Автор: Шифрис Людмила Анатольевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ Психологический центр
Населённый пункт: Ставропольский край г.Пятигорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Специфика обучения и воспитания детей в групповых логопедических и музыкальных занятиях. Роль семьи в преодолении дефектов речи."
Раздел: дошкольное образование
Доклад на тему:
"Специфика обучения и воспитания детей в групповых
логопедических и музыкальных занятиях.
Роль семьи в преодолении дефектов речи."
музыкальный руководитель Шифрис Л.А.
2025 г.
Специфика обучения и воспитания детей в групповых
логопедических и музыкальных занятиях.
Роль семьи в преодолении дефектов речи.
Музыка воздействует на ребенка с самого раннего детства. Даже в
период внутриутробного развития человека музыка, которую слушает
будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, и возможно, уже
тогда формирует его вкусы и интересы.
Существенную помощь логопеду в развитии речи детей может оказывает
музыкальный руководитель, так как
музыка, пение, движения и речь тесно взаимосвязаны
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей,
имеющих нарушение речи.
Как правило, для детей типичны более поздние сроки появления речи и
медленное накопление активного словаря. Почти у всех детей, можно
наблюдать
различные
двигательные
расстройства
функций
артикуляторного аппарата, мимической, ручной и общей моторики,
которые
выражаются
в
неточности,
слабости
движений
и
быстрой
утомляемости.
У детей логопедических групп отмечается заметное отставание в
музыкальном развитии по сравнению с их сверстниками из обычных
групп: дети не справляются с пропеванием
звуков; многие из них не поют, а проговаривают слова; плохо запоминают
тексты песен и их названия; недостаточно согласовывают движения с
музыкой, пением и словом; затрудняются в передаче ритмического рисунка;
плохо артикулируют гласные звуки.
Поговорим о том, как можно развивать речь ребёнка через музыкальное
воспитание.
Учёные установили, что дети быстрее всего начинают воспринимать
речь под музыку. Как оказалась именно она помогает малышам учиться
распознавать ритм речи и развиваться интеллектуально
Учёные провели такой эксперимент.В эксперименте принимали участие 39
детей в возрасте 9 месяцев. Малыши были разделены на две группы. В одной
детям просто давали игрушки, а во второй – ставили музыку на 15 минут.
После 12 сеансов игры и музыки была проанализирована нейронная реакция.
В итоге получилось, дети, слушавшие музыку были более восприимчивы к
звукам – у них была зарегистрирована повышенная активность коры
головного мозга.
Обработка музыки мозгом задействует общие нейронные сети с такими
немузыкальными функциями, как речь, язык, познание, сенсорно-
двигательные функции. Например ,за речь и язык отвечает левое
полушарие головного мозга, но пение активизирует оба полушария.
Мозг
«распознает» музыкальные колебания, улучшается его функциональное
состояние, нормализуются межполушарные взаимодействия.
При тренировке мелкой и крупной моторики происходит и компенсация
нарушений моторики артикуляторных органов, т.е.«тренируя пальцы, можно
развить речь».
Восприятие речи и музыки осуществляется единой
анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия
можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.
Систематические упражнения, тренирующие движения пальцев рук, наряду
со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством
повышения работоспособности коры головного мозга..
Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и
ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму.
Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.
Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием
чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических
упражнениях и играх. И особенно хорошо, если они будут сопровождаться
музыкой. Через ритм происходит ритмическая синхронизация мозга, т.е.
все эти нейроны в одно и то же время, в одном и том же месте начинают
синхронизироваться и эффективно возбуждаться, что помогает движению,
моторики, речи.
Учёные считают, что обучать музыке нужно каждого ребёнка. Это тонкая,
изысканная настройка нейронной сети. Совершенно неважно, будет он
впоследствии играть на инструменте или нет, ребёнок научится отличать
высокие звуки от низких, долгие от коротких, научится распознавать
характер музыки. В последствии в школе ему будет легче учиться писать и
читать.
Пение
Важный вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с
развитием речи – это пение.
Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся
слов. А основным средством овладения языком и развития речи
является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они
заучивают слова, так как произносят их снова и снова, под музыку намного
интереснее повторять одни и те же слова, чем без неё. Запоминание куплетов
из песен развивает умение составлять фразы и предложения. Пропевая
песенки, ребёнок знакомится с новыми понятиями, пополняет свой
словарный запас. Дети быстрее овладевают ритмическим строем языка,
ведь им приходится пропевать каждый слог. При пении дети
неосознанно рифмуют определенные слоги.
Дети, у которых не развита речь, развитию речевого слуха способствуют
пение попевок на различных звуках (например:
Конфетки -Ши-ши-ши-ши, как конфетки хороши,Шо-шо,шу-шу,ша-ша.
Лиса-су-су-су-су, не пускают в дом лису, са-са-са, сы-сы-сы, си-си-си
Ёжик жа-жа-жа-жа, мы нашли в лесу ежа… Жу-жу-жу,Же-же-же,жи-жи-жи
Мишка - че-че-че, чу-чу-чу,чи-чи-чи, ча-ча-ча
Коза - зы-зы-зы, зе-зе-зе, зу-зу-зу, за-за-за.
Новогодняя- ли-ли,ла-ла, ло-ло,лю-лю
Все эти распевки требуют четкой работы артикуляционного аппарата
(губы, язык),
Они доступны, их можно найти в интернете и разучивать с детьми.
Рассматривая вопрос о нарушениях голоса важно знать нормальное развитие
голоса детей.
За норму звучания принимается голос средней громкости, среднего
регистра, звонкий, сильный, мелодичный, естественный, передающий все
оттенки мыслей и чувств, все интонационное богатство языка.
