Автор: Рубцова Алла Валентиновна Должность: преподаватель русского языка и литературы Учебное заведение: ГБПОУ ЯНАО "НУРМК" Населённый пункт: г. Новый Уренгой Наименование материала: Методическая разработка Тема: Задания для олимпиады Раздел: среднее профессиональное
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА
на заседании предметной
(цикловой) комиссии
общих гуманитарных дисциплин
Председатель П(Ц)К
_______________ Ф.Я.Есенакаева
Задания
для проведения
олимпиады по русскому языку и литературе
1-2 курс
Задания подготовили
Абрамова Л.М.,
преподаватель русского языка и литературы
высшей категории,
Рубцова А.В.,
преподаватель русского языка и литературы.
2015-2016 учебный год
1
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Пояснительная записка
Цели и задачи олимпиады по русскому языку:
пробудить и поддержать творческую инициативу обучающихся;
воспитать у подрастающего поколения любовь к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, языку одной из величайших культур мира;
пробудить интерес к его научному изучению;
повысить общекультурный уровень обучающихся;
выявить студентов, обладающих хорошими знаниями русского языка, одаренных
лингвистической интуицией;
развить творческие способности обучающихся;
пробудить желание вдумчиво и бережно относится к родному слову;
проверить уровень орфографической зоркости, орфоэпической культуры.
Комплект заданий.
Комплект конкурсных заданий для студентов 1,2 курса, предназначенный для проведения олимпиады
по русскому языку и литературе на уровне колледжа. Состоит из 16 заданий.
Тематическая структура комплекта.
Данный комплект состоит из 16 заданий, включающих такие разделы русского языка и литературы,
как
фонетика, орфоэпия (задание № 1,2);
лексикология, фразеология (задание № 3, 4,5,6,7);
словообразование (задание № 8)
морфология (задание № 9);
грамматика (задания № 10);
литература 19 века (для студентов1 курса), литература 20 века (для студентов 2 курса)
(задания № 12, 13, 14, 15);
сочинение-рассуждение (задание № 16).
Представленные задания имеют целью определить уровень языковой, речевой и коммуникативной
компетентности учащихся. Среди заданий встречаются лингвистические задачи, требующие четко
2
сформулированного ответа и краткого комментария, творческие задания, требующие развернутого
ответа.
На выполнение работы отводится 120 минут .
При составлении заданий учитывался тот факт, что каждому участнику олимпиады необходимо
предоставить право на успех: в связи с этим большая часть заданий, безусловно, будет посильна всем
тем, кто имеет достаточно прочные предметные знания по русскому языку. Часть заданий требует
более глубокого аналитического подхода к оценке тех или иных лингвистических фактов, более
вдумчивого комментария, проявления лингвистической эрудиции и творческих способностей.
Чтобы получить максимальное количество баллов (100), важно выполнить данные задания в полном
объеме.
При выполнении заданий олимпиады не разрешено использовать лингвистические справочники и
словари.
Выполнение предложенных заданий оценивается членами жюри строго по разработанным
ключам (смотрите ниже), учитывающим уровень сложности, что проявляется в установлении
разного максимально возможного количества баллов для каждого задания. При проверке некоторых
заданий требуется использование исключительно формализованного подхода в оценивании: должен
оцениваться объем правильных вариантов: на каждый правильный ответ, верный комментарий,
правильно подобранный пример дается строго определенное количество баллов. Начисляемые за
каждую верно выполненную часть задания баллы указаны в ключах.
Творческое задание (создание собственного текста) должно оцениваться по предложенным в ключах
критериям.
Для участия в олимпиаде рекомендуется не более трех представителей от группы.
Критерии оценки сочинение:
Оценка
Содержание и речь
«5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4
. Работа отличается богатством словаря, разнообразием
используемых синтаксических конструкций, точностью
словоупотребления
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом, в работе допускается 1 недочет в содержании, 1 речевой
недочет.
«4»
1.Содержание работы, в основном, соответствует теме (имеются
незначительные отклонения от темы).
2.Содержание, в основном, достоверно, но имеются единичные
фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в
изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно
разнообразен.
3
5. Стиль работы отличается единством и достаточной
выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не
более 2 речевых недочетов.
«3»
1. В работе допущены существенные отклонения.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные
фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические
конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно
выразительна.
