Напоминание

"развитие инициативности и самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в сюжетно - ролевых играх"


Автор: Брынцева Людмила Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ детский сад № 76 "Куколка"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "развитие инициативности и самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в сюжетно - ролевых играх"
Раздел: дошкольное образование





Назад





РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ И

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ
воспитатель МБУ Д/с №76 «Куколка» Л.В. Брынцева Тольятти

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3 5 11 Механизм преобразования образовательного процесса Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов 2

Введение

Актуальность

темы
. Игровая деятельность – это ведущий вид деятельности дошкольников. В действующем ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе. Игра способствует активизации ребенка повышает его жизненный тонус, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды. Признавая исключительную важность игры в развитии ребенка, необходимо развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм и создавать условия для самостоятельной игровой деятельности. Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой) является принципом и одновременно психолого- педагогическим условием создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Также ФГОС ДО в качестве одного из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования предлагает рассматривать проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре. Данные положения определяют актуальность выбранной темы итоговой работы.
Противоречия
. Несмотря на неоценимую роль игры в жизни дошкольника, организация игровой деятельности в дошкольных организациях требует усовершенствования. Она так и не заняла подобающего места в жизни детей, что объясняется недооценкой педагогами её роли в разностороннем развитии дошкольников. Во многих детских садах созданная игровая среда не отличается разнообразием, недостаточно внимания уделяется формированию у детей представлений о социальной действительности, их самодеятельным играм. Подчинение игры задачам обучения наносит воспитанникам двойной вред: приводит к изъятию 3
самодеятельных игр из жизни детского сада, снижает познавательную мотивацию, что является основой формирования игровой деятельности. Почти полностью выпала из поля зрения воспитателей важность формирования игровых умений у детей.
Профессиональная проблема:
какие методы и приемы способствуют развитию инициативности и самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре?
Задачи:
1. создавать условия для развития игровой деятельности детей 2. расширять область самостоятельных инициативных действий детей в выборе роли, разработке и осуществления замысла. 3. развивать самостоятельность, инициативу, творчество, навыки саморегуляции; 4. формировать доброжелательные отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. 5. развивать педагогическую компетентность родителей в области организации игровой деятельности. 4

МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Развитие инициативности и самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
Компоненты

моделей

Модели организации образовательного процесса в логике ФГОС ДО

Совместная деятельность педагога и детей

Условия для

самостоятельной

деятельности детей

Сотрудничество

с родителями

ОД

Режимные моменты

Целевой

компонент

1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта
1.1 Обогащать содержание игр на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей. 1.2Формировать представления о структуре игры: роль, сюжет, ролевые действия, ролевые взаимодействия, игровые средства, правила игры. 1.3Обогащать содержание игры через ознакомление с трудом взрослых
2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционального опыта
2.1Поддерживать желание играть в сюжетно-ролевые игры 2.2Формировать положительное отношение к инициативе и самостоятельности сверстников и взрослых организовывать игру. 2.3Проявлять самостоятельность и инициативу, вступая в игровое общение со сверстниками, договариваясь о совместных действиях.
3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта действий
3.1 Способствовать творческому использованию в играх представлений о социальной действительности, впечатлений о произведениях литературы, мультфильмов. 3.2 Развивать умения выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры; подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. 3.3 Формировать умения анализировать и оценивать себя в игре. 3.4 Формировать игровые умения в соответствии с возрастом. 3.5 Формировать умения изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров. 3.6 Развивать умение менять свою игровую роль и вновь обозначать ее для партнеров. 5

Содержательный

компонент

Детский сад

ОД 1

Тема
«Детский сад будущего»
ОД 2

Тема
«Кто о нас заботится в детском саду»
ОД 3

Тема:
«Если бы я был музыкантом»
Утро

Темы
1. «Детский сад на другой планете» 2. «Детки в садике живут» 3. «Детские сады бывают разные» 4 «Детский сад».
Прогулка

Темы
1. «Детский сад для зверят» 2. «Мы веселые ребята», «Найди себе пару» 3. «Кукла Катя вышла на прогулку»
Вечер

Темы
1. Почему я люблю свой детский сад. 2. Рисунок рассказ о детском саде будущего 3. Просмотр мультфильмов: «Анфиска в детском саду». 4.Настольно- дидактическая игра
Актуальная среда
- фотоальбом «Жизнь нашей группы»; - сюжетные картинки по теме; - размещение в книжном уголке художественных произведений по теме; - изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Детский сад»; - детские песни о детском саде - краски, цветные карандаши; фломастеры, листы белой бумаги, салфетки; - тематический коллаж «Наш детский сад»
Актуальная среда

Темы
1. «Детский сад и семья». 2. «Играем в сюжетно- ролевую игры» 3. «Праздники и развлечения в детском саду». 4. «Наши достижения». 5. «Как мы живем в детском саду». 6. «Детский сад – наш общий дом». 7. «В какие игры вы играете дома» 6
«Разрезные картинки».
Утро

Темы

1.
В мире профессий 2.Д/И «Кому что нужно для работы» 3. Загадки отгадки (о профессиях) 4. «Кукла Катя пришла в детский сад»
Прогулка

Темы
1. Наблюдение за работой дворника. 2. «Мы шофёры», «Съедобное и несъедобное».
Вечер

