Напоминание

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ОДНО ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ


Автор: Морозова Ольга Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Чернухинский детский сад № 16"
Населённый пункт: с. Чернуха, г.о.г. Арзамас, Нижегородская область.
Наименование материала: Статья
Тема: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ОДНО ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ОДНО ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ

СРЕДСТВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Морозова Ольга Геннадьевна, воспитатель

МБДОУ "Чернухинский детский сад № 16", с. Чернуха, г.о.г. Арзамас,

Нижегородская область

Аннотация. Статья рассматривает проектную деятельность как

эффективное средство патриотического воспитания детей старшего

дошкольного возраста. В рамках проектной работы формируются ключевые

emotional и social качества, включая принадлежность к культурной

общности и уважение к традициям. Автор подчеркивает важность

активного участия детей, интеграции междисциплинарных знаний и

вовлечения семьи. Конкретные практические примеры подтверждают

значимость системного подхода к организации проектной деятельности для

формирования устойчивого патриотического сознания у детей.

Ключевые слова: психологические качества старших дошкольников,

патриотическое воспитание, проектная деятельность в образовании,

эмоциональное восприятие культурных традиций, междисциплинарный

подход в педагогике, развитие коммуникативных навыков у детей.

В

старшем

дошкольном

возрасте

формируются

ключевые

психологические

и

социальные

качества,

оказывающие

существенное

влияние на дальнейшее развитие личности ребенка. В этот период дети

наиболее восприимчивы к информации, связанной с окружающим миром,

культурой и историей своей страны. Именно в этом возрасте закладываются

базовые представления о родине, формируется чувство принадлежности к

определенной общности, развивается эмоциональный отклик на символы и

традиции. Патриотическое воспитание в этот период особенно важно,

поскольку

оно

способствует

формированию

устойчивых

морально-

нравственных ориентиров, развивает уважение к историческому наследию и

стимулирует интерес к культурным ценностям. С учетом возрастных

особенностей, в частности, развивающейся познавательной активности,

стремления к коллективной деятельности и эмпатийных навыков, педагогам

необходимо

применять

эффективные

методы

и

формы

работы,

способствующие осмысленному восприятию патриотической тематики.

Именно старший дошкольный возраст является оптимальным для активного

взаимодействия детей с окружающей социально-культурной средой, что

подчеркивает актуальность использования проектной деятельности как

средства патриотического воспитания.

Переходя к теоретическим основам, проектная деятельность в

дошкольном образовании рассматривается как специально организованная

форма учебно-познавательной деятельности, в которой дети совместно с

педагогом реализуют конкретную цель, исследуют и творчески осваивают

социальные и культурные явления. Проекты в дошкольном возрасте должны

опираться на принципы активности, наглядности, доступности и игрового

начала, что соответствует возрастным особенностям детей. Целями такой

деятельности являются формирование умений самостоятельного поиска

информации,

развитие

коммуникативных

навыков,

воспитание

ответственности и творческого подхода. Организация проектов предполагает

последовательное прохождение этапов: подготовительного (определение

темы и планирование), этапа сбора и обработки информации, творческой

разработки

продуктов

проекта

и

итоговой

презентации

результатов.

Особенность работы с дошкольниками заключается в необходимости

адаптации содержания и методов к их уровню развития, включении

элементов игрового и художественного творчества, а также активном

вовлечении семьи и местного сообщества как дополнительных ресурсов.

Проектная

деятельность

играет

важнейшую

роль

в

развитии

патриотических чувств у детей за счет предоставления возможности

личностного соприкосновения с темой родной страны, ее традициями и

историей. В процессе совместной деятельности дети учатся осознавать свою

принадлежность

к

определенной

культурной

и

социальной

группе,

формируют

положительное

отношение

к

национальным

символам,

традициям, городу, селу

и природе. Проекты создают пространство для

эмоционального восприятия, развивают умения наблюдать, сравнивать,

делать выводы, что усиливает эмоциональную и когнитивную связь с

изучаемой темой. Кроме того, реализация таких проектов способствует

развитию коллективизма и взаимодействия, которые являются важными

аспектами

гражданско-патриотического

воспитания.

Подобный

подход

формирует у детей системное понимание своей роли и ответственности в

обществе, способствуя развитию целостной гражданской идентичности.

Для успешной реализации проектов по патриотическому воспитанию

необходимо тщательно организовать процесс, начиная с выбора темы,

актуальной и близкой детям, и учитывающей особенности их развития и

интересы. На этапе планирования педагог совместно с детьми определяет

цели, задачи и методы работы, структурирует деятельность по понятным и

последовательным этапам. Важным этапом является сбор и обработка

информации, который можно осуществлять через экскурсии, беседы,

ознакомление с иллюстрированными материалами, творческие задания.

Оформление результатов предполагает создание творческих продуктов

(альбомов,

коллажей,

поделок),

использование

индивидуальных

и

коллективных презентаций, что развивает чувство гордости за достигнутые

результаты у детей. Итоговое обсуждение и анализ выполненного проекта с

детьми позволяют закрепить приобретенные знания и эмоции, а также

выявить возможности для дальнейшего развития. Такой чётко выстроенный

алгоритм обеспечивает осмысленность и целенаправленность проектной

деятельности, делая ее максимально результативной и доступной для детей.