В целом, в работе допускается не более 3 недочетов в содержании и 3
речевых недочетов
«0»
1.Работа не соответствует теме.
2.Допущено много фактических неточностей.
3.Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы,
отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными
предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты
случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста. В целом, в работе допущено 6
недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность
«5»
Отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические
ошибки.
«4»
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1
орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4
пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а
также 2 грамматические ошибки.
«3»
Допускаются 4 орфогафические и 4 пунктуационные ошибки, или 3
орф. и 5 пунк, или 7 пунк. при отсутствии орфографических, а также
4 грамматических ошибки
«0»
Допущено 5 орф. и 5 пунк. Ошибок, или 4 орф. и 6 пунк., или 3 орф. и
7 пунк., а также 5 грамматических ошибок.
4
Использованная литература:
1.Волжина Е.Д. Школьные олимпиады по литературе. 5-11 классы. М., Айрис-пресс, 2012.
2.Шустина И. Русский язык на «пятерку». Ярославль, Академия развития, 2011.
3.Безденежных Н.В. Новые школьные олимпиады по русскому языку. Ростов-на –Дону, Феникс, 2010.
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
1 курс
Ф.И.О._________________________________________ Группа -- ____________________________
1. Расставьте ударения в словах .
Красивее, километр, каталог, нефтепровод, баловать, диспансер, украинский, звонит, торты, недуг,
жалюзи, полчаса, договор, углубить, алфавит, сливовый, кухонный. (17 баллов)
2.Затранскрибируйте слова. Определите, какой звук повторяется во всех нижеприведенных
примерах.
Льют ________________________ ядро _______________________
соловьи _______________________ копия ______________________
повторяющийся звук _____________ (5 баллов)
3.Укажите разницу в лексическом значении, составьте фразы с каждым из слов.
Искусный – искусственный
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
понятный – понятливый
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
(8 баллов)
4.Подберите антонимы к прилагательным свежий и золотой.
5
Свежий хлеб – ___________________ свежий ветер -_____________________
свежая рубашка - __________________ свежая мысль - ____________________
золотые руки - ____________________ золотое сердце - ___________________
золотой характер - _________________ (7 баллов)
5.Определите значение заимствованных слов.
Секьюрити - ________________ эксклюзивный - ________________
Гламурный - ________________ ностальгия - ___________________
Рейтинг - __________________ фиаско - ______________________ (6 баллов)
6.Подберите объяснения к фразеологическим оборотам (соедините стрелками)
1. Не в бровь, а в глаз.
2. Остаться с носом.
3. Звезд с неба не хватает.
4. Душа нараспашку.
5. Разделать под орех.
6. Собака на сене.
7. Душа ушла в пятки.
8. Клевать носом.
9. В час по чайной ложке.
10. Как снег на голову.
а. Неожиданно.
б. Дремать.
в. Сам не пользуется и другим не дает.
г. Откровенный, честный человек.
д. Одержать полную победу.
е. Реально оценивает свои качества.
ж. Медленно.
з. Сильно испугался.
и. Ничего не добиться.
к. Верно угадать.
(10 баллов)
7. Подберите к заимствованным словам синонимы .
Конкретный – __________________________________________________________________________
Абстрактный – _________________________________________________________________________
Катаклизм - ___________________________________________________________________________
(3 баллов)
8.Составьте словообразовательные цепочки, разделите слова на морфемы .
Разговорчивость ________________________________________________________________________
журналистский _________________________________________________________________________
(4 балла)
9. Определите грамматический род существительных.
Тюль - _______ рояль - ________ шампунь - ____________
пресс-атташе - ______ кино - _________ конферансье - _________
6
интервью - _________ пенальти - ______ кофе - ____________
кафе - _____________ (10 баллов)
10. Расставьте знаки препинания в тексте.
В жизни есть какой-то уровень счастья от которого мы ведем отсчет как ведем отсчет высоты от
уровня моря.
Точка отсчета. Так вот задача каждого человека и в крупном и в малом повышать этот уровень
счастья, повышать в жизни. И свое личное счастье тоже не останется вне этих забот.
…Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя…Вот например в общество человек может
принести с собой атмосферу подозрительности и какого-то тягостного молчания а может внести
сразу радость свет. Человек рождается и оставляет по себе память. И очень важно какую память он о
себе оставляет. ( Д.С. Лихачев)
(5 баллов)
11. Допишите пословицы.
