Напоминание

"Сборник упражнений по тактической медицине. Методическое пособие для руководителей ВПК и отрядов ВВПОД ЮНАРМИЯ, педагогов дополнительного образования"


Авторы: Еремеев Сергей Борисович, Бирюков Фёдор Алексеевич
Должность: педагог ДО, руководитель ВПК "Юный разведчик"
Учебное заведение: МАУ ДО Детский оздоровительно-образовательный центр
Населённый пункт: Карпинск Свердловской области
Наименование материала: методическое пособие
Тема: "Сборник упражнений по тактической медицине. Методическое пособие для руководителей ВПК и отрядов ВВПОД ЮНАРМИЯ, педагогов дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ ПО ТАКТИЧЕСКОЙ

МЕДИЦИНЕ

методическое пособие для руководителей

военно-патриотических клубов и отрядов

ВВПОД ЮНАРМИЯ, педагогов дополнительного

образования, реализующих предмет

«тактическая медицина»

Авторы: Еремеев Сергей Борисович,

педагог дополнительного образования,

инструктор проекта

«Технологии выживания. Тактическая

медицина»

Бирюков Фёдор Алексеевич,

руководитель ВПК «Юный разведчик»,

инструктор проекта

«Технологии выживания. Тактическая

медицина»

г. Карпинск Свердловской области

2025 год

2

Оглавление

Общие положения

3

Введение

3

Актуальные вопросы обучения

несовершеннолетних навыкам тактической

медицины

3

Применяемые сокращения и абревиатуры

7

Глава 1. Упражнения для тренировок в тактиче-

ской медицине

8

Упражнения на остановку кровотечения из конеч-

ностей

8

Тактико-строевое занятие для группы 4 человека

12

Упражнения на наложение повязок

14

Упражнения на развороты и перевороты ране-

ного.

16

Упражнения на эвакуацию раненого

18

Ситуационные задачи

21

Действия в зонах ТМ

23

Глава 2. Упражнения по связи

25

Глава 3. Упражнения для тренировок по обраще-

нию с АК

28

Приложение 1

30

Приложение 2

32

Список литературы

33

3

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Введение

Настоящее методическое пособие является частью

интегрированного учебно-методического комплекса

и разработано в рамках реализации мероприятий

Концепции молодёжной политики и патриотического

воспитания граждан в Свердловской области до

2035 года (утверждена приказом Департамента мо-

лодёжной политики Свердловской области от 1 но-

ября 2018 года № 202), а также в контексте регио-

нального проекта «Патриотическое воспитание

граждан Российской Федерации (Свердловская об-

ласть)», реализуемого в рамках федерального про-

екта «Патриотическое воспитание граждан Россий-

ской Федерации» национального проекта «Образо-

вание».

Цель данного пособия — содействие созданию

условий для внедрения современных подходов к об-

новлению содержания, методов и технологий обуче-

ния в системе дополнительного образования. Ра-

бота направлена на повышение качества подго-

товки несовершеннолетних по тактической меди-

цине.

Пособие адресовано педагогическим и руководя-

щим работникам образовательных учреждений, реа-

лизующих программы военно-патриотического и

гражданско-патриотического воспитания, а также ру-

ководителям военно-патриотических клубов и отря-

дов Всероссийского военно-патриотического обще-

ственного движения «ЮНАРМИЯ».

4

Авторы выражают благодарность кандидату меди-

цинских наук, врачу-хирургу и основателю россий-

ской школы тактической медицины Юрию Юрьевичу

Евичу за содействие в подготовке методического

комплекса.

5

Актуальные вопросы обучения

несовершеннолетних навыкам тактической

медицины

В связи с возрастающей востребованностью такти-

ческой медицины в настоящее время наблюдается

значительное увеличение числа организаций и част-

ных лиц, предлагающих широкий спектр услуг по

обучению населения этим навыкам. Однако каче-

ство данных услуг и обучения в большинстве слу-

чаев не соответствует необходимым стандартам.

Вопросы значимости изучения тактической меди-

цины в рамках дополнительного образования, во-

енно-патриотических клубов и отрядов Всероссий-

ского военно-патриотического общественного дви-

жения «ЮНАРМИЯ» неоднократно поднимались ав-

торами. Были разработаны и апробированы про-

граммы дополнительного образования, которые

успешно прошли независимую оценку качества и по-

лучили рекомендации для применения в системе

дополнительного образования. С 2019 года регу-

лярно проводятся соревнования по тактической ме-

дицине среди подростков и молодёжи, а также тра-

диционные обучающие семинары для педагогов до-

полнительного образования, руководителей военно-

патриотических клубов и отрядов «ЮНАРМИЯ».