Педагоги, организующие проектную деятельность с детьми старшего

дошкольного возраста, используют разнообразные методы и приемы,

направленные на повышение мотивации и вовлеченности детей. Важное

значение

имеет

создание

игровой

ситуации,

обеспечивающей

эмоциональный комфорт и заинтересованность, что способствует более

глубокому усвоению материала. Для этого применяются сюжетно-ролевые

игры, творческие мастер-классы, дидактические игры и экспериментальная

деятельность. Взаимодействие с семьей и сообществом выступает ключевым

фактором

успешной

реализации

проектов,

обеспечивая

дальнейшее

закрепление изученной информации в повседневной жизни ребенка. При

этом

педагог

активно

поддерживает

инициативы

детей,

поощряет

самостоятельность, развитие коммуникативных навыков и совместное

творчество. Такой комплексный подход расширяет горизонты познания и

способствует развитию навыков социального взаимодействия, необходимых

для формирования устойчивого патриотического сознания.

Интеграция междисциплинарных знаний значительно обогащает

содержание патриотического проекта, расширяя восприятие темы за счет

включения элементов истории, литературы, музыки и изобразительного

искусства. Исторический компонент помогает освоить ключевые события и

фигуры, формирует чувство уважения и гордости за отечественное наследие.

Литературные произведения и фольклор знакомят детей с национальными

традициями, пословицами и сказками, что усиливает эмоциональный отклик

и понимание культурного контекста. Музыкальные занятия, включающие

народные песни и танцы, создают атмосферу сопричастности и радости,

развивают слуховое восприятие и ритмику. Использование изобразительного

искусства в проекте способствует развитию творческих способностей и

закреплению патриотической тематики через создание коллективных и

индивидуальных работ. Такое междисциплинарное соединение создает

целостную

образовательную

среду,

где

патриотизм

воспринимается

ребенком неотделимо от общего культурного и жизненного опыта.

Оценка

эффективности

проектной

деятельности

должна

быть

комплексной и учитывать ряд критериев: уровень усвоения патриотического

содержания, качество творческих продуктов, степень вовлеченности и

интереса детей, а также развитие коммуникативных и исследовательских

навыков. Формы обратной связи включают наблюдения, беседы с детьми,

анкетирование

родителей

и

коллег,

проведение

мини-презентаций

и

итоговых мероприятий. Анализ результатов позволяет выявить сильные

стороны методической работы и определить направления для повышения

качества. Рекомендуется систематически совершенствовать педагогические

подходы, расширять спектр используемых методов, активнее вовлекать

семьи и сообщество, а также адаптировать содержание проектов к

меняющимся образовательным требованиям и интересам детей. Такой

системный подход к оцениванию и развитию обеспечивает стабильное

повышение

качества

патриотического

воспитания

через

проектную

деятельность.

В качестве практического подтверждения эффективности проектной

деятельности можно привести проект «Моя малая Родина». В рамках этого

проекта дети старшего дошкольного возраста вместе со мной собирали

информацию о своем родном селе: изучали его историю, традиции, природу.

Итогом стала разработка альбома с рисунками, поделками из природных

материалов и фотографиями, а также организация мини-экскурсий по

окрестностям. Такой опыт не только повысил интерес детей к своей местной

культуре, но и развил навыки командной работы, общения и презентации

результатов перед сверстниками и взрослыми. Этот пример демонстрирует,

как творческо-исследовательская деятельность способствует глубокому

эмоциональному и интеллектуальному усвоению патриотических ценностей.

Второй пример иллюстрирует применение междисциплинарного

подхода

в

проектной

деятельности

на

основе

патриотической

темы

«Праздники моего народа». В рамках проекта дети изучали не только

исторические аспекты национальных праздников, но и знакомились с

народными песнями, танцами, пословицами, а также создавали совместные

коллективные

аппликации

и

рисунки.

Во

время

занятий

активно

использовались сюжетные игры, музыкальные паузы и творческие мастер-

классы, а также развернутое взаимодействие с родителями, которые делились

семейными традициями. В результате дети не только обогатили знания о

культурном наследии, но и развили творческие и коммуникативные навыки,

а семейно-общественное вовлечение усилило эффект воспитания. Этот кейс

служит примером успешной интеграции междисциплинарных знаний в

патриотическое воспитание через проектную деятельность.

Таким

образом,

проектная

деятельность,

учитывающая

психологические

особенности

старшего

дошкольного

возраста

и

опирающаяся на принципы активного, творческого и междисциплинарного

подхода, является эффективным средством формирования патриотических

чувств. Она способствует развитию у детей чувства принадлежности,

уважения и гордости за родную страну, стимулирует познавательную

активность

и

социализацию.

Организованная

по

четкому

плану

с

использованием

разнообразных

педагогических

методов

и

приемов,

проектная деятельность обеспечивает осмысленное и глубокое усвоение

патриотических ценностей, что подтверждается конкретными успешными

практическими примерами. Современные педагогические технологии и

систематическая оценка позволяют постоянно повышать качество работы,

делая

патриотическое

воспитание

основой

формирования

устойчивой

гражданской позиции у подрастающего поколения.

Список литературы

1.Дергач Л. Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию

дошкольников / Л. Н. Дергач // Дошкольная педагогика. – 2016. – №2. – С.

21-26. – Текст: непосредственный.

2.Игровые

методы

патриотического

воспитания

в

дошкольном

учреждении / Н.А. Соколова // Педагогический журнал. - 2022. - № 4. - С. 25-

29.

3.Патриотическое воспитание в дошкольном образовании / Под ред.

Т.А. Баряевой. - М.: Сфера, 2018. - 144 с.



В раздел образования