Не место красит человека, а…__________________________________________________________
Лучше умереть, чем неправду…________________________________________________________
Поживи подольше, так и увидишь…_____________________________________________________
Не спеши языком, торопись…__________________________________________________________
Не трудился бы, так и хлеба не …_______________________________________________________
(5 баллов)
12.Назовите автора этого высказывания.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими
предшественниками.
Ответ: ________________________________________ (3 балла)
13.
Соотнесите произведения и их авторов (соединить стрелками):
«Евгений Онегин»
«Мертвые души»
«Премудрый пескарь»
«После бала»
«Дикий помещик»
«Герой нашего времени»
«Отцы и дети»
«Преступление и наказание»
«Война и мир»
Л.Н. Толстой
М.Е. Салтыков -Щедрин
Ф.М. Достоевский
Н.В. Гоголь
М.Ю. Лермонтов
А.С. Пушкин
А. Н. Островский
И.С. Тургенев
7
«Гроза»
(10 баллов)
14. Укажите правильный вариант ответа.
Аллегория – это:
1.Один из тропов, иносказание, изображение какой-нибудь отвлеченной идеи в конкретном, хорошо
представляемом образе.
2.Художественный прием, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой-нибудь
хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта.
3.Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов,
композиционных элементов, создающих эффект резкого контраста.
Ответ:_________________________
Гипербола- это:
1.Один из видов тропов, художественное преувеличение, суть которого заключается в усилении
каких-либо качеств.
2. Один из видов тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном
преуменьшении.
3. Один из видов тропов, заключающийся в сопоставлении предметов или явлений, обладающих
общим признаком, для пояснения одного другим. (2 балла)
Ответ:__________________
15. Назовите виды тропов, использованных в следующих строках:
А
) Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой._____________________________________________________________
Б) Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость._________________________________________________________
В) Они сошлись. Волна и камень
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой… ._____________________________________________________
Г) Все флаги в гости будут к нам._______________________________________________________
Д) А сама-то величава -
Выступает будто пава._______________________________________________________________
(5 баллов)
8
16. Напишите эссе на предложенную тему объемом примерно 100 - 150 слов. Выскажите свою
позицию, приведя 2-3 аргумента (опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на
знания и жизненный опыт).
«Каждый сам хозяин своей судьбы» (10 баллов)
КЛЮЧ
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ 1 курс
1. Расставьте ударения в словах .
КрасИвее, киломЕтр, каталОг, нефтепровОд, бАловать, диспансЕр, украИнский, звонИт, тОрты,
недУг, жалюзИ, полчасА, договОр, углубИть, алфавИт, слИвовый, кУхонный. (17 баллов)
2.Затранскрибируйте слова. Определите, какой звук повторяется во всех нижеприведенных
примерах.
Льют - [л*й*ут] ядро - [ й*адро ]
Соловьи - [ салав*й*и ] копия - [ коп*ий*а]
повторяющийся звук – [ й*] (6 баллов)
3.Укажите разницу в лексическом значении, составьте фразы с каждым из слов.
Искусный – искусственный
Искусный – 1) обладающий мастерством; 2) сделанный, выполненный с большим умением и
тонкостью. Искусный мастер. Искусная ваза.
Искусственный – 1)созданный человеком 2)перен. деланный, неискренний. Искусственный водоём,
искусственная доброжелательность.
понятный – понятливый
Понятный – 1)доступный пониманию, осмыслению 2) оправданный, справедливый. Понятный
материал, понятный парень.
Понятливый – умный, понимающий. Понятливый юноша. (8 баллов)
4.Подберите антонимы к прилагательным свежий и золотой.
Свежий хлеб – мягкий, сегодняшний свежий ветер - прохладный
свежая рубашка - чистая свежая мысль - новая
золотые руки - умелые золотое сердце – доброе, отзывчивое
золотой характер – добрый, сердечный (7 баллов)
5.Определите значение заимствованных слов.