Следует отметить, что методики и подходы к обуче-

нию детей и взрослых существенно различаются. В

связи с этим, в отличие от взрослых курсантов, де-

тям требуется значительно больше времени на под-

готовку. В данном методическом пособии авторы

предлагают комплекс упражнений, направленных на

формирование у обучающихся устойчивых навыков

оказания первой помощи в условиях боевых дей-

ствий.

6

Упражнения по остановке кровотечений из конечно-

стей рекомендуется проводить с использованием

максимально разнообразного ассортимента эла-

стичных жгутов. В настоящее время на рынке пред-

ставлено множество высококачественных моделей

жгутов отечественного производства. Важно под-

черкнуть, что предпочтение следует отдавать серти-

фицированным изделиям, избегая использования

самодельных или кустарных аналогов. Особенно

выделяются жгуты, производимые компаниями «Ле-

нинградец» и «Сурвмед», а также классические мо-

дели Эсмарха и Бубнова от компании «Альфа».

Следует отметить, что все представленные модели

имеют свои уникальные особенности, поэтому для

эффективного обучения курсанты должны иметь

возможность работать с несколькими различными

образцами.

Что касается турникетов, рекомендуется использо-

вать не менее двух типов — Combat Application

Tourniquet (C.A.T.) и SOF Tactical Tourniquet-Wide.

Эти модели являются наиболее распространён-

ными и имеют множество аналогов, в том числе оте-

чественного производства.

7

Применяемые сокращения и аббревиатуры

АК — автомат Калашникова.

ИПП — индивидуальный перевязочный пакет.

ММГ АК — массогабаритный макет автомата Ка-

лашникова.

СИБЗ — средства индивидуальной бронезащиты.

СЗ — ситуационные задачи.

ТСЗ — тактико-строевое занятие.

8

ГЛАВА 1.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВОК

ТАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ

Упражнения на остановку кровотечения из

конечностей.

Внимание!

По

мере

освоения

все

упражнения

необходимо

проводить

в

условиях плохой видимости, затем с ММГ АК,

затем в СИБЗ.

Упражнение 1.

Самый

простой

способ

проверки

силы

натяжения жгута при остановке кровотечения -

дать курсанту наложить жгут инструктору. Во-

первых,

инструктор

в

данном

случае,

чётко

контролирует силу наложения жгута, поправляя

курсанта во время выполнения норматива, во-

вторых, курсант, накладывая жгут инструктору,

будет

это

делать

с

полной

отдачей.

После

нескольких

повторений,

на

верхних/нижних

конечностях,

убедившись

в

том,

что

курсант

усвоил

упражнение

он

получает

разрешение

действовать самостоятельно.

Упражнение 2.

Тренировка навыков оказания самопомощи в

условных зонах («красной» и «жёлтой»).

По команде инструктора «Красная» курсанты

принимают

положение

лёжа,

по

команде

«Жёлтая»

-

положение

стоя

на

колене,

в

готовности

выполнять

дальнейшие

действия.

После выполнения команды всеми курсантами

инструктор

указывает

раненую

конечность

(«Правая рука» «Левая нога» и т.д.), курсанты

выполняют норматив остановки кровотечения из

9

конечностей,

жгутом

или

турникетом,

на

усмотрение

инструктора.

Жгут

(турникет)

накладывается

по

принципу

«максимально

высоко, максимально туго». По мере освоения

упражнения, команда подаётся в неожиданное

время и неожиданных местах, в условиях плохой

видимости, затем с ММГ АК, затем в СИБЗ.

Упражнение 3.

Тренировка навыков остановки кровотечения

в Красной зоне.

Группа курсантов ложится в ряд, головами в одну

сторону, один возле другого, на расстоянии 1-1,5 м.

Инструктор раскладывает жгуты на условные места

ранений

конечностей.

По

команде

инструктора,

правофланговый, соблюдая меры предосторожности

в Красной зоне, накладывает жгуты на конечности

условно раненых, по окончанию ложится последним

в ряду курсантов.

Условно раненый, после остановки кровотечения,

по команде инструктора снимает жгут и передаёт

инструктору.

Всё начинается с начала, с того курсанта, кто

оказался правофланговым, и продолжается до тех

пор, пока не пройдёт вся группа. Хорошо работает на

группах до 7-8 человек.

Упражнение 4.

Тренировка навыков остановки кровотечения в

Красной зоне. Расположение курсантов и принцип

отработки

тот

же,

что

и

в

Упражнении

№2.

По

команде

инструктора,

правофланговый,

соблюдая

меры

предосторожности

в

Красной

зоне,

накладывает

жгуты

на

ногу

условно

раненым,

лежащим

на

спине,

причём

пострадавшие

конечности чередуются (правая-левая).

