Автор: Бригаденко Владимир Валерьевич
Должность: учитель ОБЗР
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №131
Населённый пункт: г,Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: Применение игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности обучающихся
Раздел: полное образование
Бригаденко Владимир Валерьевич, учитель ОБЗР
МБОУ « Гимназия 131» г. Барнаул
Игровые технологии, как способ активизации познавательной
деятельности на уроках ОБЗР.
«Игра» — естественная по своей природе, присущая ребёнку
активность, в рамках которой происходит познание мира.» Ж. Пиаже
Игровая деятельность - важный компонент успешного обучения. Она
обладает высоким потенциалом вовлечения учащихся в процесс обучения,
помогает развивать креативное мышление, творческие способности и
коммуникативные навыки. Игровые технологии представляют собой
совокупность методов и приёмов, использующих элементы игры для
достижения образовательных целей. В основе игрового подхода лежит
активное участие учащихся в процессе обучения, что помогает не только
повысить их мотивацию, но и закрепить изучаемый материал через
практическое применение знаний в игровых ситуациях. Игра, как метод
обучения, активно используется в образовательной практике благодаря её
способности создавать эмоционально окрашенную учебную среду, которая
способствует активизации мыслительных процессов, развитию
самостоятельности и ответственности за результат. На уроках ОБЗР игра
помогает учащимся лучше понять серьёзность вопросов, связанных с
безопасностью и защитой Родины, погружая их в различные
смоделированные ситуации, в которых они вынуждены принимать решения и
проявлять инициативу.
Предмет ОБЗР имеет особую специфику: он направлен на развитие у
учащихся навыков безопасного поведения в различных ситуациях, будь то
чрезвычайные происшествия, военные конфликты или природные
катастрофы. Однако, несмотря на всю серьёзность темы, традиционные
формы подачи материала могут не всегда вызывать у школьников
необходимую мотивацию и интерес. Игровые технологии, наоборот,
позволяют учащимся погружаться в различные опасные или критические
ситуации, учат их быстро принимать решения и осознавать важность
правильных действий в экстремальных условиях. Игра развивает навыки
командной работы, учит принимать коллективные решения, распределять
обязанности. Игра создаёт атмосферу вовлечённости и азартности. В
процессе игры учащиеся осознают последствия своих действий, что
способствует формированию чувства ответственности за личную
безопасность и безопасность окружающих.
Существует множество форм игровых технологий, которые можно
эффективно использовать на уроках ОБЗР. Рассмотрим наиболее популярные
и продуктивные из них.
Игры, развивающие интеллект и познавательную активность ребенка,-
предметные игры, как манипуляции с предметами. Например, на уроках
ОБЗР изучение правил дорожного движения может происходить в игровой
форме
с
использованием
дорожных
знаков,
регулировочного
жезла,
светофора.
Ролевые игры.
Ролевые игры предполагают выполнение учащимися
определённых
ролей
в
смоделированных
ситуациях.
Моделирование
ситуаций позволяет ученикам вживаться в реальные или вымышленные
сценарии и экспериментировать с различными решениями, основанными на
полученных знаниях и умениях.
Это могут быть игры, где учащиеся
выступают в роли спасателей, пожарных, свидетелей, врачей скорой помощи
или пострадавших в аварии. Цель таких игр — обучить школьников
правильным действиям в различных опасных ситуациях и помочь им
осознать важность принятия быстрых и правильных решений. Пример
ролевой игры на уроке ОБЗР: "Чрезвычайная ситуация в городе". Учитель
моделирует ситуацию, в которой произошла техногенная катастрофа, и
учащиеся распределяются на группы (спасатели, пострадавшие, свидетели,
врачи, полицейские), каждая из которых выполняет свои обязанности в
соответствии с правилами игры.