9
Секьюрити - охранник эксклюзивный – оригинальный, единственный
Гламурный – модный, роскошный, яркий ностальгия – тоска по прошлому
Рейтинг – показатель числовой или порядковый фиаско – неудача (6 баллов)
6.Подберите объяснения к фразеологическим оборотам (соедините стрелками)
1. Не в бровь, а в глаз. – К
2. Остаться с носом. - И
3. Звезд с неба не хватает. - Е
4. Душа нараспашку. - Г
5. Разделать под орех. - Д
6. Собака на сене. - В
7. Душа ушла в пятки. - З
8. Клевать носом. - Б
9. В час по чайной ложке. - Ж
10. Как снег на голову. - А
а. Неожиданно.
б. Дремать.
в. Сам не пользуется и другим не дает.
г. Откровенный, честный человек.
д. Одержать полную победу.
е. Реально оценивает свои качества.
ж. Медленно.
з. Сильно испугался.
и. Ничего не добиться.
к. Верно угадать.
(10 баллов)
7. Подберите к заимствованным словам синонимы .
Конкретный – реальный, точный
Абстрактный – отвлечённый, чувственный
Катаклизм - разрушительный переворот, катастрофа (3 баллов)
8.Составьте словообразовательные цепочки, разделите слова на морфемы .
Разговорчив-ость – разговор-чивый – раз-говор – говор - говорить
Журналист – журнал-ист - журнал (4 балла)
9. Определите грамматический род существительных.
Тюль - м.р. , рояль – м.р., шампунь – м.р, пресс-атташе - м.р., кино – с.р., конферансье – м.р.,
интервью – с.р., пенальти – м.р., кофе – м.р., кафе – с.р. (10 баллов)
10. Расставьте знаки препинания в тексте.
В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты от
уровня моря.
Точка отсчета. Так вот, задача каждого человека и в крупном, и в малом повышать этот уровень
счастья, повышать в жизни. И свое личное счастье тоже не останется вне этих забот.
10
…Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя…Вот, например, в общество человек может
принести с собой атмосферу подозрительности и какого-то тягостного молчания, а может внести
сразу радость, свет. Человек рождается и оставляет по себе память. И очень важно, какую память он
о себе оставляет. ( Д.С. Лихачев) (5 баллов)
11. Допишите пословицы.
Не место красит человека, а…человек место
Лучше умереть, чем неправду…терпеть
Поживи подольше, так и увидишь…побольше
Не спеши языком, торопись…делом
Не трудился бы, так и хлеба не …добился
(5 баллов)
12.Назовите автора этого высказывания.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими
предшественниками.
Ответ: И.С. Тургенев (3 балла)
13.
Соотнесите произведения и их авторов (соединить стрелками):
«Евгений Онегин»
«Мертвые души»
«Премудрый пескарь»
«После бала»
«Дикий помещик»
«Герой нашего времени»
«Отцы и дети»
«Преступление и наказание»
«Война и мир»
«Гроза»
Л.Н. Толстой
М.Е. Салтыков -Щедрин
Ф.М. Достоевский
Н.В. Гоголь
М.Ю. Лермонтов
А.С. Пушкин
А. Н. Островский
И.С. Тургенев
(10 баллов)
14. Укажите правильный вариант ответа.
Аллегория – это: 2
11
2.Художественный прием, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой-нибудь
хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого
факта.
Гипербола- это: 1
1.Один из видов тропов, художественное преувеличение, суть которого заключается в усилении
каких-либо качеств. (2 балла)
15. Назовите виды тропов, использованных в следующих строках:
А
) Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой. - метафора
Б) Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость . – олицетворение, эпитет
В) Они сошлись. Волна и камень
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой… . - антитеза
Г) Все флаги в гости будут к нам. - метонимия
Д) А сама-то величава -
Выступает будто пава . – сравнение, эпитет
(5 баллов)
18. Напишите эссе на предложенную тему объемом примерно 150 - 200 слов. Выскажите свою
позицию, приведя 2 аргумента, 1 пример должен быть взят их художественной литературы.
«Каждый сам хозяин своей судьбы»
(10 баллов)
12
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
2 курс
Ф.И.О.____________________________________ Группа -- __________________________
1. Расставьте ударения в словах .
Красивее, километр, каталог, нефтепровод, баловать, диспансер, украинский, звонит, торты, недуг,
кухонный, договор.
(11 баллов)
2.Затранскрибируйте слова. Определите, какой звук повторяется во всех нижеприведенных
примерах.