10

Следующий

курсант

отрабатывает

тот

же

норматив, но условно раненый лежит на животе.

Следующий

курсант

останавливает

кровотечение из верхней конечности, находясь со

стороны ног условно раненого.

Следующий

курсант

останавливает

кровотечение из верхней конечности, находясь со

стороны головы условно раненого.

Следующий

курсант

останавливает

кровотечение из нижней конечности, находясь со

стороны головы условно раненого, раненый лежит на

спине.

Следующий

курсант

останавливает

кровотечение из нижней конечности, находясь со

стороны головы условно раненого, раненый лежит на

животе.

Упражнение 5.

Тренировка навыков тугой тампонады раны.

Курсант, по команде инструктора, тампонирует

рану на макете раны типа «Сампонада» или любом

другом.

По

мере

появления

начального

навыка,

упражнение

усложняется

добавлением

искусственной

крови.

Так

же

рекомендуется

отработка

упражнения

с

использованием

разных

перевязочных материалов - бинтов марлевых, из

нетканого

материала,

для

тампонады

ран.

Тренировку проводить только в перчатках!

Упражнение 6.

Тренировка навыков конверсии жгута.

Курсант, по команде инструктора, осуществляет

выдвижение

по-пластунски

к

условно

раненому

после

чего

принимает

положение

лёжа

рядом

с

имитантом. С

соблюдением

правил

маскировки

выполняется

временная

остановка

наружного

11

кровотечения

с

использованием

кровоостанавливающего эластичного жгута.

С

каждым

новым

подходом

положение

тела

условно раненого меняется (на животе, на спине,

головой

к

спасателю,

ногами

к

спасателю).

С

соблюдением

правил

маскировки

выполняется

«оттаскивание» имитанта до условной Жёлтой зоны,

производится

первичный

осмотр,

после

чего

проводится конверсия жгута с наложением повязки

(Приложение

1.).

Имитант

выносится

курсантом

подхватом подмышки (способом Раутека).

12

Тактико-строевое

занятие

для

группы

4

человека.

Роли

(боец

группы,

командир,

медик,

пулемётчик)

определяет

инструктор,

причём

с

каждым новым повтором эти роли сдвигаются таким

образом, чтобы каждый курсант последовательно

был

бойцом

группы,

медиком,

пулемётчиком,

командиром.

По сигналу инструктора группа в количестве 4

человек

выдвигается

к

углу

здания.

Порядок

построения группы следующий: № 1 – боец группы,

№ 2- командир группы, № 3 – медик группы, № 4 –

пулемётчик. После занятия позиции за углом здания,

командир командует: «Вперёд», дублируя команду

хлопком ладони по плечу № 1.

№ 1 выдвигается вперёд, вдоль стены здания,

после

«выстрела»

противника

падает,

переворачивается на живот и лёжа накладывает жгут

себе на ногу.

Командир,

после

поражения

1,

командует:

«Медик, у нас трёхсотый! Пулемётчик, прикрывай!» и

вместе

с

пулемётчиком

выдвигается

вперёд,

прикрывая огнём выдвижение медика к раненому и

его эвакуацию.

Медик

по

команде

командира

ползком

выдвигается к № 1, закрепляет карабин стропы на

его разгрузке, возвращается назад. Вернувшись в

укрытие,

вытягивает

№1,

накладывает

давящую

повязку,

сигнализирует

командиру

«Готов

к

эвакуации».

Командир

прикрывает

отход

пулемётчика, подав ему команду: «Прикрываю!».

Командир, подав команду медику и пулемётчику,

ведёт огонь на подавление, обеспечивая занятие

13

позиции пулемётчиком и выдвижение медика. После

смены

позиции

пулемётчиком

командир

перемещается к медику.

Пулемётчик,

получив

команду

командира

«Пулемётчик, прикрывай!», выдвигается на позицию

и прикрывает выдвижение медика, эвакуацию № 1, и

отход медика. По команде командира «Прикрываю!»

совершает смену позиции.

Командир и медик любым удобным способом

оттаскивает раненого в укрытие (10 метров), где, в

условиях

«жёлтой

зоны»,

производит

конверсию

жгута на турникет (Приложение 1).

Первая

помощь

оказывается

с

соблюдением

правил маскировки (допускается опора на колено).

Далее,

командир

и

медик,

под

прикрытием

пулемётчика,

эвакуируют

раненого

в

укрытие

(«зелёная

зона»),

где

проводят

тугую

тампонаду

раны и профилактику гипотермии.

По

мере

усвоения

курсантами

упражнений

и

появления у них навыка наложения эластических

жгутов

(турникетов),

необходимо

усложнять

упражнения в следующим порядке:

-выполнение

упражнения

в

темноте

условиях плохой видимости);

-выполнение

упражнения

в

стеснённых

условиях (узкий коридор, комната с мебелью и

т.д.);

-выполнение упражнения с ММГ АК;

-выполнение упражнения с ММГ АК и СИБЗ.

