Автор: Морозова Ольга Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Чернухинский детский сад № 16"
Населённый пункт: с. Чернуха, г.о.г. Арзамас, Нижегородская область.
Наименование материала: Статья
Тема: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ОДНО ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ОДНО ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ
СРЕДСТВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Морозова Ольга Геннадьевна, воспитатель
МБДОУ "Чернухинский детский сад № 16", с. Чернуха, г.о.г. Арзамас,
Нижегородская область
Аннотация. Статья рассматривает проектную деятельность как
эффективное средство патриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста. В рамках проектной работы формируются ключевые
emotional и social качества, включая принадлежность к культурной
общности и уважение к традициям. Автор подчеркивает важность
активного участия детей, интеграции междисциплинарных знаний и
вовлечения семьи. Конкретные практические примеры подтверждают
значимость системного подхода к организации проектной деятельности для
формирования устойчивого патриотического сознания у детей.
Ключевые слова: психологические качества старших дошкольников,
патриотическое воспитание, проектная деятельность в образовании,
эмоциональное восприятие культурных традиций, междисциплинарный
подход в педагогике, развитие коммуникативных навыков у детей.
В
старшем
дошкольном
возрасте
формируются
ключевые
психологические
и
социальные
качества,
оказывающие
существенное
влияние на дальнейшее развитие личности ребенка. В этот период дети
наиболее восприимчивы к информации, связанной с окружающим миром,
культурой и историей своей страны. Именно в этом возрасте закладываются
базовые представления о родине, формируется чувство принадлежности к
определенной общности, развивается эмоциональный отклик на символы и
традиции. Патриотическое воспитание в этот период особенно важно,
поскольку
оно
способствует
формированию
устойчивых
морально-
нравственных ориентиров, развивает уважение к историческому наследию и
стимулирует интерес к культурным ценностям. С учетом возрастных
особенностей, в частности, развивающейся познавательной активности,
стремления к коллективной деятельности и эмпатийных навыков, педагогам
необходимо
применять
эффективные
методы
и
формы
работы,
способствующие осмысленному восприятию патриотической тематики.
Именно старший дошкольный возраст является оптимальным для активного
взаимодействия детей с окружающей социально-культурной средой, что
подчеркивает актуальность использования проектной деятельности как
средства патриотического воспитания.
Переходя к теоретическим основам, проектная деятельность в
дошкольном образовании рассматривается как специально организованная
форма учебно-познавательной деятельности, в которой дети совместно с
педагогом реализуют конкретную цель, исследуют и творчески осваивают
социальные и культурные явления. Проекты в дошкольном возрасте должны
опираться на принципы активности, наглядности, доступности и игрового
начала, что соответствует возрастным особенностям детей. Целями такой
деятельности являются формирование умений самостоятельного поиска
информации,
развитие
коммуникативных
навыков,
воспитание
ответственности и творческого подхода. Организация проектов предполагает
последовательное прохождение этапов: подготовительного (определение
темы и планирование), этапа сбора и обработки информации, творческой
разработки
продуктов
проекта
и
итоговой
презентации
результатов.
Особенность работы с дошкольниками заключается в необходимости
адаптации содержания и методов к их уровню развития, включении
элементов игрового и художественного творчества, а также активном
вовлечении семьи и местного сообщества как дополнительных ресурсов.
Проектная
деятельность
играет
важнейшую
роль
в
развитии
патриотических чувств у детей за счет предоставления возможности
личностного соприкосновения с темой родной страны, ее традициями и
историей. В процессе совместной деятельности дети учатся осознавать свою
принадлежность
к
определенной
культурной
и
социальной
группе,
формируют
положительное
отношение
к
национальным
символам,
традициям, городу, селу
и природе. Проекты создают пространство для
эмоционального восприятия, развивают умения наблюдать, сравнивать,
делать выводы, что усиливает эмоциональную и когнитивную связь с
изучаемой темой. Кроме того, реализация таких проектов способствует
развитию коллективизма и взаимодействия, которые являются важными
аспектами
гражданско-патриотического
воспитания.
Подобный
подход
формирует у детей системное понимание своей роли и ответственности в
обществе, способствуя развитию целостной гражданской идентичности.
Для успешной реализации проектов по патриотическому воспитанию
необходимо тщательно организовать процесс, начиная с выбора темы,
актуальной и близкой детям, и учитывающей особенности их развития и
интересы. На этапе планирования педагог совместно с детьми определяет
цели, задачи и методы работы, структурирует деятельность по понятным и
последовательным этапам. Важным этапом является сбор и обработка
информации, который можно осуществлять через экскурсии, беседы,
ознакомление с иллюстрированными материалами, творческие задания.
Оформление результатов предполагает создание творческих продуктов
(альбомов,
коллажей,
поделок),
использование
индивидуальных
и
коллективных презентаций, что развивает чувство гордости за достигнутые
результаты у детей. Итоговое обсуждение и анализ выполненного проекта с
детьми позволяют закрепить приобретенные знания и эмоции, а также
выявить возможности для дальнейшего развития. Такой чётко выстроенный
алгоритм обеспечивает осмысленность и целенаправленность проектной
деятельности, делая ее максимально результативной и доступной для детей.