Льют ________________________ ядро _______________________
соловьи _______________________ копия ______________________
повторяющийся звук _____________ (5 баллов)
3.Укажите разницу в лексическом значении, составьте фразы с каждым из слов.
Искусный – искусственный
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
понятный – понятливый
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
(8 баллов)
4.Подберите антонимы к прилагательным свежий и золотой.
Свежий хлеб – ___________________ свежий ветер -_____________________
свежая рубашка - __________________ свежая мысль - ____________________
золотые руки - ____________________ золотое сердце - ___________________
золотой характер - _________________ (7 баллов)
5.Определите значение заимствованных слов.
Секьюрити - ________________ эксклюзивный - ________________
Гламурный - ________________ ностальгия - ___________________
13
Рейтинг - __________________ фиаско - ______________________ (6 баллов)
6.Подберите объяснения к фразеологическим оборотам (соедините стрелками)
1. Не в бровь, а в глаз.
2. Остаться с носом.
3. Звезд с неба не хватает.
4. Душа нараспашку.
5. Разделать под орех.
6. Собака на сене.
7. Душа ушла в пятки.
8. Клевать носом.
9. В час по чайной ложке.
10. Как снег на голову.
а. Неожиданно.
б. Дремать.
в. Сам не пользуется и другим не дает.
г. Откровенный, честный человек.
д. Одержать полную победу.
е. Реально оценивает свои качества.
ж. Медленно.
з. Сильно испугался.
и. Ничего не добиться.
к. Верно угадать.
(10 баллов)
7. Подберите к заимствованным словам синонимы .
Конкретный – __________________________________________________________________________
Абстрактный – _________________________________________________________________________
Катаклизм - ___________________________________________________________________________
(3 баллов)
8.Составьте словообразовательные цепочки, разделите слова на морфемы .
Разговорчивость ________________________________________________________________________
журналистский _________________________________________________________________________
(4 балла)
9. Определите грамматический род существительных.
Тюль - _______ рояль - ________ шампунь - ____________
пресс-атташе - ______ кино - _________ конферансье - _________
интервью - _________ пенальти - ______ кофе - ____________
кафе - _____________ (10 баллов)
10. Расставьте знаки препинания в тексте.
В жизни есть какой-то уровень счастья от которого мы ведем отсчет как ведем отсчет высоты от
уровня моря.
14
Точка отсчета. Так вот задача каждого человека и в крупном и в малом повышать этот уровень
счастья, повышать в жизни. И свое личное счастье тоже не останется вне этих забот.
…Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя…Вот например в общество человек может
принести с собой атмосферу подозрительности и какого-то тягостного молчания а может внести
сразу радость свет. Человек рождается и оставляет по себе память. И очень важно какую память он о
себе оставляет. ( Д.С. Лихачев)
(5 баллов)
11. Допишите пословицы.
Не место красит человека, а…__________________________________________________________
Лучше умереть, чем неправду…________________________________________________________
Поживи подольше, так и увидишь…_____________________________________________________
Не спеши языком, торопись…__________________________________________________________
Не трудился бы, так и хлеба не …_______________________________________________________
(5 баллов)
12.Назовите автора этого высказывания.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими
предшественниками.
Ответ: ________________________________________ (3 балла)
13.
Выберите правильное утверждение :
А) Центральным образом многих поэтов-символистов является личность, замкнувшаяся в себе,
отрезанная от действий, и создавшая с помощью фантазии свою действительность;
Б) Центральным образом поэтов-символистов является личность, ведущая борьбу с общественными
устоями;
В) Центральным образом поэтов-символистов является личность, свободная от классических
условностей;
Г) Центральным образом поэтов-символистов является личность, замешанная в конфликте между
общественным долгом и личными страстями
(1 балл)
Ответ: ______________________
14. Сопоставьте произведение и персонажа:
А
А. Блок «Двенадцать»
1
Генерал Амосов
Б
М. Горький «На дне»
2
Га-Ноцри
15
В
А. Куприн «Гранатовый браслет»
3
Иисус Христос
Г
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
4
Бубнов
А) А—3, Б—4, В—1, Г—2
Б) А—2, Б—3, В—4, Г—1
В) А—4, Б—1, В—3, Г—2
Г) А—3, Б—1, В—4, Г—2
(1 балл)
Ответ:_________________________
15. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет»
(если утверждение неверно).