Еще одним примером может служить
моделирование экологических ситуаций, где школьники могут сыграть роли
различных заинтересованных сторон в конфликте, связанном с загрязнением
окружающей среды или разрушением экосистемы. Они анализируют
причины проблемы, предлагают варианты решения и обсуждают их
последствия для окружающей среды и общества в целом. Такая симуляция
помогает школьникам лучше понять причины экологических проблем и
развивает их экологическое сознание и ответственность.
Интерактивные викторины и конкурсы. Интерактивные викторины и
конкурсы помогают учащимся закрепить теоретические знания по курсу
ОБЗР в увлекательной и соревновательной форме. Викторины могут
включать вопросы по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях,
знаниям основ безопасности на дорогах, при пожаре или на воде. Пример
викторины:
"Кто
станет
экспертом
по
безопасности?"
Учащимся
предлагается отвечать на вопросы, связанные с основными правилами
безопасности,
в
условиях
ограниченного
времени.
Это
способствует
развитию быстроты мышления и умению ориентироваться в стрессовых
ситуациях. На уроках ОБЗР могут быть использованы интеллектуальные
игры:
«Счастливый
случай»,
«Что?
Где?
Когда?»,
«Спасатели»,
«Путешествие», они способствуют углублению, закреплению учебного
материала.
Имитационные игры. Имитационные игры представляют собой
моделирование реальных ситуаций, связанных с вопросами безопасности.
Эти игры направлены на то, чтобы учащиеся на практике применяли знания,
полученные на уроках, отрабатывали алгоритмы действий в конкретных
условиях. Пример имитационной игры: "Эвакуация из здания". Учащимся
предлагается провести эвакуацию из учебного заведения, следуя
установленным правилам и заранее проработанным маршрутам. Это
позволяет им на практике освоить алгоритм действий в случае чрезвычайной
ситуации.
Квесты и головоломки — это игровые технологии, которые активно
применяются в образовательном процессе для стимулирования мышления,
развития логических способностей и решения проблем. Они представляют
собой интерактивные задания, требующие от учеников поиска решений и
преодоления различных препятствий.
Квесты и командные игры. Квесты и командные игры являются одной из
наиболее популярных форм игровой деятельности. Эти игры часто включают
в себя элементы соревнований, которые стимулируют учащихся к активному
участию. Квесты могут быть направлены на решение различных задач,
связанных с безопасностью, что поможет учащимся закрепить навыки
работы в команде и повысить уровень взаимодействия между учениками.
Пример квеста: "Поиск безопасного пути". Учащимся предлагается пройти
несколько этапов, на каждом из которых они сталкиваются с определённой
опасностью (например, пожар, затопление, повреждённая электропроводка),
и им необходимо найти решение для безопасного выхода из ситуации.
Существуют различные образовательные платформы для создания веб-
квестов. Одной из таких является – Joyteka. Joyteka – образовательная
платформа с сервисами создания образовательного веб-квеста,
интеллектуальной викторины, видео с обратной связью, игры с терминами
и инструмент контроля знаний «тест».
Игровые технологии обладают рядом очевидных преимуществ, таких как
повышение интереса к учебному процессу, улучшение усвоения материала и
формирование устойчивых практических навыков. Однако существуют и
определённые риски, связанные с их внедрением. Одним из основных
вызовов является необходимость тщательной подготовки к проведению
игры. Учителю необходимо продумать сценарий игры, обеспечить наличие
всех необходимых материалов, а также предусмотреть возможные варианты
развития событий. Кроме того, игровая деятельность должна быть чётко
связана с образовательными целями, чтобы она не превращалась в
развлечение, не имеющее учебной ценности. Другим вызовом является
необходимость балансировать между игровой формой и традиционными
методами обучения. Игра не может заменить полноценное изучение
теоретического материала, однако она может служить эффективным
дополнением к основной образовательной программе. Использование
игровых технологий на уроках "Основы безопасности и защиты Родины"
позволяет не только повысить мотивацию учащихся, но и сделать процесс
обучения более увлекательным, динамичным и результативным.