Напоминание

"Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"


Автор: Вершинина Наталья Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 12" г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"
Раздел: среднее образование





Назад




ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ: СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, ДИДАКТИЧЕСКИЙ

ПОТЕНЦИАЛ

Введение

В системе целей современного отечественного образования

патриотическое воспитание занимает ключевое место, будучи

закрепленным не только в нормативных документах, но и в

национальной идее укрепления гражданского самосознания. В этом

контексте дисциплины гуманитарного цикла, в первую очередь

русский язык и литература, обладают уникальным, ни с чем не

сравнимым потенциалом. Однако эффективная реализация этого

потенциала требует выхода за рамки деклараций и эпизодических

мероприятий. Патриотическое воспитание должно быть органично,

системно и методически грамотно интегрировано в ткань учебного

процесса, становясь не дополнительной нагрузкой, а естественным

следствием глубокого постижения предметного содержания. Цель

данной статьи – осуществить содержательно-методический анализ

возможностей, механизмов и конкретных путей формирования

патриотического сознания учащихся в рамках урочной деятельности

по русскому языку и литературе, основываясь на системно-

деятельностном и культурологическом подходах.

1. Теоретико-методологические основания патриотического

воспитания в рамках филологического образования

Патриотизм в педагогическом понимании – это сложное интегративное

качество личности, включающее в себя чувство любви и

привязанности к Родине, осознание гражданской идентичности,

готовность к служению обществу, уважение к историческому и

культурному наследию, знание национальных символов и традиций.

Формирование этого качества не может быть сведено к

индоктринации; оно является результатом длительного процесса

внутреннего присвоения ценностей через познание, эмоциональное

переживание и деятельность.

Теоретической базой для построения системы патриотического

воспитания на уроках филологии служат следующие положения:

1. Аксиологический (ценностный) подход. Русский язык и литература

изначально являются носителями и трансляторами системы

национальных ценностей, этических и эстетических идеалов. Задача

учителя – сделать эти ценности предметом осмысления и личностного

выбора ученика, а не навязывания.

2. Культурно-историческая теория (Л.С. Выготский). Развитие

сознания происходит через усвоение культурных знаков и смыслов.

Язык и литературные тексты выступают главными «орудиями»

передачи культурного кода нации. Изучая их, ученик интериоризирует

исторический опыт, модели поведения, способы мышления своего

народа.

3. Принцип диалога культур. Истинный патриотизм не

противопоставляет себя мировому сообществу, а предполагает

глубокое знание и уважение к своей культуре как основе для диалога с

другими. Изучение родного языка и литературы в сопоставлении с

иноязычными и инокультурными феноменами позволяет осознать его

уникальность и общечеловеческую значимость.

4. Личностно-деятельностный подход. Патриотические чувства и

убеждения формируются не в ходе пассивного слушания, а в

процессе активной познавательной, исследовательской, творческой

деятельности ученика, связанной с осмыслением национального

культурного достояния.

Таким образом, патриотическое воспитание на уроках филологии –

это не параллельный процесс, а одна из сущностных целей предмета,

достигаемая через погружение в языковую стихию и художественный

мир отечественной словесности.

2. Содержательный потенциал учебных дисциплин: русский язык

и литература как ресурсы патриотизма

2.1. Русский язык как объект патриотического отношения.

Часто недооцениваемый в контексте воспитания, русский язык сам по

себе является мощнейшим средством формирования национальной

идентичности.

Исторический аспект: Изучение этимологии, истории заимствований,

развития языка от древнерусского к современному состояние

позволяет ощутить глубину и непрерывность культурной традиции.

Ученик осознает, что язык – это живой организм, вобравший в себя

опыт поколений, исторические потрясения и достижения. Тема

«Русский язык в мире» или «Защита русского языка» перестает быть

абстрактной, наполняясь конкретным содержанием.

Системно-структурный аспект: Работа с лексикой, раскрывающей

понятия Родины, долга, чести, подвига («отечество», «отчизна»,

«жертвенность», «доблесть»); анализ синонимических рядов,

позволяющий уловить тончайшие смысловые и эмоциональные

оттенки, закрепленные в языке народом. Изучение фразеологизмов и

пословиц – это погружение в народную мудрость, в картину мира,

созданную предками.