а) Эпопея, роман, повесть, сонет, рассказ — всё это жанры эпоса.________________________
б) Авангардизм — ряд течений в искусстве XX века, порывающих с реалистическими нормами и
традициями, характеризующийся поиском новых форм выражения.___________________
в) Если стихотворение написано прозой, оно всё равно относится к лирике.________________
г) Эпилог — это заключительная часть большого повествовательного произведения.________
д) Эпиграмма — это вступление к большому литературному произведению._______________
е) В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф. Тютчев) выделенное слово является
олицетворением._______________________ (8 баллов)
16. Назовите виды тропов, использованных в следующих строках:
Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом С. А. Есениным для
создания образа:
А)
Рассвет рукой прохлады ровно
Сшибает яблоки зари.__________________________________________________________________
Б) Синь то дремлет, то вздыхает.___________________________________________________________
В) Как серёжки зазвенит девичий смех._____________________________________________________
Г) В водах ложных звенящая борозда______________________________________________________
Д) Звонко чахнут тополя_________________________________________________________________
(5 баллов)
16
17. Напишите эссе на предложенную тему объемом примерно 100 - 150 слов. Выскажите свою
позицию, приведя 2-3 аргумента (опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на
знания и жизненный опыт).
«Каждый сам хозяин своей судьбы»
(10 баллов)
КЛЮЧ
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ 2 курс
1. Расставьте ударения в словах .
17
КрасИвее, киломЕтр, каталОг, нефтепровОд, баловАть, диспансЕр, украИнский, звонИт, тОрты,
кУхонный, договОр. (11 баллов)
2.Затранскрибируйте слова. Определите, какой звук повторяется во всех нижеприведенных
примерах.
Льют - [л*й*ут] ядро - [ й*адро ]
Соловьи - [ салав*й*и ] копия - [ коп*ий*а]
повторяющийся звук – [ й*] (6 баллов)
3.Укажите разницу в лексическом значении, составьте фразы с каждым из слов.
Искусный – искусственный
Искусный – 1) обладающий мастерством; 2) сделанный, выполненный с большим умением и
тонкостью. Искусный мастер. Искусная ваза.
Искусственный – 1)созданный человеком 2)перен. деланный, неискренний. Искусственный водоём,
искусственная доброжелательность.
понятный – понятливый
Понятный – 1)доступный пониманию, осмыслению 2) оправданный, справедливый. Понятный
материал, понятный парень.
Понятливый – умный, понимающий. Понятливый юноша. (8 баллов)
4.Подберите антонимы к прилагательным свежий и золотой.
Свежий хлеб – мягкий, сегодняшний свежий ветер - прохладный
свежая рубашка - чистая свежая мысль - новая
золотые руки - умелые золотое сердце – доброе, отзывчивое
золотой характер – добрый, сердечный (7 баллов)
5.Определите значение заимствованных слов.
Секьюрити - охранник эксклюзивный – оригинальный, единственный
Гламурный – модный, роскошный, яркий ностальгия – тоска по прошлому
Рейтинг – показатель числовой или порядковый фиаско – неудача (6 баллов)
6.Подберите объяснения к фразеологическим оборотам (соедините стрелками)
1. Не в бровь, а в глаз. – К
2. Остаться с носом. - И
а. Неожиданно.
б. Дремать.
18
3. Звезд с неба не хватает. - Е
4. Душа нараспашку. - Г
5. Разделать под орех. - Д
6. Собака на сене. - В
7. Душа ушла в пятки. - З
8. Клевать носом. - Б
9. В час по чайной ложке. - Ж
10. Как снег на голову. - А
в. Сам не пользуется и другим не дает.
г. Откровенный, честный человек.
д. Одержать полную победу.
е. Реально оценивает свои качества.
ж. Медленно.
з. Сильно испугался.
и. Ничего не добиться.
к. Верно угадать.
(10 баллов)
7. Подберите к заимствованным словам синонимы .
Конкретный – реальный, точный
Абстрактный – отвлечённый, чувственный
Катаклизм - разрушительный переворот, катастрофа (3 баллов)
8.Составьте словообразовательные цепочки, разделите слова на морфемы .
Разговорчив-ость – разговор-чивый – раз-говор – говор - говорить
Журналист – журнал-ист - журнал (4 балла)
9. Определите грамматический род существительных.