В

дальнейшем

эти

же

упражнения

можно

использовать

для

тренировки

навыка

остановки

кровотечения с помощью турникетов.

14

Упражнения на наложение повязок.

Упражнения

по

отработке

наложения

повязок

необходимо начинать с эластичных бинтов. По мере

усвоения

материала

и

появления

навыка

можно

переходить на бинты из нетканого материала и затем

- на марлевые бинты. К сожалению, в данное время

достаточно трудно найти марлевые бинты с хорошей,

плотной марлей и неосыпающимися краями.

В итоге подростки должны понимать разницу в

работе

с

эластичными

бинтами,

бинтами

из

нетканого материала и марлевыми бинтами. Только

после

освоения

приёмов

и

правил

наложения

повязок

можно

переходить

к

работе

с

индивидуальными перевязочными пакетами.

На ИПП хотелось бы остановиться подробнее.

На

данный

момент

все

ИПП

можно

условно

разделить

на

две

категории

-

марлевые

и

эластичные.

Эластичные

ИПП,

в

свою

очередь,

условно делим на ИПП с аппликатором (усилителем

компрессии) и плоские (без аппликатора).

В настоящее время существует масса ИПП как

плоских, так и с аппликаторами. ИПП израильского

типа в бюджетных вариантах широко представлены

китайскими

производителями

(например,

Rhino Rescue) и отечественными производителями

(Аполло, Кровестоп, Рус Спец Мед и др.). В идеале,

подростки

на

наших

занятиях

должны

иметь

возможность

тренировать

навыки

десмургии

с

помощью всех этих ИПП, и в итоге понимать, в чём

их отличия и в каких случаях они применяются.

Работа

с

абдоминальными

ИПП

предполагает,

прежде

всего,

чёткое

понимание

подростками

правил их

применения,

особенности

наложения на области ранения и, при отсутствии

абдоминальных

перевязочных

материалов,

возможность использования подручных материалов

и средств.

15

Упражнение 1. Спиральная повязка.

Упражнение

2.

Повязка

«восьмёрка»

на

колено.

Упражнение

3.

Повязка

на

голову

(крестообразная на затылок, уздечка, повязка на

глаза)

Упражнение 4. Повязка на грудь

Упражнение 5. Абдоминальная повязка

Упражнение 6. Культя конечности

16

Упражнения на развороты и перевороты

раненого.

Упражнение 1.

Переворот раненого на живот.

В

случае

невозможности

отвлечения

на

переворот раненого на живот, это можно сделать

ногой. Перешагнув раненого, ступнёй «задней» ноги

зацепите его за область таза и с шагом вперёд,

рывком переверните на живот.

Группа курсантов ложатся на спину, на одной

линии, один возле другого, на расстоянии 1,5-2 метра.

Правофланговый встаёт, и двигаясь в направлении

левого фланга, ногой переворачивает товарищей на

живот,

чередуя

при

этом

правую

и

левую

ноги.

Перевернув всех, сам ложится на левом фланге.

Упражнение 2.

Переворот раненого на живот.

Группа курсантов ложатся на спину, на одной

линии, один возле другого, на расстоянии 1,5-2 метра.

Правофланговый переворачивает соседа на живот

рывком

за

«дальнюю»

руку

на

себя.

Тот,

после

выполнения

переворота,

переворачивает

следующего

толчком

ноги

от

себя.

В

обратном

порядке курсанты меняются ролями.

Упражнение 3.

Переворот раненого на спину.

Группа курсантов ложатся на живот, на одной

линии, один возле другого, на расстоянии 1,5-2 метра.

Правофланговый переворачивает соседа на спину

рывком за дальнее плечо на себя с упором коленом

в

таз.

Тот,

после

выполнения

переворота,

переворачивает следующего толчком ноги от себя. В

обратном порядке курсанты меняются ролями.

17

Упражнение 4.

Разворот раненого.

Раненый лежит на спине, спасатели находятся со

стороны

ног,

головы,

справа

и

слева

от

него,

в

положении лёжа на животе. Поочерёдно подползают

к раненому и упираясь головой в таз, руками - в плечо

и колени раненого, совершая одновременно рывок

одной

рукой

и

толчок

другой,

разворачивают

раненого

головой

в

свою

сторону.

Упражнение

выполняется каждым «спасателем».

Упражнение 5.

Разворот раненого.

