"развитие инициативности и самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в сюжетно - ролевых играх"
Автор: Брынцева Людмила Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБУ детский сад № 76 "Куколка" Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "развитие инициативности и самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в сюжетно - ролевых играх" Раздел: дошкольное образование
В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ
воспитатель МБУ Д/с №76 «Куколка»
Л.В. Брынцева
Тольятти
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
5
11
Механизм преобразования образовательного процесса
Условия,
обеспечивающие
достижение
новых
образовательных
результатов
2
Введение
Актуальность
темы .
Игровая
деятельность
–
это
ведущий
вид
деятельности
дошкольников.
В
действующем
ФГОС
ДО
(Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013
г.
№ 1155)
игровая
деятельность
не
включена
ни
в
одну
из
образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте
игра должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе. Игра
способствует
активизации
ребенка
повышает
его
жизненный
тонус,
удовлетворяет
личные
интересы
и
социальные
нужды.
Признавая
исключительную важность игры в развитии ребенка, необходимо развивать у
детей
интерес
к
сюжетно-ролевым
играм
и
создавать
условия
для
самостоятельной игровой деятельности.
Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах
деятельности
(игровой)
является
принципом
и
одновременно
психолого-
педагогическим условием создания социальной ситуации развития детей,
соответствующей
специфике
дошкольного
возраста.
Также
ФГОС
ДО
в
качестве одного из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного
образования
предлагает
рассматривать
проявление
детьми
инициативы
и
самостоятельности в разных видах деятельности – игре. Данные положения
определяют актуальность выбранной темы итоговой работы.
Противоречия .
Несмотря
на
неоценимую
роль
игры
в
жизни
дошкольника,
организация
игровой
деятельности
в
дошкольных
организациях
требует
усовершенствования.
Она
так
и
не
заняла
подобающего места в жизни детей, что объясняется недооценкой педагогами
её роли в разностороннем развитии дошкольников. Во многих детских садах
созданная
игровая
среда
не
отличается
разнообразием,
недостаточно
внимания уделяется формированию у детей представлений о социальной
действительности,
их
самодеятельным
играм.
Подчинение
игры
задачам
обучения
наносит
воспитанникам
двойной
вред:
приводит
к
изъятию
3
самодеятельных
игр
из
жизни
детского
сада,
снижает
познавательную
мотивацию,
что
является
основой
формирования
игровой
деятельности.
Почти
полностью
выпала
из
поля
зрения
воспитателей
важность
формирования игровых умений у детей.
Профессиональная проблема: какие методы и приемы способствуют
развитию
инициативности
и
самостоятельности
у
детей
среднего
дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре?
Задачи:
1.
создавать условия для развития игровой деятельности детей
2.
расширять область самостоятельных инициативных действий детей
в выборе роли, разработке и осуществления замысла.
3.
развивать
самостоятельность,
инициативу,
творчество,
навыки
саморегуляции;
4.
формировать доброжелательные отношения к сверстникам, умения
взаимодействовать,
договариваться,
самостоятельно
разрешать
конфликтные ситуации.
5.
развивать
педагогическую
компетентность
родителей
в
области
организации игровой деятельности.
4
МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Развитие инициативности и самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
Компоненты
моделей
Модели организации образовательного процесса в логике ФГОС ДО
Совместная деятельность педагога и детей
Условия для
самостоятельной
деятельности детей
Сотрудничество
с родителями
ОД
Режимные моменты
Целевой
компонент
1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта
1.1 Обогащать содержание игр на основе знакомства с явлениями социальной действительности и
отношениями людей.
1.2Формировать представления о структуре игры: роль, сюжет, ролевые действия, ролевые
взаимодействия, игровые средства, правила игры.
1.3Обогащать содержание игры через ознакомление с трудом взрослых
2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционального опыта
2.1Поддерживать желание играть в сюжетно-ролевые игры
2.2Формировать положительное отношение к инициативе и самостоятельности сверстников и
взрослых организовывать игру.
2.3Проявлять самостоятельность и инициативу, вступая в игровое общение со сверстниками,
договариваясь о совместных действиях.
3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта действий
3.1 Способствовать творческому использованию в играх представлений о социальной
действительности, впечатлений о произведениях литературы, мультфильмов.
