Напоминание

Применение игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности обучающихся


Автор: Бригаденко Владимир Валерьевич
Должность: учитель ОБЗР
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №131
Населённый пункт: г,Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: Применение игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности обучающихся
Раздел: полное образование





Назад




Бригаденко Владимир Валерьевич, учитель ОБЗР

МБОУ « Гимназия 131» г. Барнаул

Игровые технологии, как способ активизации познавательной

деятельности на уроках ОБЗР.

«Игра» — естественная по своей природе, присущая ребёнку

активность, в рамках которой происходит познание мира.» Ж. Пиаже

Игровая деятельность - важный компонент успешного обучения. Она

обладает высоким потенциалом вовлечения учащихся в процесс обучения,

помогает развивать креативное мышление, творческие способности и

коммуникативные навыки. Игровые технологии представляют собой

совокупность методов и приёмов, использующих элементы игры для

достижения образовательных целей. В основе игрового подхода лежит

активное участие учащихся в процессе обучения, что помогает не только

повысить их мотивацию, но и закрепить изучаемый материал через

практическое применение знаний в игровых ситуациях. Игра, как метод

обучения, активно используется в образовательной практике благодаря её

способности создавать эмоционально окрашенную учебную среду, которая

способствует активизации мыслительных процессов, развитию

самостоятельности и ответственности за результат. На уроках ОБЗР игра

помогает учащимся лучше понять серьёзность вопросов, связанных с

безопасностью и защитой Родины, погружая их в различные

смоделированные ситуации, в которых они вынуждены принимать решения и

проявлять инициативу.

Предмет ОБЗР имеет особую специфику: он направлен на развитие у

учащихся навыков безопасного поведения в различных ситуациях, будь то

чрезвычайные происшествия, военные конфликты или природные

катастрофы. Однако, несмотря на всю серьёзность темы, традиционные

формы подачи материала могут не всегда вызывать у школьников

необходимую мотивацию и интерес. Игровые технологии, наоборот,

позволяют учащимся погружаться в различные опасные или критические

ситуации, учат их быстро принимать решения и осознавать важность

правильных действий в экстремальных условиях. Игра развивает навыки

командной работы, учит принимать коллективные решения, распределять

обязанности. Игра создаёт атмосферу вовлечённости и азартности. В

процессе игры учащиеся осознают последствия своих действий, что

способствует формированию чувства ответственности за личную

безопасность и безопасность окружающих.

Существует множество форм игровых технологий, которые можно

эффективно использовать на уроках ОБЗР. Рассмотрим наиболее популярные

и продуктивные из них.

Игры, развивающие интеллект и познавательную активность ребенка,-

предметные игры, как манипуляции с предметами. Например, на уроках

ОБЗР изучение правил дорожного движения может происходить в игровой

форме

с

использованием

дорожных

знаков,

регулировочного

жезла,

светофора.

Ролевые игры.

Ролевые игры предполагают выполнение учащимися

определённых

ролей

в

смоделированных

ситуациях.

Моделирование

ситуаций позволяет ученикам вживаться в реальные или вымышленные

сценарии и экспериментировать с различными решениями, основанными на

полученных знаниях и умениях.

Это могут быть игры, где учащиеся

выступают в роли спасателей, пожарных, свидетелей, врачей скорой помощи

или пострадавших в аварии. Цель таких игр — обучить школьников

правильным действиям в различных опасных ситуациях и помочь им

осознать важность принятия быстрых и правильных решений. Пример

ролевой игры на уроке ОБЗР: "Чрезвычайная ситуация в городе". Учитель

моделирует ситуацию, в которой произошла техногенная катастрофа, и

учащиеся распределяются на группы (спасатели, пострадавшие, свидетели,

врачи, полицейские), каждая из которых выполняет свои обязанности в

соответствии с правилами игры.