Тюль - м.р. , рояль – м.р., шампунь – м.р, пресс-атташе - м.р., кино – с.р., конферансье – м.р.,
интервью – с.р., пенальти – м.р., кофе – м.р., кафе – с.р. (10 баллов)
10. Расставьте знаки препинания в тексте.
В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты от
уровня моря.
Точка отсчета. Так вот, задача каждого человека и в крупном, и в малом повышать этот уровень
счастья, повышать в жизни. И свое личное счастье тоже не останется вне этих забот.
…Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя…Вот, например, в общество человек может
принести с собой атмосферу подозрительности и какого-то тягостного молчания, а может внести
сразу радость, свет. Человек рождается и оставляет по себе память. И очень важно, какую память он
о себе оставляет. ( Д.С. Лихачев) (5 баллов)
11. Допишите пословицы.
Не место красит человека, а…человек место
Лучше умереть, чем неправду…терпеть
Поживи подольше, так и увидишь…побольше
19
Не спеши языком, торопись…делом
Не трудился бы, так и хлеба не …добился
(5 баллов)
12.Назовите автора этого высказывания.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими
предшественниками.
Ответ: И.С. Тургенев (3 балла)
13.
Выберите правильное утверждение :
А) Центральным образом многих поэтов-символистов является личность, замкнувшаяся в себе,
отрезанная от действий, и создавшая с помощью фантазии свою действительность;
Б) Центральным образом поэтов-символистов является личность, ведущая борьбу с общественными
устоями;
В) Центральным образом поэтов-символистов является личность, свободная от классических
условностей;
Г) Центральным образом поэтов-символистов является личность, замешанная в конфликте между
общественным долгом и личными страстями
Ответ:_____А_________________ ( 1 балл)
14. Сопоставьте произведение и персонажа:
А
А. Блок «Двенадцать»
1
Генерал Амосов
Б
М. Горький «На дне»
2
Га-Ноцри
В
А. Куприн «Гранатовый браслет»
3
Иисус Христос
Г
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
4
Бубнов
А) А —3, Б—4, В—1, Г—2
Б) А—2, Б—3, В—4, Г—1
В) А—4, Б—1, В—3, Г—2
Г) А—3, Б—1, В—4, Г—2
(1 балл)
Ответ:__________А_______________
15. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет»
(если утверждение неверно).
а) Эпопея, роман, повесть, сонет, рассказ — всё это жанры эпоса._- НЕТ__________________
20
б) Авангардизм — ряд течений в искусстве XX века, порывающих с реалистическими нормами и
традициями, характеризующийся поиском новых форм выражения._- ДА__________________
в) Если стихотворение написано прозой, оно всё равно относится к лирике._- ДА___________
г) Эпилог — это заключительная часть большого повествовательного произведения. - ДА____
д) Эпиграмма — это вступление к большому литературному произведению._- НЕТ__________
е) В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф. Тютчев) выделенное слово является
олицетворением._- ДА______________________ (6 баллов)
16. Назовите виды тропов, использованных в следующих строках:
Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом С. А. Есениным для
создания образа:
А)
Рассвет рукой прохлады ровно
Сшибает яблоки зари.
– метафор, олицетворение
Б) Синь то дремлет, то вздыхает. – олицетворение
В) Как серёжки зазвенит девичий смех. – сравнение
Г) В водах ложных звенящая борозда – эпитет
Д) Звонно чахнут тополя – эпитет, звукопись (5 баллов)
17. Напишите эссе на предложенную тему объемом примерно 100 - 150 слов. Выскажите свою
позицию, приведя 2-3 аргумента, один из художественной литературы.
«Каждый сам хозяин своей судьбы»
(10 баллов)
21
3.Укажите разницу в лексическом значении, составьте фразы с каждым из слов.
злой – злостный
Злой – 1) несущий в себе зло; 2) чрезвычайно лютый, хищный, кровожадный. Злая собака, злой язык.
Злостный – 1) исполненный злости; 2) сознательно недобросовестный. Злостное чувство, злостный
преступни.
X Международная дистанционная олимпиада «Эрудит»
Русский язык
9 класс
1 тур
Ответы
1.