3.2 Развивать умения выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей
обстановке предметы, необходимые для игры; подводить детей к самостоятельному созданию
игровых замыслов.
3.3 Формировать умения анализировать и оценивать себя в игре.
3.4 Формировать игровые умения в соответствии с возрастом.
3.5 Формировать умения изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями
партнёров.
3.6 Развивать умение менять свою игровую роль и вновь обозначать ее для партнеров.
5
Содержательный
компонент
Детский сад
ОД 1
Тема «Детский сад
будущего»
ОД 2
Тема «Кто о нас
заботится в детском
саду»
ОД 3
Тема: «Если бы я
был музыкантом»
Утро
Темы
1. «Детский сад на другой
планете»
2. «Детки в садике живут»
3. «Детские сады бывают
разные»
4 «Детский сад».
Прогулка
Темы
1. «Детский сад для
зверят»
2. «Мы веселые ребята»,
«Найди себе пару»
3. «Кукла Катя вышла на
прогулку»
Вечер
Темы
1. Почему я люблю свой
детский сад.
2. Рисунок рассказ о
детском саде будущего
3. Просмотр
мультфильмов:
«Анфиска в детском
саду».
4.Настольно-
дидактическая игра
Актуальная среда
- фотоальбом «Жизнь
нашей группы»;
- сюжетные картинки
по теме;
- размещение в
книжном уголке
художественных
произведений по
теме;
- изготовление
атрибутов для
сюжетно-ролевой
игры «Детский сад»;
- детские песни о
детском саде
- краски, цветные
карандаши;
фломастеры, листы
белой бумаги,
салфетки;
- тематический
коллаж «Наш детский
сад»
Актуальная среда
Темы
1. «Детский сад и семья».
2. «Играем в сюжетно-
ролевую игры»
3. «Праздники и
развлечения в детском
саду».
4. «Наши достижения».
5. «Как мы живем в
детском саду».
6. «Детский сад – наш
общий дом».
7. «В какие игры вы
играете дома»
6
«Разрезные картинки».
Утро
Темы
1. В мире профессий
2.Д/И «Кому что нужно
для работы»
3. Загадки отгадки (о
профессиях)
4. «Кукла Катя пришла в
детский сад»
Прогулка
Темы
1. Наблюдение за работой
дворника.
2. «Мы шофёры»,
«Съедобное и
несъедобное».
Вечер
Темы
1. «Чем пахнут ремёсла»
2. «Где мы были мы не
скажем, а что видели
покажем»
3. «Что лишнее»
4. «Кукла Катя ждет
гостей»
Утро
Темы
1. «Любимый
- иллюстрации о
профессиях
работников детского
сада;
- сюжетные картинки
по теме;
- размещение в
книжном уголке
художественных
произведений по
теме;
- атрибуты для
сюжетно-ролевой
игры «Я повар»;
Актуальная среда
Иллюстрации о
профессии
музыкального
руководителя,
музыкальные
инструменты,
игрушки
7
музыкальный
инструмент»
2. «Тихо громко», «Угадай
по голосу», «Оркестр»
3 «Мы на луг ходили»
4. «Осмотр врача в
детском саду»
Прогулка
Темы
1. «Звуки природы»
2. «Музыкальные ребята»
«Добеги и ударь в бубен
Вечер
Темы
1.«Мульт-концерт»
2. «Узнай и спой песню по
картинке», «Наш веселый
металлофон»
3. «Чебурашка»
инструменты;
- сюжетные картинки
по теме;
- размещение в
книжном уголке
художественных
произведений по
теме;
- атрибуты для
сюжетно-ролевой
игры «Мы
музыканты»;
- краски, цветные
карандаши;
фломастеры, листы
белой бумаги,
салфетки, трафареты
музыкальных
инструментов;
Технологический
(процессуальный)
компонент
Ход
ОД 1
Ход
1.Беседа.
2. Рассматривание
иллюстраций
рисунки старших
детей.
Формы организации
Методы и приемы
Утро
1. Беседа
2.Четение
художественных
произведений.