Нарушенный голос – это голос глухой, хриплый, сиплый, грубый, резкий,
сдавленный, зажатый, слабый, тихий, монотонный, «тусклый»,
«металлический», фальцетный, крикливый, лающий
Логоритмика
Наряду с пением развивает речь логоритмика. Логоритмика-это соединение
речи, движений и музыки. Это всевозможные хороводы, песни, пляски, игры
с пением, пальчиковые игры, коммуникативные игры. Ребёнок
одновременно поёт, выполняет соответствующие тексту движения, тем
самым учится согласовывать пение с движениями. Особенность
логоритмики заключается в том, что в двигательные задания включается
речевой материал, а музыка не просто сопровождает движение, а является
его руководящим началом.
Логоритмика развивает речевые навыки, моторику, координацию,
дыхание. Движения создают ритм, который является залогом четкой
артикуляции, значительно облегчают трудности воспроизведения
ритмической структуры слов, стихотворных текстов.
Увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-
речевой материал создают на музыкальном занятии положительный психо-
эмоциональный настрой у детей и стимулируют потребность детей в
общении.
Занятия логоритмикой способствуют адаптации ребёнка в школе. Ребёнок
успешно осваивает школьную программу, умеет грамотно выражать свои
мысли и не боится отвечать на уроках, а также выступать на большую
аудиторию.
Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается
гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие
ребенка
Игра на музыкаотных инструментах
-
самый любимый вид
музыкальной деятельности.
Игра
на
разных
музыкальных
инструментах
способствует
развитию
общей
и
мелкой
моторики,
формированию
у
ребенка
внутреннего контроля за своими действиями. Если на первых этапах
ребенок может играть только на самых простых инструментах (маракас или
бубенчики, колокольчики, то в ходе занятий ребенку становятся доступно все
большее количество разнообразных инструментов, многие из которых
требуют от него более развитой моторики и координации движений - ребенок
начинает не просто трясти игрушкой, а стучать, попадая палочкой по
барабану или маленькой деревянной коробочке, , металлофону, ксилофону).
Впоследствии ребенку становятся доступны инструменты, требующие
активного участия двух рук, навыков тонкой моторики (ложки, треугольник,
кастаньеты).
Роль семьи в преодолении дефектов речи.
Условия для музыкального развития ребенка в семье
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания
ребенка, в том числе и музыкального, создаются в семье.
Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения.
Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны
помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития
ребенка.
Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры.
В одних с уважением относятся к народной и классической музыке,
профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в
доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком.
В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием
детей, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у
них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок
слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к
«серьезной» музыке его родители безразличны.
Методы обучения в семье
Основные
педагогические
методы
(наглядный,
словесный,
практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.
Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности:
наглядно-слуховой и наглядно-зрительный.
Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального
воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Это
непосредственное
прослушивание
записей
музыки
или
исполнение
музыкальных произведений.
Наглядно-зрительный метод
в музыкальном воспитании имеет
вспомогательное значение. Зрительная наглядность (картины, рисунки,
цветные карточки и т. д.) применяется для того, чтобы конкретизировать
впечатления, разбудить их фантазию, проиллюстрировать незнакомые
явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т. д.
Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать
слуховому восприятию.
Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои
преимущества. Дома
имеется возможность показать детям книги с
репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка,
народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов
быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих
по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об
искусстве.
С детьми можно провести такую игру. Пример, перед детьми ставится
задача: - выбрать из двух (трех) картин одну, соответствующую по
настроению музыкальному произведению, или -сравнить с картиной два
(три) музыкальных произведения и выбрать наиболее близкое ей по
образному содержанию, выразительным средствам, -подобрать и выложить
на панно карточки, соответствующие по настроению музыке, и т. д
Кроме
наглядно-зрительного
и
наглядно-слухового
методов
существует
словесный
метод.
Это
беседа,
рассказ,
пояснение,
разъяснение
Важно организовать внимание детей, передать
им определенные
знания: о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах,
пояснить музыкальные произведения, которые они слушают. С помощью
слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным,
осмысленным
Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку
настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время
слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений,
на изменения в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь
тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются
звуки треугольника, как грустно звучит мелодия).
Дети должны определять характер музыки — веселая, грустная, нежная,
тревожная, взволнованная, решительная и т. д.— это слова-образы, они
употребляются в переносном значении. Если активно формировать
«словарь эмоций» , речь детей обогащается, восприятие музыки
становится более глубоким, разноплановым.
Практический метод -обучение игре на музыкальных инструментах,
пению, музыкально-ритмическим движениям. Этот метод позволяет ребенку
овладеть
определенными
умениями
и
навыками
исполнительства
и
творчества.
Формы организации музыкальной деятельности детей в
семье
Как же организовать музыкальную деятельность в семье?
Музыка в семье может использоваться в виде занятий. На занятиях с
детьми роль
родителей
активна—это совместное слушание музыки,
совместное
музицирование - игра на музыкальных инструментах,
пение , пляски, хороводы, игры с музыкой.
К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание
грамзаписей
музыкальных
сказок,
музыки
к
мультфильмам,
самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в
эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку. Ребенок должен чувствовать,
что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.
Есть ещё более свободная форма музыкальной деятельности —
слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими
играми, рисованием).
Восприятие музыки в таком случае может быть
фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий.
Музыка может звучать и во время утренней гимнастики. В этом случае
нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.
Занятия дома должны проводиться систематически, прерывать их
нельзя, нейронные связи имеют способность угасать и достигнутые ребёнком
результаты
утратятся.
Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для
разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее
полно использовать его возможности.
Думаю, что многие из вас успешно организовывают музыкальную
деятельность своих детей.
Перед тем, как перейти к вопросам, у нас с вами есть сейчас
возможность и время провести небольшой мастер-класс по движению для
обогащения вашего опыта. Я предлагаю всем исполнить пляску-хоровод.