Автор: Передерий Людмила Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: РЖД "Детский сад № 73"
Населённый пункт: г Хабаровск.
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: Мое первое интервью
Раздел: дошкольное образование
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«МОЕ ПЕРВОЕ ИНТЕРВЬЮ»
(журналистика в детском саду)
Выполнила: воспитатель группы «Светлячки»
ПЕРЕДЕРИЙ ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА
«РЖД Детский сад № 73»
ХАБАРОВСК 2025
Интервью это прежде всего умение слышать и задавать вопросы, вести
диалог. Выстроить свой сценарий разговора и следовать ему нелегко даже
взрослому человеку. Для ребёнка тем более очень важно научиться поставить
вопрос, направленный на расчленение и исследование ситуации, это умение
является важнейшим показателем его исследовательских возможностей в
целом. Умение спрашивать является необходимым звеном диалога между
ребенком и взрослым, ребенком и ребенком, а также является необходимым
для самостоятельного мышления.
Актуальность интервью заключается в том, что сейчас многие
дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими.
Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому
человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним
обращается кто-либо. В то же время общительность, умение контактировать с
окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека,
его успешности в различных видах деятельности. Формирование этой
способности — важное условие нормального психологического развития ребенка,
а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для детей
дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой
форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать
сказанное.
Новизна детской журналистики уже исследована, но в этой теме не
обращали внимания на тот факт, что она включает в себя не только
предназначенные для детей газеты, журналы, теле- и радиопередачи, но и
программы, создаваемые самими детьми. Объектом нашего исследования стало
создание собственной передачи дошкольниками 5-7 лет. Для нашей первой
передачи мы выбрали новостной формат.
Цель- это диалог, который подразумевает формат интервью, в котором
требует от человека свободного владения речью, умения задавать корректные
вопросы, умения понимать невербальное поведение собеседника во время
разговора. Отмечаются несколько особенностей диалогической речи у детей
старшего дошкольного возраста: дети данного возраста не умеют правильно
строить предложение; не умеют, внимательно, слушать собеседника; не
правильно сформулируют вопросы и не могут понять суть
обращенного к ним вопроса; не умеют обмениваться репликами;
часто отвлекаются от ответа на заданный им вопрос; плохо
овладевают таким способами усложнения предложения как
обращение, реплики-предложения, реплики-согласия,
реплики-дополнения; не могут обосновать свои
утверждения и выводы; отсутствует элементарные навыки
культуры речи; дети не умеют использовать интонации
и регулировать громкость голоса и скорость речи. Именно
практические навыки помогут избавиться от этих проблем.
Метод интервьюирования усиливает речевую мотивацию, создаёт условия
для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и
рассуждений. А продукты детского «пресс-центра» группы будут результатом
познавательного развития и увлекательной
творческой игры.
Перед нами встали и задачи:
развивать интересы детей, любознательность познавательной мотивации;
поддерживать детскую инициативу и самостоятельность;
развивать умение использовать разнообразные формы общения, развивать
монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас;
формировать организаторские способности, умения, навыки и действия
работать по определённым игровым правилам, доводить начатое дело до
конца;
воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя
свои действия с действиями партнёров;
Предполагаемые результаты
Участие в детской журналисткой деятельности помогает достичь следующих
результатов: Ребёнок
обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и
к самому себе;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, радоваться успехам
других;
выражает свои мысли и желания;
проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам.
Помимо этого, важным результатом детской журналисткой деятельности
является заинтересованность родителей предоставляемой детьми информацией,
их включение в совместную подготовку мини- проектов.