3. Конструирование
Способы
взаимодействия с
материалами и
атрибутами
Методы и приемы
- побуждение к
совместному и
самостоятельному
Формы и способы
взаимодействия
- Родительский клуб
- Мастер-класс
- Педагогический лекторий
- Консультация
- Участие родителей в
досуговой деятельности
8
3.Слушание
музыкального
произведения
«Детский сад одна
семья»
З. Александрова
4. «Игра –
фантазирование».
ОД 2
Ход
1. Беседа о
работниках детского
сада
2. «Экскурсия по
детскому саду».
3 Д/и «Кем быть».
ОД 3
Ход
1.Слушание
музыкального
произведения.
П.И. Чайковского.
«Времена года»
2. Д/игра «Угадай на
чем играю»
3.Пальчиковая
гимнастика «Игра на
музыкальных
4. Сюжетно-ролевая игра
Прогулка
1.Беседа
2..Подвижные игры
3. Сюжетно-ролевая игра.
Вечер
1. Рассказ-беседа
2. Изобразительная
деятельность (рисование).
3. Просмотр
мультфильмов.
4. Настольно-
дидактическая игра.
5. Сюжетно-ролевая игра.
Утро
Темы
1. Беседа
2.Дидактическая игра.
3. Отгадывание загадок
4Сюжетно-ролевая игра
Прогулка
1. Наблюдения
2. Подвижные игры
Вечер
1.Чтение художественной
литературы Д. Родарри.
2. Игра малой
подвижности.
рассматриванию,
обсуждению,
составлению
рассказов;
- побуждение к
изготовлению
атрибутов и
материалов для
сюжетно-ролевых игр.
- поощрение
инициативы,
самостоятельности и
активности детей в
сюжетно-ролевых
играх
- Оформление для
родителей выставок
детских работ.
- День открытых дверей
дегустация блюд
- Анкетирование
родителей
9
инструментах»
3. Дидактическая игра
Утро
1 . Беседа.
2.Дидактические игры
3.Хороводная игра
4.Сюжетно-ролевая игра
Прогулка
1.Слушание звуков
природы.
2.Подвижные игры
Вечер
1. Слушание песен из
мультфильмов
2.Музыкально-
дидактическая игра
3.Музыкально-
ритмические движения.
Результативный
компонент
(возможные
достижения
ребенка)
Эмоционально отзывчивый, самостоятельный, инициативный умеющий общаться со сверстниками и
взрослыми, эмоционально-положительное отношение к группе, детскому саду, сотрудников.
Любознательный, активный принимает активное участие в жизни детского сада
В игре отражает самостоятельно придуманные события, события социальной действительности,
придумывает игры с продолжением, использует разнообразные ролевые действия, создает игровую
обстановку в соответствии с замыслом игры.
10
УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Кадровые условия : воспитатели, педагог-психолог.
2. Научно-методические условия :
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа
образования (пилотный вариант) \ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой. – 3 –е изд., испр.и доп.
– М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014. – 368
с.
3.
Материально-технические
условия: иллюстрации
по
теме,
сюжетные картинки по профессиям шапочки (повара, врача, медсестры),
муляжи (овощей фруктов), предметы-заместители, игрушки (музыкальные
инструменты), технические средства (ноутбук, магнитофон).
4. Нормативно-правовые условия
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
(утвержден
приказом
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)
"Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая
2013 г. N 26 г. Москва)
5.Информационные условия
1.
Краснощекова Н,В Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного
возраста / Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 251с. – (Школа развития)
2.
Бажанова
Т.В.
Развития
формы
сюжетно-ролевой
игры
в
дошкольном возрасте.
3.
Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре.
4.
Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в
воспитательных целях.
11
5.
Губанова В.Ф. Развитие игровой деятельности.
6.
Подольская Е,И. Сюжетно – ролевые игры.
7.
Охорзина Т.Н. Ролевая игра как один из способов развития общих и
специальных способностей
8.
Ремезова
Л.А,
Куренкова
О.В.
,Костина
Н.В..Амплетова
Е.В.
Социализация детей в игровой деятельности на современном этапе развития
дошкольного образования: Учебно методическое пособие. – Самара: ПГСГА,
2013. – 224с.
6.
Организационные условия : разработка конспектов ОД в игровой
форме, консультации для родителей, анкетирование родителей
12