Раненый лежит на спине, спасатели находятся со

стороны

ног,

головы,

справа

и

слева

от

него,

в

положении лёжа на животе. Поочерёдно подползают

к раненому, ложатся на бок рядом с ним (голова

спасателя

на

уровне

таза

раненого)

и

упираясь

ступнями

согнутых

в

коленях

ног

в

щиколотки

раненого,

захватив

его

за

рукав

(предплечье),

одновременно совершают рывок руками и толчок

ногами, разворачивая раненого в нужную им сторону.

Упражнение выполняется каждым «спасателем».

Упражнение 6.

Комплексное.

Группа разбивается на пары. Раненый находится

в 10 метрах в положении лёжа на животе, ногами к

спасателю.

Курсанты

подползают

к

раненому,

обозначаются,

совершают

переворот

на

спину,

разворачивают

головой

в

сторону

эвакуации.

По

выполнении меняются ролями.

18

Упражнения на эвакуацию раненого.

Упражнения на эвакуацию раненого требуют от

курсантов достаточно большой

физической силы,

следовательно, нужно внимательно следить за тем,

чтобы обучаемые не нанесли вред своему здоровью,

подняв непосильный вес. Начинать

знакомство

с

эвакуацией

раненых

следует

с

переползания

по-

пластунски.

Для

наиболее

эффективного

обучения

инструктору в своём арсенале необходимо иметь

несколько строп - от простой до сшитой в два слоя, с

петлями

для

удобства

вытягивания

раненого.

Курсанты

должны

уметь

заменять

стропу

подручными материалами - верёвкой, носилочными

лямками и т.д. Так же, в идеале, неплохо иметь хотя

бы

один

вариант

эвакуационных

волокуш,

для

обучения курсантов работе с ними.

Упражнение 1.

Группа

курсантов

в

положении

лёжа

осуществляет

переползание

по-пластунски

10

метров,

после

чего,

перевернувшись

на

спину,

отталкиваясь ногами и лопатками, ползёт назад.

Упражнение 2.

Группа

курсантов

в

положении

лёжа

осуществляет

переползание

по-пластунски

10

метров,

после

чего,

переползая

на

боку,

отталкиваясь

противоположными

локтем

и

ногой,

ползёт назад.

Упражнение 3.

Группа

курсантов

в

положении

лёжа

осуществляет

переползание

по-пластунски

10

метров

к

условно

раненым,

после

чего,

навалив

раненого

на

себя,

в

положении

на

спине,

отталкиваясь ногами и лопатками, ползёт назад.

19

Упражнение 4.

Группа

курсантов

в

положении

лёжа

осуществляет

переползание

по-пластунски

10

метров

к

условно

раненым,

после

чего,

навалив

раненого на себя, переползая на боку, отталкиваясь

противоположными локтем и ногой, ползёт назад.

Упражнение 5.

Группа

курсантов

в

положении

лёжа

осуществляет

переползание

по-пластунски

10

метров

к

условно

раненым,

после

чего,

навалив

раненого

на

спину,

переползая

по-пластунски,

ползёт назад.

Упражнение 6.

Эстафета.

Курсанты

построены

в

колонну

по

одному, дистанция 5 метров. Замыкающий берёт

статиста подхватом Раутека, тащит его до впереди

стоящего

курсанта

и

укладывает

возле

него.

Следующий курсант проделывает то же самое.

Упражнение 7.

Курсанты

разбиты

на

пары.

Первый

курсант

осуществляет подхват статиста Раутеком, второй -

за

ноги.

Проносят

10

метров,

меняются,

возвращаются назад.

Упражнение 8.

Курсанты разбиты на тройки. Первый курсант

осуществляет подхват статиста Раутеком, второй -

за ноги. Третий помогает поднять статиста, с тем,

чтобы курсант, находящийся «в ногах» смог закинуть

ноги статиста себе на плечо. Проносят 10 метров,

меняются

(кто

на

Раутеке

-

отдыхает,

кто

подсаживал-

на

Раутек),

проносят

10

метров,

меняются (кто отдыхал - меняет того, кто в ногах)

20

проносят 10 метров, меняются (кто отдыхал - меняет

того, кто на Раутеке).

21

Ситуационные задачи.

На основе упражнений, указанных выше, и тех,

которые Вы разработаете сами, можно (и нужно)

разрабатывать

СЗ,

которые

дают

достаточно

хороший эффект при обучении навыкам тактической

медицины.

Применяют

СЗ

для

отработки

практических навыков.

Для составления ситуационных задач не нужно

подбирать

сложные

условия,

они

должны

быть

просты и исчерпывающе точно описывать ситуацию.

Их решение должно быть связано с применением

конкретного изучаемого на данный момент навыка

или связки навыков.

