю, лавирует, отлынивает, иногда даже учит. Ученик - лицо второстепенное
4. Отношения «учитель-ученик»

субъектно-субъектные
. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения
При подготовке и проведении личностно ориентированного урока выделяю

основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план

ученика, затем деятельность, определяя собственную позицию.

Направление

деятельности учителя

Пути и средства реализации
I. Обращение к субъектному опыту школьников 1. Выявляю опыт учащегося путем постановки вопросов: - как он это делал? - почему? - на что опирался? 2. Организовываю через взаимопроверку и выслушивание обмена содержанием субъектного опыта между учениками. 3. Подвожу всех к правильному решению через поддержку наиболее правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме. 4. Выстраиваю на их основе подачу нового материала: путем высказываний, суждений, понятий. 5. Обобщение и систематизацию субъективного опыта учеников на уроке реализую на основе контакта II. Применение на уроке разнообразного дидактического материала 1. Использую различные источники информации. 2. Побуждаю учащихся к выполнению проблемных, внутренне неоднородных учебных заданий. 3. Предлагаю на выбор задания различного типа, вида и формы. 4. Стимулирую учащихся к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям. 5. Применяю карточки с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения, то есть технологических карт, на основе дифференцированного подхода к каждому и постоянного контроля 8
III. Характер педагогического общения на уроке 1. Уважительно и внимательно выслушиваю отвечающего независимо от уровня его успеваемости. 2. Обращаюсь к ученикам по имени. 3. Беседую с детьми не свысока, а «глаза в глаза», поддерживаю во время беседы улыбкой. 4. Поощряю в ребенке независимость, уверенность в себе при ответе IV. Активизация способов учебной работы 1. Стимулирую учеников к применению различных способов учебной работы. 2. Анализирую все предполагаемые способы, не навязывая своего мнения учащимся. 3. Анализирую действия каждого ученика. 4. Выявляю значимые способы, избираемые учащимися. 5. Обсуждаю наиболее рациональные способы - не хорошо или плохо, а что в данном способе положительно. 6. Оцениваю и результат и процесс V. Педагогическая гибкость учителя в работе с учащимися на уроке 1. Организую атмосферу «включенности» каждого ученика в работу класса. 2. Предоставляю детям возможность проявить избирательность к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения учебных заданий. 3. Создаю условия, позволяющие каждому ученику быть активным, самостоятельным. 4. Проявляю отзывчивость к эмоциям ученика. 5. Оказываю помощь детям, не успевающим за темпом работы класса Личностно ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь дети, как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. При подготовке и проведении личностно ориентированного урока учитываю характеристики субъектного опыта учащихся, это помогает выбрать рациональные приемы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого.
Типы субъектного опыта учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Творческая

Особенности восприятия ситуации
ребенок готов к ситуации, воспринимает ее адекватно, ситуацию воспринимает как общение, готов к нему в ситуацию воспринимает как 9
как положено любой деятельности творчество и рассматривает как поиск новых средств самовыражения
Мотивация деятельности
направлена на восприятие новой информации направлена на общение направлена на творчество
Направленность, личностная ориентация
на учебную деятельность на учителя, одноклассников, на себя с ожиданием похвалы, поддержки, поощрения на реализацию собственных возможностей и интересов
Системность или хаотичность действий
умение планировать последовательность действий неумение планировать, хаотичность, непоследовательность действий в деятельности со знакомым материалом - системность, в других случаях - хаотичность
Способность самоконтроля своих действий
самоконтроль на высоком уровне постоянное сравнение, соотношение себя с другими нет склонности к самоконтролю во избежание неудач
Средства самовыражения - вербализация
речь как средство рассуждения речь как средство общения речь как внутренний монолог для поиска решения
Средство выражения, самовыражения
исполнительность инициатива направлена на общение с окружающим миром для подключения к собственной деятельности непостоянная инициатива, она есть только там, где есть творчество
Целесообразность использования ведущего типа субъектного опыта ученика
соответствие собственной учебной деятельности целям усвоения знаний. Программирование деятельности данного соответствия нет в учебной деятельности соответствие наблюдается тогда, когда предполагается творческая деятельность
Результативность использования данного опыта в учебной ситуации
учебная деятельность успешная. Тип деятельности соответствует ожидаемому результату активное общение не соответствует ожидаемому результату частично соответствует ожидаемому результату при выполнении творческих заданий 10


Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам.
Виды дидактического материала:
  учебные тексты   карточки-задания   дидактические тесты.
Задания разрабатываю:
  по тематике   по уровню сложности   по цели использования   по количеству операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетом ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки ученика по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Технология личностно-ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика. Оценку результативности и психологический анализ личностно - ориентированного урока провожу путем мониторинга. Отслеживаю качество проведения урока по следующим направлениям:
во-первых
, насколько поставленные перед учащимися цели учитывают особенности данного класса,
во-вторых
, насколько эффективны методы, приемы и средства их достижения,
в-третьих
, оценить деятельность учителя и учащихся на уроке и уровень достижения поставленных задач. Затем оцениваю
дидактическое и целевое содержание урока
:   насколько его материал соответствует по сложности избранному типу урока,   совпадает ли формулировка цели урока с его содержательной реализацией,   сумела ли я подобрать оптимальный объем материала для достижения цели. Для прогнозирования дальнейшей деятельности использую психологический анализ личностно-ориентированного урока. Это позволяет обеспечить профессиональную рефлексию, способствует психологизации и гуманизации личных профессиональных установок. Помогают более точно определить самочувствие школьников, отношение к предмету, уроку, учению, к себе самим. 11

Психологическая оценка урока
  уровень организации урока (доля спонтанности учительского воздействия в настрое детей на урок);   соотношение репродуктивной и самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие их мышления;   соотношение монологического и диалогического общения между учителем и детьми на уроке;   темп и уровень сложности урока, их адекватность возрасту и контингенту класса;   соответствие форм и методов учебной работы возрастным психофизиологическим особенностям учащихся;   оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей разных психологических типов (аудиальный, визуальный, кинестетический).
Психологический анализ деятельности учителя на уроке:
  наличие физической или психической дистанции между учителем и детьми («над», «рядом», «вместе»);   преобладающее отношение к классу;   коммуникабельность, умение устанавливать контакт с классом и с каждым учеником;   способы активизации работы учащихся (их разнообразие и педагогическая целесообразность);   соотношение индивидуального и группового общения на уроке;   способность к делегированию полномочий учащимся;   умение слушать;   способность к индивидуализации и дифференциации учебной работы с учащимися;   стимулирование запоминания или понимания, самостоятельности мышления;   работа по формированию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация и др.);   соотношение принуждения и приглашения в способах организации учебной работы;   эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладание эмоций;   увлеченность преподаваемым предметом;   адекватность индивидуальной манеры поведения учителя свойствам его темперамента;   внешний облик учителя (поза, мимика, пантомима, одежда, прическа, чувство вкуса, стиля). 12

Психологический анализ учебной деятельности учащихся
  позиция учащихся: активная (субъекты учебной деятельности, действующие по внутреннему побуждению) или пассивная (исполнители целей и задач учителя);   владение основными компонентами учебной деятельности (постановка цели, ее принятие, выбор средств решения учебных задач, самоанализ, самооценка процесса и результатов учебной деятельности);   преобладание мотивации учения, проявившейся на данном уроке;   нацеленность урока: на процесс или на результат учебной работы;   наличие инициативы у учащихся в процессе учебной работы;   наличие творческой или исполнительской позиции у детей, тяготение к действиям по алгоритму или эвристическому решению учебных задач, вариативности в решениях;   наличие вопросов, добавлений, комментариев со стороны детей;   отношение к ошибкам - своим и товарищей (есть ли страх, напряженность в ситуации ошибки, или она вызывает живой интерес и потребность ее анализа);   роль учащихся (коммуникативная открытость, индивидуальность, нестандартность речи);   склонность к кооперации или конкурентности (групповая, парная работа, раскрепощенность или скованность (закрыты, прячутся за ролевые маски);   отношение учащихся к учителю (уважительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное);   преобладающее на уроке самочувствие и настроение класса (напряженность, страх, воодушевленность, энтузиазм, бодрость, жизнерадостность, мажорность, подавленность, равнодушие, раздражительность, агрессия). Для отслеживания эффективности выбранного направления практической педагогической деятельности и качества работы использую различные способы контроля уровня знаний учащихся. Провожу вводные, промежуточные и итоговые контрольные срезы знаний, умений и навыков учащихся. Результаты контрольных замеров позволяют спланировать дальнейшую работу более эффективно, а также активизировать и стимулировать учебную деятельность учащихся, наряду с традиционным оцениванием по 5 – бальной системе, устным поощрением и т.д., использую графики, диаграммы с оценкой изменений качества обучения, которые вывешиваются в классе и доступны учащимся.


Вывод:
систематическое и целенаправленное использование педагогической технологии личностно-ориентированного обучения дает видимые результаты: учащиеся, в течение анализируемого периода обучения, показывают 13
постоянный рост учебных навыков, применение аналогичных видов деятельности по другим дисциплинам не вызывают у них затруднений. На перспективу: отработать и систематизировать материал в данном направлении за курс 5 – 9 классов общеобразовательной школы, проанализировать полученные результаты, проработать возможные способы дифференциации, так как классы состоят их учащихся с разным уровнем подготовленности и способностей. 14


В раздел образования