Напоминание

"Создание РППС по ранней профориентации для детей дошкольного возраста"


Автор: Старицына Светлана Петровна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №30 "Миасский детский сад "Улыбка"
Населённый пункт: с. Миасское, Челябинская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Создание РППС по ранней профориентации для детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов

«Создание РППС по ранней профориентации дошкольников»

Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами

задачу - знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того, чтобы в

будущем он мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде

и обладать чертами: педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя,

экономиста.

В

педагогике

это

называется

-

введение

дошкольников

в

профориентацию.

Профориентация дошкольников - это новое, малоизученное направление в

педагогике. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий,

направленная на ознакомление дошкольников с максимальным количеством

профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе

профессии,

с

учетом

его

индивидуальных

возможностей,

особенностей,

способностей и интересов. Дошкольный возраст - это тот подготовительный этап, в

котором закладываются основы для профессионального самоопределения.

Актуальной задачей современной системы образования является целостность

процессов

социального

и

индивидуального

развития

ребенка.

Одним

из

эффективных решений данной задачи является проведение профориентационной

работы с дошкольниками. В процессе приобщения детей к миру взрослых,

профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия

ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество,

действовать совместно с другими.

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные

методы обучения и воспитания:

- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности,

чтение детской художественной литературы);

- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных

профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

-

практический

(экспериментирование

с

разными

материалами,

опыт

хозяйственно-бытового труда);

- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в

сочетании друг с другом.

Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в

процессе

организованной

образовательной

деятельности,

в

процессе

образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в

процессе

самостоятельной

деятельности

детей

и

в

процессе

совместной

деятельности с семьёй.

Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по 3

направлениям:

- приближение детей к труду взрослых;

- приближение труда взрослых к детям;

- совместная деятельность детей и взрослых.

Организация развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС)

является важным компонентом ранней профориентации дошкольников. Знакомство

детей с профессиями посредством РППС не только расширяет их общие

представления об окружающем мире и кругозор, но и формирует определенный

элементарный

опыт

профессиональных

действий,

способствует

становлению

субъектной позиции ребенка в образовательной и социальной среде. При

наполнении РППС крайне важно правильно определить педагогическую ценность

игрушек

и

игровых

материалов.

Среда

должна

служить

удовлетворению

потребностей и интересов ребенка. При любых обстоятельствах предметный мир,

окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к

новообразованиям определенного возраста. Все, что окружает дошкольника, во

многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам,

действиям и даже к самому себе.

Оснащение РППС в целях ранней профориентации подразумевает создание

мобильных интерактивных центров по разным профессиям, видам труда; центры

экспериментирования,

познавательно-исследовательской

и

творческой

деятельности, как в группах, так и на участках ДОО, пригодные для совместной

деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей, творчества,

игр

и

детского

досуга,

отвечающих

потребностям

дошкольного

возраста.

Мобильные

центры

следует

оснащать

большим

количеством

развивающих

материалов (игрушки, развивающее оборудование, атрибуты для сюжетно-ролевых

игр, профессиональную одежду людей разных профессий, игровые персонажи,

которые принимают участие во всех режимных моментах образовательно-

воспитательного процесса, материалы для творчества, книги). РППС предполагает и

наличие методических материалов в каждой возрастной группе для формирования

познавательного интереса у детей к труду взрослых: художественную литературу,

(картотеки пословиц и поговорок о труде, загадки, стихи о профессиях и орудиях

труда); иллюстрации, репродукции картин, раскраски определенной тематики;

демонстрационный материал по теме «Профессии»; лэпбуки по ознакомлению с

профессиям; дидактические игры по ознакомлению с профессиями.

Таким

образом,

правильно

созданная

развивающая

предметно-

пространственная среда позволяет: углубить практические знания воспитанников,

выявить интересы и склонности детей, развивать интерес и умение осуществлять

действия. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести

детей к важному выводу, что труд и профессиональная деятельность являются

значимой сферой жизни. У дошкольников основным видом деятельности является

игра. Поэтому самое главное правило для взрослых:

ребёнку мало знать о

профессии, в неё нужно поиграть!



В раздел образования