Эстетический и функциональный аспект: Демонстрация богатства,

гибкости, выразительных возможностей русского языка через анализ

текстов различных стилей. Понимание того, что язык – это инструмент

создания великой литературы, науки, дипломатии, формирует

уважение к нему как к национальному достоянию, которое нужно

беречь и развивать. Борьба за чистоту, точность и выразительность

речи становится актом гражданской ответственности.

2.2. Литература как «человековедение» и «история души» народа.

Художественная литература предоставляет уникальный материал для

формирования патриотизма на эмоционально-образном и

рефлексивном уровнях.

Историко-культурный контекст: Произведения, отражающие

ключевые эпохи в жизни страны («Слово о полку Игореве», творчество

А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова и др.),

позволяют «прожить» историю изнутри, через судьбы и чувства

персонажей. Это воспитывает не просто знание дат, а сопричастность.

Тема «малой родины» и русского характера: Лирика С.А. Есенина,

проза И.А. Бунина, В.П. Астафьева, В.Г. Распутина формируют

любовь к конкретному, локальному – родному краю, природе, укладу

жизни, что является основой для любви к стране в целом. Анализ

национального характера в произведениях Н.В. Гоголя, Н.С. Лескова,

А.Н. Толстого помогает понять сильные стороны и противоречия

русского менталитета.

Героико-патриотическая тема: Изучение произведений о Великой

Отечественной войне (К.М. Симонов, А.Т. Твардовский, В.В. Быков,

Б.Л. Васильев) – центральный элемент. Важно сместить акцент с

перечисления подвигов на глубокий нравственно-психологический

анализ: что двигало людьми в экстремальных условиях? В чем

источник их стойкости? Как проявлялись любовь к Родине, чувство

долга, товарищества? Это формирует не милитаристский, а

гуманистический, осмысленный патриотизм.

Гражданская и философская лирика: Стихи А.С. Пушкина, М.Ю.

Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.А. Блока, В.В. Маяковского, А.А.

Ахматовой поднимают вопросы долга перед страной, ответственности

гражданина, критического осмысления общественных явлений. Это

воспитывает не слепой, а зрячий, ответственный патриотизм.

3. Методы и приемы реализации патриотического потенциала на

уроках

Эффективность воспитательной работы определяется не только

содержанием, но и адекватными методами его подачи и осмысления.

3.1. На уроках русского языка:

Лингвистический анализ текста патриотической

направленности. Задания: выделить ключевую лексику, определить

стиль и тип речи, проанализировать изобразительно-выразительные

средства, объяснить роль архаизмов или историзмов. Текст (отрывок

из летописи, речь полководца, очерк о современнике-герое)

становится источником как языковых знаний, так и гражданских идей.

Сочинение-рассуждение на гражданско-патриотические

темы. Темы должны быть проблемными, личностно значимыми: «Что

значит «быть патриотом» сегодня?», «Можно ли любить Родину, не

зная ее истории?», «Герой нашего времени: какой он?». Важен этап

сбора материала, обсуждения, выработки собственной позиции.

Исследовательские проекты: «История моего рода в истории

страны», «Топонимика родного города (села)», «Диалектные слова

нашей местности», «Русский язык в Интернет-пространстве:

проблемы и возможности».

Работа с пословицами и фразеологизмами: Объяснение их

исторического происхождения, сопоставление с аналогичными

выражениями в других языках, составление мини-рассказов с их

использованием.

3.2. На уроках литературы:

Проблемно-диалогические методы. Вместо вопроса «Каковы черты

характера героя?» ставится проблемный: «Почему, несмотря на

очевидную опасность, герой поступил именно так? Можно ли его

поступок назвать подвигом? А как бы поступили вы?». Это включает

ученика в процесс нравственного выбора.

Сопоставительный анализ. Сравнение образов защитников Родины

в разные эпохи (например, князь Игорь и солдат Василий Теркин);

отношения к Родине у разных поэтов (Пушкин и Лермонтов);

изображение войны в произведениях писателей-фронтовиков и

современных авторов. Это позволяет выявить непреходящие и

меняющиеся ценности.

Метод «ролевой проекции» и инсценирования. «Войдите в роль»

персонажа, напишите его дневниковую запись, письмо с фронта,

смонтируйте воображаемый диалог между героями разных

произведений. Это развивает эмпатию и личностное сопереживание.