Еще одним примером может служить

моделирование экологических ситуаций, где школьники могут сыграть роли

различных заинтересованных сторон в конфликте, связанном с загрязнением

окружающей среды или разрушением экосистемы. Они анализируют

причины проблемы, предлагают варианты решения и обсуждают их

последствия для окружающей среды и общества в целом. Такая симуляция

помогает школьникам лучше понять причины экологических проблем и

развивает их экологическое сознание и ответственность.

Интерактивные викторины и конкурсы. Интерактивные викторины и

конкурсы помогают учащимся закрепить теоретические знания по курсу

ОБЗР в увлекательной и соревновательной форме. Викторины могут

включать вопросы по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях,

знаниям основ безопасности на дорогах, при пожаре или на воде. Пример

викторины:

"Кто

станет

экспертом

по

безопасности?"

Учащимся

предлагается отвечать на вопросы, связанные с основными правилами

безопасности,

в

условиях

ограниченного

времени.

Это

способствует

развитию быстроты мышления и умению ориентироваться в стрессовых

ситуациях. На уроках ОБЗР могут быть использованы интеллектуальные

игры:

«Счастливый

случай»,

«Что?

Где?

Когда?»,

«Спасатели»,

«Путешествие», они способствуют углублению, закреплению учебного

материала.

Имитационные игры. Имитационные игры представляют собой

моделирование реальных ситуаций, связанных с вопросами безопасности.

Эти игры направлены на то, чтобы учащиеся на практике применяли знания,

полученные на уроках, отрабатывали алгоритмы действий в конкретных

условиях. Пример имитационной игры: "Эвакуация из здания". Учащимся

предлагается провести эвакуацию из учебного заведения, следуя

установленным правилам и заранее проработанным маршрутам. Это

позволяет им на практике освоить алгоритм действий в случае чрезвычайной

ситуации.

Квесты и головоломки — это игровые технологии, которые активно

применяются в образовательном процессе для стимулирования мышления,

развития логических способностей и решения проблем. Они представляют

собой интерактивные задания, требующие от учеников поиска решений и

преодоления различных препятствий.

Квесты и командные игры. Квесты и командные игры являются одной из

наиболее популярных форм игровой деятельности. Эти игры часто включают

в себя элементы соревнований, которые стимулируют учащихся к активному

участию. Квесты могут быть направлены на решение различных задач,

связанных с безопасностью, что поможет учащимся закрепить навыки

работы в команде и повысить уровень взаимодействия между учениками.

Пример квеста: "Поиск безопасного пути". Учащимся предлагается пройти

несколько этапов, на каждом из которых они сталкиваются с определённой

опасностью (например, пожар, затопление, повреждённая электропроводка),

и им необходимо найти решение для безопасного выхода из ситуации.

Существуют различные образовательные платформы для создания веб-

квестов. Одной из таких является – Joyteka. Joyteka – образовательная

платформа с сервисами создания образовательного веб-квеста,

интеллектуальной викторины, видео с обратной связью, игры с терминами

и инструмент контроля знаний «тест».

Игровые технологии обладают рядом очевидных преимуществ, таких как

повышение интереса к учебному процессу, улучшение усвоения материала и

формирование устойчивых практических навыков. Однако существуют и

определённые риски, связанные с их внедрением. Одним из основных

вызовов является необходимость тщательной подготовки к проведению

игры. Учителю необходимо продумать сценарий игры, обеспечить наличие

всех необходимых материалов, а также предусмотреть возможные варианты

развития событий. Кроме того, игровая деятельность должна быть чётко

связана с образовательными целями, чтобы она не превращалась в

развлечение, не имеющее учебной ценности. Другим вызовом является

необходимость балансировать между игровой формой и традиционными

методами обучения. Игра не может заменить полноценное изучение

теоретического материала, однако она может служить эффективным

дополнением к основной образовательной программе. Использование

игровых технологий на уроках "Основы безопасности и защиты Родины"

позволяет не только повысить мотивацию учащихся, но и сделать процесс

обучения более увлекательным, динамичным и результативным.



В раздел образования