Автор: Старицына Светлана Петровна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №30 "Миасский детский сад "Улыбка"
Населённый пункт: с. Миасское, Челябинская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Создание РППС по ранней профориентации для детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов
«Создание РППС по ранней профориентации дошкольников»
Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами
задачу - знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того, чтобы в
будущем он мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде
и обладать чертами: педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя,
экономиста.
В
педагогике
это
называется
-
введение
дошкольников
в
профориентацию.
Профориентация дошкольников - это новое, малоизученное направление в
педагогике. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий,
направленная на ознакомление дошкольников с максимальным количеством
профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе
профессии,
с
учетом
его
индивидуальных
возможностей,
особенностей,
способностей и интересов. Дошкольный возраст - это тот подготовительный этап, в
котором закладываются основы для профессионального самоопределения.
Актуальной задачей современной системы образования является целостность
процессов
социального
и
индивидуального
развития
ребенка.
Одним
из
эффективных решений данной задачи является проведение профориентационной
работы с дошкольниками. В процессе приобщения детей к миру взрослых,
профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия
ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество,
действовать совместно с другими.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные
методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности,
чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных
профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
-
практический
(экспериментирование
с
разными
материалами,
опыт
хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в
сочетании друг с другом.
Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в
процессе
организованной
образовательной
деятельности,
в
процессе
образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в
процессе
самостоятельной
деятельности
детей
и
в
процессе
совместной
деятельности с семьёй.
Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по 3
направлениям:
- приближение детей к труду взрослых;
- приближение труда взрослых к детям;
- совместная деятельность детей и взрослых.
Организация развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС)
является важным компонентом ранней профориентации дошкольников. Знакомство
детей с профессиями посредством РППС не только расширяет их общие
представления об окружающем мире и кругозор, но и формирует определенный
элементарный
опыт
профессиональных
действий,
способствует
становлению
субъектной позиции ребенка в образовательной и социальной среде. При
наполнении РППС крайне важно правильно определить педагогическую ценность
игрушек
и
игровых
материалов.
Среда
должна
служить
удовлетворению
потребностей и интересов ребенка. При любых обстоятельствах предметный мир,
окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к
новообразованиям определенного возраста. Все, что окружает дошкольника, во
многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам,
действиям и даже к самому себе.
Оснащение РППС в целях ранней профориентации подразумевает создание
мобильных интерактивных центров по разным профессиям, видам труда; центры
экспериментирования,
познавательно-исследовательской
и
творческой
деятельности, как в группах, так и на участках ДОО, пригодные для совместной
деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей, творчества,
игр
и
детского
досуга,
отвечающих
потребностям
дошкольного
возраста.
Мобильные
центры
следует
оснащать
большим
количеством
развивающих
материалов (игрушки, развивающее оборудование, атрибуты для сюжетно-ролевых
игр, профессиональную одежду людей разных профессий, игровые персонажи,
которые принимают участие во всех режимных моментах образовательно-
воспитательного процесса, материалы для творчества, книги). РППС предполагает и
наличие методических материалов в каждой возрастной группе для формирования
познавательного интереса у детей к труду взрослых: художественную литературу,
(картотеки пословиц и поговорок о труде, загадки, стихи о профессиях и орудиях
труда); иллюстрации, репродукции картин, раскраски определенной тематики;
демонстрационный материал по теме «Профессии»; лэпбуки по ознакомлению с
профессиям; дидактические игры по ознакомлению с профессиями.
Таким
образом,
правильно
созданная
развивающая
предметно-
пространственная среда позволяет: углубить практические знания воспитанников,
выявить интересы и склонности детей, развивать интерес и умение осуществлять
действия. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести
детей к важному выводу, что труд и профессиональная деятельность являются
значимой сферой жизни. У дошкольников основным видом деятельности является
игра. Поэтому самое главное правило для взрослых:
ребёнку мало знать о
профессии, в неё нужно поиграть!