Исследовательская и проектная деятельность: «Образ Москвы в

русской литературе», «Тема семьи и дома в прозе о войне»,

«Литературная карта родного края» (какие писатели здесь жили или

писали о нем), создание литературно-исторических альманахов,

виртуальных экскурсий.

Использование аудиовизуальных материалов (фрагменты

экранизаций, документальная хроника, записи авторского

чтения). Это усиливает эмоциональное воздействие и создает

«эффект присутствия».

4. Принципы интеграции патриотического воспитания в учебный

процесс

Чтобы воспитательный эффект был устойчивым, необходимо

руководствоваться следующими принципами:

1. Принцип системности и непрерывности. Патриотическая тема не

должна всплывать эпизодически ко Дню Победы или иному празднику.

Она должна быть продуманной линией, проходящей через весь курс с

5 по 11 класс, усложняясь и углубляясь. В программе по литературе

это может быть сквозная тема «Человек и история», по русскому

языку – «Язык как отражение истории народа».

2. Принцип возрастной адекватности. В младших и средних классах

акцент делается на эмоциональном восприятии, образах «малой

родины», положительных героях, чувстве восхищения и гордости. В

старших классах – на критическом осмыслении, анализе сложных,

неоднозначных страниц истории и их отражения в литературе, на

формировании гражданской позиции.

3. Принцип диалогичности и отсутствия назидательности. Позиция

учителя – не проповедника, а модератора дискуссии, помогающего

ученику самостоятельно прийти к значимым выводам. Важно

допускать разные точки зрения, учить аргументировать их, избегая

упрощений и клише.

4. Принцип связи с современностью и личным опытом

ученика. Любая историческая или литературная тема должна

находить отклик в сегодняшнем дне. Как проблемы, поднятые в

классике, проявляются сейчас? Есть ли сегодня место подвигу? Что я

могу сделать для своей страны? Это «приземляет» высокие идеалы,

делает их личностно значимыми.

5. Принцип межпредметных связей. Наиболее эффективна

интеграция с историей, обществознанием, музыкой, изобразительным

искусством. Это создает целостный образ эпохи и культуры.

5. Критерии оценки эффективности патриотического воспитания

на уроках

Результаты этой работы сложно измерить количественно. Косвенными

критериями могут служить:

Познавательный критерий: Глубина и осознанность знаний

учащихся об истории и культуре России, ее символике, ключевых

исторических личностях и литературных героях.

Эмоционально-ценностный критерий: Проявление интереса к

истории и литературе страны, эмоциональный отклик на произведения

патриотической тематики, сформированность уважительного

отношения к государственным символам, памятникам истории и

культуры.

Деятельностный критерий: Активное и осознанное участие в

проектах, дискуссиях, творческих работах гражданско-патриотической

направленности; умение аргументированно выразить свою позицию по

вопросам общественной жизни; наличие навыков исследовательской

работы с культурным наследием.

Поведенческий критерий (в широком контексте): Проявления

ответственности, желание приносить пользу своему классу, школе,

местному сообществу; уважительное отношение к соотечественникам,

ветеранам, старшему поколению.

Заключение

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы –

это не дополнительная нагрузка, а сущностная, имманентная

составляющая этих дисциплин. Русский язык, являясь фундаментом

национальной идентичности, и литература, выступающая как «учебник

жизни» и хранительница исторической памяти, предоставляют

неисчерпаемые ресурсы для формирования гражданина-патриота.

Ключ к успеху лежит в переходе от декларативного провозглашения

патриотических идей к их глубокому, личностно окрашенному

проживанию и осмыслению учеником в процессе филологического

анализа, исследовательской и творческой деятельности. Это требует

от учителя высокого профессионализма, тонкого чувства меры, отказа

от менторского тона в пользу диалога и способности актуализировать

классическое наследие в контексте вызовов современности.

Результатом такой системной, методически выверенной работы

становится формирование не формального, а осознанного,

деятельного патриотизма, основанного на знании, уважении к

культурному наследию, критическом мышлении и личной

ответственности за судьбу своей страны. Именно такой патриотизм

является залогом гражданского мира, социальной сплоченности и

устойчивого развития общества. Таким образом, уроки русского языка

и литературы выполняют не только образовательную, но и

важнейшую социально-консолидирующую миссию, закладывая

духовно-нравственный фундамент личности.



В раздел образования