Педагоги, организующие проектную деятельность с детьми старшего
дошкольного возраста, используют разнообразные методы и приемы,
направленные на повышение мотивации и вовлеченности детей. Важное
значение
имеет
создание
игровой
ситуации,
обеспечивающей
эмоциональный комфорт и заинтересованность, что способствует более
глубокому усвоению материала. Для этого применяются сюжетно-ролевые
игры, творческие мастер-классы, дидактические игры и экспериментальная
деятельность. Взаимодействие с семьей и сообществом выступает ключевым
фактором
успешной
реализации
проектов,
обеспечивая
дальнейшее
закрепление изученной информации в повседневной жизни ребенка. При
этом
педагог
активно
поддерживает
инициативы
детей,
поощряет
самостоятельность, развитие коммуникативных навыков и совместное
творчество. Такой комплексный подход расширяет горизонты познания и
способствует развитию навыков социального взаимодействия, необходимых
для формирования устойчивого патриотического сознания.
Интеграция междисциплинарных знаний значительно обогащает
содержание патриотического проекта, расширяя восприятие темы за счет
включения элементов истории, литературы, музыки и изобразительного
искусства. Исторический компонент помогает освоить ключевые события и
фигуры, формирует чувство уважения и гордости за отечественное наследие.
Литературные произведения и фольклор знакомят детей с национальными
традициями, пословицами и сказками, что усиливает эмоциональный отклик
и понимание культурного контекста. Музыкальные занятия, включающие
народные песни и танцы, создают атмосферу сопричастности и радости,
развивают слуховое восприятие и ритмику. Использование изобразительного
искусства в проекте способствует развитию творческих способностей и
закреплению патриотической тематики через создание коллективных и
индивидуальных работ. Такое междисциплинарное соединение создает
целостную
образовательную
среду,
где
патриотизм
воспринимается
ребенком неотделимо от общего культурного и жизненного опыта.
Оценка
эффективности
проектной
деятельности
должна
быть
комплексной и учитывать ряд критериев: уровень усвоения патриотического
содержания, качество творческих продуктов, степень вовлеченности и
интереса детей, а также развитие коммуникативных и исследовательских
навыков. Формы обратной связи включают наблюдения, беседы с детьми,
анкетирование
родителей
и
коллег,
проведение
мини-презентаций
и
итоговых мероприятий. Анализ результатов позволяет выявить сильные
стороны методической работы и определить направления для повышения
качества. Рекомендуется систематически совершенствовать педагогические
подходы, расширять спектр используемых методов, активнее вовлекать
семьи и сообщество, а также адаптировать содержание проектов к
меняющимся образовательным требованиям и интересам детей. Такой
системный подход к оцениванию и развитию обеспечивает стабильное
повышение
качества
патриотического
воспитания
через
проектную
деятельность.
В качестве практического подтверждения эффективности проектной
деятельности можно привести проект «Моя малая Родина». В рамках этого
проекта дети старшего дошкольного возраста вместе со мной собирали
информацию о своем родном селе: изучали его историю, традиции, природу.
Итогом стала разработка альбома с рисунками, поделками из природных
материалов и фотографиями, а также организация мини-экскурсий по
окрестностям. Такой опыт не только повысил интерес детей к своей местной
культуре, но и развил навыки командной работы, общения и презентации
результатов перед сверстниками и взрослыми. Этот пример демонстрирует,
как творческо-исследовательская деятельность способствует глубокому
эмоциональному и интеллектуальному усвоению патриотических ценностей.
Второй пример иллюстрирует применение междисциплинарного
подхода
в
проектной
деятельности
на
основе
патриотической
темы
«Праздники моего народа». В рамках проекта дети изучали не только
исторические аспекты национальных праздников, но и знакомились с
народными песнями, танцами, пословицами, а также создавали совместные
коллективные
аппликации
и
рисунки.
Во
время
занятий
активно
использовались сюжетные игры, музыкальные паузы и творческие мастер-
классы, а также развернутое взаимодействие с родителями, которые делились
семейными традициями. В результате дети не только обогатили знания о
культурном наследии, но и развили творческие и коммуникативные навыки,
а семейно-общественное вовлечение усилило эффект воспитания. Этот кейс
служит примером успешной интеграции междисциплинарных знаний в
патриотическое воспитание через проектную деятельность.
Таким
образом,
проектная
деятельность,
учитывающая
психологические
особенности
старшего
дошкольного
возраста
и
опирающаяся на принципы активного, творческого и междисциплинарного
подхода, является эффективным средством формирования патриотических
чувств. Она способствует развитию у детей чувства принадлежности,
уважения и гордости за родную страну, стимулирует познавательную
активность
и
социализацию.
Организованная
по
четкому
плану
с
использованием
разнообразных
педагогических
методов
и
приемов,
проектная деятельность обеспечивает осмысленное и глубокое усвоение
патриотических ценностей, что подтверждается конкретными успешными
практическими примерами. Современные педагогические технологии и
систематическая оценка позволяют постоянно повышать качество работы,
делая
патриотическое
воспитание
основой
формирования
устойчивой
гражданской позиции у подрастающего поколения.
Список литературы
1.Дергач Л. Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию
дошкольников / Л. Н. Дергач // Дошкольная педагогика. – 2016. – №2. – С.
21-26. – Текст: непосредственный.
2.Игровые
методы
патриотического
воспитания
в
дошкольном
учреждении / Н.А. Соколова // Педагогический журнал. - 2022. - № 4. - С. 25-
29.
3.Патриотическое воспитание в дошкольном образовании / Под ред.
Т.А. Баряевой. - М.: Сфера, 2018. - 144 с.