Темы
1. «Чем пахнут ремёсла» 2. «Где мы были мы не скажем, а что видели покажем» 3. «Что лишнее» 4. «Кукла Катя ждет гостей»
Утро

Темы

1.
«Любимый - иллюстрации о профессиях работников детского сада; - сюжетные картинки по теме; - размещение в книжном уголке художественных произведений по теме; - атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Я повар»;
Актуальная среда
Иллюстрации о профессии музыкального руководителя, музыкальные инструменты, игрушки 7
музыкальный инструмент» 2. «Тихо громко», «Угадай по голосу», «Оркестр» 3 «Мы на луг ходили» 4. «Осмотр врача в детском саду»
Прогулка

Темы
1. «Звуки природы» 2. «Музыкальные ребята» «Добеги и ударь в бубен
Вечер

Темы
1.«Мульт-концерт» 2. «Узнай и спой песню по картинке», «Наш веселый металлофон» 3. «Чебурашка» инструменты; - сюжетные картинки по теме; - размещение в книжном уголке художественных произведений по теме; - атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Мы музыканты»; - краски, цветные карандаши; фломастеры, листы белой бумаги, салфетки, трафареты музыкальных инструментов;
Технологический

(процессуальный)

компонент

Ход

ОД 1

Ход
1.Беседа. 2. Рассматривание иллюстраций рисунки старших детей.
Формы организации

Методы и приемы

Утро
1. Беседа 2.Четение художественных произведений. 3. Конструирование
Способы

взаимодействия с

материалами и

атрибутами

Методы и приемы
- побуждение к совместному и самостоятельному
Формы и способы

взаимодействия
- Родительский клуб - Мастер-класс - Педагогический лекторий - Консультация - Участие родителей в досуговой деятельности 8
3.Слушание музыкального произведения «Детский сад одна семья» З. Александрова 4. «Игра – фантазирование».
ОД 2

Ход
1. Беседа о работниках детского сада 2. «Экскурсия по детскому саду». 3 Д/и «Кем быть».
ОД 3

Ход
1.Слушание музыкального произведения. П.И. Чайковского. «Времена года» 2. Д/игра «Угадай на чем играю» 3.Пальчиковая гимнастика «Игра на музыкальных 4. Сюжетно-ролевая игра
Прогулка
1.Беседа 2..Подвижные игры 3. Сюжетно-ролевая игра.
Вечер
1. Рассказ-беседа 2. Изобразительная деятельность (рисование). 3. Просмотр мультфильмов. 4. Настольно- дидактическая игра. 5. Сюжетно-ролевая игра.
Утро

Темы
1. Беседа 2.Дидактическая игра. 3. Отгадывание загадок 4Сюжетно-ролевая игра
Прогулка
1. Наблюдения 2. Подвижные игры
Вечер
1.Чтение художественной литературы Д. Родарри. 2. Игра малой подвижности. рассматриванию, обсуждению, составлению рассказов; - побуждение к изготовлению атрибутов и материалов для сюжетно-ролевых игр. - поощрение инициативы, самостоятельности и активности детей в сюжетно-ролевых играх - Оформление для родителей выставок детских работ. - День открытых дверей дегустация блюд - Анкетирование родителей 9
инструментах» 3. Дидактическая игра
Утро
1
.
Беседа. 2.Дидактические игры 3.Хороводная игра 4.Сюжетно-ролевая игра
Прогулка
1.Слушание звуков природы. 2.Подвижные игры
Вечер
1. Слушание песен из мультфильмов 2.Музыкально- дидактическая игра 3.Музыкально- ритмические движения.
Результативный

компонент

(возможные

достижения

ребенка)
Эмоционально отзывчивый, самостоятельный, инициативный умеющий общаться со сверстниками и взрослыми, эмоционально-положительное отношение к группе, детскому саду, сотрудников. Любознательный, активный принимает активное участие в жизни детского сада В игре отражает самостоятельно придуманные события, события социальной действительности, придумывает игры с продолжением, использует разнообразные ролевые действия, создает игровую обстановку в соответствии с замыслом игры. 10

УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Кадровые условия
: воспитатели, педагог-психолог.
2. Научно-методические условия
: От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа образования (пилотный вариант) \ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3 –е изд., испр.и доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
3.

Материально-технические

условия:
иллюстрации по теме, сюжетные картинки по профессиям шапочки (повара, врача, медсестры), муляжи (овощей фруктов), предметы-заместители, игрушки (музыкальные инструменты), технические средства (ноутбук, магнитофон).
4. Нормативно-правовые условия
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва)
5.Информационные условия
1. Краснощекова Н,В Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 251с. – (Школа развития) 2. Бажанова Т.В. Развития формы сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. 3. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. 4. Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях. 11
5. Губанова В.Ф. Развитие игровой деятельности. 6. Подольская Е,И. Сюжетно – ролевые игры. 7. Охорзина Т.Н. Ролевая игра как один из способов развития общих и специальных способностей 8. Ремезова Л.А, Куренкова О.В. ,Костина Н.В..Амплетова Е.В. Социализация детей в игровой деятельности на современном этапе развития дошкольного образования: Учебно методическое пособие. – Самара: ПГСГА, 2013. – 224с. 6.
Организационные условия
: разработка конспектов ОД в игровой форме, консультации для родителей, анкетирование родителей 12


В раздел образования