В современном русском языке мы используем устойчивые выражения взялся за гуж,
надел хомут на шею, поворачивай оглобли, закусить удила. Что означают эти
фразеологизмы? Каковы исходныезначения слов гуж, хомут, оглобля, удила?
Ответ .
Взялся за гуж – взялся за дело , надел хомут на шею – взял на себя ответственность , поворачивай
оглобли - уходи , закусить удила - упорствовать .
Гуж - петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой.
22
Хомут - часть упряжи - надеваемый на шею лошади округлый деревянный остов с мягким
валиком на внутренней стороне.
Оглобля - В упряжи: одна из двух круглых длинных жердей, укрепленных на передней оси
повозки и соединяющихся с дугой.
Удила - часть сбруи - металлические стержни, вкладываемые в рот упряжного животного.
(8 баллов) Комментарии к оцениванию. За каждый правильный полный ответ - 2 балла.
(11 баллов) Комментарии к оцениванию. За каждый полный верный ответ - 1 балл. За
правильное выделение каждого гнезда – 2 балла.
Ответ.
« У лукоморья…» - у излучины речи, старославянское. Омонимы.
1) Лукавый, излучина, лукоморье, лучковый, лукошко, лучник – восходят к корню лук- со значением
«изгиб, кривизна».
2) Лучевой, лучезарный, лучина, лучистый – восходят к корню луч- со значением «испускать света»
(ср. лат. lux).
3) Случай, получка, лучше – восходят к корню луч - со значением «метко бросать, попадать, получать».
4) Луковица – восходит к корню лук - со значением «растение».
4. Жан, Мишель, Даниэль и Фредерик — французские дети, знакомые Бориса. Перед Новым
годом он послал поздравительные открытки Жану, Мишель, Даниэлю и Фредерик. Скольким
девочкам Борис послал открытки? Аргументируйте свой ответ.
(3 балла) Комментарии к оцениванию. За верный ответ - 1 балл, обоснование – 2 балла.
Ответ.
23
Борис послал открытку 2 девочкам: Мишель и Фредерик . Иноязычные фамилии, имена,
обозначающие лица женского пола не склоняются, а мужского - склоняются.
5. Какие ошибки допущены в употреблении слов (неточное знание лексического значения
слова, смешение значения однокоренных слов, нарушение сочетаемости слова с другими
словами и др.)? Внесите исправления. Создайте свою «коллекцию» предложений с речевыми
ошибками (10 примеров).
1) Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2) Через весь роман проходит фабула патриотизма. 3)
Обе линии сюжета, личная и общественная, развиваются в комедии параллельно, взаимно
пересекаясь. 4) В момент пребывания на юге Пушкин пишет романтичные произведения. 5) Очень
рано я понял, что биология - завлекательная наука. 6) Сначала о Манилове складывается двойное
впечатление. 7) С первого взгляда он может показаться даже очень прекрасным человеком. 8) День
начинался ясный, чуть дребезжал рассвет. 9) Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о
прибытии настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. 10) Чтение классической русской
литературы обогащает кругозор людей.
(10 баллов) Комментарии к оцениванию. За каждый верный полный ответ с объяснением
характера ошибки и свой пример ошибки на это правило - 1 балл.
Ответ.
Неточное знание лексического значения слова, смешение значения однокоренных слов, нарушение
сочетаемости слова с другими словами.
1) Друзья, попробуем заглянуть в будущее. 2) Через весь роман проходит идея патриотизма. 3) Обе
сюжетных линии, личная и общественная, развиваются в комедии параллельно, иногда пересекаясь.
4) Во время пребывания на юге Пушкин пишет романтические произведения. 5) Очень рано я понял,
что биология - увлекательная наука. 6) Сначала о Манилове складывается двойственное впечатление.
7). На первый взгляда он может показаться прекрасным человеком. 8) День начинался ясный, чуть
брезжил рассвет. 9) Скорый отъезд Хлестакова и известие о прибытии настоящего ревизора приводят
чиновников в оцепенение. 10) Чтение классической русской литературы расширяет кругозор людей.
6. В Москве установлен памятник Кириллу и Мефодию. Что бы вы рассказали друзьям об этом
памятнике? Напишите сочинение-миниатюру. Объём работы – 1 страница.
(14 баллов) Комментарии к оцениванию. За полноту раскрытия темы и аргументированность -
7 баллов, отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок – 3 балла, речевое