Условия выполнения СЗ задаёт инструктор. Если

по ходу отработки СЗ имеются варианты развития

ситуации

(например,

отработка

задачи

«Травматическая ампутация верхней конечности»),

инструктор

обозначает

конкретное

состояние

(например, при проверке сознания у манекена или

статиста уточняет: «без

сознания»). Решения

СЗ

возможно сначала теоретически, затем практически.

При

переходе

к

практике

важно,

чтобы

все

манекены,

приспособления,

оборудование

и

расходные материалы были уже изучены курсантами

заранее

во

время

изучения

теоретической

части

занятий.

Возможность

использования

данных

материалов

и

оборудования

обговаривается

отдельно для каждой задачи.

Пример СЗ

Группа в количестве 10 человек. По готовности

группы к инструктор доводит до отряда тактическую

обстановку и задачу: «Ваша группа, двигавшаяся по

22

маршруту

в

пешем

порядке,

подверглась

атаке

дрона со сбросом осколочных гранат, необходимо

оказать помощь себе и товарищам, эвакуировать

раненных

в

безопасное

место

и

оказать

последующую помощь».

После

того,

как

задача

усвоена

участникам,

инструктор дает

участникам следующие вводные по

ранениям:

-Участник

1

в

сознании,

ранение

обеих

ног,

обильное кровотечение. Не может ходить.

-Участник

2

в сознании,

ранение

левой

руки,

обильное кровотечение. Не может пользоваться

левой рукой.

-Участник

3 без

сознания,

ранение

левой

руки

и

ноги.

Обильное кровотечение.

-Участник 4-7 в сознании, 1 ранение руки (левой

или правой). Раненой конечностью пользоваться

не могут, могут ходить.

-Участник 8-10 в сознании, не ранены.

Места

ранений

обозначаются

красным

скотчем или красной краской.

Выйдя

в

«красную»

зону,

инструктор

подает

сигнал, обозначающий взрыв гранаты (хлопок, звук

свистка

или

голосовая

команда),

по

которому

участники

принимают

положение

«К

бою»

и

начинают выполнять поставленную задачу.

23

Действия

в

«КРАСНОЙ»

зоне

(место

ранения):

-При

ранении

наложи себе жгут

на

раненную

конечность максимально высоко.

-После оказания самопомощи – помоги наложить

жгут товарищам.

-Раненному

без

сознания

наложи

жгуты

на

раненные

конечности

максимально

высоко,

переверни на живот (в устойчивую боковую позу).

-По

приказу

командира

эвакуируйся

сам

или

помоги

эвакуировать

раненных

в

«ЖЕЛТУЮ»

зону (условно безопасная зона) любым удобным

способом.

Действия в «ЖЕЛТОЙ» зоне (условно

безопасное место):

-Проведи

осмотр

раненых

на

наличие

незамеченных ранее ранений.

-Наложи ИПП на место ранения.

-Наложи второй жгут выше соседнего сустава -

при ранении голени - над коленом, при ранении

предплечья

-

над

локтем),

сними

первый жгут

(далее – перемещение жгута).

-Раненному без сознания: снова проверь дыхание

(вводная – «дыхание в норме»), проведи те же

действия, что и для других раненных (наложение

ИПП, перемещение жгута), переведи в боковое

устойчивое положение.

24

Действия в «ЗЕЛЁНОЙ» зоне (безопасное место):

-Проведи тугую тампонаду раны.

-Ослабь турникет, не снимая с конечности.

-Проведи мероприятия против гипотермии. Послойно:

носилки

Фома,

коврик,

спасательное

одеяло,

спальный мешок, ноги раненого – в полиэтиленовый

пакет.

25

ГЛАВА 2.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВОК ПО СВЯЗИ

Общие правила ведения радиопереговоров:

Без антенны РСТ не включай!

Включи, поставь режим частот VFO (без

значка номера канала радиочастот справа)

Набери рабочую частоту

Нажми кнопку вызов для передачи сообще-

ния, отпусти для приёма

Батарею держи в тепле

Отключи подсветку и голосовое сопровожде-

ние

Включи блокировку меню

1.

Установление связи

Вызов: Альфа, я Гамма – приём.

Ответ: Гамма, я Альфа – приём.

2.

Установление качества связи:

Вызов: Альфа, я Гамма, как принимаете и

разбираете меня? – приём.

Ответ: Гамма, я Альфа, принимаю вас на 5,

разбираю на 3. Как вы меня? – приём.

Альфа, я Гамма, принимаю и разбираю вас на

4.

3.

Ведение радиопереговоров

Вызов: Альфа, я Гамма, атакуем уступом

вправо – приём.

Ответ: Гамма, я Альфа, вас понял, атакуем

уступом вправо- приём.

26

4.

Окончание сеанса связи

Сеанс связи завершает старшая РСТ!

Вызов: Альфа, я Гамма, конец связи.

