Автор: Безносова Юлия Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ ФОКИНСКАЯ СОШ (до)
Населённый пункт: Чайковский городской округ, село Фоки
Наименование материала: Конспект НОД по ФЭМП
Тема: В гости к четвёрке. Цифра 4 и количество четыре.
Раздел: дошкольное образование
конспект НОД (непосредственно образовательной деятельности) по
математике для средней группы (дети 4-5 лет) на тему «Цифра и число 4.
Счет до четырех».
Тема: «В гости к четверке. Цифра 4 и количество четыре».
Возрастная группа:Средняя (4-5 лет).
Продолжительность:20 минут.
Интеграция образовательных областей:Познавательное развитие, речевое
развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цели:
· Образовательная: Познакомить детей с цифрой 4; закрепить умение считать
в пределах 4; соотносить цифру с количеством; формировать представление
о независимости количества от расположения и размера предметов.
· Развивающая: Развивать внимание, логическое мышление, мелкую
моторику, зрительное восприятие.
· Воспитательная: Воспитывать интерес к математике, умение работать в
коллективе, помогать друг другу.
Задачи:
1. Познакомить с графическим изображением цифры 4.
2. Упражнять в счете до 4, в умении отсчитывать заданное количество
предметов (4).
3. Закреплять понятия «столько же», «поровну», «четыре».
4. Развивать умение ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху,
внизу).
Материалы и оборудование:
· Демонстрационный: Большая картинка с изображением цифры 4, карточки
с изображениями предметов в количестве 1, 2, 3, 4 (например, яблоки, грибы,
бабочки). Мягкая игрушка (например, ежик или белочка). Презентация или
картинки с предметами, которых по четыре (стул, ножки стула; машина,
колеса; кот, лапы).
· Раздаточный (на каждого ребенка): Карточки с контуром цифры 4 для
обводки (пунктир), пластилин или тесто для лепки; счетные палочки;
карточки с нарисованными в ряд кружками (от 1 до 4).
Ход деятельности:
I. Вводная часть (организационный момент) – 2 мин.
· Цель: Создать эмоциональный настрой, мотивацию.
· Деятельность воспитателя: Воспитатель собирает детей в кружок.
· «Ребята, к нам сегодня в гости спешил ежик, но по пути он рассыпал все
свои грибочки. Давайте поможем ему собрать урожай! Но ежик — большой
умница и любит порядок. Он просит класть грибы в корзинку аккуратно и
считать».
II. Основная часть – 15 мин.
· Цель: Реализация основных образовательных задач.
1. Игровое упражнение «Собери грибы для ежика» – 3 мин.
· На ковре разбросаны вырезанные грибы (не более 12 штук).
· Воспитатель: «Будем собирать грибы и считать: один, два, три, четыре! В
корзинку кладем ровно четыре гриба». Дети по очереди подходят, собирают
ровно 4 гриба, кладут в корзину и громко считают.
· Акцентирование: «Молодцы! У каждого из нас получилось четыре гриба.
ЧЕТЫРЕ — вот столько!» (Воспитатель показывает жест — четыре пальца).
2. Знакомство с цифрой 4 – 3 мин.
· Воспитатель: «А чтобы не считать каждый раз до четырех на пальцах,
люди придумали специальный знак — цифру. Вот она, смотрите!»
(Показывает большую яркую цифру 4).
· Стихотворение для запоминания образа:
Цифра четыре — стульчик перевернутый,
> Спинка, сиденье, и вот он получился!
· Воспитатель предлагает детям «написать» цифру 4 в воздухе пальчиком.
3. Дидактическая игра «Найди четверку» – 4 мин.
· На фланелеграфе или мольберте размещены карточки с разным
количеством предметов (1 яблоко, 2 груши, 3 листа, 4 цветка) и карточки с
цифрами 1, 2, 3, 4.
· Задание: «Давайте подарим нашей новой знакомой — цифре 4 — ее
фотографии. Найдите все картинки, на которых нарисовано по четыре
предмета. К какой цифре мы их положим? Правильно, к цифре 4!»
· Дети выходят, находят картинки-квадруплеты и соотносят их с цифрой.
Физкультминутка (между частями) – 1 мин.:
Раз, два, три, четыре, пять – (шагаем на месте)
> Будем цифру изучать. (показываем пальчиком на ладошку)
> А потом еще разок (прыжок)
> Подскочим мы на носкАх. (поднимаемся на носочки)
> Раз, два, три, четыре – (хлопаем в ладоши)
> Руки выше, ноги шире! (движения по тексту)
4. Практическая работа за столами (работа с раздаточным материалом) – 5
мин.
· Часть 1: «Слепи цифру». Детям раздают пластилин. «Давайте слепим для
ежика на память цифру 4 из пластилина, чтобы он тоже ее выучил».
(Индивидуальная помощь).
· Часть 2: «Построй четверку». «А теперь давайте выложим цифру 4 из
счетных палочек. Сколько палочек нам понадобится?» (Дети выкладывают:
одна палочка вертикально, вторая горизонтально.)
— горизонтально в верхней части, третья — наклонная).
III. Заключительная часть (рефлексия, итог) – 3 мин.
· Цель: Закрепить полученные знания, оценить активность детей.
· Воспитатель: «Ребята, давайте вспомним, с кем мы сегодня познакомились?
(С цифрой 4). Что интересного вы узнали? (Что она обозначает количество
четыре). Давайте покажем ежику, какие мы молодцы!»
· Итоговая игра «Хлопни столько раз»: Воспитатель показывает карточки с
цифрами 1, 2, 3, 4. Дети хлопают в ладоши соответствующее количество раз.
· Поощрение: «Ежик очень доволен! Он благодарит вас за помощь и дарит
вам вот эти волшебные листочки (рабочие листы с цифрой 4), чтобы вы дома
могли ее нарисовать. Занятие окончено».
Дополнительные методические указания (для конспекта воспитателя):
· Дифференцированный подход: Более подготовленным детям можно
предложить задание «Найди ошибку» (карточка, где нарисовано 3 предмета,
а стоит цифра 4). Детям, которым сложно, дать возможность работать с
помощью воспитателя или сверстника, использовать тактильные цифры
(обводить пальчиком по шершавой поверхности).
· Оценка деятельности: Оценивается не правильность (ошибки — это этап
обучения), а активность, вовлеченность, желание выполнять задания.
· Безопасность: Следить за тем, чтобы мелкие детали (палочки, пластилин) не
использовались не по назначению.
Этот конспект соответствует требованиям ФГОС ДО, так как построен в
игровой форме, включает различные виды детской активности и направлен
на развитие интегративных качеств ребенка.