Ответ: Гамма, я Альфа, вас понял, конец

связи.

Если одна из РСТ остается включенной по-

стоянно (на дежурном приёме):

Вызов: Альфа, я Гамма, конец связи, дежурю.

Ответ: Гамма, я Альфа, вас понял, конец

связи.

5.

При хорошем качестве связи и разборчивости

речи можно перейти на сокращённый вызов:

Альфа-Гамме (т.е. Альфа ответь Гамме).

Альфа да (Альфа на связи). Далее - текст со-

общения.

Даже в случае работы при хорошем каче-

стве связи слово ПРИЁМ в конце сообще-

ния – обязательно!

Сообщения для тренировки

Сообщение 1

Наблюдаю скопление танков противника в ка-

рьере горы Липовая.

Сообщение 2

Наблюдаю противника на удалении 200 мет-

ров.

Сообщение 3

Второй группе оставаться на месте, ждать

указаний.

Сообщение 4

В группе 300, нужен транспорт для эвакуации.

Сообщение 5

Впереди на удалении 250 метров танк против-

ника в капонире.

27

Сообщение 6

Уничтожить пулемётное гнездо противника.

Сообщение 7

Провести разведку птичкой южной части

школы.

Сообщение 8

Группа эвакуации выдвинулась в вашу сто-

рону.

Сообщение 9

Группе выдвигаться к месту сбора.

Сообщение 10

Группе выдвинуться в северную часть Кар-

пинска, район автодороги Карпинск-Волчанск.

28

ГЛАВА 3.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВОК ПО

ОБРАЩЕНИЮ С АВТОМАТОМ КАЛАШНИКОВА

Упражнение 1.

Неполная разборка-сборка АК.

-производится разборка-сборка АК с озвучиванием

названий деталей;

-один курсант разбирает, второй собирает АК;

-разборка-сборка АК вслепую;

-разборка-сборка АК в неудобных положениях (стоя,

лёжа на спине и т.д.).

Упражнение 2.

Снаряжение магазина АК.

-снаряжение магазина вслепую;

-снаряжение магазина вслепую из коробки, в кото-

рой смешаны патроны 5,45 мм и 7,62 мм.

Упражнение 3.

Уход за оружием. Чистка и смазка АК.

Упражнение 4.

Изготовка к стрельбе.

-стоя со смещением (замена магазина);

-сидя с опорой на колено (замена магазина);

-лёжа (замена магазина);

Упражнение 5.

Изготовка к стрельбе на верхнем уровне (система

«циферблат»).

Упражнение 6.

Изготовка к стрельбе с уходом в нижний уровень

(система «циферблат»).

29

Упражнение 7.

Комплекс передвижений с АК на 4 счёта.

Упражнение 8.

Уход из верхнего уровня в нижний с падением на

бок с досыланием патрона в патронник и выстре-

лом.

Упражнение 9.

Смена плеча с использованием углов.

Упражнения в составе группы, от 2 человек:

Упражнение 1.

«Пустой-держу» (стоя, сидя, лёжа) на месте и при

передвижении вперёд.

Упражнение 2.

Работа из-за угла (левого и правого) «пустой-

держу».

Упражнение 3.

Работа из-за угла (левого и правого) «пустой-

держу» с применением гранаты.

Упражнение 4.

Передвижение вперёд по одному «иду-держу» в

шахматном порядке с управлением

- сигналами (жестами);

-голосом;

-посредством радиосвязи.

30

Приложение 1.

Конверсия жгута с тугой тампонадой раны

Конверсия (замена) жгута/турникета на

жгут или турникет.

В боевых условиях при массивном кровотечении

из

конечностей

жгут/турникет

накладывается

по

принципу «максимально высоко и максимально туго».

Например - мы имеем ранение голени с массивным

кровотечением. В Красной зоне раненый наложил

себе жгут в область паха.

В

Жёлтой

зоне, как

только

появляется

такая

возможность, необходимо провести осмотр раненого,

и

если

выяснится,

что

ран

с

массивным

кровотечением

выше

коленного

сустава

нет,

необходимо

жгут/турникет

переналожить

ниже,

в

данном

случае

-

выше

коленного

сустава.

Технически это выглядит следующим образом: не

снимая жгута/турникета, наложенного «максимально

высоко

и

максимально

туго»,

накладываем

жгут/турникет выше коленного сустава, после чего

ослабляем и снимаем первый жгут/турникет.

В данном случае необходимо пояснение, почему

во

время конверсии жгут/турникет

накладывается

именно выше ближайшего сустава. В предплечье,

как и в голени, у человека присутствуют две кости.

Велика

вероятность

того,

что,

при

наложении

жгута/турникета как можно ближе к ране (т.е. на

предплечье или голень) артерия «спрячется» между

костей и остановки кровотечения не произойдёт.

Конверсия(замена) жгута(турникета) на

тугую тампонаду раны.

В боевых условиях при массивном кровотечении

из

конечностей

жгут/турникет

накладывается

по

принципу «максимально высоко и максимально туго».

Например

-

мы

имеем

ранение

предплечья

с

31

массивным кровотечением. В Красной зоне раненый

наложил себе жгут в область подмышки.

В Жёлтой зоне, как только появляется такая

возможность, необходимо провести осмотр раненого,

и если выяснится, что ран выше локтевого сустава

нет, необходимо жгут/турникет переналожить ниже, в

данном случае - выше локтевого сустава. Технически

это

выглядит

следующим

образом:

не

снимая

жгута/турникета, наложенного «максимально высоко

и

максимально

туго»,

накладываем

жгут/турникет

выше коленного сустава, после чего ослабляем и

снимаем первый жгут/турникет.

Далее, в условиях Зелёной зоны необходимо

провести

тугую

тампонаду

раны,

используя

материалы для тампонады, а при их отсутствии -

любым бинтом. В идеале тампонада проводится с

использованием гемостатиков – порошка, геля или

гемостатических бинтов для тампонады.

После окончания тампонады создаём давление

на

рану

не

менее

3

минут

при

применении

гемостатиков

и

не

менее

5-10

минут

без

них

и

накладываем

давящую

повязку.

По

различным

рекомендациям,

ослабить

жгут/турникет

можно

через 10-30 минут. Ослабляем медленно, следя за

промокаемостью

повязки.

Если

кровотечение

возобновилось,

затягиваем

турникет/жгут

и

следующая попытка конверсии возможна не ранее,

чем через 30 минут.

32

Приложение 2.

Эвакуация раненого в красной зоне.

В

красной

зоне

все

передвижения

осуществляются только ползком. В данном пособии

рассматриваются

несколько

способов

эвакуации

раненого, а именно:

«Русский» способ - спасатель лежит на боку,

«нижняя» нога согнута в колене, раненый лежит на

согнутой ноге спасателя. Эвакуация - переползая на

боку,

отталкиваясь

противоположными

локтем

и

ногой. Плюсы - спасатель видит обстановку более

чем на 180 градусов. Минус - спасатель опирается на

локоть, соответственно повышая силуэт.

«Американский» способ - спасатель лежит на

спине,

ноги

согнуты

в

коленях,

раненый

лежит

головой

на

груди

спасателя,

ноги

между

ног

спасателя.

Эвакуация

-

в

положении

на

спине,

отталкиваясь

ногами

и

лопатками.

Плюс

-

пониженный силуэт, минус - практически невозможно

контролировать ситуацию (мешает раненый).

При эвакуации с помощью стропы не следует

зацеплять карабин стропы на эвакуационную петлю,

какой бы крепкой она нам не казалась. За плечи

бронежилета цеплять её тоже не стоит, так как при

рывке

существует

риск

травмирования

горла

раненого передней плитой бронежилета. пропускаем

стропу поперёк груди, выводим под лопатки и там

цепляем за неё карабин. идеально, если на стропе

есть специально вшитые петли, тогда при натяжении

не получится эффекта сдавливания.

33

Список литературы

1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-

ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изм. от 26.09.2024) «Об

основах охраны здоровья граждан в Российской

Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с

01.09.2024).

2. Справочник тактической медицины

Министерства обороны Российской Федерации,

версия 2.0 от 27.07.2022.

3. Ловчикова И.А. Эффективность

симулированной ситуации при использовании

контекстных методов в практике обучения

первой помощи / И.А. Ловчикова, Д.Е. Боев, А.А.

Чурсин и др. // Виртуальные технологии в

медицине. 2023. № 3(37). С. 187-188. DOI:

4.46594/2687-0037_2023_3_1667. EDN ORNNQD.

4. Ловчикова И.А. Опыт внедрения

модульной системы обучения первой помощи с

использованием контекстных методик / И.А.

Ловчикова, А.В. Чернов, А.А. Кулакова, Д.Е.

Боев // Медицинский вестник МВД. 2023. Т. 123,

№ 2(123). С. 63-65. EDN MNZXXT.

5. Щукина Г.И. Активация познавательной

деятельности учащихся в учебном процессе /

Г.И. Щукина; – Москва: Просвещение, 1999. –

160 с.

6. Семченок О.К. Тактика. Часть10.

Подготовка и проведение тактико-строевых

занятий / О.К. Семченок; под редакцией Н.В.

Копыловой. – Рязань: РВВДКУ(ВУ) им. генерала

армии В.Ф. Маргелова, 2011. – 120 с.



В раздел образования